Александр Карпец Журналист

Антикризисный план Яценюка: за «катастрофу» платят граждане, а не олигархи

Антикризисный план Яценюка, после некоторых препирательств принятый Верховной Радой 27 марта 2014 года, оказался простым и незатейливым.

Антикризисный план Яценюка, после некоторых препирательств принятый Верховной Радой 27 марта 2014 года, оказался простым и незатейливым. Суть его такова: страну 20 лет разворовывали, и она стоит на грани банкротства, но за ее спасение должны платить не те, кто разворовывал, то есть чиновники и олигархи, а рядовые граждане, причем интересы олигархов пострадать не должны.

И все это во имя заветной цели — получения кредита МВФ в размере $14-18 млрд. Для украшения этой неприглядной картины предлагаются демонстративные популистские меры, вроде сокращения чиновников и распродажи государственных дач, что не решает никаких проблем, но создает красивую пиар-картинку. Словом, этакий «неолиберальный популизм»…

Кабмин внес в парламент так называемый пакет по предотвращению финансовой катастрофы, состоящий из двух законопроектов — № 4575 «О внесении изменений в Закон «О Государственном бюджете на 2014 год» и № 4576 «О предотвращении финансовой катастрофы». Название второго законодательного акта звучит зловеще. Под стать этому названию было и представление плана премьером Яценюком, которое сопровождалось театральным нагнетанием страстей. Напомнив, что дефицит бюджета на 2014 год составляет 71,6 млрд грн, Яценюк подлил масла в огонь, заявив: суммарный фискальный разрыв за четыре года правления Януковича составил 289 млрд грн, что соизмеримо с доходами бюджета на нынешний год, а общий долг Украины достиг 800 млрд грн, что составляет 53% ВВП. Чтобы еще более сгустить краски, премьер добавил, что три государственные монополии — «Нафтогаз», Укравтодор и Укрзалізниця — задолжали суммарно 140 млрд грн, причем больше всех отличился «Нафтогаз», долги которого составляют $7,7 млрд или почти 85 млрд грн, если считать по курсу 11 грн/долл.

Заплатить за это правительство предлагает, прежде всего, рядовым гражданам, которые в возникновении указанных финансовых проблем абсолютно не виновны.

-- «Раньше думай о Родине, а потом о себе!..»

Эти слова из старой комсомольской песни вспоминаются при ознакомлении с «планом предотвращения финансовой катастрофы»

Прежде всего, в 2014 году социальные стандарты повышаться не будут, то есть прожиточный минимум и минимальная зарплата останутся на уровне соответственно 1176 и 1218 грн в месяц. Яценюк даже гордо подчеркнул, что эти величины не будут урезаны, как это было сделано, например, в Греции во время кризиса. При этом премьер почему-то не обратил внимание, что по ныне действующему в Украине курсу, образовавшемуся в результате «успешного» обвала гривны новой властью, минимальные прожиточный уровень и зарплата составляют едва 100 долларов и намного меньше 100 евро. В Европе таких издевательских цифр в принципе быть не может!

Замораживание социальных стандартов происходит в условиях резкого роста инфляции, которую даже власть оценивает в 12% в годовом измерении на 2014 год. Но это если считать по стоимости установленной чиновниками потребительской корзины, весьма далекой от реалий. Однако главной статьей расходов рядовых граждан являются продукты питания и товары первой необходимости. Рост цен на них достигает уже десятков процентов, что известно каждому, что покупает продукты в магазине.

Урезание бюджетных расходов ведет к тому, что с работников бюджетной сферы снимаются практически все надбавки, и они остаются практически на «голых» ставках, едва превышающих «минималку». Задержки и невыплаты зарплат на государственных и коммунальных предприятиях уже стали обычным делом. В частном секторе под шумок начинается то же самое. Все это, кроме обнищания граждан, ведет к резкому снижению покупательной способности, что влечет сворачивание производства, рост безработицы и снижение поступлений в бюджет. Таким образом, круг замыкается. К тому же, антикризисная программа правительства совершенно не учитывает тот факт, что обострение отношений с Москвой неминуемо приведет к обвалу целых отраслей, включая высокотехнологичные, которые ориентированы на Россию, что также приведет к скачкообразному росту безработицы, прежде всего, в юго-восточных регионах, где эти предприятия расположены наиболее густо.

Кроме того, граждан ожидает сильнейший удар, так сказать, на коммунальном фронте. Новая власть объявила о масштабном росте тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Конкретные параметры увеличения пока не называются. Но по ряду оценок, с 1 мая цены на газ для населения будут повышены на 55-70%, что повлечет повышение тарифов на ЖКУ на 50%. Более того, «коммуналка» продолжит расти до 2017 года: в 2015 году тарифы вырастут на 40%, а в 2016 и 2017 года – еще по 20% в год. Согласно другой версии, с мая 2014 года тарифы будут подняты «всего» на 30%, но в целом, до 2017 года тарифы на «коммуналку» вырастут в 3-4 раза.

Также ожидается существенный рост тарифов на электроэнергию. Первый шаг в этом направлении уже сделан. На днях НКРЭ повысила оптовую закупочную цену на энергию атомных станций, производящих около половины электроэнергии страны, более чем на 20% до 27,82 копеек за 1 кВт/час. Напомним, что в настоящий момент тариф для населения составляет 28,02 коп. за кВт/час при потреблении до 150 кВт/час в месяц, то есть разница между оптовой закупочной и розничной ценами после повышения опта составляет мизерную величину, и следующим шагом станет рост розницы для населения.

Обращает на себя внимание следующий вопиющий факт. Нынешняя власть, как и все предыдущие, не собирается предпринимать меры по сокращению ужасающих потерь, коррупции, воровства и приписок в ЖКХ, что позволило бы существенно снизить тарифы. Также в своей риторике по необходимости повышения тарифов Яценюк, как и предшественники, использует манипуляции о дороговизне российского газа, хотя в ЖКХ используется газ отечественной добычи, который в разы дешевле импортного.

Крайне сомнительно уверение правительства в том, что количество получающих субсидию семей будет увеличено с нынешних 1,5 млн до 4 млн, что составляет примерно 30% населения страны. Любой, кто когда-либо имел дело с субсидиями, крайне скептически отнесется к подобному обещанию: система назначения субсидий построена таким образом, чтобы путем организационно-бюрократических препон выдать их как можно меньше. Наличие реальных денег на столь обширную программу субсидирования также вызывает огромные сомнения. Возникает вопрос: зачем поднимать тарифы, если потом приходится массово раздавать субсидии? Ответ может быть только один: массово раздавать субсидии на самом деле власть не собирается.

К тому же, обращает на себя внимание такая деталь. Правительство Азарова закладывало субсидии из расчета в среднем 10 000 грн на семью в год. Имелись ли эти деньги реально — другой вопрос. Яценюк же обещает субсидии до 500 грн в месяц, то есть 6000 грн на семью в год, что существенно ниже. И это при том, что огромное увеличение тарифов при замораживании, а скорее всего, даже снижении доходов населения, да еще в условиях общего роста цен и тарифов, требует, наоборот, увеличения сумм на субсидии. Словом, при ближайшем рассмотрении, «амбиционная программа выдачи субсидий», о которой возвестил Яценюк, является блефом!

Вообще радикальное повышение тарифов ЖКХ приведет к столь же кардинальному росту долгов, которые на начало 2014 года уже составили астрономическую сумму в 12 млрд грн и продолжают расти.

Особое внимание следует обратить на планы правительства существенно сократить количество госслужащих. «Мы из 249 тыс. сокращаем около 24 тыс. чиновников. Это первый этап, который позволит… сократить расходы на органы государственной власти», — заявил Яценюк. О том, что это приведет еще и к росту безработицы, премьер стыдливо умолчал. Сокращение чиновников — это любимая популистская забава всех властей, которая обычно заканчивается увольнением самых низкооплачиваемых работников бюджетной сферы, часто даже не имеющих статуса госслужащих.

Похоже, именно это имеет место и сейчас. Не успел Яценюк объявить о 10%-м сокращении служащих, как в правительственных недрах появилось решение сократить сразу 12 тысяч специалистов по социальной работе в структурах Министерства социальной политики на местах. Чтобы было понятно, поясним: это одни из самым низкооплачиваемых работников, имеющих дело с разного рода «отбросами общества» на местах и занимающихся, прежде всего, оказанием помощи одиноким немощным старикам и детьми из неблагополучных семей.

-- «Антикризисная косметика»

Впрочем, власть решила возложить некоторые меры по «предотвращению финансовой катастрофы» и на другие социально-экономические сегменты. Но при ближайшем рассмотрении многие из этих мер оказываются косметическими…

Принятым 27 марта одноименным специальным законом предусмотрена, в частности, фиксация ставок налога на прибыль и НДС в размере, соответственно, 18% и 20%, хотя ранее правительство Азарова планировало эти ставки снизить.

Отменено возмещение НДС для экспортеров зерновых, что вызвало крайнее неудовольствие зернового лобби. Впрочем, сельхозпроизводители тоже не облагаются НДС, а остаются на специальном режиме налогообложения.

В очередной раз вводится сбор на обязательное государственное пенсионное страхование по ставке 0,5% при осуществлении операций по покупке юридическими и физическими лицами иностранной валюты в безналичной и/или наличной форме. Кстати, сначала планировалось взимать сбор только с безналичных операций. Теперь же это ударит по рядовым гражданам, решившим прикупить доллары или евро на черный день или для поездки за рубеж.

Вводится прогрессивный налог в 15% и17% на пенсионные выплаты, если их размер превышает 10 тыс. гривен, с суммы превышения. Вместе с отменой начисления спецпенсий в размере 80% от заработной платы судьям, прокурорам и госслужащим и переводом их на общий принцип начисления пенсий в размере 70% от зарплаты эта мера реально мало что даст для стабилизации финансов по причине незначительного количества сэкономленных средств. То же самое можно сказать об уменьшении с 300 до 150 евро облагаемого налогом импорта товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях.

Крайний скепсис вызывает введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, включая не только зарплату, но также дивиденды, проценты, роялти, инвестиционную прибыль. Устанавливается прогрессивная шкала: базовая ставка 15%, годовые доходы от 236 тысяч до 500 тысяч — 20%, больше 500 тысяч — 25%. Индивидов с таким доходами крайне мало. Еще меньше тех из них, кто такие доходы официально «засвечивает». Все предыдущие попытки ввести прогрессивную шкалу оканчивались усложнением отчетности и «пшиком» по причине малых сумм поступлений и больших расходов на администрирование.

Едва ли ощутимые поступления в бюджет дадут увеличение в 2 раза акцизов на новые автомобили и мотоциклы с объемом двигателя более 0,5 л и установление ставки акциза на мотоциклы с объемом двигателя до 0,5 л на уровне 0,06 евро за 1 куб. см, а также повышение в 2 раза ставок акциза на автомобильные кузова.

Единственное, что может дать действительно серьезный эффект, — это увеличение акциза на алкогольные напитки и табачные изделия на 25%, на пиво — на 42,5%. Если только в Украине не начнут массово бросать пить и курить…

Дотации угольной промышленности будут уменьшены с 13 до 12 млрд грн. Яценюк заявил, что раньше собственно до шахтеров доходило лишь 3 миллиарда из этой суммы, остальная часть — разворовывалась. Премьер подчеркнул, что после диалога с шахтерами определится, сколько из этой суммы пойдет непосредственно им, а сколько — на развитие депрессивных регионов и создание рабочих мест. Так может, начать следует с разворовывания как важнейшей антикризисной меры?! Но о борьбе с ним Яценюк не сказал ничего…

Определенную экономию бюджетных средств, несомненно, даст сокращение общей численности правоохранительных органов — МВД, СБУ, Управления госохраны, прокуратуры. Правда, вызывает сомнение сама реальная возможность такого сокращения. К тому же, высвободившиеся кадры нужно где-то трудоустроить.

Планы по распродаже автомобилей, водного и воздушного транспорта, сельхозтехники, оборудования, пребывающих на балансе органов госвласти, а также от реализации государственных резиденций, государственных дач, домов отдыха следует оценивать как игру на публику, пиар-акцию, экономический эффект от которой будет минимальным. К тому же, это приведет к всплеску коррупции.

-- В сухом остатке

Конечная цель указанных мер изложена в принятом 27 марта 2014 года Законе «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год». Согласно документу, предельный дефицит госбюджета-2014 будет сокращен с 71,564 млрд гривен до 68,564 млрд гривен. Дефицит общего фонда госбюджета останется неизменным на уровне 62,566 млрд гривен, а дефицит специального фонда будет снижен с 8,999 млрд гривен до 5,999 млрд гривен. Объем предоставления госгарантий в 2014 году решено снизить с 50 млрд до 25 млрд гривен.

Все эти условия следует выполнить для того, чтобы, повторим, получить кредит в размере $14-18 млрд. Правда, в этом смысле непонятно, почему предельный объем госдолга в течение 2014 года предлагается увеличить с 585,484 млрд до 664,009 млрд грн, то есть на 78,5 млрд грн. Это явно меньше ожидаемого объема кредита.

Существенная часть предполагаемого займа пойдет на погашение предыдущих долгов, прежде всего, тому же МВФ. В связи с этим возникает вопрос: почему не поднимается проблема списания долгов Украине, попавшей в крайне сложную ситуацию? Ведь в свое время большие суммы были списаны Польше, хотя в этой стране положение таким сложным не было, по крайней мере, не было войны, оккупации, интервенции!..

-- А почему не платят олигархи?!

Именно этот вопрос возникает при ближайшем рассмотрении принятых по инициативе правительства законов. Если при утверждении Кабмина 27 февраля 2014 года в Верховной Раде в числе приоритетов Яценюк хотя бы называл возврат капиталов, выведенных из-под налогообложения на Кипр и в другие офшорные юрисдикции, то в указанных законах об этом нет ни слова.

Складывается впечатление, что провозглашенное нынешней властью «предотвращение финансовой катастрофы» олигархов вообще не касается. Единственной мерой, которая предусмотрена законами и хоть как-то задевает интересы крупного капитала, является увеличение в 2 раза ставки платы за пользование недрами с добычей полезных ископаемых, а также расширение круга плательщиков за пользование недрами. К этому можно добавить разве еще только увеличение в 2 раза ставки сбора за пользование радиочастотным ресурсом Украины.

Не слышно даже традиционных в таких случаях деклараций о «налоге на роскошь». Речь идет о яхтах, воздушных судах, виллах, предмета статусного потребления, например, драгоценностях, дорогой недвижимости и т. д. Но и это мелочи…

Самое главное состоит в том, что можно и нужно вообще обойтись без кредитов или, по крайне мере, резко снизить объемы заимствований. Главный упор следует сделать на возврат выведенных олигархами за рубеж капиталов.

Правда, ранее со стороны нынешней власти прозвучало обещание вернуть в Украину капиталы, вывезенные Януковичем и его кликой, причем богатство только семьи Януковича оцениваются в $12 млрд. Отметим, что эта сумма сопоставима с предполагаемым кредитом МВФ. Есть и другие лица, причастные к свергнутому режиму. Со стороны западных партнеров звучат заверения, что Запад поможет Украине в возврате награбленного. Вот и помогли бы, чтобы не загонять в кредитную кабалу страну, которая и без того находится в «состоянии финансовой катастрофы»! А ведь есть еще другие олигархи, не входившие в Семью, но выводившие огромные средства за рубеж во времена правления Януковича и ранее. Это Коломойский, Ахметов, Фирташ, Пинчук, Тарута и другие.

Для мобилизации на благо страны этих капиталов не нужна известная «экспроприация экспроприаторов». Весьма «элегантную» и вполне реальную схему предложил бывший глава Фонда госимущества Александр Бондарь в виде законопроекта «О легализации капиталов и имущества, зарегистрированных в офшорных зонах и зонах так называемого избежания двойного налогообложения». Документ касается не только официальных офшоров, к которым, кстати, Кипр не относится. Зоны, которые позволяют избегать налогообложения, находятся в Австрии, Великобритании, даже США и других странах. Именно подобными «серыми зонами», а не офшорами, по словам Александра Бондаря, пользуются олигархи, выводя деньги посредством специальных механизмов. Налоговикам эти зоны и схемы хорошо известны.

По примерным подсчетам налоговых органов, за последние годы из страны выведено около $100 млрд. Это огромнейший потенциал, использование которого позволило бы отказаться от зарубежных кредитов как таковых. Места нахождения, сумы, предприятия олигархов в Украине и их контрагенты за рубежом налоговикам, по словам Бондаря, известны, равно как принадлежность предприятий тому или иному олигарху.

Александр Бондарь предлагает схему, согласно которой олигархам ставится следующее условие. Из упомянутых $100 млрд олигархи 50% возвращают в госбюджет, а 50% — в качестве инвестиций в свои же предприятия в Украине. В этом случае за ними остается право собственности на «прихватизированные» предприятия. Притом, что обрели олигархи эту собственность, мягко говоря, не слишком честным способом. В противном случае предприятия будут национализированы с возможной дальнейшей повторной приватизацией и выплатой экспроприаторам тех незначительных сумм, за которые они их якобы приобрели, то есть все «капиталистические приличия» формально будут соблюдены. Сделать это реально: несмотря на то, что все предприятия олигархов в Украине оформлены на офшорные фирмы, налоговым органам хорошо известно, кто является конечным бенефициаром этих предприятий.

Предложение Александра Бондаря вполне логично. Гоняться за деньгами и иными вывезенными за границу активами — дело долгое, дорогое и неблагодарное. Но капиталы олигархи зарабатывают преимущественно на эксплуатации расположенных в Украине предприятий. Если ударить в эту болевую точку, то можно изыскать для вывода страны из кризиса немалые деньги, которые позволят обойтись без кредитов и тяжелых условий кредитования, чреватых обнищанием народа и социальными волнениями вплоть до эскалации сепаратистских настроений, чем непременно воспользуется Москва.

Но новая власть, похоже, эту проблему обходит, что заставляет обоснованно подозревать ее в сговоре с олигархами. По словам Александра Бондаря, являющегося членом партии «Свобода», представители которой сейчас заседают во властных кабинетах, он неоднократно пытался продвинуть законопроект по партийной линии. Но товарищи по партии проводить законопроект в жизнь явно не торопятся. Очевидно, не зря ходят слухи, что каждая из находящихся сейчас у власти политических сил представляет интересы того или иного олигарха…

А все тяготы и лишения по выводу страны из «финансовой катастрофы» новоиспеченная власть и олигархи в очередной раз хотят повесить на рядовых граждан!

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: