Согласно решению КС от 12 мая 2009 года, ЦИК обязана провести парламентские выборы уже этой весной.
Похоже, что в дискуссии, когда же надо проводить очередные парламентские выборы после отмены политреформы, пора ставить точку. Согласно позиции части членов Центральной избирательной комиссии, а также позиции Конституционного суда в решении от 12 мая 2009 года, выборы Президента Украины и Верховной Рады должны проходить в полном соответствии с действующим на данный момент Основным законом. И любые отговорки, что закон обратного действия не имеет, в ситуации с проведением выборов, по мнению судей КС, не уместны. А потому, согласно Конституции 1996 года, очередные парламентские выборы должны состояться 27 марта 2011 года, а никак не в ноябре 2012, как-то пытается навязать нынешняя власть.
-- Как это все начиналось…
Чтобы внести ясность в то, по какой Конституции надо проводить следующие парламентские выборы: образца 2004 года - в октябре-ноябре 2012-го, или образца 1996 гола – в марте 2011-го, надо кинуть взор еще во времена президентства Ющенко. Вспомним, что весной 2009 года Верховная Рада постановила провести очередные выборы Президента страны 25 октября 2009 года. Свое решение депутаты тогда аргументировали тем, что Ющенко был избран по Конституции 1996 года. А, значит, к нему надо применять старую норму о том, что очередные выборы президента проходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий (согласно части пятой 103-й статьи старой-новой Коснтитуции).
Логика депутатов тогда была проста – закон обратного действия во времени не имеет, а потому конституционная реформа, вступившая в силу в 2006 году, на срок полномочий Президента ни как не влияет. А последнее воскресенье октября 5-го года – как раз и было 25 октября 2009-го.
Понятно, что Виктору Ющенко и его секретариату это явно не понравилось. Ведь, руководствуясь недавно отмененной Конституцией, Ющенко мог поправить еще пару месяцев – до последнего воскресенья последнего месяца 5-го года полномочий (пятое положение 103 статьи Конституции в редакции 8 декабря 2004 года).
Не долго думая, Президент направил соответствующее представление в КС, чтобы узнать, когда же ему переизбираться и Конституционное ли постановление ВР о дате выборов. Конституционные судьи тогда немного посовещались, и 12 мая выдали свой вердикт. Так вот, согласно действующему ныне решению Конституционного суда, дата выборов может исчисляться только по нормам действующей на данный момент Конституции.
«Конституційний Суд України виходить з того, що при обчисленні строку повноважень Президента України та визначенні дати його чергових виборів повинні застосовуватися положення частин першої, п’ятої статті 103, частини першої статті 104 Конституції України, оскільки згідно з пунктом 7 частини першої статті 85 Основного Закону України до повноважень Верховної Ради України належить «призначення виборів Президента України у строки, передбачені тільки цією Конституцією», - постановили судьи. При этом добавили, что «посилання у Постанові на статтю 58 Конституції України (о том, что закон обратной во времени силы не имеет) є безпідставним».
Тогда КС четко и ясно предписал, что при исчислении сроков проведения выборов Президента, никаких посылов на Конституцию на момент избрания органа не может быть в принципе, а потому главу государства нужно избирать только по действующему на данный момент документу. Депутаты остались ни с чем, и были вынуждены назначить день выборов на три месяца позже – 17 января 2010-го.
Спросите, при чем здесь нынешняя ситуация? Да притом, что это решение КС слово в слово подтверждает аргументы оппозиции о том, что Раду надо избирать в марте 2011 года. Старая Конституция (2004 года), по которой избирался нынешний парламент, предписывала проводить очередные парламентские выборы в последнее воскресенье последнего месяца пятого года полномочий парламента. Но этой нормы с прошлой пятницы не существует, а действует норма Основного закона (в редакции 1996 года) о том, что очередные выборы проходят в последнее воскресенье марта четвертого года полномочий парламента. То есть, 27 марта 2011 года. И, согласно решению КС, именно действующей нормой и надо руководствоваться.
На самом деле, об этом прекрасно знают нынешние представители власти, с пеной у рта доказывающие, что парламент был избран по старой Конституции, и до 2012 года его трогать нельзя.
-- Литвин пошел на попятную
Не далее, как 8 июля спикер Владимир Литвин так высказывался по поводу возможной отмены политреформы: «Согласно Конституции 1996 года, а там есть четкая позиция, выборы Верховной Рады должны проводится в марте 4-го года полномочий…Выборы в парламент будут в марте 2011 года».
Оно понятно, тогда он только пытался запугать инициаторов отмены политреформы от таких действий, а сейчас уже реально беспокоится о собственной шкуре и лишних полутора годах своего депутатства и спикерства. Ведь в новую Раду ему уже практически не попасть.
Фактически, власть сегодня заболела тотальной формой раздвоения личности. Министр юстиции уверяет, что нельзя проводить парламентские выборы по Конституции 1996 года, ведь людей выбирали на определенный на тот момент срок. Но это, во-первых, не соответствует решению КС от 12 мая 2009 года, а, во-вторых, противоречит здравому смыслу. Ведь, за их логикой, полномочия органы должны иметь по Конституции 1996 года, а срок правления – по Конституции 2004 года! Честно говоря, автору с его магистерским политологическим образованием в голову это никак не вкладывается. Нужно как-то определиться, где мы – в 1996-м или 2004 году…
-- Парламентские выборы стартуют 22 ноября!
На днях спикер Верховной Рады Владимир Литвин решил напрямую подкупить депутатов лишними полутора годами каденции. Предложил, мол, надо внести изменения в переходные положения Конституции о том, что следующие выборы в парламент надо провести в ноябре 2012-го, ну, а потом, уже согласно действующему Основному закону. Понятно, в таком случае норма Конституции будет сильнее решения КС, но, вот в чем загвоздка, – а не успеют депутаты внести эту поправку согласно предписанной в законе процедуре. Для переписывания Основного закона надо три голосования в парламенте и получение позитивного вердикта в КС. Нарушать процедуру нельзя, и КС в прошлую пятницу это доходчиво вдолбил в голову всем депутатам Украины. Все эти процедуры, при желании оппозиции, можно затянуть на несколько месяцев, а избирательный процесс в парламент должен начаться уже… 22 ноября.
Дело в том, что проведение очередных парламентских выборов имеет важную особенность – их никто не назначает! По Конституции, их не может назначить Президент, их также не может назначить и парламент. Их даже не может назначать ЦИК! В 15 статье закона о выборах депутатов Верховной Рады четко сказано – «Чергові вибори депутатів проводяться у зв'язку із закінченням конституційного строку повноважень Верховної Ради України і не потребують окремого рішення про їх призначення».
А статья 16 уточняет, что «виборчий процес чергових виборів депутатів розпочинається за сто двадцять днів до дня виборів. Центральна виборча комісія оголошує про початок виборчого процесу не пізніше ніж за сто двадцять п'ять днів до дня виборів».
Учитывая решение КС от 12 мая и закон о выборах народных депутатов, ЦИК просто обязан за 125 дней до 27 марта огласить о начале выборов и запустить все нужные формальности. Иначе члены ЦИК нарушат и Конституции, и законы Украины. А это чревато уголовной ответственностью.
Конечно, зная нынешние украинские реалии, от Конституционного суда и ЦИК, где большинство у власти, ожидать можно чего угодно. Например, депутаты обратятся к КС с представлением прояснить, по какой Конституции надо избирать парламент. И судьи, найдя нужные аргументы и статьи, скажут, что по Конституции 2004 года. Хотя это будет противоречить предыдущему решению от 12 мая и здравому смыслу, но нынешний состав на это легко пойдет. Их такие нюансы, как законность и конституционность давно не интересуют, а ситуация с отменой политреформы показала – решать вопросы проще в обход парламента.
Хотя исключать возможность сверх реактивного принятия поправок в переходные положения Конституции тоже не стоит. Это потребует наскрести 300 голосов в парламенте, и на первый взгляд, трудновато. Но и надеется, что в Раде осталось 150 принципиальных оппозиционеров, не искусившихся на полтора года лишнего сидения в парламенте, тоже не стоит. Вот как раз голосование за продление полномочий Рады станет прекрасной проверкой на вшивость, или не так – оппозиционность!
Кстати, исполняя решение КС от 12 мая 2009 года, у Януковича также отберут пол года полномочий. По Конституции 2004 года следующие президентские выборы должны были состояться в марте 2015-го, а по ныне действующему Основному закону, и согласно вердикту КС от 12 мая 2009 года – 26 октября 2014-го, то есть, в последнее воскресенье октября пятого года полномочий. Вот такая арифметика получается. Но это, еще раз повторимся, если соблюдать законы и Конституцию, а с этим у нынешних парней в коалиции и на Банковой получается, откровенно говоря, хреново. Не трудно представить, то ради себя любимого Янукович постарается продавить решение, если не через КС, так через парламент.
Чтобы прояснить ситуации с датами парламентских и президентских выборов в свете отмены политреформы и решения КС от 12 мая 2009 года, «Главком» обратился к заместителю главы ЦИК Андрею Магере.
Андрей Иосифович, согласно решению КС от 12 мая 2009 года выборы Президента Украины надо проводить по действующим на момент выборов нормам Конституции. Это же касается и норм о выборах народных депутатов. А действующий Основной закон четко предписывает проводить очередные парламентские выборы в марте 2011 года, 27 числа. Согласно закону о выборах народных депутатов, за 125 дней до этой даты ЦИК оглашает о начале избирательного процесса. ЦИК готовится это сделать?
К этой теме ЦИК подойдет только после завершения проведения местных выборов 31 октября. Если становится на позицию, что выборы народных депутатов проводятся в последнее воскресенье марта 4-го года полномочий ВРУ, то можно легко прийти к заключению, что такой датой является 27 марта 2011 года, а последний день для оглашения ЦИК решения о начале избирательного процесса – 22 ноября 2010 года. Между 31 октябрям и 22 ноябрям будет достаточно времени, чтобы определится по этому вопросу.
Какова ваша личная позиция, когда должны быть проведены очередные парламентские выборы?
Каждый юрист должен в таких вопросах принимать позицию КС в похожих ситуациях. В 2009 году КС принял решение №10 от 12 мая. В нем была дана оценка постановлению Верховной Рады о назначении выборов Президента на октябрь 2009 года. Тогда как раз дискутировался вопрос, когда проводить президентские выборы – за Конституцией 1996 года в редакции от 28 июня, или за Конституцией с изменениями от 8 декабря 2004 года (так называемый закон №2222). КС в своем решении указал, что ссылка на статью 58 Конституции, где речь идет о необратимости действия закона во времени, является необоснованным. И КС четко определил, что закон №2222, который изменил время проведения очередных выборов президента и народных депутатов, используется после вступления в силу.
Постольку в переходных положениях к закону № 2222 о времени проведения выборов Президента ничего сказано не было, то это означало, что автоматически должна использоваться измененная редакция Конституции. В частности, он постановил использовать новые положения статьи 103 Конституции. Напомню, что эта статься в редакции 1996 года звучала так: очередные выборы Президента проводятся в последнее воскресенье октября 5-го года полномочий Президента Украины. Редакция закона №2222 предвидела статью 103 в другой редакции: очередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье последнего месяца 5-го года полномочий Президента. На этом основании КС признал неконституционным постановление ВРУ о назначении выборов на конец октября 2009, а потому парламент назначил новую дату – 17 января 2010 года.
Эта ситуация достаточна схожа с назначением очередных выборов Верховной Рады. Сами по себе очередные выборы народных депутатов Украины не назначаются ни парламентом, ни Президентом. Начало избирательного процесса оглашается ЦИК. Потому вопрос даты проведения выборов остается открытым. Не могу оглашать официальную позицию ЦИК, постольку комиссия по этому поводу решения не принимала. Тем более, меня от своего имени говорить не уполномочивала. Но хотел бы, чтобы все политики, юристы, аналитики и политологи обязательно обратили внимание на решение КС №10 от 2009 года. Там, на самом деле, есть ответы на многие вопросы.
Вы думаете, КС подтвердит эту позицию, если вдруг его попросят еще раз объяснить ситуация с выборами?
Я понимаю, что КС может принять одно решение, а завтра развернуться на 180 градусов и занять противоположную правовую позицию. Я этого не исключаю. Но пока действует одно решение КС, и я лично это трактую именно так.
То есть, если ничего в законодательном поле не изменится, ЦИК будет обязана 22 ноября огласить начало избирательной гонки?
Это один из вариантов развития событий. Сегодня называют три даты проведения очередных выборов ВРУ. Первая – 27 марта 2011 года, вторая – последнее воскресенье марта 2012 года и конец ноября 2012 года. Учитывая решение КС от 2009 года и недавнее решение №20, по которому возобновлено действие Конституции в редакции 28 июня 1996 года, в первой части 72-й статьи которой написано, что очередные выборы ВРУ проводятся в последнее воскресенье марта четвертого года полномочий, других дат, кроме 27 марта 2011 года, я не вижу.
Мы знаем расстановку сил в ЦИК. Ваши коллеги могут разделить ваше мнение? Или ЦИК ни при каких обстоятельствах не пойдет против воли власти?
Есть разные позиции членов ЦИК. Но это тема еще официально не поднималась.
Смотрите, если про парламентские выборы еще можно дискутировать, то решение КС от 12 мая 2009 года четко дает понять, что следующие выборы Президента будут проводиться по нормам Конституции 1996 года. А это октябрь 2014 года…
Тут позиция более чем четкая, по крайней мере, для меня. Безусловно, что следующие очередные выборы Президента должны быть в октябре 2014 года.
А парламент может прописать переходные положения Конституции так, чтобы ближайшие выборы прошли по Конституции в редакции 8 декабря 2004 года, а уже последующие – согласно действующей?
Такое нельзя писать ни в одном законе! Тем более, такие изменения нельзя вносить в переходные положения Конституции Украины. Переходные положения Конституции принимаются только один раз, для введения в действие самой Конституции. Как по мне, раздел 15, «Переходные положения», вообще никто не имеет права дергать. Переходные положения постепенно исчерпывают свое действие.
Коментарі — 0