Тигипко и Яценюк: Электорат не выдержит двоих?

Тигипко и Яценюк: Электорат не выдержит двоих?

Еще после первого тура президентских выборов много разговоров было о феномене, условно говоря, «новых лиц» украинской политики ...

Еще после первого тура президентских выборов много разговоров было о феномене, условно говоря, «новых лиц» украинской политики – Сергее Тигипко и Арсении Яценюке. Заметно пощипав электоральное поле, соответственно, восточной и западной Украины и набрав 20% голосов избирателей на двоих, они запутали карты фаворитам гонки за президентское кресло перед ее вторым туром и подняли котировки своих акций в послевыборных раскладах.

Политологи оценивали неслабые результаты Тигипко и Яценюка в ключе возросшего среди украинских избирателей запроса на альтернативу «большим» политикам и возглавляемым им политическим силам. Довольно молодой, образованный человек, как правило, живущий в большом городе – вот типичный сборный портрет избирателя Тигипко и Яценюка. Разница между этими избирателями состояла, по сути, лишь в регионе проживания. На юге и востоке Украины такие люди искали в своих симпатиях замену Виктору Януковичу – и находили ее в лице Сергея Тигипко, на Западе – непрекращающиеся дрязги между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко подталкивали их к голосованию за Арсения Яценюка.

Более (Тигипко) или менее (Яценюк) удовлетворенные достигнутым в ходе президентских выборов результатом, наши герои прогнозировано не стали открыто поддерживать кого-либо из участников второго тура, хоть и проводили довольно интенсивные консультациями с представителями штабов Януковича и Тимошенко (и даже с ними самими).

Впрочем, выборы закончились, а достигнутый в их ходе результат нужно было каким-то образом закреплять и развивать к следующим избирательным кампаниям. Стартовые позиции для этого у обоих политиков имелись чуть ли не идентичные: и Тигипко, и Яценюк вскоре после инаугурации Януковича получили от него предложение работы в еще не сформированном правительстве. Тигипко, как известно, его принял и стал экономическим вице-премьером в правительстве Николая Азарова. Яценюк – гневно отверг и заявил о переходе в оппозицию, а несколько позже – даже сформировал альтернативное теневое правительство: «уряд змін».

Первые выводы о том, чьей политической силе больше пошел впрок путь, избранный в марте этого года ее лидером, должны были показать только что закончившиеся местные выборы.

-- Яценюк обходит Тигипко

И они показали. Экспертные оценки итогов местных выборов для «Сильной Украины» Сергея Тигипко и «Фронта змін» Арсения Яценюка, по сути, однозначны: для первых это – провал, для вторых – сохранение «президентского» резцльтата, что в данных обстоятельствах означает как минимум серьезный задел на будущее.

Даже опираясь на те неполные данные о результатах выборов, доступные на данный момент, позволяют утверждать: партия Яценюка вчистую обыграла силу Тигипко на западе страны, обошла в центре и совсем немного уступила на востоке.

Соотношение результатов партий «Фронт змін» и «Сильная Украина» в ходе выборов в областные советы в многомандатных округах на выборах 31 октября 2010 года, % (данные, доступные на вечер 9 ноября)

Особенно впечатляюще выглядит соотношение поддержки этих сил в западных областях страны (партия Яценюка прошла во все местные облсоветы, набрав при этом на Галичине и Буковине более 11% голосов избирателей, а «Сильная Украина» с трудом преодолела 3%-й барьер лишь на Закарпатье). Не дают повода для оптимистичных выводов «тигипковцам» и результаты выборов на Днепропетровщине. Да, здесь они обошли «фронтовиков» в полтора раза (9.52% против 6.29%), но, во-первых, итоговый результат «Сильной Украины» слишком далеко не дотягивает до здешнего результата Тигипко в ходе президентских выборов (22.44%), а во-вторых, эта цифра еще более болезненна для Сергея Леонидовича с учетом того, что он лично возглавлял избирательный список своей партии на выборах в местный облсовет. Прохождение «тигипковцев» в Донецкий и Луганский облсоветы, а также в Верховную Раду АРК («яценюковцы» во всех этих регионах избирательный барьер преодолеть не смогли) – слабое утешение. Во всех этих советах они окажутся лишь в роли статистов на фоне абсолютного доминирования регионалов, и еще непонятно, намного ли эта позиция лучше абсолютной отстраненности от работы этих органов со стороны «яценюковцев»…

-- Кто виноват?

В первые дни после выборов в интервью «Главкому» своими первыми соображениями по поводу соотношения сил между этими партиями поделились «правые руки» их лидеров.

Так, замглавы «Сильной Украины» Кость Бондаренко основную причину более слабого выступления своей партии усматривает как раз в том, что «яценюковцы» стартовали на этих выборах с более благодатной для проведения выборов оппозиционной платформы, попутно обвинив Яценюка в сотрудничестве с властью: «Не открою Америку, если скажу: в его (Яценюка – Ред.) проекте и в проекте Олега Тягнибока на западе Украины были прямо заинтересованы некоторые властные круги – в то время как мы были прямыми конкурентами Партии регионов в борьбе за голоса избирателей. Более того, вся кампания «Фронта змін» была построена исключительно на критике Налогового кодекса, который полностью привязывали к Тигипко. К сожалению, Арсений Петрович, прекрасно зная реальное положение дел в правительстве и в правительственной команде, спекулировал на причастности Тигипко к сложным экономическим моментам не меньше, чем откровенные популисты типа Симоненко или Тимошенко».

Заочным и довольно жестким ответом Бондаренко можно считать слова заместителя главы «Фронта змін» Андрея Пышного: «Ничто не мешало Сергею Леонидовичу объявить о переходе «Сильной Украины» в оппозицию и воспользоваться всеми «прелестями» и «преимуществами» ведения компании из оппозиции… Дело в политической стратегии, организации процесса, понятности партийных месседжей, политического позиционирования… Нельзя вести «пластмассовые» попсовые кампании, надо нести людям содержательные вещи, говорить открыто и правдиво. Борды, за которыми ничего, кроме анфаса, не стоит, праймериз, которые таковыми не являются, – а дальше? Нужно быть, а не казаться».

Опрошенные «Главкомом» эксперты вообще не склонны объяснять проигрыш «тигипковцев» в этой заочной дуэли нахождением их лидера во власти. Точнее говоря, свою определенную роль это обстоятельство сыграло, но преувеличивать ее было бы неправильным. «Оппозиционная платформа Яценюка не сыграла особо важной роли, – говорит директор политико-правовых программ Центра Разумкова Юрий Якименко. – В Украине сейчас в принципе отношение к оппозиции ненамного лучше, чем к власти».

Главная, первейшая проблема Сергея Тигипко, проявившаяся в ходе этих выборов, по мнению экспертов, состоит в том, что он, став членом правительства Азарова, по сути, слился с этим правительством в имиджевом плане. А поскольку даже сам Николай Янович называет свой Кабмин Кабмином Виктора Януковича, значит, сам Тигипко окончательно отошел в тень обоих лидеров Партии регионов.

Что характерно, такую позицию Тигипко, по сути, выбрал для себя сам. «Он мог оставаться в правительстве, занимая при этом такую позицию, чтобы было видно, что он оппонирует консервативной его части», – считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Вместо этого Тигипко в информационном поле стал всего лишь глашатаем экономических решений Кабмина, принимая на себя весь сопутствующий им негатив, даже не будучи согласным с ними по сути. Тигипко постепенно превратился из альтернативы Януковичу в его «облегченную», «примарафеченную» версию, а это не могло устроить того избирателя, который поверил Сергею Леонидовичу десять месяцев назад…

Напротив, Яценюк в публичном пространстве не дал ни одного повода усомниться в своей оппозиционности. Отчасти это случилось потому, что кроме самого Арсения Петровича на виду не находился вообще никто из членов его партии – а значит, больших усилий для того, чтобы показывать свою удаленность и от действующей власти, и от «старой» оппозиции ему и не требовалось. Яценюк сохранил свой имидж оппозиционера, альтернативного Тимошенко, Ющенко и уж тем более Тягнибоку, поэтому сумел, как минимум, сохранить свои завоеванные в январе позиции.

Второй причиной, повлекшей за собой именно такое соотношение результатов «Фронта змін» и «Сильной Украины», стала более качественная работа с региональными штабами, которую проводили на протяжении кампании «яценюковцы».

Прежде всего, опрошенные «Главкомом» эксперты полагают, что «холостым» проектом партии Тигипко стали «праймериз», оказавшиеся, по сути, всего лишь способом начать массовую расклейку биллбордов «Сильной Украины» до официального старта избирательной кампании. Особых же кадровых дивидендов от этого затратного проекта «тигипковцы», судя по всему, не получили (впрочем, при этом не стоит забывать о таких их несомненных успехах, как победа на мэрских выборах в Горловке и Луцке). Не послужил добрую службу «Сильной Украине» отказ от выдвижения своих кандидатов в мэры в Одессе и Днепропетровске – в этих городах, где рейтинг Тигипко довольно высок, его партия просто-напросто сыграла на руку Партии регионов в ущерб собственным интересам.

Напротив, «яценюковцы», во-первых, проводили активное рекрутирование «новых лиц» в свои ряды без всяких «праймериз» (посредством чего сэкономили немалые суммы на дальнейшую кампанию), а во-вторых, участвовали в выборах даже там (например, в Днепропетровске), где особых шансов на победу не имели изначально. Тем не менее, мэрские кампании выдвиженцев «Фронта» позволяли им осуществлять поддержку другим кампаниям, ведущимся их политсилой в это же время в данном регионе…

В оправдание Сергея Тигипко следует заметить, что в плане развития своих перспективных местных ячеек он изначально находился в куда худшем положении, нежели Арсений Яценюк. Все-таки «Сильной Украине», в первую очередь, приходилось рекрутировать в свои ряды популярные и востребованные кадры на юго-востоке страны, а там такие же задачи ставила перед собой и Партия регионов. Подчас регионалы задавались целью даже не столько заполучить побольше «ценных кадров» в свой список, сколько не позволить им оказаться в списках конкурентов, и пример сына секретаря СНБО Игоря Богатырева, «вдруг» покинувшего ряды «Сильной Украины», – лишний тому пример. В свою очередь, «яценюковцы» разворачивались в центре и на западе страны, где поле политической конкуренции намного шире, а бренд «Фронта» действительно выглядел подчас более привлекательно, чем старые оппозиционные знамена «Нашей Украины», «Батькивщины» или «Свободы».

Наконец, бесспорно положительным фактором, сыгравшим на руку Яценюку, стал ребрендинг его политической силы. На смену старой, «полосатой» символике, которую в ходе президентской кампании не критиковал разве что ленивый, пришли нейтральные, качественно исполненные биллборды, вызвавшие, в основном, положительные отзывы со стороны рекламистов. «Старая символика была просто грузом на ногах, который утаскивал Яценюка на дно», – говорит Михаил Погребинский. «После ребрендинга Яценюк начал ассоциироваться не столько с фронтом, сколько с изменениями, он стал олицетворением некоей перспективы», – согласен с ним Юрий Якименко.

В свою очередь, Сергей Тигипко в ходе местных выборов применил стилистику своей президентской кампании в неизменном виде. Но сине-красно-белая гамма, с успехом сработавшая для «сильного Тигипко» в январе, не стала панацеей для каждого кандидата в депутаты облсовета, выдвинутого «Сильной Украиной». Да и самой концепции позиционирования Тигипко в качестве «сильного лидера» «Сильной Украины» пришлось за последние месяцы выдержать ряд ударов: у скованного по рукам и ногам кабминовской этикой Сергея Леонидовича просто не было возможности продемонстрировать свою политическую «силу», чтобы в ней лишний раз убедились избиратели…

-- Что делать?

Какими в нынешней ситуации должны быть следующие шаги Сергея Тигипко и Арсения Яценюка? Из чего должна состоять работа над ошибками, которую будет вынужден провести первый, и как сможет закрепить и преумножить добытый на местных выборах успех второй?

Как ни парадоксально, опрошенные «Главкомом» эксперты называют общий для них обоих рецепт послевыборного поведения: сохранять имидж альтернативы «большим» украинским политикам, не растворяться в их среде и – держать курс на парламентские выборы.

Для Сергея Тигипко это в первую очередь означало бы переход к более активной линии поведения, имиджевое отделение от аморфной массы, которую на сегодняшний день представляет из себя Кабмин Азарова.

«Тигипко нужно чем-то показать свою отдельность от этой власти. Но для этого нужны примеры каких-то реформ или еще чего-то ощутимого, позитивного, что связывалось бы именно с Тигипко, а не с властью в целом. Пока у него не будет таких позитивов, которые он мог бы однозначно поставить себе в заслугу, он будет заложником этой ситуации», – считает Юрий Якименко.

С ним согласен Михаил Погребинский. По его мнению, шансом для Тигипко может стать более активное отстаивание своей позиции, например, относительно готовящегося проекта Налогового кодекса. «Представители власти сегодня рассказывают о каких-то своих знакомых предпринимателях, которые имеют магазины в Милане и в Москве, но платят по 200 гривень в месяц единого налога. Тигипко должен сказать: мол, разбирайтесь с ними конкретно, но зачем трогать сотни тысяч людей, которые не имеют магазинов в Милане и Москве, и которые – если мы говорим о поддержке малого и среднего бизнеса – вообще ничего не должны бы платить? Если Тигипко хочет стать защитником интересов среднего класса, он должен говорить: у меня есть разногласия с Кабмином, моя персональная позиция – вот такая. Если итоговое решение будет иным – он всегда может сказать, что у него нет большинства в Кабмине. А сейчас у него вообще никакой позиции нет!» – говорит политолог.

Позиция Яценюка, в очередной раз заявившего о своей оппозиционности и, более того, вчера решительно исключившего возможность сотрудничества с любыми политическими силами на местном уровне, в стратегическом отношении (если под стратегией подразумевать победу на следующих парламентских выборах) представляется более выигрышной. Во-первых, он снимает с себя ответственность за негативные социальные и экономические катаклизмы, которые, не исключено, ждут Украину в самое ближайшее время. Во-вторых, – рассеивает популярные нынче предположения о том, что он и его политсила являются не более чем «назначенной» «оппозицией Его Величества».

Впрочем, на волне успеха на местных выборах Яценюк может поставить перед собой и более глобальную задачу, чем «законсервироваться» в своих «ядерных» западно- и центральноукраинских регионах с тем, чтобы повторить нынешний результат в ходе парламентской кампании.

Михаил Погребинский считает, что в нынешних обстоятельствах лидер «Фронта змін» может поставить перед собой задачу «смещения» с нынешнего электорального плацдарма на поле Сергея Тигипко и борьбы с ним за либерально настроенный электорат крупных украинских городов, тем самым открыв возможность для значительного расширения собственного электорального «потолка». Да, такая борьба потребовала бы некоторой корректировки нынешних программных установок Яценюка вроде упора на традиционные консервативные национал-демократические ценности или разработки имиджа «проапгрейдженного Ющенко», однако, по мнению Погребинского, эта корректировка не уменьшит количество западноукраинских избирателей, поддерживающих Яценюка.

«Наши исследования показывают, что большинство электората западной Украины, в том числе Галичины, – не против повышения статуса русского языка: чтобы, грубо говоря, в Луганске и Крыму по-прежнему говорили по-русски и учились на нем в вузах. Люди не против, это политики против. Поэтому я думаю, что те 15-17%, которые проголосовали за Яценюка во Львове, тоже не против. Ведь даже в ходе местных выборов у украинских националистов был выбор, и они просто проголосовали за последовательного и честного украинского националиста Тягнибока или, допустим, того же Ющенко», – говорит Погребинский. Радикально настроенный электорат западной Украины в случае «смещения» Яценюка на восток «бесхозным» не останется: борьба за его голоса в таком случае вполне может стать уделом Олега Тягнибока и окончательно маргинализированной в этой нише Юлии Тимошенко. А вот Тигипко в таком случае пришлось бы потесниться, – а то и вовсе уйти из большой политической игры.

Знакомые с личными и профессиональными качествами Яценюка эксперты и политики, впрочем, в частных беседах указывают на очевидный слабый пункт любого плана, который бы подразумевал резкое повышение акций Арсения Петровича, – его неспособность ставить перед собой и своей командой адекватные текущему моменту задачи и уж тем более – результативно решать их. Слова, сказанные когда-то в адрес Арсения Яценюка экс-спикером крымского парламента Борисом Дейчем: «У него два высших образования, он трудоспособен, умен… Но вам нужно убрать такие негативные черты характера, как зазнайство, чванство и высокомерие» – остаются по отношению к Арсению Петровичу актуальными и по сей день, убеждены собеседники «Главкома»…

Размышляя о политических перспективах Арсения Яценюка и Сергея Тигипко, можно упомянуть и о таком совершенно фантастическом, на первый взгляд, варианте развития событий, как объединение их усилий в одной политической команде. В конце концов, идеологических проблем для такого объединения не видно – расхождения между этими политиками касаются лишь отношения к довольно ограниченному кругу гуманитарных вопросов. А в электоральном плане такое объединение могло бы стать взаимовыгодным проектом…

В случае объединения в рамках одной политической команды Тигипко и Яценюк могли бы взять на себя ответственность за развитие в Украине отраслей, реально способных стать двигателями модернизации в стране, – считает Михаил Погребинский. При этом, что немаловажно, они даже не претендовали бы на влияние на финансовые потоки в металлургии, химической промышленности и энергетике, которые еще с конца прошлого тысячелетия считают «своими», то есть, базовыми для развития страны «знатные регионалы»…

Однако это где-то в Европе политики, имеющие сходные ценностные установки могут объединиться в единую политическую силу, а потом – вместе отстаивать общие идеалы. В Украине, где политические партии зачастую неотделимы от олигархических кланов, а идеология той или иной политсилы является не более чем мишурой, скрывающей реальные интересы настоящих держателей политических акций, мы можем о таком только мечтать…

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: