Расчет сочинителей многостраничного Соглашения строился на том, что в его детали никто вдаваться не станет?
Первое впечатление от прочтения проекта коалиционного договора хорошо выражается украинским словом «ніякий». Типичный набор ни к чему не обязывающих мыслеформ в типично канцелярском стиле – углубим, расширим, увеличим и прочая. Но известно, что дьявол кроется в деталях, и расчет сочинителей, очевидно, строился на том, что в детали этого многостраничного утомительного опуса никто вдаваться не станет. А даже если станет, то социально-экономические планы коалиции выписаны крайне поверхностно. Для их понимания нужно не только почитать эту пиар-декларацию коалициантов, но вникнуть в контекст, прислушаться к периодически сливаемой в СМИ информации из коалиционного закулисья, а также проследить действия нынешних демократов с момента их прихода к власти после революции на Майдане.
Вообще, коалиционному соглашению почему-то придают слишком большое, даже гипертрофированное значение, хотя в реальности это ничего не значащая декларация. Даже те разделы, которые, в отличие от социально-экономических вопросов, более или менее выписаны, заставляют, вслед за «классиком жанра», кричать: «Не верю!». Нельзя же серьезно относиться к очередным обещаниям победить тотальную коррупцию и моральную деградацию государства и общества путем создания «антикоррупционных бюро», «агентств по предупреждению коррупции», «критеріїв доброчесності», очередной (какой уже по счету?!) судебной реформы и так далее.
Поэтому обратим внимание на важнейшие социально-экономические вопросы, которые в проекте коалиционного соглашения задвинуты на дальний план и туманно сформулированы.
-- Диктатура капитала
Одним из самых интересных для простого обывателя положений соглашения следует считать спрятанный глубоко внутри текста в разделе VII «Регуляторная политика, развитие предпринимательства и обеспечение условий конкуренции» малоприметный пункт о принятии нового Трудового кодекса. Кто-нибудь видел текст проекта этого важнейшего закона? Кто-нибудь из новоявленных коалиционеров говорил о таких намерениях во время предвыборной кампании?
А между прочим, это старая песня! Отменить пусть и многократно отредактированный, но в своей основе все еще советский Кодекс законов о труде (КЗоТ) уже давно является идеей-фикс олигархов и бюрократии. Во времена Януковича предпринималась попытка протащить новый кодекс, но эту затею оставили из-за резкой реакции общества и тогдашней оппозиции, которая теперь стала властью и пытается протащить то же самое. Олигархические СМИ регулярно «гонят волну» о том, что КЗоТ, дескать, безнадежно устарел и не соответствует реалиям. Настоящая причина столь маниакального стремления отправить советский КЗоТ на свалку истории состоит в том, что этот документ дает трудящимся слишком широкие права. Даже с учетом того, что многие нормы кодекса реально не выполняются, документ дает хотя бы возможность заявлять о нарушении трудовых прав, обращаться в суд и так далее. Капиталу крайне невыгодно, чтобы труд имел законодательную защиту в виде позднесоветского кодекса, по праву и по сей день считающегося одним из самых совершенных в мире, что бы там теперь не говорили о разваленном СССР. В СМИ всплывала информация о том, что именно Блок Порошенко в интересах олигархов, прежде всего Ахметова и Фирташа, продвигает идею упростить процедуру увольнения на многотысячных предприятиях, особенно сейчас, во время кризиса, чтобы сократить расходы на персонал.
В разделе соглашения «Реформа системы здравоохранения» между красивыми словами о принципах свободного выбора врача пациентами и развитии самоуправления врачей затерялся пункт о снятии запрета на уменьшение количества медицинских учреждений. И это при том, даже в столице врачей, поликлиник и мест в больницах уже не хватает, а в регионах пациентам приходится добираться до врачей или наоборот, врачам до пациентов, преодолевая многие километры.
Крайне неоднозначно звучит пункт о намерениях власти закупать лекарства и вакцины через Всемирную организацию здравоохранения и ЮНИСЕФ, да еще с привлечением специалистов USAID. Эти структуры имеют крайне спорную репутацию, неоднократно давая поводы для обвинения их в лоббировании интересов международных фармакологических компаний по сбыту сомнительных препаратов, в том числе, с целью их апробации.
Если с вышеуказанными планами еще не все вполне понятно, но в сущности намеченных коалицией планов по реформам в энергетике уже все более или менее ясно, поскольку они получили законодательное оформление, а многие вовсю воплощаются в жизнь, как и водится, за счет граждан и в угоду олигархам.
Например, в соглашении идет речь о либерализации рынка электроэнергии. О том же самом уже давно мечтает ДТЭК – энергетическая структура Ахметова. Речь о необходимости повышения тарифов для населения. Естественно, что все это делается в духе новых веяний, то есть под лозунгом «европейских реформ». Тот факт, что после обвала гривны минимальная зарплата в Украине опустилась ниже 100 долларов и что в Европе таких зарплат нет даже в Болгарии, в Румынии и, наконец, в Албании, никого не интересует.
Здесь есть одна особенность. В 2013 году был пролоббирован закон о реформе рынка электроэнергетики. Документ выписан так, что основная нагрузка ложится на государственную атомную энергетику, а финансовые «сливки» должна была снимать тепловая генерация, находящаяся в частных руках. Правда, все это планировалось до войны, оккупации Донбасса, обвала добычи угля и его неожиданного дефицита. Соглашение подтверждает приверженность коалиционеров нормам закона, который они же пламенно критиковали, будучи в оппозиции.
Очень кстати для частных энергокомпаний планы коалиционеров по либерализации угольного рынка и приватизации шахт. Это позволит, например, ДТЭК торговать углем напрямую или через биржу, получая максимальную прибыль. Также структуры Ахметова получат возможность приватизировать находящиеся у них в концессии перспективные и прибыльные шахты, естественно, за «недорого». Государству же достанутся нерентабельные убыточные предприятия, которые придется дотировать и закрывать за счет тощего бюджета.
Точно так же планы коалиции по либерализации газового рынка удивительным образом совпадают с интересами Дмитрия Фирташа, контролирующего большинство облгазов.
По поводу планов коалиции в сфере ЖКХ сомнений тоже уже нет, а потому общие красивые фразы в соответствующем разделе соглашения об эффективном управлении жильем, обеспечении граждан качественными жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ) по справедливым и прозрачным тарифам выглядят форменным издевательством. Напомним, что затеянная правительством Яценюка реформа ЖКХ нашла свое выражение в проекте закона о ЖКУ, в котором, по сравнению с ныне действующим законом, резко сужаются права и законные интересы граждан: навязываются так называемые управители жилья, упраздняется действующая сейчас важнейшая социальная норма об опережающем росте доходов населения по отношению к тарифам на ЖКУ, вводится пеня на задолженность за ЖКУ в условиях безработицы и растущих долгов по зарплате и прочим выплатам, не прописывается четкий перечень услуг по содержанию домов и придомовых территорий, что чревато масштабными и грубейшими злоупотреблениями, и так далее. (Подробно – в материале «Жилищно-коммунальная реформа имени Гройсмана, или Кому это выгодно?»).
Правда, с учетом последней критики, в соглашении коалиционеры на навязывании управителей уже особо не настаивают, но соглашение – это общие фразы, а проект закона уже лежит в парламенте, и отзывать его, никто не собирается.
Что касается завязших в зубах обещаний установить «прозрачные и экономически обоснованные» тарифы, то эти мантры уже много лет повторяют все власти, а тарифы устанавливаются «по беспределу». Правительство Яценюка продолжает эту славную традицию. Весной 2014 года были подняты на 40-100% тарифы на газ, отопление, горячую и холодную воду. (Подробно – в материалах «Тарифы ЖКХ: кому война, а кому – мать родна», а также «Тарифный взрыв: Ахметову дают взятку?»). Более того, понятие «экономически обоснованных тарифов», которым так любит спекулировать любая власть, включая нынешнюю, вообще не установлено законодательно. Начать следовало именно с этого и с наведения порядка в тарифообразовании, но правительство Яценюка пошло хорошо известным путем «папередников», повысив тарифы, что называется, «от балды» и планируя их еще больше повысить в будущем.
-- Налоговые ожидания
В налоговой сфере наиболее опасной новацией остается норма о поголовном налоге на недвижимость в размере до 2% минимальной зарплаты в год, начиная с первого квадратного метра. В результате даже за хрущевско-брежневскую малометражную квартиру придется выкладывать от 1500 грн в год, хотя редакция этой нормы, введенная при Януковиче-Азарове, предполагала начисление налога на недвижимость, начиная с 120 кв м для квартир и 250 кв м для домов.
В то же время, обслуживая интересы олигархов, коалиция в соглашении, равно как и правительство в проекте закона о поправках в Налоговый кодекс, по-прежнему ничего не предусматривает в плане внедрения в жизнь принятого еще год назад закона о трансфертном ценообразовании, направленном на борьбу с разграблением страны путем вывода капиталов в оффшоры. В этом новая «демократическая» власть успешно следует по пути «папередников». Введение в действие закона продолжает тормозиться под различными надуманными предлогами вроде «отсутствия у налогоплательщиков практического опыта в вопросах трансфертного ценообразования», «сложности процедур», «длительной адаптации». О трансфертном ценообразовании соглашение содержит только мутную формулировку на тему «гармонізації норм Податкового та Митного кодексів Україні в частині контролю трансфертного ціноутворення та визначення митної вартості товарів, що імпортуються та експортуються». Смысл этого словоблудия едва ли смогут растолковать сами сочинители коалиционного опуса!
Вместо внедрения действительно действенного контроля над выводом капиталов в оффшоры, который положит конец ограблению страны и граждан, в упомянутом законопроекте говорится о некоем неадекватном 50-процентном ограничении расходов на сделки со связанными лицами-нерезидентами. В свою очередь, коалиционное соглашение содержит мутные и неконкретные прожекты про «надання можливості для податкового компромісу (податкової угоди) в 2014 році та проведення податкової амністії капіталів після реформування податкової системи шляхом одноразового добровільного декларування з 01.01.2016 року». Проще говоря, о возврате выведенных капиталов вопрос вообще не поднимается, а в то, что Ахметов, Коломойский и прочие добровольно задекларируют выведенное в оффшоры и заплатят с этого налоги, может поверить только последний идеалист.
Иными словами, новая власть и новоиспеченная коалиция продолжают вокруг вывода средств в оффшоры такие же игры, как и предыдущая.
Пожалуй, единственным положительными моментом в налоговой части соглашения является пункт об отмене положений Закона № 1621‐VII о введении системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость или так называемых НДС-счетов.
Поражает цинизмом начало главы соглашения о реформе финансового сектора. Сей образчик бюрократического словоблудия достоин цитирования: «Ми інтегруємо український фінансовий сектор в світові ринки капіталу, забезпечимо розвиток його інфраструктури та приведемо регулювання фінансового сектору у відповідність до кращих європейських практик. Ліквідуємо перешкоди для залучення іноземних інвестицій, що надасть можливість українському бізнесу вільно залучати капітал на внутрішньому та іноземних ринках та підвищить якість надання фінансових послуг».
Такой бодрый речитатив звучит в то время, когда под болтовню о «плавающем курсе» национальная денежная единица стараниями власти и капитала полностью дискредитирована и фактически втоптана в грязь, когда гривна обесценилась вдвое и может обвалиться в три раза. На подходе массовой банкротство малого, среднего, местами даже крупного бизнеса, всплеск безработицы и социального напряжения.
Разворачивающаяся сейчас финансово-экономическая вакханалия на руку не только валютным спекулянтам. Ситуация крайне выгодна крупнейшим олигархам, имеющим доступ к свободным финансовым ресурсам, а также значительные накопления в оффшорах, которые смогут «за недорого» скупать обесценивающиеся активы. Более чем вероятна также возможность скупки активов и вмешательства в экономику Украины со стороны внешних игроков, имеющих большие финансовые ресурсы. Достаточно вспомнить, как во время кризиса 2008-2009 годов некогда крупнейший и важнейший Проминвестбанк, правонаследник советского Промстройбанка, очень быстро стал российским.
На этом фоне приведенная выше радостная цитата из коалиционного соглашения о радужных перспективах отечественного финансового сектора выглядит, инфантильной неадекватностью!
Коментарі — 0