Александр Карпец Журналист

План Яценюка: здравствуй, ужас!

Олигархам позволено за кризис не платить, а наоборот, сохранить и приумножить капиталы, хотя, наряду с бюрократией именно олигархи разграбили страну и привели ее к нынешнему коллапсу.

Война все спишет! Справедливость этой старой поговорки подтверждают решения новой власти. Под шумок революции и российской интервенции премьер Яценюк и его правительство хотят всю тяжесть экономического обвала возложить на рядовых граждан.

Олигархам позволено за кризис не платить, а наоборот, сохранить и приумножить капиталы, хотя, наряду с бюрократией именно олигархи разграбили страну и привели ее к нынешнему коллапсу. О том, чтобы олигархи вернули награбленное, вопрос даже не ставится. Сейчас, пока общество отходит от шока, вызванного кровавым финалом режима Януковича, а все внимание отвлечено на московскую интервенцию в Украину, граждане не осознают, что их ожидает в ближайшее время. Но очень скоро они поймут, что воевали и проливали кровь на баррикадах для того, чтобы волочь на своей шее кредитно-долговой «хомут», безбожные коммунальные тарифы, цены на продукты питания и товары первой необходимости — и все это в условиях урезания зарплат, пенсий, социальной помощи. А «хозяева жизни» по-прежнему будут обирать страну и граждан, богатеть, жить в роскоши. Судя по слитому в интернет телефонному разговору «человека с голосом Коломойского» и «человека с голосом Курченко», олигархи, даже близкие к Семье Януковича, чувствуют себя неплохо и даже имеют наглость резвиться, а рядовых граждан ожидает «затягивание поясов» во имя священной цели — вывода Украины из кризиса.

И тогда наступит новый Майдан и следующий этап революции под социально-экономическими и классовыми лозунгами. Вот только страна может не выдержать еще одного социального взрыва и развалиться окончательно, особенно если учесть, что кремлевский империализм не дремлет и готов использовать любую возможность для дальнейшего раскола Украины и уничтожения ее как независимой страны. Похоже, ни нынешняя власть, ни ее западные партнеры этого не осознают.

Они не осознают, что одной из главнейших причин революции в Украине стал крайне низкий уровень жизни, вопиющая социальная несправедливость, катастрофическое имущественное и политическое неравенство, сложившиеся после развала Советского Союза. Пока эти факторы скрыты революционными настроениями и московской интервенцией, но очень и очень скоро они станут определяющими. Не только подрывная деятельность Кремля и подогреваемые Москвой пророссийские настроения, не только юродивые риторика и телодвижения национал-патриотов, не на шутку испугавших русскоязычное население, являются причиной проснувшегося сепаратизма, но также вопиющие социально-экономические проблемы.

А о том, что за кризис опять должны платить рядовые граждане, а не олигархи, свидетельствуют планы и первые действия нового правительства, активизация олигархов и даже «олигархический призыв» в некоторые органы власти, заявления лидеров западных стран и международных организаций.

Буквально в первых строках программы правительства Яценюка, далее — «план Яценюка», говорится о безотлагательном подписании Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, внедрении положений этого документа в Украине, экстренном выполнении всех условий для скорейшего получения безвизового режима с ЕС и одновременном развитии добрососедских отношений с Россией. Здесь много всего и сразу, а потому нужно рассмотреть по отдельности.

Превратим Украину в Страну Вечнозеленых Помидоров?

Лидеры ЕС уже заявили о стремлении максимально ускорить заключение соглашения, а политическую его часть готовы подписать еще до внеочередных президентских выборов, назначенных на 25 мая 2014 года. Политическая часть касается соблюдения прав и свобод, борьбы с коррупцией, прозрачности судебно-правоохранительной системы и прочих так называемых европейских ценностей, которые лучше было бы назвать просто нормальными цивилизованными нормами общественной жизни, которые давно можно, а главное крайне нужно было внедрять и без Европы. Но политическая часть соглашения мало что дает для разрешения социально-экономических проблем.

В этом смысле, намного важнее соглашение о зоне свободной торговли (СЗСТ) между Украиной и Евросоюзом, но и здесь не все так просто. Напомним, что предыдущая версия соглашения, от подписания которой отказались Янукович и компания, практически ничего не давала Украине, особенно с учетом потерь от экономической блокады Москвы, которая в нынешних условиях станет абсолютной. Документом предусматривалось почти полное открытие рынка Украины для западных товаров путем снятия импортных пошлин и непропорционально малое снижение пошлин на импорт украинских товаров в Европу. Кроме того, соглашение предусматривало смехотворные квоты на поставку украинских товаров в Европу, а если к этому еще добавить проблемы со стандартизацией и прочие технические вопросы, то зона свободной торговли с ЕС никоим образом не компенсирует потерь от разрыва экономических связей с Таможенным союзом.

Наконец, одной из важнейших проблем остается доставшееся Украине после развала Советского Союза высокотехнологическое производство — энергомашиностроение и атомная промышленность, транспортное машиностроение и военно-промышленный комплекс, авиационная и ракетно-космическая техника, и так далее. Многое из того, что производится этими отраслями, является недостижимым даже для самых развитых стран ЕС. Но проблема в том, что эти отрасли сильнейшим образом связаны со странами Таможенного союза, прежде всего с Россией, как по рынкам сбыта, так и по импорту сырья, материалов, комплектующих. На вопрос о том, что делать с этими отраслями после разрыва технико-экономических связей с Россией, не дают ответа ни соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, ни западные партнеры, ни новое правительство.

Даже тот факт, что после московской агрессии ЕС готов в одностороннем порядке обнулять ставки импортных пошлин на украинские товары, проблему не решает. Тем более что эта мера введена только до 1 ноября 2014 года, до подписания соглашения о ЗСТ с ЕС. На каких условиях будет подписан новый документ по ЗСТ — неизвестно. В такие «мелочи», как непонятная ситуация с квотами, различие в стандартизации, даже не будем вдаваться. Можно уверенно сказать, что Украина только укрепит статус поставщика в Европу сырья, полуфабрикатов, продукции с низкой добавленной стоимостью. В Европу будет по-прежнему экспортироваться то, что и раньше, а именно — чугун, сталь, зерно, некоторые продукты питания. В свою очередь, продукция машиностроения, фармацевтической и химической промышленности, прочее подобное на рынки ЕС не попадут, поскольку не пройдут сертификацию, которая, к тому же, длится долго. И не потому, что наши товары имеют плохое качество, часто наоборот, наши товары качественнее, но потому что у нас разные стандарты, а их смена — это очень долгий и дорогостоящий процесс.

Иными словами, это статус «банановой страны» или, если угодно, «страны вечнозеленых помидоров», поскольку бананы у нас не произрастают. Очевидно, что ни Германия, ни Британия, ни Франция, не говоря уже о менее технологически развитых странах Европы, не будут комплектовать указанные отрасли и приобретать их продукцию, тем более что это невозможно по ряду экономических, политических, технических причин.

Опыт соседних Польши и Венгрии, которым¸ кстати, в научно-техническом плане до Украины очень далеко, показывает, что подобные отрасли разрушаются и исчезают из-за отсутствия заказов. О Румынии, Болгарии и Прибалтике и говорить нечего. Только Чехия сумела сохранить высокотехнологичный комплекс, да и то со многими оговорками.

А это десятки, сотни тысяч рабочих мест по всей Украине. Вместе с семьями работников счет пойдет на миллионы человек. Развал этих отраслей приведет к научно-технической деградации страны, а главное — к массовой безработице и социально-экономическому коллапсу, в том числе в юго-восточных областях, где расположена значительная часть предприятий. Это чревато эскалацией сепаратистских и пророссийских настроений, и можно быть уверенным, что Москва этим обязательно воспользуется. Но, похоже, новое правительство в полной мере даже не понимает эту проблему, а западные партнеры и вовсе понятия о ней не имеют.

Озвученная Яценюком и президентом Еврокомиссии Баррозу цифра в размере 400-500 млн евро в качестве дополнительных поступлений от экспорта в ЕС в течение 2014 года в результате обнуления Европой импортных пошлин выглядит, мягко говоря, несолидно, если учесть, что экспорт машиностроительной продукции в страны Таможенного союза исчисляется в миллиардах.

Удар по экспорту наемного труда

Предусмотренное «планом Яценюка», как указано в документе, «всестороннее развитие добрососедских отношений с Российской Федерацией на равноправной основе» в свете нынешней агрессии Москвы в Украине и вовсе представляется неосуществимым. Возможно, это вызвано тем, что когда в Крыму появились первые боевики Путина, и нужно было немедленно предпринимать ответные меры, в Киеве как раз делили портфели в правительстве и провозглашали все тот же «план Яценюка». Конечно, новая власть Украины в московской агрессии невиновна, но правительство просто обязано учитывать ее социально-экономические последствия, а они будут крайне тяжелыми. Кроме указанных выше огромных потерь из-за разрушения торгово-экономических связей, утраты рынков высокотехнологичной продукции, следует ожидать удара по нашим трудовым мигрантам в России, а это, прежде всего, выходцы из юго-восточных регионов. Не стоит исключать введения Кремлем визового режима и притеснение заробитчан на территории России. Следует учесть, что трудовые мигранты ежегодно переводят в Украину, по разным оценкам, $7-8 млрд, и существенную долю в этой сумме составляют «российские переводы». Это не только инвестиция в экономику страны, но также средства на содержание семей мигрантов в Украине. Если этот денежный поток иссякнет, Украину, прежде всего, подчеркнем, ее юго-восточные регионы ожидает сильнейший удар. Как правительство Яценюка собирается решать эту проблему? Ответа на этот вопрос, к сожалению, пока не видно.

В этом смысле безвизовый режим с Европой, реальность которого является более чем сомнительной, абсолютно ничего не дает. О том, что ЕС откроет для Украины свой рынок труда в сколько-нибудь обозримом будущем, едва ли стоит серьезно говорить. Даже гражданам Болгарии и Румынии, стран-членов ЕС, которые суммарно намного меньше Украины по населению, с 2007 до 2014 годы не позволяли свободно трудиться в Европе, да и сейчас, после отмены этого ограничения, не все просто. Максимум, что «светит» Украине, — это безвизовый режим для кратковременных туристических, деловых, учебных поездок. Потери от возможной утраты рынка труда в России невозможно компенсировать «безвизовой Европой», и не похоже, что новая власть имеет на сей счет рецепты.

Подобные вопросы ставятся вовсе не с целью склонить кого-то к сдаче на милость московскому империализму, а исключительно для того, чтобы обратить внимание новой власти на вопиющие проблемы, которые могут привести к тяжелым социальным последствиям.

Кредитный хомут — на шею нищете

Но едва ли не самую большую опасность представляют планы правительства по привлечению иностранных кредитов, прежде всего, как сказано в программе правительства, «выполнение всех условий, необходимых для получения кредитов от МВФ и ЕС». Причем в ЕС уже заявили, что готовы оказать финансовую поддержку только после того, как Украина возобновит сотрудничество с МВФ, пообещав аж 15 млрд евро, но пока ограничившись всего 1 млрд евро макрофинансовой помощи. Условия МВФ остаются неизменными и вкратце являются следующими: девальвация гривны приблизительно на 30%, резкое повышение тарифов на газ и услуги ЖКХ для населения, существенное сокращение расходов бюджета, в том числе расходов на оплату труда в бюджетной сфере, на социальные выплаты, на образование и здравоохранение, и так далее.

О последствиях воплощения в жизнь этих мер сказано много, но на некоторых деталях нужно остановиться.

Что касается девальвации национальной валюты, то за время острого политического и социально-экономического кризиса в Украине она произошла и без МВФ. Похоже, курс 8 гривен за доллар, державшийся, по сути 5 лет со времен кризиса 2008 года, ушел в историю, а курс 9,5-10 грн/долл уже стал реальностью, то есть можно говорить о 20-25% девальвации. Остается только надеяться, что дальнейшего падения не произойдет. Как и ожидалось, девальвация играет на руку экспортерам и снижает импорт, что ведет к улучшению платежного баланса. Но падение импорта имеет и отрицательную сторону: сокращается поступление налогов и таможенных сборов, ухудшая наполнение бюджета.

Девальвация национальной валюты стимулирует удорожание критического импорта, включая, энергоносители и лекарства, рост цены на продукты питания и товары первой необходимости, причем не только импортные, но и отечественные. Это подорожание уже началось буквально сразу с началом падением гривны, и продолжается теперь, когда национальная валюта стабилизировалась.

Сильнейший удар по рядовым гражданам нанесет намеченный рост тарифов ЖКХ, который, по разным оценкам, может составить 30, 50, даже 100 процентов. При этом новоявленная власть, равно как и все предыдущие власти, включая Януковича, пользуется привычным словоблудием о повышении тарифов до некоего «экономически обоснованного» уровня. Причем, несмотря на обещания навести в этом вопросе порядок, вот уже много лет общественность и независимые эксперты никак не могут узнать настоящий «экономически обоснованный» уровень, зато регулярно разгораются скандалы о нецелевом использовании, разбазаривании и хищениях финансовых и материальных ресурсов в ЖКХ, о сознательном завышении расходных статей тарифов с целью «отмывания» средств. О катастрофическом состоянии инфраструктуры, ведущем к огромным потерям, не говорит только ленивый. Все это воровство, разгильдяйство и развал оплачивают граждане. Более того, понятие «экономически обоснованные» тарифы не определено ни одним нормативно-правовым актом, то есть чиновники всех властей и мастей уже много лет жонглируют понятием, которого нет в природе. Тарифы же устанавливаются местными органами власти и Нацкомиссии по регулированию рынка коммунальных услуг (НКРРКУ) путем торга между чиновниками, с одной стороны, и владельцами или «смотрящими» предприятий ЖКХ — с другой.

Многие годы бывшая оппозиция в лице партий «Батьківщина» и «УДАР» говорили, в частности, о необоснованности и незаконности установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги в столице. С приходом этих сил к власти обличительный запал этих сил по поводу несправедливости тарифообразования улетучился, а новоназначенный глава Киевской горгосадминистрации Владимир Бондаренко, не успев занять руководящее кресло, уже заговорил о повышении в 2 раза тарифов на проезд в коммунальном транспорте.

Если предыдущая власть хотя бы обещала навести в порядок в указанных вопросах, но ничего не сделала и не собиралась, то новая власть даже подобных обещаний не дает, а сразу заявляет о повышении тарифов. Это приведет, прежде всего, к обогащению упомянутых владельцев и «смотрящих» предприятий ЖКХ. Впрочем, весьма реален еще один вариант: граждане просто перестанут платить за услуги.

Туманные обещания адресных компенсаций малоимущим не вызывают никакого доверия хотя бы потому, что в «плане Яценюка» однозначно говорится об урезании льгот.

В то же время власть Януковича в 2011 году продавленным в парламенте специальным законом «простила» долги частных облгазов, облэнерго и теплокоммунэнерго перед бюджетом, энергорынком и «Нафтогазом» на фантастическую сумму, превышающую, по разным оценкам, 50 млрд грн. Бывшая оппозиция, она же нынешняя власть, справедливо и нещадно критиковала режим Януковича за подобные действия, но теперь ничего не делает для восстановления справедливости и возврата денег. Более того, этот вопрос не поднимается вообще.

Рост потребительских цен и тарифов ударит по гражданам тем сильнее, что намечено резкое сокращение расходов бюджета, включая фонды оплаты труда в бюджетной сфере и социальные выплаты. В частности, планируется упразднить надбавки и доплаты для медработников неотложной помощи. Есть намерение отменить одноразовую выплату в размере 10 минимальных зарплат и предоставление жилья молодому специалисту, который согласился работать в селе. Уже в марте предусматривается ограничить выплату пенсий работающим пенсионерам — они будут получать лишь 50% от назначенных пенсионных выплат, но не меньше минимальной пенсии по возрасту. Последняя мера, кроме всего прочего, приведет в «оголению» низкооплачиваемых должностей, на которых работают пенсионеры, но никогда не согласится работать молодежь; среди таких профессий — медработники, учителя, библиотекари и пр. Экономии — копейки, а социальные последствия будут крайне негативными. К тому же, урезание пенсии — это вообще незаконная затея!

Еще один важнейший аспект — проведенная режимом Януковича пенсионная реформа, которую бывшая оппозиция, а теперь власть, критиковала с пеной у рта, справедливо называя антинародной, и обещала немедленно отменить после воцарения. Но, как правильно в свое время подчеркивал экс-президент Леонид Кучма, точка зрения определяется местом сидения. Кивая на бедственное финансовое положение, представители новой власти теперь твердят, что пенсионную реформу отменить никак нельзя, а, наоборот, срок выхода на пенсию нужно увеличивать.

Все это во имя «священной» цели — сократить расходы бюджета на 65-80 млрд грн и понравиться МВФ, чтобы получить кредит, который затем придется отдавать с процентами. О социальных последствиях этих планов никто не думает.

Разговоры об урезании или, как минимум, замораживании социальных выплат и зарплат бюджетников в Украине по настоянию МВФ выглядят цинично. Подавляющее большинство бюджетников и пенсионеров имеют доходы на уровне «минималки», которая до обвала курса гривны составляла 150 долларов, а теперь — и того меньше. Это хуже, чем в Молдавии и Албании. Если в Греции или Испании, где ЕС и МВФ внедряют меры суровой бюджетной экономии, доходы местного населения, может быть, еще можно урезать, то в Украине резать дальше уже некуда. А то ведь можно и до голодного бунта дойти!

Тем более что не так давно в МВФ вынуждены были признать, что меры по жесткой бюджетной экономии дают крайне отрицательные результаты в виде падения экономики и уровня жизни с последующими социальными взрывами, как это собственно, и было в Греции, Болгарии, Испании. Правда, политика фонда после этих признаний не изменилась…

В Украине же сейчас «горючего социального материала» едва ли не больше, чем во всей Европе, вместе взятой. В случае резкого ухудшения и без того вопиющих экономических условий существования рядовых граждан, недавняя демократическая революция, по законам жанра, может очень быстро перерасти в масштабные протесты с социально-экономическими требованиями, а также к новому всплеску сепаратистских настроений, что крайне опасно в условиях агрессии Кремля.

А почему не платят олигархи?

Именно этот вопрос возникает при рассмотрении программы правительства, в которой все тяготы и лишения экономического развала в стране предлагается возложить на простых граждан. Правда, в «плане Яценюка» наличествует традиционный и содержавшийся во многих предыдущих подобных программах пункт о возврате капиталов, выведенных из-под налогообложения на Кипр и в другие офшорные юрисдикции. Но подобные обещания вызывают крайне скептическое к себе отношение.

А главное, зачем набирать кредиты на тяжелых для страны и граждан условиях, а затем платить по ним с процентами, если из страны незаконно выведены и продолжают выводиться миллиарды долларов?

Правда, со стороны новой власти прозвучало обещание вернуть в Украину капиталы, вывезенные Януковичем и его кликой. Богатство только семьи Януковича оцениваются в $12 млрд. Эта сумма сопоставима с кредитом, который, может быть, даст Евросоюз. Со стороны западных партнеров звучат заверения, что Запад поможет Украине в возврате неграбленого. Хотелось бы верить, хотя выполнимость этих обещаний выглядит довольно эфемерной. Реально же пока объявлено о замораживании активов ряда лиц, причастных к режиму Януковича, но непонятно, идентифицированы ли эти активы.

В то же время, олигархи, которые не были непосредственно инкорпорированы в режим Януковича, например, Коломойский, Ахметов, Фирташ, Пинчук, Тарута и другие помельче, особых проблем пока не испытывают, а некоторые чувствуют себя даже слишком хорошо и занимают важные посты в местных администрациях.

Чтобы отвести страну от пропасти, следует вернуть выведенные капиталы в Украину. При этом даже не обязательна хорошо известная «экспроприация экспроприаторов». Весьма «элегантную» и вполне реальную схему предлагает бывший глава Фонда госимущества Александр Бондарь в виде законопроекта «О легализации капиталов и имущества, зарегистрированных в офшорных зонах и зонах так называемого избежания двойного налогообложения». Документ касается не только официальных офшоров, к которым, кстати, Кипр не относится. Зоны, которые позволяют избегать налогообложения, находятся в Австрии, Великобритании, даже США и других странах. Именно подобными «серыми зонами», а не офшорами, по словам Александра Бондаря, пользуются олигархи, выводя деньги посредством специальных механизмов. Налоговикам эти зоны и схемы хорошо известны.

По примерным подсчетам налоговых органов, за последние годы из страны выведено около $100 млрд. Это огромнейший потенциал, использование которого позволит отказаться от зарубежных кредитов как таковых. Места нахождения, сумы, предприятия олигархов в Украине и из контрагенты за рубежом налоговикам, по словам Бондаря, известны, равно как принадлежность предприятий тому или иному олигарху.

Экс-глава Фонда госимущества полагает, что если новая власть договорится с олигархами, то тогда дело пойдет по обкатанной схеме «договорного матча». Вопрос будет решаться через суды в индивидуальном порядке, затянется на неопределенно долгий период и окончится ничем. Впрочем, все, «кому надо», получат свои «откаты».

Александр Бондарь предлагает схему, согласно которой олигархам ставится следующее условие. Из упомянутых $100 млрд олигархи 50% возвращают в госбюджет, а 50% — в качестве инвестиций в свои же предприятия в Украине. В этом случае за ними остается право собственности на «прихватизированные» предприятия. Притом что обрели олигархи эту собственность, мягко говоря, не слишком честным способом. В противном случае предприятия будут национализированы с возможной дальнейшей повторной приватизацией и выплатой экспроприаторам тех незначительных сумм, за которые они их якобы приобрели, то есть все «капиталистические приличия» формально будут соблюдены. Сделать это реально: несмотря на то, что все предприятия олигархов в Украине оформлены на офшорные фирмы, налоговым органам хорошо известно, кто является конечным бенефициаром этих предприятий.

Предложение Александра Бондаря вполне логично. Гоняться за деньгами и иными вывезенными за границу активами — дело долгое, дорогое и неблагодарное. Но капиталы олигархи зарабатывают преимущественно на эксплуатации расположенных в Украине предприятий, и если ударить в эту болевую точку, то можно изыскать для вывода страны из кризиса немалые деньги, которые позволят обойтись без кредитов и тяжелых условий, чреватых социальными волнениями и сепаратизмом.

Возможны и другие способы возврата выведенных из страны денег. Но новая власть, похоже, эту проблему обходит, что заставляет обоснованно подозревать в сговоре с олигархами.

Кстати, на то и похоже. По словам Александра Бондаря, являющегося членом партии «Свобода», представители которой сейчас заседают во властных кабинетах, он неоднократно пытался продвинуть законопроект по партийной линии. Но «національно свідомі партайгеноссен» проводить законопроект в жизнь явно не торопятся. Очевидно, не зря олигарх Коломойский, по слухам, весьма дружелюбно относится в «Свободе»…

Предостережение

Олигархические телеканалы продолжают ввинчивать в обывательские мозги тезис о трагических событиях, как о революции «гідності», то бишь «достоинства». Достоинство — это, конечно, здорово. Олигархи крайне заинтересованы в том, чтобы отвратить внимание общества от вопиющего социального и имущественного неравенства, созданного ими путем разграбления бывшей «общенародной», по сути, государственной собственности, созданной потом и кровью миллионов в советское время. Олигархи через подконтрольные СМИ готовы хоть до бесконечности воспевать «революцію гідності», лишь бы только не делиться награбленным.

В это время новая власть, как становится все более очевидно, крайне внимательно относится к интересам олигархов. В то же время новая власть, взошедшая в руководящие кресла благодаря борьбе и гибели граждан на баррикадах, намерена затянуть все возможные гайки и снять с рядовых украинцев последнюю рубашку, чтобы отвести страну от пропасти. Следствием этого, несомненно, станет новый социальный взрыв, возможно, даже более мощный, чем предыдущий, когда свергали режим Януковича.

А Кремль не дремлет. Не смотря на империалистическую паранойю и шовинистическую неадекватность, в Москве многие вещи по-прежнему просчитывают намного лучше, чем украинская правящая элита и олигархи. «Слив» записи телефонного разговора между «якобы Коломойским» и «типа Курченко» может свидетельствовать о том, что в Кремле решили использовать еще одну болевую точку — крайне обострившиеся социально-экономические и классовые противоречия. В интернетовских комментариях уже вовсю звучит идея о том, как доблестная русская армия идет на помощь братскому народу Украины, страдающему не только от «национал-радикальных бЭндеровских фашистов», но и от олигархического ига. О том, что в России олигархическое иго, во многом, еще сильнее, чем в Украине, что социальные гарантии там практически полностью уничтожены, а безработица и деградация, особенно в провинции, являются просто катастрофическими, пророссийски настроенные обыватели Украины понятия не имеют по причине своей лени и нежелания разбираться в окружающем мире.

Еще раз подчеркнем: социально-экономические эксперименты, которые новая власть вознамерилась поставить над страной, чреваты теперь уже чисто социальным взрывом и новым всплеском сепаратизма.

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: