Обыкновенная европейская жадность

Обыкновенная европейская жадность

Еврочиновники не хотят расставаться с сытым мещанским уютом, надеясь, что угрожающая континенту опасность как-нибудь сама рассосется

Хотя все русское по известным причинам у нас ныне не в моде, а толстые старые книжки и вовсе из моды давно вышли, но следует вспомнить, что в далеком ХІХ веке великие русские правдоискатели Герцен, Белинский, Достоевский и другие предупреждали: западный обыватель скуп и расчетлив…

На днях эти старые истины были в очередной раз подтверждены. Сначала крупные немецкие концерны, а также ряд стран юга Европы однозначно дали понять лично фрау Меркель, а также остальным евроавторитетам и евробюрократам, что будут делать все возможное, чтобы новые санкции против России введены не были. А империалистическая агрессия Москвы, террор и кровопролитие, развязанные Кремлем в Украине, – это, дескать, проблемы самой Украины, равно как такие базовые европейские принципы как суверенитет, территориальная целостность, права и свободы.

Следующим ударом стало заявление еврокомиссара по энергетике Гюнтера Оттингера от 11 мая 2014 года о том, что ЕС не будет блокировать строительство в обход Украины российского газопровода «Южный поток». Хотя буквально 17 апреля Европарламент принял пламенную резолюцию о прекращении строительства, а в Болгарии якобы даже были демонтированы некие «презентационные» секции трубы, а проще говоря, рекламно показушные куски железа на берегу Черного моря в районе города Бургаса, на которых планировалось продемонстрировать шоу под названием «Сваривание первого стыка».

Не говоря уже о том, что в 2012-2013 годах ЕС всячески демонстрировал решимость сократить потребление российского газа с целью ослабления своей энергетической зависимости, но итоги 2013 года показали рекордный рост удельного веса российского голубого топлива до 30% общего потребления Европы и Турции при увеличении в абсолютных числах со 193,92 млрд в 2012 году до 212,51 млрд кубов в 2013 году. При этом львиную долю роста потребления российского газа дали именно развитые страны, которые «делают политику» в Европе – Великобритания, Германия, Италия.

Проблема не только в том, что Украина оказалась беззащитной перед лицом московской агрессии. В конце концов, кроме нас самих, защищать нас никто не обязан, поскольку Украина не входит ни в Евросоюз, ни в НАТО. О «фиговом листке» Будапештского меморандума, долженствовавшего гарантировать суверенитет и территориальную целостность Украины в обмен на добровольный отказ в 1994 году от третьего на тот момент ядерного потенциала в мире, уже никто не вспоминает, что является лишним подтверждение тезиса о лицемерии и меркантильности Запада.

Но дело в том, что в случае со строительством «Южного потока» имеют место все признаки нарушения на территории ЕС законов и норм самого Евросоюза, которые Брюссель навязывает, в том числе, и Украине. В частности, речь идет о печально знаменитом Третьем энергопакете, внедрение которого в самих странах Европы идет ни шатко ни валко уже 5 лет, поскольку это не выгодно европейским энергоконцернам, что опять-таки подчеркивает лицемерие и алчность Европы.

-- В стиле ретро

Но начать все же хотелось бы с забытых уже текстов русских правдоискателей 150-летней давности. Лишь несколько цитат и сопутствующих пояснений говорят о том, что за полтора столетия ничего не изменилось.

Едва ли не самым показательным является пример Александра Герцена. После ареста, двух ссылок, философствования в «Отечественных записках», социалистического вольномыслия, клятвы с Огаревым на могиле декабристов Герцен вырывается на свободу, объезжает пол-Европы и оседает в Лондоне, начав издавать «Колокол». Герцен, который своей религиозной идеализацией Европы представлял в России крайнюю степень «западничества», быстро разочаровывается в западных ценностях: «Мещане сыты, их собственность защищена, они оставили свои попечения о свободе, о независимости... они хотят сильной власти, они улыбаются, когда им с негодованием говорят, что такой-то журнал схвачен, что того-то ведут за мнение в тюрьму... они равнодушно идут мимо, они заняты, они торгуют, они семейные люди».

Предоставим слово «неистовому» Виссариону Белинскому: «Мещане-собственники — люди прозаически-положительные. Их любимое правило: всякий у себя и для себя. Они хотят быть правы по закону гражданскому и не хотят слышать о законах человечества и нравственности...»

Гениально емкую характеристику западной метаморфозы дал Николай Бердяев: «Образ рыцаря сменился образом мещанина-лавочника».

Если мнение русских мыслителей может показаться не слишком убедительным, в том числе в свете нынешних событий, можно обратиться к их западным коллегам, которые тоже произносили нечто подобное. Пальму первенства здесь, вероятно, держит Фридрих Ницше: «Если мы заглянем в среду людей обеспеченных и образованных, то... увидим картину упадка. Принижения умственных интересов и всеобщего измельчания личности... Все чаще начинает встречаться тип человека, поглощенного всецело денежными делами... В отношениях между людьми господствуют деловитость и рассудочная ясность... Чтобы превратить человека в «полезную машину», надо приучить его к скуке, сообщить ей даже особую прелесть... Юношество научается тому машинальному исполнению обязанностей, которое является необходимым качеством будущего чиновника, супруга, раба какого-нибудь бюро, читателя газет и солдата». В этом же смысле высказывались Освальд Шпенглер, Хосе Ортега-и-Гассет и другие.

Как бы кто не относился к Марксу, но в этом вопросе его трудно обойти стороной. Карл Генрих Маркс — не только экономист и социолог, но и замечательный психолог, во многом предвосхитивший психоанализ. Он пишет: «Каждый человек старается пробудить в другом какую-нибудь новую потребность, чтобы вынудить его принести новую жертву. Поставить его в новую зависимость и толкнуть его к новому виду наслаждения... Каждый стремится вызвать к жизни какую-нибудь чуждую сущностную силу, господствующую над другим человеком, чтобы найти в этом удовлетворение своей собственной своекорыстной потребности. Поэтому вместе с ростом массы предметов растет царство чуждых сущностей... а человек становится все беднее, как человек... расширение круга продуктов и потребностей делает изобретательным и всегда расчетливым рабом нечеловеческих, рафинированных, неестественных и надуманных вожделений».

-- Оливки вместо евроценностей

Когда-то Гитлер предложил немцам «пушки вместо масла». Дескать, нужно затянуть пояса, чтобы создать мощную армию, которая завоюет жизненное пространство, способное обеспечить подданных «тысячелетнего райха» маслом под завязку. К чему это привело, известно. Сейчас ситуация похожая, пусть и с «точностью до наоборот». Опираясь на поддержку зомбированной толпы в России, режим Путина развернул империалистическую агрессию против Украины путем аннексии Крыма и терроризма в юго-восточных областях. Это чревато катастрофическими последствиями для всего европейского устройства. Чтобы остановить агрессора, предотвратить сползание Европы в хаос и повторение сценариев ХХ века, Европе следовало бы затянуть пояса и ввести наконец полномасштабные экономические санкции против Кремля. Но еврообыватели и еврочиновники не хотят расставаться с сытым мещанским уютом, надеясь, что все более угрожающая континенту опасность как-нибудь сама «рассосется», поощряя, таким образом, Москву на дальнейшую эскалацию агрессии. Одних доказательств того, что Кремль причастен к похищению инспекторов ОБСЕ, более чем достаточно для введения Западом полномасштабных санкций, не говоря уже о нынешнем кровавом хаосе.

Но влиятельное издание The Wall Street Journal сообщило, что крупнейшие немецкие концерны однозначно дают понять политическому руководству Германии в лице бундесканцлера Ангелы Меркель, что выступают категорически против широких экономических санкций против России. Причина состоит в том, что эти компании долгие годы выстраивали свой бизнес в России, который сейчас хорошими темпами растет в то время, когда рынок Германии стагнирует. По некоторым данным, экономика Германии может потерять до 2% роста, если против России будут введены жесткие экономические санкции, а Россия в отместку прекратит поставки нефти и газа. Вопросом, о том, что в этом случае Россия будет делать с газом, в Европе почему-то не задаются, хотя других реальных покупателей, которым можно было бы доставлять топливо в сопоставимых с Европой объемах и по сопоставимым ценам, нет, и в обозримом будущем не предвидится.

Против санкций в отношении России все настойчивее выступают бывшие страны соцлагеря, например, Венгрия и Словакия. Едва ли не единственной страной, последовательно занимающей принципиальную позицию и поддерживающей Украину, в регионе пока является Польша.

Но едва ли не больше всех возражают против введения санкций пребывающая вот уже пять лет в глубоком кризисе Греция, а также Италия, которая также балансирует на краю кризиса. В лице России они могут потерять огромный рынок сбыта вина и оливок. Кроме, российские туристы составляют весомую часть туристического потока в Италию и Грецию, и терять туристов эти страны не хотят.

Похоже, европейских обывателей и бюрократов до сих пор не посещала банальная мысль о том, что превращение Восточной Европы в зону нестабильности, а тем более с началом войны на континенте, экономические потери будут намного более весомыми, не говоря уже о гуманитарных последствиях и кровопролитии.

-- Еврозакон – что дышло

И наконец, заявление еврокомиссара по энергетике Гюнтера Оттингера о том, что Евросоюз не будет блокировать строительство «Южного потока» в обход Украины, противоречит, повторим, резолюции Европарламента, в которой содержится требование прекратить строительство газопровода и помочь Украине решить газовые споры с Россией. Трудно понять хитросплетения европейской политико-правовой системы. Похоже, в Европе их сами плохо понимают. Но если исходить их простой логики, то Еврокомиссия, к которой относится, в частности, и Оттингер, является, по сути, правительством ЕС и формально должна отчитываться перед Европарламентом, примерно как Кабмин Украины перед Верховной Радой. Но как видим, Еврокомиссия как орган исполнительной власти игнорирует мнение представительского законодательного органа, что грубо нарушает декларируемые демократические «ценности».

Напомним, что строительство трубопровода должно начаться осенью 2014 года. «Южный поток» (South Stream) должен пролечь по дну Черного моря и выйти на сушу в районе болгарского порта Бургас. После аннексии Крыма Москва якобы вознамерилась проложить трубу по крымскому прибрежному шельфу, что существенно сократит подводную часть коммуникации и, соответственно, удешевит слишком дорогой проект. Правда, в ответ появилась информация о том, что в таком случае Европа может запретить строительство трубопровода, поскольку не признает аннексию Крыма Россией и ее суверенитет над полуостровом, признавая Крым де-юре территорией Украины. Но пока все это представляет собой неофициальные маневры, четкой позиции ЕС по прокладке трубы через крымские территориальные воды нет, а с учетом того, что Европа медленно, но уверенно «сливает» Украину вместе с «евроценностями», можно вполне обоснованно предположить, что и прокладку «Южного потока» через Крым Евросоюз в итоге «проглотит». Но если «крымская проблема» в связи с известными событиями возникла недавно, то проблема правомерности существования «Южного потока» с точки зрения европейских нормативных требований стоит изначально.

Выйдя из Черного моря в Болгарии, трубопровод должен пройти через Сербию на газохранилища в Венгрии и Австрии, а также отдельной веткой через Грецию по дну Адриатического моря на Хорватию, Словению и юг Италии. Здесь «Газпром» пошел проверенным путем. Договариваясь индивидуально с руководством каждой из стран, играя на противоречиях между Брюсселем и национальными правительствами стран-членов ЕС предоставляя индивидуальные скидки «покладистым» компаниям, а часто действуя банально путем подкупа, российский концерн сумел заключить договора со всеми указанными странами при полнейшем попустительстве Брюсселя. В таком случае, говорить о единой энергетической политике Европы просто не приходится, а Европейская энергетическая хартия, к которой присоединилась и Украина, превращается в фиговый листок, как и Будапештский меморандум.

Наиболее проблемным является вопрос соблюдения норм европейского энергетического законодательства, прежде всего, так называемого Третьего энергопакета. Суть Третьего пакета состоит в том, что во избежание монополизации рынка одним и тем же компаниям запрещено добывать, транспортировать и продавать газ, а также вводится обязательное требование предоставлять третьим сторонам доступ к газотранспортным мощностям. Все это существенно препятствует планам России по захвату европейского энергорынка. Невыгодно это и европейским энергоконцернам, который вот уже пять лет фактически саботируют внедрение Третьего пакета, который, следует сказать справедливости ради, также содержит существенные недостатки, но здесь останавливаться на них не будем.

Некоторое время под давлением ЕС свое участие в проекте приостановил австрийский концерн OMV, принимавший участие в сооружении завершающего австрийского отрезка трубы, подключающего газопровод к важнейшим европейским газохранилищам в Баумгартене. Но в конце апреля, не смотря на угрозы санкций против России в связи с похищением наблюдателей ОБСЕ и разворачиванием российскими наемниками террора на Донбассе, австрийский концерн OMV заявил о возобновлении своего участия в проекте. В воздухе отчетливо запахло не газом, а коррупцией…

Позицию Евросоюза также можно считать «яловой». С одной стороны, окончательного разрешения на строительство «Южного потока» ЕС не дает и ведет затянувшуюся «экспертизу» контрактной и проектно-технической документации на предмет соответствия европейским законам и нормам. В это время идет «ползучее» строительство трубопровода явочным порядком, в результате чего ЕС будет поставлен перед фактом существования «Южного потока». Похоже, в Брюсселе рассчитывают на незаконное строительство трубопровода, но чтобы закон нарушался руками «Газпрома» и частных европейских компаний.

Это, в частности, следует из витиеватых заявлений еврокомиссара Оттингера. С одной стороны он требует соблюдения европейского законодательства и отмечает, что Австрии было направлено письмо, в котором изложены те пункты контракта, которые не согласуются с нормами права Европейского союза. С другой стороны, Оттингер заявил: «Газопровод не представляет для нас проблемы, мы не намерены его блокировать, одновременно он не является приоритетным». В Святом Писание это называется «умывание рук»…

Таким образом, если в России можно говорить об «обыкновенном российском фашизме», то в Европе речь идет об обыкновенной европейской мещанской жадности, чреватой крайне тяжелыми последствиями как для Европы вообще, так и для каждого европейского обывателя в частности.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: