Украино-китайское сотрудничество ожидает очередной удар?

Украино-китайское сотрудничество ожидает очередной удар?

Экономика как фактор политики

Пока украинские дипломаты ждут от Китая поддержки в украино-российском конфликте, украинские политики подрывают доверие Поднебесной в экономической сфере.

Так, Минтопэнерго разработал законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике», которым предлагается снизить «зеленый» тариф для солнечных электростанций до уровня тарифа на электроэнергию, которая вырабатывается с помощью ветра. Мотивация – благородная: обеспечение конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии. Последствия – плачевные: уничтожение солнечной энергетики в Украине и ухудшение отношений с Китаем и европейскими институтами.

-- Китай как «золотая акция» для Украины

Но обо всем по порядку. Сегодня Украина оказалась в очень непростом положении: вдобавок к политическому кризису мы имеем экономический спад, преддефолтное и предвоенное положение. Такая ситуация требует от правительства срочных и не всегда популярных мер, а также титанического труда дипломатов, которые сейчас на всех фронтах должны договариваться о поддержке Украины. И для этого нужно признать, что Украина на геополитической карте сегодня игрок маленький, хоть и важный. А больших игроков условно четыре - США, ЕС, Россия и Китай. И от позиции «великих» в схватке за Украину во многом будет зависеть наше будущее. Позиции США, ЕС, как и позиция России - понятны. Не встал на чью-то сторону пока только четвертый игрок – Китай. И его мнение будет очень весомым.

Пока единственное высказывание китайской стороны о происходящем было очень сдержанным и нейтральным. Китай считает, что все стороны, связанные с ситуацией в Украине, должны проявлять сдержанность во избежание нагнетания напряженности, заявил председатель КНР Си Цзиньпин в телефонной беседе с президентом США Бараком Обамой. «Китай занимает объективную и справедливую позицию в украинском вопросе. Ситуация в Украине чрезвычайно сложна, в этих условиях все стороны должны проявлять хладнокровие и сдержанность, чтобы не допустить выхода напряженности на новый виток».

Понятно, что в такой ситуации все дипломатические усилия Украины должны быть направлены на то, чтобы китайцы высказались в нашу пользу. Но к ним нужно обращаться не только за чем-то, но и с чем-то.

-- Ничего личного, просто бизнес

Китаю должно быть выгодно защищать Украину. Что же делает наше правительство? Совсем недавно, после бегства из страны Виктора Януковича стало известно о срыве поставок сельскохозяйственной продукции, в результате чего Китай подал в лондонский суд иск к Украине по возврату кредита на сумму 3 млрд долл.

«Прошлое руководство подало недостоверную информацию о том, что к нам нет претензий со стороны Китая. По контракту есть разночтения, разные толкования, которые привели к обращению китайской стороны в суд Гафта, который работает в Лондоне. Зарегистрированный спор между сторонами существует», - сообщил глава МинАПК Игорь Швайка.

Этот факт ухудшил и так непростые межгосударственные отношения между странами. Теперь Китай ожидает очередной неприятный «сюрприз» от Украины – уже в сфере энергетики.

Вначале Министерство энергетики и угольной промышленности предложило снизить тариф для солнечных электростанций вообще до уровня тарифа, который вырабатывается электростанциями с помощью ветра. Об этом сказано в разработанном Кабинетом Министров проекте закона «О внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике» относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии».

Что это значит? А то, что украинский рынок солнечной энергетики окажется под большим вопросом, ведь большинство проектов будут нерентабельными и развитие отрасли остановится. Стоит отметить, что крупные проекты в этой сфере, реализуются за счет заемных средств, в том числе, китайских.

Предложение Минтопэнерго, по мнению Дмитрия Лукомского, исполнительного директора компании «Рентехно», одного из крупнейших девелоперов солнечных электростанций, не является экономически обоснованным. «Так, 1 МВт установленной мощности ветряной электростанции за год генерирует почти в три раза больше электроэнергии, чем 1 МВт солнечной электростанции. То есть, при одинаковой стоимости киловатт-часа, солнечные проекты из-за своей специфики будут заведомо проигрывать другим видам возобновляемых источников энергии», - привел расчеты специалист.

«В случае резкого снижения тарифа предприятия не смогут погасить банковские кредиты, которые активно привлекались на строительство солнечных электростанций (в том числе, средства ЕБРР). Так, крупнейший игрок на ранке солнечной энергетики – австрийская Activ Solar привлек кредиты в России и Китае на сумму до 1 млрд долл. США. Мелкие и средние предприятия кредитовались в Европе. То, что сейчас происходит в Испании и Чехии, когда группа компаний, включая международные, подает иски против государства, оспаривая снижение «зеленого» тарифа, будет и в Украине. Вместо стабильности страна получит многочисленные иски от компаний-партнеров в Европе, что существенно ухудшит инвестиционный климат», - прогнозирует Виктор Андриенко, руководитель аналитического отдела Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива и энергетики.

Помимо министерства, еще одну попытку протолкнуть снижение «зеленого» тарифа «задним числом» предприняли депутаты. В парламенте был зарегистрирован проект закона № 4596 «О внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике» относительно стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников энергии») депутатов Москаленко и Полочанинова. Документом предлагаются отдельные коэффициенты «зеленого» тарифа для солнечной электроэнергии в зависимости от установленной мощности производителей (до 10МВт включительно и свыше 10МВт). Для солнечных электростанций, мощность которых превышает 10 МВТ, предусмотрено снижение «зеленых» тарифов «задним числом», несмотря на предусмотренную гарантию государства в отношении стабильности тарифа.

По мнению Андриенко, попытка изменить «зеленый» тариф «задним числом» (то есть, для уже работающих солнечных электростанций) может повлечь банкротство десятков работающих в Украине компаний, обрушит на государство шквал судебных исков со стороны европейских и китайских компаний и существенно ухудшит инвестиционную привлекательность Украины.

Редакции стало известно о письме, адресованном и.о. президента Александру Турчинову генеральным директором Китайской Национальной Группы Корпораций по строительным материалам («CNBM»). В нем топ-менеджер китайской госкорпорации Яэо Янь отмечает, что «указанным проектом Закона предлагаются изменения, которые могут полностью ликвидировать солнечную энергетику в Украине как энергетический сектор, имеющий приоритетное значение в контексте двустороннего экономического сотрудничества между нашими странами».

В частности, под угрозой окажутся собственные активы корпорации CNBM в секторе солнечной энергетики общей мощностью 1000 МВт (включая уже введенные в эксплуатацию объекты), стоимостью 1 млрд. дол. США. Кроме того, общая сумма финансирования, привлеченная в отрасль с участием финансовых и страховых учреждений КНР, составляет более 600 млн. дол. США

«Снижение тарифа для построенных объектов солнечной энергетики приведет к невыполнению указанных финансовых обязательств. А принятие указанного законопроекта без его общественного обсуждения и учета экспертных мнений участников рынка и финансовых организаций станет негативным сигналом для иностранных инвесторов и будет иметь негативные последствия для двусторонних отношений в других отраслях народного хозяйства между нашими странами», - говориться в письме.

Китайские государственные компании уже проинвестировали в проекты солнечной энергетики в Украине более полумиллиарда евро и еще сотни миллионов евро планировалось вложить в новые проекты, которые еще разрабатываются. Банкротство солнечной отрасли крайне негативно отразится на стратегическом сотрудничестве с Китайской Народной Республикой. Особенно, после продолжающегося недавнего сельскохозяйственного скандала. Режим экономии и борьба с олигархами должны быть разумными, а действия нового правительства Украины - взвешенными, не популистскими.

-- Продан убивает детище Тимошенко?

Политику, стимулирующую развитие альтернативной энергетики, внедрила Юлия Тимошенко, будучи премьер-министром (к слову, инициатор снижения «зеленого тарифа» Юрий Продан это прекрасно знает, хотя и преподносит действующее законодательство как лояльное к бизнес-интересам предыдущей власти). Верховная Рада 1 апреля 2009 года приняла закон, обязывающий выкупать произведенную альтернативную энергию по повышенным ценам. «За» проголосовали тогда 415 народных депутатов.

В качестве аргументов в поддержку данного закона назывались как экологические выгоды (сокращение загрязнений окружающей среды), так и снижение зависимости от импортных нефти и газа. Идея и принципы «зеленого тарифа» были скопированы с законодательства Германии, которая на сегодня является лидером в развитии солнечных установок. Суммарная мощность ее солнечной и ветровой энергетики составила по итогам прошлого года 35,5 ГВт (для сравнения: в Украине суммарная мощность всей энергетики – и традиционной, и «зеленой» - 55 ГВт, а солнечной лишь около 0,6 ГВт, то есть, более чем в 50 раз меньше, чем в Германии).

«Если сравнивать с мировыми тарифами, текущий «зеленый» тариф в Украине - 34 евроцента/КВт-час – это больше, чем в Европе, но меньше чем, к примеру, в Японии, - рассказывает Андриенко. - После аварии на АЭС «Фукусима» японским правительством было принято решение развивать солнечную энергетику, в том числе, путем существенного увеличения фиксированного тарифа».

По его словам, когда в Украине в 2009 году решили развивать «зеленую» энергетику, то первоначальный фиксированный тариф (0,44-0,48 евроцентов/кВт-час) рассчитывали исходя из немецкого тарифа, срока окупаемости солнечных проектов порядка 6-8 лет и тех цен, которые были на тот момент на рынке на оборудование для строительства солнечных электростанций.

При этом расчеты показывают, что при нынешнем темпе развития возобновляемой энергетики Украина может довести ее долю к 2030 году до 11% от общего энергопотребления, выполнив обязательство перед ЕС и Европейским Энергетическим Сообществом. На сегодняшний день уже построено станций всех видов возобновляемой энергетики с объемом мощности около 1,5 ГВт (европейским планом предусмотрен объем мощности – 8 ГВт, из них солнечной генерации – 4 ГВт).

По мнению гендиректора украинского представительства компании Activ Solar Михаила Черевко, в случае резкого снижения тарифов отрасль не сможет функционировать. Участники рынка утверждают, что последствием изменения «зеленого» тарифа, во-первых, станет невыполнение обязательств перед ЕС.

Во-вторых, будет подорвана инвестпривлекательность Украины и доверие к защитным механизмам на уровне государства.

В-третьих, Законом Украины «Об электроэнергетике» предусмотрена гарантия государства в отношении последовательной политики в отношении развития возобновляемых источников.

В-четвертых, банки, в частности, наибольший кредитор Украины – ЕБРР, столкнуться с невозвратом средств со стороны должников, начавших проекты в солнечной энергетике.

Что мы имеем в сухом остатке? Правительство, которое судорожно мстит «попередникам», отменяя подряд все законы и не задумываясь об их последствиях. Отмена «мовного» закона уже привела к социальному взрыву на юге и востоке страны, а отмена «зеленых» тарифов несомненно приведет к сворачиванию экономического сотрудничества с ЕС и Китаем. И все это происходит в тот момент, когда стране катастрофически нужны дешевые кредиты, инвестиции, а главное - доверие крупных игроков на политической карте мира.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: