Украина в руках элит. Три сценария для страны

Украина в руках элит. Три сценария для страны

В мареве пожаров Майдана можно разглядеть уникальный шанс для Украины.

На сегодняшний день будущее Украины и ее жителей во многом зависит от способности правящих элит договариваться между собой. Мировая история свидетельствует о том, что именно консенсус в правящих кругах является единственным рациональным выходом из ситуации, которая грозит катастрофой не только украинскому обществу но и большинству небожителей.

Закат неоколониальной системы

Как большинство постколониальных территорий со слабой элитой и плохо развитым обществом, Украина должна была превратиться в подобие латиноамериканской или африканской автократии под контролем одной из мировых империй.

Однако вследствие уникального геополитического положения стала полигоном для двух внешнеполитических сил.

С одной стороны это противостояние на протяжении 20 лет поддерживало порочную систему, которая окончательно разложила экономику страны и в конце концов привела к вооруженным конфликтам. С другой - создало условия для формирования элит, а также появление зачатков гражданского общества.

Майдан знаменовал окончание устаревшей неоколониальной эпохи. Однако в мареве его пожаров можно разглядеть уникальный шанс для Украины создать новую систему или же скатиться в пропасть нескончаемых конфликтов.

Сегодня этот шанс во многом зависит от явления, которое в западной политической науке называется консенсусом или договоренностью элит.

-- ВАРИАНТ №1: РАЗДЕЛЕНИЕ

Наиболее негативный для Украины сценарий предполагает начало гражданской войны в стране. Это ослабит влияние центральной власти на местные элиты, а также даст повод для внешней силы в одностороннем порядке начать интервенцию на территорию Украины. Нарушение норм Международного права не остановит агрессора, так как такое нарушение не раз случалось с молчаливого согласия ООН.

После сепаратного союза одна из властных групп при поддержке одной из внешних сил может спровоцировать отделение нескольких областей от территории Украины в квазигосударство, воспользовавшись официальным правом народов на самоопределение. Как это было с Южной Осетией или Приднестровьем, Пакистаном и многими другими территориями.

На первый взгляд, для местной элиты – это путь наименьшего сопротивления, так как для осуществления этого плана нужно просто кинуться в крепкие объятия одной из могущественных империй.

Однако, на самом деле, такие объятия могут стать смертельными. И отечественные олигархи понимают это лучше всех.

Именно поэтому на днях Ахметов и Пинчук начали призывать противостоящие стороны к перемирию и диалогу. Именно поэтому Игорь Коломойский предупредил Кернеса и Добкина об ответственности за сепаратизм, уверив, что он не даст расколоть Украину.

Такие, хоть и несколько запоздавшие, гласы власть имущих дают некоторую надежду на консенсус отечественных элит, который позволит сохранить страну целостной, а ее граждан – живыми.

-- ВАРИАНТ №2: ТОТАЛИТАРНЫЙ СОЮЗ

Второй возможный вариант развития событий – это сговор нескольких групп в целях установления тоталитарного режима на всей территории Украины при поддержке одной из внешних сил.

При этом коалиция должна деактивировать оппонирующую группу, которую будет поддерживать другая влиятельная внешнеполитическая сила.

О таком сценарии активно мечтает действующая правящая элита. Однако его осуществление все менее и менее вероятно.

Ведь для этого отечественные олигархи должны обладать исключительным единством, например, на профессиональной основе, как в России, а также серьезными ресурсами, типа нефти или газа, чтобы финансировать карательную машину и пропаганду.

Ресурсы отсутствуют. Так же, как и единство в стане элит, которые не могут договориться даже в рамках примитивной организации - Федерации Футбола Украины. Трудно себе представить, что эти люди смогут вместе усмирить 45 миллионов, больше 10-ти из которых заточены под войну с тоталитарным режимом в лесах Западной Украины.

Кроме того, силовой сценарий удержания власти будет предполагать устранение лидеров оппозиции, а также массовые репрессии по всей стране, что повлечет за собой необратимые последствия.

В любом случае тоталитарный сценарий развития событий имеет множество практических изъянов. Внешняя поддержка в любой момент может ослабнуть, а внутренних ресурсов на поддержание системы нет. Такой тип системы нестабильной и восприимчивой к социальным катаклизмам (в том числе спровоцированных извне), а значит не может гарантировать преемственности активов и власти между поколениями представителей властных кругов вследствие отсутствия легального на то основания.

-- ВАРИАНТ №3: ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА ДЛЯ ЭЛИТ

В то же время принятие новой Конституции, предполагающей возврат к парламентско-президентской форме правления с одновременными внеочередными парламентскими выборами, может стать третьим вариантом развития событий.

Конституционная реформа безусловно ослабит правящую группу, однако даст ей достаточно времени для того, чтобы перегруппировать силы, заручившись поддержкой дополнительных союзников внутри страны.

Если власть все же не пойдет на сделку, оппозиция при поддержке извне вероятно сможет свергнуть правящую группу, значительно ослабив ее влияние во всех ветвях власти через внеочередные президентские, парламентские и местные выборы, а также уголовные преследования за жертвы среди мирного населения.

Конституционная реформа или полная перезагрузка властной элиты может стать отправной точкой для формирования в стране новой, цивилизованной системы.

Чтобы сохранить свои капиталы и власть в новых условиях украинские элиты будут вынуждены прийти к консенсусу на конкурентной основе. Так в 17-19 веках поступили правящие семьи Англии, Франции, Швейцарии, США. Так в 21 веке может поступить и украинские небожители.

Суть консенсуса заключается в обеспечении равного и конкурентного доступа к власти, а также личной неприкосновенности и неприкосновенность активов путем внедрения реального верховенства права в стране.

Именно верховенство права, которое должно поддерживаться всеми государственными механизмами и культивироваться в обществе, может обеспечить украинской элите долгожданную внутреннюю и внешнюю (международную) легализацию.

Хорошие новости заключаются в том, что верховенство права, как система гарантий для элиты, не может действовать выборочно, а поэтому будет распространяться на всех без исключения граждан Украины на недискриминационной основе.

Плохие новости заключаются в том, что реализация этого плана, хоть и выглядеть более перспективной для отечественных элит, однако имеет не меньше практических трудностей, чем предыдущий авторитарный сценарий.

-- ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

Причины, для объединения отечественных элит следует искать исключительно в рациональной плоскости. Лишь спасение жизни, свободы и власти, средств производства не территории Украины, а также счетов в Швейцарии и недвижимости в Лондоне способно подтолкнуть этих людей к системной договоренности.

Объединившись, элитам придется вступить в сложные взаимоотношения с внешними силами, при этом сохраняя внешнеполитический баланс, дабы не допустить эскалации внутри еще неокрепнувшей системы. Как это недавно было в Грузии.

Не меньше проблем будет и внутри страны. Полная перезагрузка системы предполагает изменение способа управления обществом, а также значительных усилий в идеологической и кадровой плоскостях.

Для начала измениться характер воздействия на общество. Вместо грубой силы элитам придется использовать силу убеждения. Вместо ориентированных на лидера политических проектов придут силы, построенные на универсальной основе – идеологии.

Вслед за политической системой, также изменится состав и уровень отечественного политикума, который будет формироваться не по клановому принципу, но на основе здоровой конкуренции.

Кроме того, элиты должны объединить усилия ради формирования общегосударственной политики, направленной на консолидацию народа в общность с единой целью, мечтами, приоритетами на уровне общегосударственной политики.

Объединение народа, который годами поляризировали ради мобилизации на выборах, - задача требующая массированной пропаганды, а также многомиллиардных инвестиций.

Инвестиций, рентабельность которых должна определяться не уровнем прибыли отдельных олигархов, однако стратегическими интересами всей страны.

Другими словами в Западную Украину и Крым нужно вкладывать много денег, как это делает Меркель в отношение Восточной Германии. Деньги улетают, как в топку, однако эта топка ядерной электростанции, от которой питается вся страна.

Ведь законы мироздания не менялись от начала мира. Человек будет любить свою страну только, если он вложит в нее достаточное количество времени, денег или труда. Это касается не только рядового украинца, которому следует мыть асфальт возле своего дома, но и элиты, которая должна научиться отдавать, чтобы зарабатывать.

Автор – Сергей Влащенко, президент "Центр Политического Прогнозирования"

Фото: Gleb Garanich/Reuters/Vostok

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: