Тайное становится явным. Газо-крымские маневры России

Тайное становится явным. Газо-крымские маневры России

Обходной маневр «Газпрома» состоит в воздействии на бизнес и политическую элиту стран ЕС. Ключевая роль отводится Австрии

Прогноз относительно планов России пересмотреть маршрут «Южного потока» в связи с аннексией Крыма, о чем упоминалось в февральском анализе «Энергетические аспекты крымской авантюры Кремля» теперь окончательно подтвердился.

22 августа российский министр по делам Крыма Олег Савельев признал, что коррекция маршрута газопровода через полуостров рассматривалась.

По его словам, строительство через территорию Крыма было бы целесообразнее нынешнего маршрута, но политические риски, которые в связи с этим возникают, перевесили экономическую целесообразность. Министр утверждает, что в окончательном варианте утвержденного маршрута "Южного потока" предусматривается только строительство газопровода-отвода Краснодарский край — Крым протяженностью 135 километров.

Российские аналитики отмечали, что:

- «в условиях политического напряжения и непризнания Евросоюзом Республики Крым и Севастополя в составе России вряд ли итальянские, немецкие и французские партнеры Газпрома поддержат альтернативный маршрут «Южного потока» через Крым».

- «… сейчас не время для смены маршрута. У проекта «Южного потока» сейчас и так появились сложности… Предложение «Газпрома» поставлять газ в Европу через непризнанные территории России может быть использовано как еще один довод в пользу санкций. Поэтому политически выгодней не экономить на «Южном потоке».

Официально «Газпром» никогда планы коррекции маршрута не подтверждал. В пресс-службе монополии обычно комментировали это так: «Изменение трассы “Южного потока” “Газпромом” не рассматривается». Но, по данным российских СМИ, источник в «Газпроме» на условиях анонимности подтвердил, что проработка маршрута «Южного потока» через Крым идет, но не публично: «Надо дождаться, когда вся эта история с Украиной уляжется, утрясется в анналах истории и умах западной политической элиты, как это было с грузинским инцидентом в 2008 году… Первую нитку мы все равно протянем по старому маршруту — уже заключен твердый контракт... Однако, скорее всего, остальные три ветки пройдут по оптимальному маршруту с учетом новых геополитических реалий».

В российском «Эксперте» была опубликована карта модифицированного «Южного потока», где видно, что морской участок начинается около Севастополя.

Нажмите для просмотра

Карта-схема 1. «Крымский» маршрут «Южного потока» http://m.expert.ru/data/public/459760/459783/025_expert_15.jpg

Источник полагает, что тезис о сложности перезаключения контрактов с иностранными партнерами «Газпрома», «которые в том числе финансируют часть проекта», можно считать несостоятельным — они бы с радостью сократили срок окупаемости своих инвестиций, вдвое снизив затраты, рассчитываемые по пропорциональной схеме. Другое дело, что сейчас, на фоне волны русофобии, им не дадут этого сделать их политические элиты».

Еще одна характерная российская оценка по продвижению «крымского маршрута»: «Присоединение Крыма означает для «Южного потока», что проект можно будет изменить, сократив подводную часть на 220 км к тому же весь маршрут газопровода проляжет по мелководью… Выгода от изменения маршрута настолько значима, что геополитические моменты крымского кризиса меркнут перед экономическими выгодами для участников проекта».

Оценки более чем сомнительные, если исходить из традиционной практики «Газпрома» - смета любого проекта всегда увеличивается, несмотря на меры по ее сокращению. Тем не менее, спекулятивно этот аргумент использовался в качестве приманки для европейцев, для которых должно быть очевидным, что маршрут по мелководному шельфу (до 150 м глубиной) экономичнее глубоководного (около 2000 м и более), что иллюстрируется картой-схемой 2.

На основании этой информации, а также наши зарубежных источников, можно сделать следующие выводы.

1.Косвенное, но публичное признание наличия «крымского маршрута» «Южного потока», подтверждает ранее высказанную нами версию о наличии плана Кремля о признании российского статуса Крыма в режиме де-факто через согласие компаний-партнеров из стран ЕС на прокладку трубопровода через полуостров. Приведенный выше план потерпел фиаско, однако, это не означает, что в Кремле от него окончательно отказались. Просто взята пауза для того, чтобы «обработать политические элиты в некоторых странах ЕС».

2. Обходной маневр «Газпрома» состоит в воздействии на бизнес и политическую среду в ряде стран ЕС. Ключевая роль отводится Австрии. Именно с этим был связан внезапный июньский визит Путина в Вену. Это был первый успешный результат быстрой «обработки» австрийской элиты. Если посмотреть на карту-схему 1, то видно, что она отражает реалии «доавстрийского периода», потому что ответвление на Австрию отсутствует. Появление, а точнее – восстановление маршрута, где Баумгартен является конечной точкой, свидетельствует о том, что договоренность «поддержка Вены в обмен на ценовые скидки Москвы» состоялась. Следствием этого стали периодические заявления OMV о необходимости «Южного потока». Последнее из них датировано 4 августа: «Введенные Евросоюзом экономические санкции против России не станут препятствием на пути строительства трубопровода "Южный поток". Таким образом, Австрия «куплена оптом» и поможет России решить, среди прочего, вопрос с выведением «Южного потока» из-под действия 3-го Энергопакета.

4. Замысел OMV и «Газпрома» состоит в следующем:

4.1. OMV предложила вариант эрзац-обоснования исключения «Южного потока» из-под действия 3-го Энергопакета. По предлагаемую сценарию, в «Южный поток» войдет не только российский газ, но и газ OMV, который будет добыт компанией на шельфе Черного моря в румынском секторе. С формальной точки зрения такой аргумент может сработать, хотя на самом деле, объемы газа, которые могут быть добыты в рамках доли OMV в консорциуме, будут мизерными – несколько сот миллионов кубических метров в год.

4.2. Попадание добытого газа OMV в «Южный поток» возможно тремя путями:

- путем строительства подводящего газопровода через румынский сектор к болгарской Варне со врезкой в «Южный поток»;

- через изменение маршрута Южного потока с его прохождением через Крым, мелководный шельф Черного моря через румынский сектор на Варну;

- через кардинальное изменение маршрута остальных веток «Южного потока» - с прокладыванием его по румынской, а не по болгарской территории.

5. По стратегическому замыслу Австрия выступает активным лоббистом «Южного потока» в ЕС, Германия оказывает пассивную поддержку, Россия обеспечит бизнес-преференции через непрозрачные механизмы, описанные в статье «Победа газократии над демократией или про российские потоки европейской газовой коррупции»

Глава австрийской OMV Герхард Ройсс считает, что противостояние Запада и России на фоне ситуации в Украине не должно влиять на запланированное строительство "Южного потока". Показательным в контексте «преданности» Ройсса «Газпрому» является и то, что он отверг возможность реверсных поставок газа со стороны ОMV для Украины.

6. Суть замысла – российско-австрийско-германская кооперация должна привести к появлению в Европе эффекта закольцевания газовых поставок из России. Австрия выступит таким «кольцевателем» через строительство газопровода TGL, который фактически свяжет оба российских потока. Таким образом, в Европе возникнет газовый контур в котором будет циркулировать только российский газ с мизерной примесью газа OMV из румынского черноморского шельфа. В такой способ «Газпром» планирует сохранить монополию своих поставок с востока в ЕС.

7. Показательно, что немецкий вице-канцлер Зигмар Габриэль 23 августа озвучил тезис, что «практически не видит возможностей для возвращения Крыма в состав Украины». Такой подход, хотя и был несколько дезавуирован Ангелой Меркель во время визита в Киев, но, тем не менее, позиция вице-канцлера, который является ключевой фигурой принятия решений в сфере экономики и энергетики, является весьма примечательной. Не стоит испытывать иллюзий и по поводу самой Меркель. Канцлер Германии, после возвращения из Киева, по сообщению ARD, заявила: "Украинский народ, конечно, должен иметь возможность выбирать свой путь", уточнив, что "это (украинские действия) не должно вредить России", то есть для нынешней правящей в Берлине коалиции - “Rußland über alles”. Однако, было бы неправильным утверждать, что такой подход доминирует в немецком обществе. Даже российские СМИ вынуждены были с сожалением констатировать, что «главе Siemens было достаточно обычной деловой встречи с президентом Путиным, чтобы в Германии на него обрушился шквал жесткой критики и обвинений в отсутствии у него совести и даже в предательстве родины». То есть немецкое общество более адекватно в своем восприятии России и европейских ценностей, нежели немецкий политикум и крупный бизнес, прикормленные кремлевской «откатономикой».

8. Личностный фактор играет большую роль не только в авторитарных странах, но и в тех, которые считают себя демократическими. Упомянутый Зигмар Габриэль – партайгеноссе Герхарда Шредера и Франка-Вальтера Штайнмайера по СДПГ, традиционно формирующих пророссийскую позицию Берлина. Не исключено, что ожидаемый досрочный уход Ангелы Меркель приведет к еще большему пророссийскому дрейфу Берлина. Индикатором являются апрельские высказывания Габриэля: "Дискуссии на тему снабжения Европы газом не должны проходить под лозунгом препятствования любым газопроводам, которые начинаются в России". Показательно и то, что экономический блок правительства Германии санкционировал продажу добывающего актива RWE Dea российскому частному инвестору, хотя еще в июне эта сделка блокировалась.

9. Описанный выше подход свидетельствует о том, что в ЕС в целом, и в Германии в частности, не существует понимания глубинной сути российской энергетической политики, которая сводится не только к продаже газа по высоким ценам в Европе, но еще и является инструментом проведения внешней политики. В Украине политическое руководство еще не осознало степень опасности, которая исходит от германской политики, ориентированной на Москву. По сути, агрессивный режим в Кремле взращен на европейские деньги за российские углеводороды. И немецкие деньги сыграли при этом ключевую роль, поскольку Германия – наибольший потребитель сибирского газа, нефти и нефтепродуктов. Немецкой элите сложно признать тот факт, что политика Берлина в отношении России является несостоятельной и привела к возникновению войны на континенте. «Безупречный демократ» Путин, как охарактеризовал его в свое время Шредер, оказался на самом деле гитлероподобной фигурой, а политика России – неосоветским реваншизмом.

10. Немецкая политика в «украинском вопросе» носит практически поощрительный для Кремля характер, несмотря на введенные ограниченные санкции. По утверждению председателя комитета по иностранным делам Бундестага Реттгена, «прямое вторжение российских войск в Украину стало бы «эскалацией» ситуации, но Запад не стал бы отвечать на этот военными методами». Ранее министр иностранных дел Германии отказывает Украине в предоставлении военной помощи. Именно это и нужно Кремлю, чтобы продолжать сценарий эскалации в Украине, дальше показывать, что Украина – нестабильное государство, которое не может обеспечить безопасность, в том числе, и транзита газа в Европу. Поэтому, по логике Кремля, ничего другого не остается, кроме как согласия ЕС на строительство «Южного потока» и при этом «Газпром» вместе с компаниями-партнерами будет готов оптимизировать его маршрут. «Прагматически» мыслящие австрийцы, немцы, итальянцы, французы, конечно же поддержат «крымскую коррекцию» маршрута, находясь в предвкушении газовых потоков из России и денежных – из кантона Цуг, где находятся офисы и «Южного» и «Северного» потоков.

11. Учитывая рентопоисковую психологию европейских политических элит, Россия предлагает им масштабную «взятку-через-скидки» – снижение цен газ, поставляемый в страны ЕС. Конечно же, все это замаскировано под учет реалий энергетических рынков, хотя реалии эти не сегодня возникли, а еще в 2012 году. Предполагаемая динамика снижения цен выглядит следующим образом:

На самом деле размер «взяток-через-скидки» может быть куда больше, ведь уже в прошлом году Gazprom Schweiz продавал газ в Европе по 290 дол. США за 1 тыс. куб.м.

Таким образом, становится понятным почему вопрос аннексии Крыма все больше становится фигурой умолчания в риторике ведущих политических элит стран ЕС, а вопрос «Южного потока» получает все большую динамику со стороны крупного бизнеса и политического лобби, несмотря на оппонирующую позицию Европейской Комиссии. Цена этих вопросов – миллиарды евро, которые ждут участников «газовой игры» в тихих швейцарских кантонах Цуг и Цюрих. Поэтому неудивительно, что «Газпром» демонстративно игнорирует не только Европейскую Комиссию, но нынешнее временное правительство Болгарии – мол, «после выборов (5 октября) будем договариваться». А в соответствии с таким подходом, по кремлевской логике, и новая Европейская Комиссия вынуждена будет согласиться на «Южный поток» под давлением правительств стран-членов. Даже обманутая, но все еще ожидающая миллиардной газпромовской инвестиции Словения будет на стороне России.

***

В декабре 2013 года, мы констатировали в своем анализе «Если ЕС, США и НАТО окажутся неспособными реализовать политику сдерживания России (не только в украинском вопросе), тогда это может привести к новой войне в Европе уже в 2014 году».

http://geostrategy.org.ua/ua/analitika/item/253-ekspress-analiz-potochnoyi-situatsiyi-v-ukrayini-ta-navkolo-#5-16-grudnya&Itemid=146

Война идет уже почти полгода, а Европа продолжает пребывать в своей параллельной реальности и все еще не способна понять, что война московского царя против Украины является войной против Европы тоже. Европа все еще не поняла, что если не в этом, то в следующем году агрессия России может прийти и на территорию одного из государств-членов ЕС и НАТО. Логика Кремля проста – если не останавливают - можно идти дальше. Санкции он не считает препятствием, а на военное противодействие Запад не пойдет, поскольку он не готов пойти даже на мастабные экономические санкции. Нефть и газ выведены из перечня возможных санкций, «Южный поток» не отброшен, а всего лишь приостановлен, консолидированной позиции ЕС и Украины нет, вопрос аннексии Крыма ушел на второй план, обстрелы территории Украины, продолжение поставок оружия и диверсантов с российской стороны на восток Украины находятся в пределах вербальных реакций «негодования – глубокого негодования» со стороны Запада, ЛНР и ДНР не признаны террористическими организациями, факт уничтожения малазийского «Боинга» больше не в центре внимания, ЕС и НАТО не собираются предоставлять Украине военную помощь – все это Россия считает успехами последнего периода. Беспокоит Кремль только позиция США, которые «медленно запрягают»…

Вероятнее всего, что на анонсированных переговорах Россия – ЕК (Новак – Эттингер) 29 августа российская сторона будет проталкивать вопрос South Stream, шантажируя Брюссель «украинским кризисом» и «аномально холодной зимой 2014/2015», а также может прибегнуть к «карательным мерам» по ограничению поставок газа в те страны ЕС, через которые идут реверсные поставки (Путин грозил этим сразу после Нормандии). Поводом послужит начало реверсных поставок через территорию Словакии с 1 сентября. Москва будет выдавливать из Брюсселя согласие на «Южный поток» и пряником, и кнутом. Поэтому, неслучайно происходит новый виток военной эскалации на востоке Украины. Чтобы сломать российскую игру, президенту Украины не стоит идти на сделку «Крым в обмен на газ», к чему могут быть склонны и немецкие «друзья» Украины из ЕС, создавая почву для этого на встрече в Минске 26-го и двусторонней встрече ЕК – Россия в Москве 29-го. Такая сделка чревата не только «крымским маршрутом» «Южного потока», но и дальнейшей эскалацией российского вторжения в Украину, поскольку Кремль получит дальнейшее подтверждение, что метод бескомпромиссного гибридного (коррупционно-силового) продавливания нужных решений работает пусть и со сбоями, но в конечном счете с нужным результатом. Также ясно, что даже переговоры о возможности такой сделки грозят Президенту Украины политической катастрофой.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: