Тарифы ЖКХ: кому война, а кому – мать родна

Тарифы ЖКХ: кому война, а кому – мать родна

Под прикрытием лозунгов о расширении прав регионов правительство хочет отдать коммунальные тарифы на откуп местным властям

С 1 июня 2014 года тарифы на электроэнергию для населения увеличены на 10-40% в зависимости от объемов потребления. Ранее тарифы на газ для населения уже были подняты на 56%, а для предприятий теплокоммунэнерго – на 40%. На очереди – повышение тарифов на остальные жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). И это только начало! Наряду с борьбой с терроризмом и бандитизмом на Донбассе, тема тарифов на ЖКХ в обозримом будущем обещает быть важнейшей и чреватой новыми социальными волнениями.

Но теперь, попав под уничтожающую критику за обвал гривны, инфляцию и прочие «прокращення», правительство Яценюка намерено снять с себя дальнейшую ответственность. Установление тарифов на ЖКУ планируется отдать на откуп органам местного самоуправления и даже выводится из-под согласования Госинспекцией по контролю над ценами. Делается это под прикрытием модных нынче лозунгов о расширении прав региональных и местных органов власти. Но это уже было и привело к катастрофическому росту тарифов, а также к резкому обострению социальной напряженности. Ярким примером может служить тарифная вакханалия, царившая во времена Черновецкого и его «молодой команды» в Киеве, где коммунальная сфера работает вне правового поля почти 10 лет, а центральные власти и прокуратура все это время «ничего не замечают». Кстати, затеваемые правительством Яценюка новации в сфере коммунального тарифообразования в форме издания постановления Кабмина тоже нелегитимны, поскольку подобные изменения возможны только путем внесения существенных поправок в целый ряд законов…

При всей, очень мягко говоря, антипатии к правительству Януковича-Азарова, некоторые рациональные зерна в его решениях и действиях все же бывали. Одним из таковых, несомненно, была попытка унификации коммунального тарифообразования.

-- Светлые пятна темного прошлого

Впрочем, к этому режим Януковича подтолкнула суровая необходимость, а именно стремительный рост тарифов на ЖКХ в 2009-м и в начале 2010 года, что провоцировало столь же стремительный рост социального недовольства и протестных настроений даже с учетом на тот момент недавней победы Януковича на президентских выборах. К тому же, масштабная проверка законности и обоснованности тарифов в целом по стране силами Государственной финансовой инспекции, бывшего Контрольно-ревизионного управления, в начале 2010 года выявила в сфере ЖКХ многочисленные факты воровства, нецелевого использования денежных средств и материально-технических ресурсов, завышения тарифов в целях получения неоправданного теневого дохода и так далее. А ведь вскрыта была лишь малая толика…

В результате была произведена довольно существенная реформа. Было окончено формирование специального регулирующего органа – Национальной комиссии по регулированию рынка коммунальных услуг (НКРРКУ). В действующее законодательство, прежде всего, в законы о местном самоуправлении и о жилищно-коммунальных услугах были внесены существенные изменения. Основная их суть сводилась к тому, что полномочия по установлению и согласованию тарифов на ЖКУ были изъяты у органов местного самоуправления и переданы НКРРКУ. Местным органам остались только полномочия по установлению тарифов на содержание домов и придомовых территорий. Янукович и Азаров обещали навести порядок в коммунальном тарифообразовании и покарать виновных в необоснованном завышении тарифов, но обещание это, естественно, не выполнили. Точно так же, было обещано разработать и внедрить единую методику формирования тарифов, естественно, с учетом местных особенностей каждого региона и даже населенного пункта. Но об успехах власти Януковича в этом направлении тоже ничего не известно.

И все же, подобные решения прошлой власти имели определенные положительные последствия для рядовых граждан хотя бы том, что галопирующий в 2009-2010 годах рост тарифов в 2011-2013 годах был остановлен. Можно сколько угодно и справедливо говорить о том, что повышение тарифов сдерживались по политическим мотивам. До того исполнительный орган местного совета какого-нибудь условного Урюпинска и даже Киева, пользуясь формальным правом едва ли не бесконтрольного установления тарифов, мог установить практические любые расценки, в том числе, в интересах дружественных городскому руководству коммерческих структур, дорвавшихся до контроля над коммунальной инфраструктурой при попустительстве и прямом соучастии местного совета, администрации и контролирующих органов. После указанных изменений для повышения тарифов местным «умельцам» приходилось с пачками соответствующих документов ехать в Киев, где долго и нудно убеждать столичных чиновников в необходимости поднять расценки, а то «на жизнь не хватает».

Кстати, возможно, что здесь кроется одна из причин так называемого сепаратизма. Она заключается в стремлении местных баронов, потративших изрядное количество сил и средств ради получения контроля над коммунальной инфраструктурой, обрести теперь возможность извлекать хорошую выгоду. Для этого достаточно вернуть право устанавливать тарифы местным органам власти, с которыми легко «договориться».

-- Токсичные полномочия

Нынешняя же центральная власть с радостью готова отдать на места полномочия по установлению коммунальных тарифов. Причина очевидна: раз подняли тарифы на газ, то расценки на остальные ЖКУ также придется поднимать, причем существенно. В то же время, после обвала гривны, роста безработицы, замораживания и без того нищенских доходов и только еще набирающего скорость скачка цен на товары первой необходимости и продукты питания популярность правительства снижается. Об этом красноречиво свидетельствует, в том числе, низкий рейтинг кандидата в президента Юлии Тимошенко, являющейся лидером той партии, представители которой сейчас руководят правительством и страной. И это еще не пришла осень и отопительный сезон, когда начнут приходить квитанции с неподъемными для большинства граждан цифрами!

В такой ситуации полномочия по установлению тарифов для центральной власти превращаются в этакие «токсичные активы», как безвозвратные кредиты, ведущие банк к банкротству. Вполне естественным является стремление центральной власти избавиться от этого «счастья», о чем в недрах Министерства региональной политики, строительства и ЖКХ родился проект постановления, ставшего достоянием гласности, но не обратившего на себя достаточного внимания по причине известных бурных событий. Вообще, имеющая место на Востоке де-факто война в определенном смысле является «подарком» для нынешней власти, ибо позволяет отвлечь внимание общества от социально-экономических проблем, в том числе, манипулируя патриотизмом, дает возможность навесить тарифно-инфляционно-ценовое ярмо на шею рядовых граждан. Этот тот случай, когда «кому война, а кому мать родна»…

В планах профильного министерства обращают на себя внимание два основных и очень опасных для электората пункта. Во-первых, это передача обратно, на места, права устанавливать расценки на ЖКУ в полном объеме, что опять возродит тарифную вакханалию и повлечет усиление социального недовольства, что опасно особенно в условиях внешней агрессии и внутреннего разгула бандитизма. Во-вторых, это упразднение нормы об обязательном согласовании тарифов в органах Государственной ценовой инспекции.

Вторая новация, ежели таковая будет внедрена, станет еще одним благоприятным фактором, позволяющим заинтересованным структурам взвинчивать тарифы. Если до сих пор Госценинспекция на этапе утверждения новых тарифов требовала подробную калькуляцию стоимости, обоснование важного пункта калькуляции и прочее, то теперь инспекция сможет контролировать тарифы только после того, как они уже введены, действуют, а оспорены могут быть только суде. Ну, а какой у нас «самый гуманный в мире» суд, объяснять едва ли нужно…

Со своей стороны, профильный министр и бывший мэр Винницы Владимир Гройсман проблем не видит и считает предлагаемые меры крайне прогрессивными…

-- Неувязочка выходит!

Но дело в том, что указанные прожекты не только приведут к дальнейшему обнищанию граждан. Они еще и нелегитимны с точки зрения действующего законодательства.

Прежде всего, повторим, что действующей редакцией закона о ЖКУ предусмотрено, во-первых, согласование тарифов в соответствующих контролирующих органах, соответственно и в Госценинспекции, а главное, во-вторых, правом устанавливать тарифы на горячее и холодное водоснабжение, водоотвод и отопление наделена исключительно НКРРКУ. Исполнительные органы местных советов, по закону, имеют право устанавливать тарифы только на обслуживание домов и придомовых территорий.

Нравится этот или нет лично Яценюку с Гройсманом и всему правительству в целом, но постановлением правительства это «не лечится»! Иными словами, если эти нормы будут протягиваться постановлением – это незаконно. Чтобы изменить указанные нормы, необходимо внести изменения в законодательство, как минимум, в законы о местном самоуправлении и о ЖКУ. И не факт, что изменения наберут минимально необходимые 226 голосов, хотя такое возможно, поскольку определенное влияние коммунального лобби в парламенте имеется. В любом случае, только путем внесения изменений в законодательство можно легитимно вернуть органам местного самоуправления право устанавливать и согласовывать тарифы на весь комплекс жилищно-коммунальных услуг.

Но и это еще не все. Статья 30 Закона «О ЖКУ» императивно предписывает соблюдать принцип опережающего роста доходов населения по сравнению с ростом расценок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В то же время, правительство Яценюка, следуя условиям кредитного договора с МВФ, с одной стороны, резко повышает тарифы на газ для населения и теплокоммунэнерго, а также создает предпосылки для столь же стремительного роста тарифов на остальные ЖКУ, а с другой стороны, проводит политику сокращения социальных выплат, замораживания доходов граждан.

Повышая в этих условиях тарифы на ЖКХ центральная и местные власти будут грубо нарушать указанную статью 30 закона о ЖКУ. Обязательства по договору с МВФ не являются в этом случае оправданием: условия этого договора не являются международными правовыми нормами, ратифицированными в парламенте, а только в последнем случае международные нормы обретают приоритет над национальными.

-- «Развод» по-киевски

Вообще, с момента введения 1 января 2005 года Закона «О ЖКУ» коммунальное хозяйство работает вне правового поля, поскольку очень многие нормы этого, в целом хорошего и стоящего на страже интересов потребителя закона грубо нарушаются, а нарушения демонстративно игнорируются правоохранительными органами, центральной и местными властями.

Некоторые аспекты такого беспредела рассмотрим на примере столицы. Подобные и иные нарушения закона наблюдаются по всей стране.

Пользователи ЖКУ в Киеве оплачивают их по квитанциям Главного информационно-вычислительного центра Киевской городской госадминистрации (ГИВЦ КГГА) на счета предприятий, оказывающих коммунальные услуги – ЖЭКов или управляющих компаний, Киевводоканала, Киевгаза и Киевэнерго за отопление и горячую воду, поскольку электроэнергия оплачивается обычно по отдельным квитанциям. В законе такие предприятия имеют статус «исполнителей услуг». Здесь-то и начинаются коллизии.

Согласно ст. 7 Закона «О ЖКУ» исполнители услуг должны определяться органами местного самоуправления в порядке, утвержденном уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам ЖКХ с соблюдением определенной процедуры, обязательно на основе конкурса. Такие предприятия должны иметь необходимые лицензии и другие установленные законом разрешительные документы. В 2005 году Киеврада утвердила список таких предприятий, но решение было отменено судом, поскольку процедура определения исполнителей была грубо нарушена, в частности, не проводился конкурс.

И все! Вот уже почти 10 лет в столице нет легитимных, определенных в соответствии с законом и другими нормативными актами, исполнителей коммунальных услуг. Все эти ЖЭКи, коммунальные предприятия, частные управляющие компании в «крутых» жилищных комплексах и прочие подобные структуры не имеют права выступать исполнителем ЖКУ, заключать договора на оказание таких услуг, требовать оплату денежных средств за эти услуги, подавать в суды иски в качестве исполнителей услуг. Они вообще не имеют права и не являются де-юре стороной жилищно-коммунальных отношений! Их деятельность можно рассматривать как мошенничество, незаконное присвоение полномочий и чужих денежных средств.

Отдельно следует сказать о деятельности упомянутого ГИВЦ КГГА. Эта сомнительная «контора» не только рассылает квитанции на оплату, но и собирает средства на свой расчетный счет, с которого потом деньги якобы перечисляются поставщикам услуг. При этом ГИВЦ взимает некоторый процент. Сомнительность же состоит в том, что законом существование подобной структуры не предусмотрено. Закон «О ЖКУ» четко определяет перечень структур, которые могут являться сторонами правоотношений в жилищно-коммунальной сфере, выполняя те или иные функции. Ничего подобного ГИВЦ законом не предусмотрено в принципе, а потому для ГИВЦ тоже можно найти соответствующие статьи в Уголовном кодексе.

Для того чтобы оказывать услуги, исполнители обязаны заключить договора с поставщиками-производителями ряда коммунальных услуг. Если более конкретно, то таковыми в столице являются Киевгаз, Киевводоканал, Киевэнерго. В ряде случаев производители услуг могут оказывать их напрямую, минуя посредничество исполнителей. Согласно ст.7 п.1.9 Закона «О ЖКУ» указанные предприятия должны обрести статус «производителя жилкомуслуг» путем заключения договоров с органами местного самоуправления, представляющими интересы территориальной громады, чтобы интересы громады были защищены и соблюдены. Но по имеющейся информации, столичные монополисты, производящие или поставляющие услуги, уже долгие годы всячески уклоняются от заключения таких договоров. Причина банальная – нежелание менеджмента и владельцев компаний нести ответственность, поскольку согласно ст. 22 пп. 2.3, 2.6 Закона «О ЖКУ» статус исполнителя налагает следующие обязательства: производить услуги в строгом соответствии с условиями договора, стандартов, нормативов, норм и правил, предоставлять информацию о структуре тарифов, нормах потребления, потребительских качествах. Очевидно, что лишняя ответственность никому не нужна. Да и зачем, если и без того деньги платят?! Таким образом, легитимных производителей-поставщиков ЖКУ в столице тоже нет.

Наконец, еще один нюанс, связанный с платой за содержание придомовых территорий в столице. Для того чтобы брать плату за придомовую территорию, необходимо провести землеотвод и закрепление земельного участка за каждым домом, что является сложной и долгой процедурой. Вместе с тем, в официальном ответе Главного управления земельный ресурсов КГГА от 9.04.2010 г. № 03-86/11275 на запрос бывшего депутата Киеврады от Блока Виталия Кличко, а ныне народного депутата от партии УДАР Натальи Новак утверждается, что границы придомовых территорий объектов жилищного фонда в г.Киеве не установлены и не утверждены в установленном порядке! (Автор располагает копией этого документа). С 2010 года ситуация в этом вопросе не изменилась. Таким образом, плату за придомовую территорию в Киеве сегодня следует расценивать не просто как «филькину грамоту», а минимум как мошенничество со всеми вытекающими уголовно-процессуальными последствиями.

И это далеко не полный перечень грубейших нарушений закона в жилищно-коммунальной сфере, причем только в столице. А сколько их в целом по стране?!

Вместе с тем, нынешнее правительство отнюдь не торопится устанавливать законность, и защищать права граждан, но стремится лишь повысить тарифы.

Источник фото: mariupol-life.com.ua

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: