Новая власть внедряет «творческое наследие» режима Януковича в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Под шумок войны новая власть пытается внедрить «творческое наследие» режима Януковича-Азарова. Кабмин пытается протащить через парламент законопроект, в котором речь идет, в частности, о штрафе (пене) за неуплату, несвоевременную или неполную оплату жилищно-коммунальных услуг.
Некоторой пикантности данному вопросу придает следующий факт. Столь же безуспешные попытки ввести пеню предпринимались правительством Азарова «во царствование» Януковича. Подобные действия тогда яростно и совершенно справедливо клеймила бывшая оппозиция во главе с лидером фракции «Батьківщина» в парламенте Яценюком. Тогдашние оппозиционеры, ставшие теперь властью, говорили о том, что в условиях обнищания рядовых граждан, вызванного действиями олигархов и власти Януковича, в том числе и по причине задержек зарплат и прочих выплат, поднимать вопрос о пене (штрафе) за просроченную оплату услуг ЖКХ – это аморально и чревато тем, что миллионы граждан попадут в «процентную кабалу».
Более того, в предложенной перед парламентскими выборами 2012 года программе Объединенной оппозиции, лидерами которой числились все тот же Яценюк и нынешний спикер Турчинов, указанная политическая сила совершенно справедливо заявляла: «Справедливого государства не может быть без доступных цен и тарифов. В современной Украине они уже давно стали неподъёмными для большинства граждан с их низкими доходами». Также бывшие оппозиционеры, находящиеся нынче у власти, обещали ввести мораторий на повышение тарифов в ЖКХ до тех пор, пока не будет реализовано их прозрачное формирование и максимальное удешевление.
Все это было сказано в 2012 году, который на фоне нынешнего социально-экономического обвала выглядит более или менее прилично даже с оговоркой на то, что два года назад страной правили Янукович и компания. Что говорить о нынешней ситуации?!
-- «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла!..»
Правительство внесло в Верховную Раду законопроект от 29 августа 2014 года № 4563 «О жилищно-коммунальных услугах». Авторами документа на официальном сайте Верховной Рады названы Кабмин и премьер Яценюк лично. В проекте налицо попытка существенно изменить действующую редакцию закона, принятую еще во времена Кучмы, поскольку нынешняя редакция дает слишком большие права и возможности гражданам-потребителям жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Иными словами, может оказаться, что антинародный режим Кучмы, как минимум в жилищно-коммунальных вопросах, был более гуманным и демократичным, чем нынешние «демократы».
Вернемся к вопросу пени. Согласно статье 13 данного законопроекта, в случае несвоевременного и/или не в полном объеме внесения платы за жилищно-коммунальные услуги потребитель обязан платить пеню в размере 0,1% суммы просроченного платежа, которая начисляется за каждый день просрочки, но не более 100% общей суммы долга, кроме определенных законом случаев. Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока внесения платы за жилищно-коммунальные услуги. При этом предельным сроком внесения платы является 20 число месяца, следующего за расчетным. Пеня за каждый месяц начисляется отдельно.
-- К истории вопроса
Вопрос пени за ЖКХ-услуги возник не вчера и даже не при Януковиче, а в далеком 1983 году. Именно тогда был принят Жилищный кодекс Украины, формально действующий и поныне с постсоветскими изменениями и дополнениями. Тогда же впервые появилось понятие пени за неуплату, неполную или несвоевременную оплату ЖКУ, каковая пеня вводилась нормативными актами органов исполнительной власти. Но тогда были совершенно иные социально-экономические условия. Да и пеня была другой.
Небольшое сравнение. После последнего скачкообразного повышения тарифов уже при правительстве Яценюка месячная плата за небольшую, «брежневского» размера трехкомнатную квартиру в Киеве в отопительный сезон при трех проживающих превысит 1200 гривен, то есть минимальную зарплату. В то же время, в 1983 году за аналогичную жилплощадь необходимо было выложить примерно десятую часть среднеминимальной зарплаты советского труженика, составлявшей тогда 100-120 советских рублей. Даже при одном работающем в семье – а работали тогда практически все, и безработицы в принципе не было! – оплачивать ЖКУ было совершенно необременительно.
Взимание пени тогда носило скорее воспитательный характер, поскольку не платить за квартиру было постыдным крохоборством, ибо практически любому оплата тарифов была вполне по карману. Не платили обычно только лица, ведшие асоциальный образ жизни, например, страдающие алкоголизмом.
Но даже тогда пеня составляла не 0,1%, а 0,01% в день. А общая сумма пени не должна была превышать 50%, а не 100%, как сейчас. Считалось, этого вполне достаточно.
В 1996 году специальным законом уже в независимой Украине действие нормы о пене за ЖКУ было остановлено до тех пор, пока не будет ликвидирована задолженность по зарплатам, пенсиям и другим выплатам.
По мере выхода из кризиса в начале 2000-х годов на волне глобального экономического бума, об этой норме забыли, поскольку долги стали сокращаться. Когда с началом кризиса 2008 года долги стали опять расти, вводить пеню не решились, поскольку Украина вступила в полосу перманентных выборов. Но именно тогда в нормативных документах впервые была установлена пеня в размере 0,1%, то есть в 10 раз больше, чем в советские времена.
Затем, повторим, пеню пытались возродить во времена Януковича-Азарова, но на волне протестов и очередных выборов опять не решились, равно как не решились окончательно заменить «социалистический» Жилищный кодекс «капиталистическим».
И вот опять имеет место очередная попытка.
Сам факт того, что во время войны и экономического обвала Кабмин вдруг вспомнил о таком «архиважном» для текущего момента вопросе, как новая редакция закона о жилищно-коммунальных услугах и, в частности, про пеню на оплату тарифов, вызывает уйму вопросов. Хотя огромная задолженность в сфере ЖКХ имеет место, но граждане, несмотря на дороговизну, платят, и даже наблюдается положительная динамика, то есть сокращение задолженности.
По данным Государственной службы статистики, в июле текущего года по сравнению с июнем долг населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги уменьшился на 1,1%, или на 125,2 миллиона гривен, и составил 11,032 миллиарда гривен.
При этом долг за квартирную плату по состоянию на 1 августа увеличился на 2,3 млн гривен до 2,307 млрд гривен, но зато долг за отопление уменьшился на 80,3 млн гривен до 5,266 млрд гривен, что закономерно, поскольку в летний период граждане обычно сокращают долги за тепло, накопленные зимой. В свою очередь, долг за газоснабжение сократился на 97,2 млн гривен до 1,167 млрд гривен.
Если рассматривать структуру задолженности в региональном разрезе, то в июле среди регионов наибольшая задолженность за отопление зафиксирована в Донецкой, Днепропетровской и Харьковской областях; за газоснабжение – в Днепропетровской, Киевской и Харьковской областях. Наибольшая задолженность по квартирной плате в июле имеет место в Донецкой, Днепропетровской и Луганской областях.
Общее сокращение долгов населения в последнее время стало устойчивой тенденцией. По сравнению с маем нынешнего года, в июне долг также уменьшился на 2,5%, или на 286 млн гривен, до 11,157 млрд гривен.
Это происходило в условиях, когда по инициативе правительства были заморожены зарплаты в бюджетной сфере и социальные выплаты, что сразу же повлекло замораживание и даже сокращение доходов граждан – и это в условиях резкой девальвации, инфляции, роста безработицы.
-- С чего бы это и кому выгодно?
В Жилищном кодексе со всеми изменениями и дополнениями собственно упоминания о пене нет. В ныне действующем законе о жилищно-коммунальных услугах говорится лишь о том, что пеня может быть введена, но ее размеры и механизм применения не оговорены. Фактически сейчас пеня установлена нормативными документами Кабмина и ими же заморожена, точнее не введена в действие. Легитимность пени в настоящий момент является довольно сомнительной. Именно в таком состоянии этот вопрос достался нынешней власти от «попередников».
Но правительство Яценюка решило довести вопрос до «победного конца». А именно: ввести норму о пене, включая ее размер и механизм начисления, в тело закона, оставив, впрочем, за Кабмином право устанавливать порядок ее начисления и взимания.
И все же, отчего нынешнее правительство в столь, мягко говоря, неподходящее для коммунальных склок время вдруг зело озаботилось проблемой срочнейшего пересмотра закона, включая «полное и окончательное» введение пени?
Формальные причины изложены в пояснительной записке, подписанной первым вице-премьером Владимиром Гройсманом. Но там лишь красивые и правильные слова.
Выгодно же это прежде всего олигархам, контролирующими энергетические объекты и коммунальную инфраструктуру. Ярким примером здесь может служить Киев, в котором столичный энергомонополист «Киевэнерго» контролируется структурами Ахметова.
Сейчас входящее в ахметовскую ДТЭК «Киевэнерго» развернуло бурную деятельность по заключению с населением договоров на поставку электрической и тепловой энергии, горячей воды. Деятельность эта совершенно незаконна, о чем подробно уже неоднократно писалось.
Полная легитимация и окончательное введение пени позволит олигархам вроде Ахметова компенсировать за счет пени отстрочку в платежах рядовых потребителей..
О шансах прохождения документа через парламент пока говорить трудно. С одной стороны, возможность вполне реальна хотя бы по причине отсутствия сейчас под куполом Рады реальной влиятельной оппозиции. С другой стороны, на носу досрочные парламентские выборы, и сейчас такой документ может не пройти. Но он вполне может «всплыть» после выборов, поскольку олигархический уклад экономики и, соответственно, его лобби никуда не денется.
Коментарі — 0