Экзит-полл в вашем городе

Экзит-полл в вашем городе

В 15 городах и 12 областях в день выборов проведут экзит-поллы.

За последние годы украинцы привыкли к проведению экзит-поллов, позволяющих приблизительно прикинуть результаты выборов сразу после закрытия избирательных участков. На недавних президентских выборах опросами избирателей занимались почти десять компаний, и все они показали довольно адекватные результаты битвы за главный государственный пост – с расхождением около одного или двух процентов.

Во всем мире экзит-полл считается чем-то вроде избирательного шоу для развлечения зрителей до оглашения официальных данных в ночь выборов. Но так уж повелось в Украине еще с 2004 года, что экзит-полл считается способом борьбы с фальсификациями. И именно расхождение официальных данных выборов 2004 года с данными Национального экзит-полла было одним из аргументов оппозиции. С тех пор этот инструмент используют практически все политики, а международные организации охотно делились грантами с социологами для организации опросов. Хотя большинство политических экспертов смотрят на экзит-поллы скептически, ведь никто не застрахован от манипуляций с их результатами.

-- Заграница нам не помогла

Одним из самых авторитетных экзит-поллов страны по праву считается Национальный, который традиционно проводился Демократическими инициативами, КМИС и социологической службой центра им. Разумкова.

Практика проведения экзит-поллов на местных выборах в Украине не очень распространенная, и подобные социологические исследования проводились лишь единично (на скандальных мукачевских выборах, да в Киеве в 2008 году). Но организаторы Национального экзит-полла все же планировали организовать опрос 31 октября.

Еще на старте избирательной кампании организаторы заявили, что планируют масштабное исследование в четырех крупнейших украинских городах: Одессе, Львове, Харькове и Днепропетровске. То есть, в тех областных центрах, где ожидается самое ожесточенное противостояние между провластными и оппозиционными кандидатами. Финансировать этот проект вроде был готов фонд «Відродження».

Но, как оказалось, соросовский фонд не удовлетворил все финансовые запросы организаторов, а найти дополнительное финансирование Деминициативам, КМИСу и разумковцам не удалось. А потому в последний момент Национальный экзит-полл сорвался. «Средств фонда «Відродження» оказалось слишком мало, а получить финансирование с других источников нам не удалось. Во всех НГО бюджеты давно утверждены, и средств на экзит-поллы не было. Раньше посольства разных стран также помогали нам финансово, но в этом году не получилось. Конечно, мы немного поздновато к ним обратились», - рассказала «Главкому» о причинах отмены Национального экзит-полла глава Деминициатив Ирина Бекешкина.

Но, несмотря на то, что международные доноры проигнорировали наши местные выборы, за организацию экзит-поллов взялись политики и отечественные телеканалы. А потому впервые за время проведения местных выборов почти в половине регионов страны избирателям уже к десяти часам вечера расскажут, кого, по версии социологов, они на самом деле избрали.

-- Выборы в единоцентричных тонах

Если Национальный экзит-полл «умыл руки» от местных выборов, инициативу рассказать о результатах выборов сразу после закрытия участков взялась партия «Единый центр». Пару дней назад соглава ЕЦ Игорь Попов сообщил СМИ, что по их заказу авторитетная международная социологическая служба «GFK-Украина» проведет масштабный общеукраинский опрос избирателей на выходе из участков.

Сам Попов пообещал, что уже в 22.00 31 октября представит результаты на суд общественности. Контролировать выборы единоцентристы собрались на 588 участках по всей Украине, и выдадут результаты по некоторым областным советам и отдельно по мэрским выборам Донецка, Харькова, Ужгорода, Луцка, Черновцов и Хмельницкого. Правда, как вчера сообщил «Главкому» Попов, исследование по Луцку в последний момент было отменено по финансовым причинам.

Мотивы выбора именно этих облцентров понятны – там у них есть более-менее адекватные кандидаты, которые если и не претендуют на победу, то могут получить солидный результат с перспективой уже на парламентские выборы.

Выборы в облсоветы «ЕЦ» промониторит в приоритетных для себя Волынской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Киевской, Кировоградской, Ривненской, Хмельницкой, Черкасской и Черниговской областях. Хотя многие социологи и сомневаются в эффективности исследований на выборах облсоветов – мажоритарщиков в исследовании не учтут, а потому данные экзит-поллов не отобразят полную картину расстановки сил.

На первый взгляд, результаты экзит-полла по заказу одной из партий не заслуживают особого доверия. Но иного мнения придерживаются независимые социологи. К примеру, та же Ирина Бекешкина считает, что у компании GFK достаточно высокая репутация, что гарантирует качественное исследование. «Думаю, провести исследование с таким покрытием реально. Они хорошо себя показали на прошлых выборах. Компания входит в международную структуру, не думаю, что они будут портить репутацию ради одних выборов. Репутация международной компании GFK дороже. У меня нет никаких причин не доверять им», - рассказала «Главкому» Бекешкина.

Приблизительная экспертная оценка стоимости проекта – до 180 тысяч долларов.

-- Экзит-полл Шустера

Еще один экзит-полл на местных выборах решила провести компания «Савик Шустер Студия». Как рассказала «Главкому» главный редактор студии Дарка Чепак, компания своими силами проведет опрос на выходе из избирательных участков в четырех регионах: Харькове, Днепропетровске, Запорожье и Чернигове, а также в соответствующих областях. Именно о таких планах студии, по состоянию на сегодня, поведала госпожа Чепак. «У нас есть своя социологическая группа, на президентских выборах мы дали самый точный экзит-полл. Так будет и сейчас по этим четырем регионам», - заверила она «Главком».

Экспертная оценка проекта – до 90 тысяч долларов.

-- Привет от штаба Януковича

Практически в последний момент созрела для проведения исследований социологическая служба Евгения Копатько, по крайней мере, первая информация об этом появилась лишь вчера вечером. Компания Research & Branding Group, которая известна тесным сотрудничеством со штабом Партии регионов, проведет опросы на выходе из избирательных участков в Донецке, Луганске, Запорожье, Львове, Тернополе, Ивано-Франковске, Одессе и Виннице. Выборы в областные советы компания контролировать пока не собирается. О спонсорах исследования господин Копатько сообщил следующее: «Спонсоров у нас не бывает, у нас консолидированное финансирование. Скажу так». Кроме того, он отметил, что не исключено, что в последний момент будет принято решение проводить экзит-полл в некоторых других областных центрах.

Хотя компания давно сотрудничает с Партией регионов, ее исследования всегда отличались объективностью и не расходились с данными альтернативных экзит-поллов.

Экспертная оценка проекта – до 90 тысяч долларов

-- Западноукаринский фронт

На Западной Украине проведением своего собственного экзит-полла занялась местная социологическая группа «Рейтинг», которая планирует провести опрос в трех областных центрах: Львове, Тернополе и Ивано-Франковске. Исследование будет включать вопросы о том, за кого проголосовал человек на мэрских выборах и в горсовет. Как «Главкому» сообщил руководитель группы Алексей Антипович, в анкеты также включат вопросы по поводу того, за кого голосовал человек на прошлых президентских выборах, и за кого собирается голосовать на следующих. По его словам, исследование будет проводиться на собственные деньги компании, а потому опрос ограничен всего тремя областными центрами. Сейчас во Львове ходит разная информация о той или иной ангажированности «Рейтинга», но, по мнению, Ирины Бекешкиной, пока у нее не было претензий по предыдущей работе компании.

Экспертная оценка проекта – до 20 тысяч долларов.

С другой стороны, о намерении провести свой экзит-полл на выборах Львовского мэра и горсовета объявила компания «Социоинформ». Директор компании Наталия Зайцева-Чипак подтвердила «Главкому» эту информацию, правда отказалась называть инвестора исследования, лишь указав, что оно проводится по схеме «софинансирования».

Не будем утверждать наверняка, но, по различным данным, прежние исследования «Рейтинга» во Львове показывали хорошие результаты нынешнему мэру Садовому, а «Социоинформ» вроде бы положительно расположен к его конкуренту регионалу Писарчуку. С другой стороны, «Удар» Виталия Кличка также обещал финансировать некий экзит-полл во Львове.

-- Черкасская битва

По предварительной информации, контролировать битву нынешнего мэра Черкасс Сергея Одарыча и ставленника губернатора Сергея Тулуба господина Влизло должны были два экзит-полла. Один собиралась проводить известная социологическая служба «ФОМ-Украина» во главе с Александром Бухаловым, другой - общественная организация «Украинское демократическое коло».

В комментарии «Главкому» Александр Бухалов подтвердил, что компания будет проводить экзит-полл на выборах мэра и горсовета. «Финансирование и заказ «ФОМ-Украина» получил от местного телеканала «ВІККА», - заявил господин Бухалов. К слову, этот канал на выборах отличался тем, что не мочил Сергея Одарыча и всячески помогал нынешнему мэру в войне против Тулуба.

По мнению Ирины Бекешкиной, имя заказчика в такой ситуации не имеет особого значения, если социологическая служба имеет имидж и имя. «ФОМ не давал повода для претензий к ним по социологической работе», - прокомментировала она черкасскую ситуацию.

«Украинское демократическое коло», по разным данным, отказалась от проведения экзит-полла в Черкассах, правда официальных комментариев по этому поводу получить не удалось.

Экспертная оценка проекта – до 8 тысяч долларов

Таблица городов (выборы мэров и горсоветов) и областей (обслветов), где 31 октября будет проводиться экзит-полл

Как видно из таблицы, профессиональные экзит-поллы будут проводиться в пятнадцати городах и двенадцати областях. Причем, в шести областных центрах будут сразу два альтернативных исследования, а во Львове - даже три. Вот до чего довело жесткое противостояние Садового с регионалов Писарчуком! Такое же дублирование по Черниговской области. Другие регионы политикам и социологам оказались не интересны. По данным «Главкома», средняя стоимость проведения экзит-полла в одном крупном областном центре колеблется в районе 15 тысяч долларов, и в других городах местные кандидаты тратить такие деньги посчитали излишеством.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: