Зачем Шлапак «удешевляет» акциз?

Зачем Шлапак «удешевляет» акциз?

Главу Минфина обвиняют в лоббировании рынка контрабанды

Несколько недель назад руководитель Министерства финансов Александр Шлапак написал письмо главе Государственной фискальной службы Украины Игорю Билоусу, которое вызвало, как минимум, недоумение у экспертов и журналистов. В этом письме министр предложил существенно удешевить акцизную марку. «Эта экономия может быть достигнута путем изъятия графического защитного элемента, который не выполняет функцию защиты и не имеет реальных перспектив для его практического внедрения в будущем, что позволит сэкономить 300 млн. грн», - написал Шлапак Билоусу.

Эксперты и чиновники забили тревогу: а не приведет ли такое «удешевление» к банальному росту контрафакта? Журналисты программы «Особливий погляд», выходящей на 5 канале, в ходе расследования заподозрили министра финансов Александра Шлапака в лоббировании интересов контрабандистов и желании вернуть страну в лихие 90-е годы.

В основе программы — расследование, в котором журналисты попытались понять, что происходит с рынком подакцизной продукции, каков объем теневого рынка и что необходимо сделать, чтобы минимизировать контрабанду и контрафакт в Украине.

Видео: Youtube, Особливий погляд

«Речь здесь не идет только о сокращении цены на акцизную марку на алкогольные или табачные изделия - существенно будет снижена защита этих марок, - говорит народный депутат, член фракции «Удар» Павел Розенко. - Это означает, что если реализуются планы Минфина, повышаются возможности для фальсификации этих марок. А это - расцвет теневого сектора. К сожалению, контролировать рынок наши фискальные органы, если будет применена схема Шлапака (министра финансов), будут не в состоянии».

Политолог Кость Бондаренко подозревает, что попытки изменить акцизную марку - это некая политическая игра: «Поднимают головы как раз те представители тех сил, теневых структур, не совсем теневых, а просто лоббистских групп, которые умеют лоббировать интересы соответствующего сегмента экономики при любой власти. Безусловно, это - риски возврата вот таких лоббистских структур на рынок Украины. Ведь ни для кого не секрет, что замена графической защиты акцизной марки голографической - это играет в пользу производителям той же голографии. А сегодня эксклюзивным монополистом в этой сфере является пресловутый концерн ЕДАПС, который замешан не в одном скандале: и с паспортами, и с акцизными марками».

Самое интересное, как оказалось, Минфин требует удешевления марки за счет элемента, который является основой для системы «Электронная акцизная марка», успешно работающей в Европе.

Электронная акцизная марка - автоматизированная система контроля за движением подакцизной продукции - от производителя до конечного потребителя. Она сочетает в себе высокозащищенную акцизную марку, которую так хочет отменить Минфин, и программу администрирования акцизного налога. На каждую акцизную марку наносится уникальный «трек энд трейс» (track and trace) код. Состоит он из графического защитного элемента и QR-кода. Первый позволяет определить подлинность марки, второй – содержит полную информацию о типе подакцизного товара, на которую клеится подакцизная марка.

Получается, что Минфин собственными руками хочет зарубить на корню идею введения «Электронной акцизной марки», а вместе с этим и уменьшение «теневого» рынка и стимул для расцвета контрабанды и контрафакта?

Во времена экономического кризиса государство должно жестко бороться с теневиками, а не наоборот - давать им «зеленый свет», считают эксперты. А бывший заместитель начальника налоговой инспекции Николай Герасименко вспоминает, как экономическая депрессия начала 90-х годов вызвала настоящий бум контрабандной продукции в Украине. Особенно опасной тогда была контрафактная продукция. В подвалах и гаражах организовывали настоящие ликероводочные производства. Ситуацию удалось стабилизировать в середине 90-х за счет введения акцизных марок. В 1996 году были напечатаны первые акцизные марки для табачных и алкогольных изделий.

По оценкам экспертов ежегодно в Украину поступает контрабанды минимум на 10 миллиардов долларов. Чаще нелегально завозят электронику, бытовую технику. Но больше - алкоголь. «Уровень теневого сектора в экономике достаточно большой. Гораздо больше, чем в среднем в Центральной и Восточной Европе. По нашим собственным оценкам, в прошлом году он был порядка 150 миллиардов долларов, в то время как в той части экономики, которая находилась на свету, зарабатывалось порядка 170 миллиардов долларов, - говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. - Один из столпов теневой экономики — контрабанда... Поэтому борьба с контрабандой - это один из таких общих способов и один из общих рецептов, который использовался и в странах Центральной и Восточной Европы, и в других странах когда боролись с теневым сектором экономики...По моим предварительными оценкам, размер рынка контрабанды достигает от 20 до 40% в зависимости от бренда, от его востребованности».

И хотя за 20 лет «теневой рынок» алкоголя и табака в Украине удалось снизить вдвое, эксперты уверены, что побороть полностью контрабанду и контрафакт можно только системной работой. «Никакие элементы защиты, непосредственно стоящие на марках акцизного налога, не в состоянии снизить теневой рынок. Необходим исключительно комплекс мероприятий - создание системы контроля движения подакцизной продукции. От производителя к непосредственному покупателю в магазине. Мы предлагали построить систему, которая будет отслеживать в режиме онлайн: начиная от производства акцизной марки, затем на производителя или импортера подакцизной продукции - табачной или алкогольной, затем логистика и конечный пункт - магазин и касса. Это полностью закольцованный процесс», - говорит директор Полиграфкомбината «Украина» Максим Степанов.

О необходимости введения в Украине системы «Электронная акцизная марка» говорит и генеральный директор ассоциации «Укрводка» Владимир Остапюк: «Существует система в нынешней марке, которая позволяет отследить в автоматизированной системе продукцию, от начала ее производства и до кассы. Все остальные системы они или дороже, или же требуют дополнительного инвестирования, производства. И самое главное - в этой системе убирается человеческий фактор».

Экономисты также подтверждают - реализация такого проекта помогла не одной стране Европы. К примеру, Болгарии и Румынии в 2005-2006 годах удалось решить колоссальные проблемы с массовым ввозом контрабандной табачной и алкогольной продукции. Введение подобного рода электронных акцизных марок позволило значительно снизить «теневой» рынок. «Это один из сигналов, который свидетельствует о том, что в общем-то используемые акцизные марки – это как раз неплохой вариант», - констатирует Олег Устенко.

В ответ на предложение Минфина сократить стоимость марки, полиграфисты предложили – при введении автоматизированной системы контроля за движением подакцизной продукции – изъять из марки голограмму, что также позволит уменьшить себестоимость. Ведь в этом случае акцизная марка не нуждается в таком уровне защиты. Это во-первых.

Во-вторых, визуально поддельную «голограммную» акцизную марку тяжело отличить от настоящей, они выглядят одинаково. Тогда как графический ключ - это движение вперед, потому что он является основой для электронного акциза, где человеческий фактор будет заменен автоматизированной системой. Минфин, в свою очередь, категорически не хочет слышать об отмене голограммы, себестоимость которой в марке составляет столько же, сколько и графический элемент — 6 копеек.

Почему так мешает этот графический элемент? – задаются вопросом журналисты. Эксперты отвечают: потому что он является основой новой системы контроля за оборотом алкоголя и табака. Ведь новая система минимизирует человеческий фактор - заменит налоговиков, которые сейчас не достаточно старательно выявляют нелегальную продукцию, а также вообще сделает невозможной продажу контрабандного и контрафактного товара в легальных сетях. Так куда же двигается государство – назад в 90-е или в Европейский Союз?

Народный депутат Павел Розенко подозревает, что отменой графического элемента в Кабмине хотят возобновить «сотрудничество» с сомнительными частными структурами: «У меня вот складывается впечатление, что кто-то в Кабмине хочет сделать «дембельский» аккорд, потому что очевидно же, что через несколько месяцев новая Верховная Рада изберет новый Кабинет министров. И вот за это время снова кто-то хочет вывести на арену пресловутые структуры ради собственных целей».

В итоге расследования журналисты напомнили, что Болгария и Румыния вступили в Евросоюз только после ликвидации алкомафии. Украину, говорится в программе, также не обойдет этот путь - контрабанда должна быть уничтожена как Карфаген режима Януковича. Но, похоже, Минфин делает все для того, чтобы страна двигалась в противоположном направлении.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: