Андрей Борсук о «конструктивном взаимодействии» с боевиками, захватившими Краматорск
В конце мая в Краматорске началась полномасштабная антитеррористическая операция с применением артиллерии и авиации. Местные СМИ со ссылкой на очевидцев сообщали о «скорых», носящихся по городу. А жители города в соцсетях говорили, что время от времени у них пропадает мобильная связь, по улицам бегают люди с автоматами, на дорогах работает несколько блокпостов сторонников ДНР. В свою очередь спикер АТО Владислав Селезнев на своей страничке в Facebook написал о том, что боевики, орудующие в городе, организовали себе штаб на первом этаже дома малютки.
Тем не менее, больницы, банки, учебные заведения в городе работают, проблем с доставкой продуктов питания в магазины также нет. Функционируют и местные органы власти, несмотря на то, что горисполком занят сторонниками ДНР.
23 мая мэр Краматорска Геннадий Костюков написал заявление об отставке «по состоянию здоровья». Его обязанности теперь исполняет Андрей Борсук, секретарь горсовета. Чиновник не скрывает, что лояльно относится к орудующим в городе террористам, считает, что обязан с ними «конструктивно взаимодействовать». Но при этом в разговоре с «Главкомом» жалуется, что Киев блокирует бюджетные перечисление городу и отмечает, что землякам, желающим эвакуироваться, нужно самим позаботиться о себе.
Какая обстановка в городе сейчас, проходит ли АТО, стреляют ли на улицах?
Я, как и.о. городского головы могу говорить только о тех обязанностях, которые возложены на местное самоуправление. Поэтому, проводится ли в городе АТО, или не проводится, поверьте, нас никто не уведомляет. Мы об этом узнаем только по факту. Если говорить о сегодняшнем дне, то вокруг Краматорска стреляют постоянно: в районе горы Карачун под Славянском, где расположена телевышка, военный аэродром на окраине Краматорска, который находится очень близко к жилым домам. На этом аэродроме расположены части Национальной гвардии, поэтому в районе их расположения происходят боевые действия. Все это вокруг города, но не в его середине. Внутри города на сегодняшний день никаких боевых действий нет.
Есть ли разрушения в городе?
На сегодня мне доложили лишь о том, что в здание профтехучилища №28, которое находится недалеко от аэродрома, попал снаряд.
Есть ли проблемы с въездом и выездом из Краматорска?
Из города транспорт выезжает. Да, есть проверки на блокпостах на предмет наличия оружия. Автобусы ездят во всех направлениях. Как обычно, отправляем детей в лагеря Святогорска на отдых. Хочу сказать, что перебоев в снабжении продовольствием нет. Работают все больницы, детсады, функционирует банковская система, работает общественный транспорт.
И.о. вице-губернатора Донетчины Валерий Лукашенко заявил, что в Краматорске могут быть сложности в подготовке к осенне-зимнему отопительному периоду. В чем проблема?
По непонятным для нас причинам с 20 мая в Краматорске заблокированы казначейские счета. То есть, деньги на счету есть, но мы их получить не можем. Не может получить горсовет, чтобы перечислить заработную плату на счета бюджетникам, не может получить пенсионный фонд, чтобы перечислить людям пенсии на карточки, не осуществляются социальные выплаты. Уже на протяжении двух недель ничего из того, что связано с выплатами городского бюджета, не оплачивается. Задолженность по пенсиям составляет 25 млн грн. То есть, около трети наших пенсионеров попросту не получили свои законные деньги, бюджетная сфера не получила аванс за май. Около половины всех горожан составляют работники бюджетных сфер и пенсионеры, благосостояние которых зависит от этих выплат. Кроме того, при заблокированных счетах не получают финансирование ни больницы, ни детские сады, ни школы.
Возможно, Валерий Лукашенко, говоря о сложностях подготовки к отопительному сезону, именно заблокированные счета и имел в виду. Других сложностей у нас нет. Если человек не получил зарплату, или пенсию, он не может оплатить коммунальные услуги. Это значит, что коммунальное предприятие, к примеру, не может купить материалы для подготовки жилого фонда к зиме. Это замкнутый круг, все упирается в деньги. Если счета не будут разблокированы, мы и до зимы не доживем.
Чем в Госказначействе вам объясняют сложившуюся ситуацию?
Госказначейство на наш запрос ответило письмом, подписанным Даневичем (Александр Даневич – первый заместитель главы Госказначейства – «Главком»). В письме со ссылкой на ст. 14 Закона Украины «О борьбе с терроризмом» говорится, что казначейские счета заблокированы в связи с проведением АТО. Однако хочу заметить, на самом деле в вышеприведенной статье закона сказано лишь то, что может быть приостановлена деятельность предприятий по согласованию с руководителями этих предприятий. Вместе с тем, никто с такой просьбой не обращался. Скажу вам, что мы звонили в Киев, выясняли причину. Нам объяснили, что блокирование счетов - это политическое решение. Из-за такого решения «отключены» от денег почему-то только Краматорск и Славянск. У нас на счетах есть деньги, но мы не можем ими воспользоваться. Вот и все.
Блокирование счетов можно объяснить тем, что власть не хочет, чтобы деньги не попали к террористам, разве не так?
Никакие деньги не могут поступать террористам, поскольку они поступают на денежные счета учреждений и предприятий, на карточки конкретных людей.
К примеру, в Донецке был случай нападения на инкассаторскую машину. Где гарантия, что нападение не произойдет в Краматорске?
Нападений на инкассаторские машины у нас не было. Если бы какой-то банк заявил сейчас, что не может перевезти деньги, мы смогли бы помочь ему это сделать, мы готовы содействовать в их доставке. Кроме того, многие ведь работают по безналичному расчету. До 20 мая проблем с доставкой денег в городе не было. В конце концов, отдайте людям «по безналичке».
Но ведь ваш город – не западноевропейский, не все операции можно осуществить «по безналичке» и не каждый пенсионер пойдет к банкомату…
Я говорю хотя бы о том, что можно сделать в нынешней ситуации. При «остановке» казначейского счета даже два предприятия не могут провести взаиморасчет. На сегодняшний день коммунальное предприятие «Горсвет» по безналу не может перевести деньги донецкому облэнерго оплату за электричество. Город могут отключить, и он будет во тьме. При чем здесь «наличка»? Еще раз подчеркну, если банк обратится к нам, организуем охрану перевозки наличных денег, в этом проблем нет. Если подобное продолжится (блокирование казначейского счета – «Главком») еще полмесяца, в городе будет коллапс.
Много ли среди горожан уехало из Краматорска?
Желающие уехать, конечно, есть, но мы не имеем возможности централизованно заниматься их эвакуацией. У нас для этого нет материальных ресурсов. Каждый человек, который желает уехать, должен сделать это самостоятельно. Естественно, еще одним поводом, чтобы уехать является как раз невыплата пенсий и зарплат. У нас нет учета горожан, покинувших город. Но я бы не сказал, что это процесс массовый. Может, процентов 20 покинуло город, не более. Большинство жителей остаются. Еще и потому, что многим попросту некуда уезжать. Все надеются, что завтра в городе будет тишина и порядок.
Кто контролирует город сегодня?
Сама формулировка «контролирует» некорректна. Если мы говорим о работе местного самоуправления, то все его органы работают. Городской голова ушел со своей должности согласно заявлению об отставке и решению сессии. По закону, его обязанности исполняет секретарь городского совета. Никаких «народных мэров» у нас нет. Вместе с тем, в городе есть вооруженные люди, которые представляют интересы ДНР, и решают те задачи, которые перед ними поставлены. Органы же местного самоуправления в соответствии с законодательством выполняют функции ежедневного жизнеобеспечения города.
Как только вы приступили к обязанностям и.о. городского головы, сразу же заявили о желании сотрудничать с представителями так называемой Донецкой народной республики (ДНР). Однако Генпрокуратура Украины в середине мая признала ДНР и ЛНР террористическими организациями. Не боитесь, что придется отвечать за сотрудничество с террористами?
Я не говорил о сотрудничестве, я говорил о конструктивном взаимодействии. Да, можно это трактовать как угодно. Но я исхожу из того, что если факт свершился, если представители ДНР есть в городе, их игнорировать нельзя, поскольку иначе в городе будет беспорядок. Наша задача обеспечивать в Краматорске порядок и безопасность жителей.
Поддерживают ли горожане вооруженных людей из ДНР?
Поддерживают или не поддерживают - это личное дело каждого. Есть те, кто поддерживает, есть и такие, которые не поддерживают. Если бы не было поддержки, у нас бы не голосовало столько людей (на референдуме о суверенитете ДНР 11 мая – «Главком»).
Сколько таких людей?
Есть официальные итоги, не мы считали голоса, поэтому обратитесь к тем, кто проводил референдум. Учитывая мнение горожан, мы должны выбирать здравомыслящее решение.
Какой флаг сейчас на здании горсовета вывешен и кто контролирует здание?
Вывешен флаг ДНР. Он появился на здании до того, как в город зашли вооруженные люди. Его вывесили местные жители. Сейчас я с вами общаюсь, находясь не в здании горисполкома, а в другом административном помещении. Еще раз повторю. Я бы не употреблял слово «контролирует». Сказал бы, что в здании горсовета находятся представители ДНР. Ведь контролировать – это за кем-то наблюдать, следить. Они (ДНР – «Главком») этим не занимаются.
Так где вы находитесь, работаете?
Разные службы местного самоуправления у нас размещены в различных админзданиях. Кто-то в здании управления ЖКХ, кто-то в управлении образования, кто-то в управлении архитектуры. Сегодня вся документация принимается, электронная система работает без сбоев. Мы организовали работу исполкома вне основного здания.
Есть ли в городе люди, которых удерживают насильно?
Нет, я ничего не знаю о таком…
В конце апреля появилась информация о том, что Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ) захватили вооруженные люди. Работает ли завод сегодня, кто его контролирует?
Это вопрос к руководству завода. Однако я знаю абсолютно точно, что на сегодняшний день завод работает. Вооруженные люди как пришли тогда, так и ушли, их нет на заводе. Работники НКМЗ получили за май зарплату, кстати, через те же банки, которые «боятся, что их ограбят».
С кем из мэров других городов Донбасса вы общаетесь, на что они жалуются?
Да, в телефонном режиме общаемся. Везде разная ситуация, пусть коллеги сами комментируют сложившуюся у них ситуацию.
С Нелей Штепой также общаетесь?
Нет, она же уже не работает (городским головой Славянска – «Главком»). Я общаюсь с секретарем совета Александром Самсоновым.
В Интернете популярно видео, на котором две женщины в Краматорске пытаются прогнать вооруженных террористов из города. Людей с такими настроениями много в городе?
Конфликтов между вооруженными людьми и мирными гражданами нет. Ведь немногие люди способны пойти на такое (вступить в спор с вооруженными людьми – «Главком»). Но тот конфликт, который вы упомянули, свидетельствует о том, что граждане психологически устали и хотят мира.
С кем вы поддерживаете связь из ДНР?
Я уже две недели работаю и.о. городского головы. Но никто как из Донецка (из ДНР – «Главком»), так и из Киева со мной официально на контакт не выходил за это время. Я же общаюсь с местными представителями ДНР, краматорчанами, которых знаю давно.
Кроме того, я общаюсь с народными депутатами. Это наш «мажоритарщик» - Юрий Боярский, а также Анатолий Близнюк, который в прошлом был мэром города и главой Донецкой ОГА. Почему-то сегодня депутатов Юго-Востока в Киеве не слышат.
Кто и что конкретно должен сделать, чтобы депутатов Юго-Востока услышали?
Прекратить войну, сесть за стол переговоров.
Общаетесь ли вы сейчас с ушедшим в отставку мэром Геннадием Костюковым, как его состояние здоровья сейчас?
Мы с ним в нормальных отношениях. Сказать о том, что мы постоянно общаемся, я не могу.
Его вынудили уйти с должности городского головы?
Я считаю, что ему просто было психологически и морально тяжело работать в этой ситуации. Одно дело, когда ты работаешь при налаженной системе, другое дело, когда казну закрыли, и другие проблемы возникли…
Почему тогда вас не испугали эти проблемы, и вы сходу согласились возглавить город?
Вы уже задаете личностные вопросы, это не совсем корректно. Понимаете, если еще и я не соглашусь выполнять обязанности, по закону больше никто не может их выполнять. А от этого зависит ежедневное жизнеобеспечение города и его жителей. Наступит безвластие, чего нельзя допускать. А так – исполком будет работать до следующих выборов.
Когда могут состояться выборы городского головы?
Все будет зависеть от того, как будут развиваться события дальше. Если по закону – то решение о проведении местных выборов принимает Верховная Рада. Если же будет другой сценарий – то ДНР. Еще раз вам говорю, что я отвечаю только за город Краматорск. За государственную политику отвечать не могу, поскольку это не входит в мою компетенцию.
Коментарі — 0