Антон Геращенко: У нас все такие патриоты, но при этом готовы обкрадывать страну и не платить налоги…

Антон Геращенко: У нас все такие патриоты, но при этом готовы обкрадывать страну и не платить налоги…

Нардеп от «Народного фронта» о том, сколько должен получать милиционер

Нардеп от «Народного фронта» Антон Геращенко, как и многие депутаты этой фракции, стал известной медиаперсоной после начала конфликта на востоке. Ставший после Майдана главой МВД Арсен Аваков забрал своего соратника, экс-депутата Харьковского горсовета, бывшего председателя Красноградской райадминистрации себе в советники. Как и его шеф, Геращенко ранее не имел никакого отношения к милиции, поэтому можно предположить, что если бы Аваков возглавил Минздрав, то и Геращенко познавал бы сейчас медицинские премудрости.

Арсению Яценюку удалось отстоять при формировании Кабмина одно из ключевых министерств и продлить министерскую каденцию Авакова. Геращенко же привыкает к новой роли – секретаря парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. Одна из его главных задач – воплощение обнародованной концепции реформирования МВД, но пока что все изменения упираются в банальщину – отсутствие денег.

Если проследить вашу биографию, вы никогда не имели отношения к правоохранительным органам. Сейчас вы уже секретарь профильного комитета, занимаетесь реформой МВД…

Просто министр, с которым я давно успешно сотрудничаю и в команде которого ранее работал, попал в это министерство после Майдана и я пришел ему помогать.

Быстро разобрались?

Нет. Понадобилось четыре-пять месяцев, чтобы разобраться. Сейчас, когда Аваков – министр, а я – народный депутат, мы остаемся в товарищеских отношениях и если ему нужна помощь, я помогу. Сейчас моя ответственность – создавать качественную законодательную базу для работы органов и защиты прав человека, а также защищать права граждан, которые страдают в результате работы коррумпированных органов правопорядка – прокуратуры, милиции, СБУ.

В частности, вы сейчас заняты реформой МВД, о которой много говорят.

Реформа МВД возможна лишь при наличии финансов. Если вы хотите сделать ремонт в квартире, то это тоже реформа – перегородки надо поломать, что-то выкинуть. Но без финансов вы не купите ни обоев, ничего. А так мы можем сколько угодно говорить о реформах, но средств на них выделяется недостаточно.

А сколько надо?

На сегодня выделяется лишь одна треть от реальных потребностей МВД, а две трети, что называется, берите где хотите. Коррупция во все времена была не только традицией, но и следствием отсутствия средств.

Нынешний премьер – ваш соратник. Вы доносите это до него или он вам просто говорит, что денег нет?

Реформа МВД состоит из трех частей: новая законодательная база, финансирование и набор новых людей под них. Если будет отсутствовать какой-то из факторов, реформы невозможны. Самое простое – это принять законы в Верховной Раде, с остальным сложнее. Хотим избавиться от плохих «гаишников» – давайте поставим везде электронные системы, но они стоят больших денег.

Получается замкнутый круг – денег на реформы нет, а без реформ их и не будет.

Надо наполнять бюджет и отказываться от ненужного. Например, можно легализовать игорный бизнес, который в Украине запрещен, но работает. Там же крутятся миллиарды гривен, которые заведены сейчас в чьи-то карманы. Тут надо комплексно смотреть – а то у нас все такие патриоты Украины, но при этом готовы обкрадывать страну и не платить налоги… Такой посыл давно давался с самого верха, а сейчас уже просто не верят, что власть готова навести порядок в стране. И вот это доверие нужно организовать. Но пока посадки «трех друзей» Генпрокурора мы не наблюдаем. Премьер очень четко сказал – товарищи, давайте заканчивать с зарплатами в конверте, потому что 40% трудоустроенных в Киеве работают на минимальную заработную плату. Вот и надо начинать реформы везде, не только в МВД…

Вы живете только на официальную депутатскую зарплату?

У меня есть сбережения, которые я получил, когда был предпринимателем. К тому же, я очень скромный человек, мне много не надо – пиджак, который сейчас на мне, не Zilli, а стоит пять тысяч гривен. Туфлям, которые сейчас на мне, – года три-четыре.

Какая средняя зарплата у милиционера?

2600 гривен – это средняя зарплата младшего и среднего состава, а начинающего участкового – 1700 гривен.

И никаких перспектив повышения?

Министр ставит задачу начинать реформы и дать хотя бы надежду, что оклад будет повышен в два раза – до 6 тысяч гривен.

Этого удастся добиться за счет сокращений?

Частично за счет сокращений, но одного сокращения мало, нужно еще и пополнение бюджета. Мы же не можем платить зарплату из внебюджетных средств.

Коммерциализировать милицию не думали?

По закону запрещено оказание милицией каких-либо услуг, кроме охранных для отдельного подразделения и оказания услуг в сфере общественного питания для своих милиционеров. Даже установка банкоматов на территории милиции сегодня законом запрещена.

Так закон поменять можно.

Можно, но это неправильно. Финансироваться милиция должна только из бюджета. А деньги надо найти – я уже упоминал об игровом бизнесе.

Аваков отчитывался об увольнении тысяч людей из милиции. А как-то отслеживается, как они устраиваются дальше? Все-таки силовики – особые люди.

У всех, кто был на должностях майора и выше, есть своя коммерция – у кого-то киоск, у кого-то подвальчик, у кого-то что-то еще. За них не надо переживать. Но повторюсь – нам нужно сейчас создать законодательную базу, обеспечить рост зарплат, чтобы люди поверили, что милиция может обновляться нормальным способом.

Переименовать милицию в полицию в этом контексте – это больше психологический момент?

Милиции нужно омовение, очистка от грязи. Если мы сегодня тупо поменяем вывеску без параллельного омовения, это будет без толку. Вон в России поменяли милицию на полицию, но все осталось то же самое – взятки, избиения… В переименовании милиции в полицию есть два момента – психология и европейская стандартизация.

На недавнем совместном заседании парламентских комитетов, где заслушивали и Ярему, и Авакова, и Наливайченко, были разговоры на повышенных тонах Авакова и адвокатов пострадавших на Майдане. Аваков говорит, что все расследуется, а они считают иначе.

В первую очередь, расследованием занимается Генпрокуратура, а когда у нее ничего не получается, они говорят, что милиция не помогает. Когда же Генпрокуратуре надо что-то лично для них, они все переворачивают вверх дном. Например, следователи заявляли адвокатам потерпевших, что «беркутовца» отослали в зону АТО, чтобы спрятать и не давать показания. Но если человек находится в зоне АТО, есть командир его части, то почему его не вызвали оттуда? Если же их тридцать человек надо опросить, а они держат блокпост, то следователь может сесть на поезд или машину и приехать туда. В чем проблема? Плохим танцорам мешает сами знаете что.

Чем руководствовался Аваков при назначении глав облуправлений МВД, к которым есть претензии?

Он выбирал лучших из худших. Какие еще есть варианты? Покажите мне идеального министра, начальника милиции – где их взять? Они могут выкристаллизовываться только в работе.

Сейчас состояние милиции лучше, чем было до Майдана?

Лучше, потому что мы реагируем на все. Раньше милиция могла не реагировать на избиения, плевать людям в лицо и смеяться. Сейчас мы увольняем всех негодяев.

А новых «не негодяев» где берете? И как ситуация на Донбассе – говорят, что там просто перетасовывается старая колода местных бонз?

Опять-таки – назначаем лучших из худших. Поймите – при таких зарплатах новые люди туда не пойдут. Дайте хотя бы десять тысяч – и тогда в милицию пойдут лучшие. В Америке обычный «пэпээсник» получает пять тысяч долларов и ездит на бронированном автомобиле, оборудованном всеми системами спутниковой связи и безопасности. Там безопасность граждан стоит денег, а у нас все было по остаточному принципу – милицию отдали на самопрокорм. Если у вас чего-то нет, то возьмите где хотите, при этом всегда будете крайними. И работают по принципу «не пойман – не вор». Толпы товарищей хотят быть в УБОПе на руководящих постах, чтобы решать – кого карать, кого миловать.

Еще Луценко, когда был главой МВД, жаловался, что Генпрокуратура спускает на тормозах все их благие дела. Сейчас та же ситуация?

Та же. Генпрокуратура – это институт защиты прав гражданина, она должна оценивать правильность действий милиции по квалификации обвинения, по мере пресечения. Так вот прокуроры в некоторых случаях становятся слишком большими защитниками преступников, особенно когда эти преступники очень обеспеченные люди.

Вы считаете, что правильно, что эти два ведомства, условно говоря, в разных руках? Яценюку таки удалось отстоять «своего» Авакова в МВД.

Конечно, правильно. Будь они в одних руках, думаю, о большом количестве преступлений мы бы даже не услышали. Вот подал запрос по поводу Кернеса – я свидетель в деле о похищении им двух человек. Дело было заведено МВД в феврале прошлого года, в июле следователь постановил дело приостановить ввиду его болезни. Адвокаты в суде показали видеозапись, на которой Кернес выглядит живее всех живых и рассказывает, что он ходит на работу каждый день и подтягивается десять раз. И суд запретил прекращать дело. Но с апреля никаких следственных действий не ведется. Срок проведения следствия – максимум год, а он истекает через два месяца. Поэтому я и подаю запрос, почему ничего не делается для расследования такого маленького скромного дела – двух человек похитили, избивали, пытали и занимался этим лично Кернес.

А что сейчас вообще с Кернесом, вам известно? После возвращения в Харьков он как-то пропал из публичного пространства.

В него по-настоящему стреляли, сильно ранили и ему действительно плохо.

Думаете, он будет баллотироваться в мэры снова?

Конечно, будет. Он – настоящий наркоман, только не кокаинист, а для него наркотик – власть. Я же три года работал его помощником и прекрасно знаю этого человека изнутри.

Ходили разговоры, что вы сами можете баллотироваться в мэры Харькова.

Народ требует, но я для себя решения еще не принимал. Я также член фракции «Народный фронт» и должен взвесить все за и против. Баллотироваться только для того, чтобы потешить собственное самолюбие, неправильно. К тому же, если в горсовете у мэра не будет демократического большинства, а оно будет от Партии регионов, работа бессмысленна. Но как каждый народ достоин своего правителя, так и харьковчане достойны своего мэра. Если будут выборы мэра в два тура, как предусмотрено коалиционным соглашением, тогда у Харькова есть шанс демократическим путем избавиться от Кернеса.

Есть продвижения с поиском «харьковских партизан», устроивших последние взрывы?

Работают разные диверсионные группы, обученные в России и стимулированные Россией. Как только они будут установлены, общество будет проинформировано. Пока террористические акты совершаются специально без жертв – видна нацеленность на создание атмосферы страха и паники.

А какой в этом смысл?

Общество становится неуверенным в завтрашнем дне. Вам же неприятно понимать, проезжая по улице, что здесь недавно был взрыв. Вы думаете не о хорошем, а о плохом. Это дополнительный фактор, дестабилизирующий государство. То же самое сейчас происходит в Одессе.

Почему именно Харьков и Одесса?

Потому что в Харькове почти была захвачена власть, и если бы не смелые и решительные действия Авакова 8 апреля, мы бы имели «ХНР». В Одессе были известные события 2 мая и кадры обожженных тел обошли весь мир. Так Одесса стала символом «злодеяний хунты». А все, что делается в Украине, делается для российской телекартинки и российского зрителя.

Интерпол якобы отказывается объявлять в розыск 7 бывших высокопоставленных украинских чиновников из-за «политического характера преследования». Как будет реагировать украинская сторона?

Верховной Раде надо делать обращение к Интерполу и его странам-участникам о том, что это недопустимая позиция. Я понимаю, что они не преследуют за государственную измену, но в данном случае это прямые уголовные преступления. Фактически всему миру подан сигнал, что президент, который так или иначе санкционировал целый ряд силовых действий, которые привели к гибели людей, не объявляется в розыск. Это негативно будет влиять на имидж этой организации и на положение во всем мире. Я вообще не верю в независимость кого бы то ни было, кроме Господа Бога. И думаю, что Россия оказывала очень серьезное влияние на Интерпол, чтобы он не делал таких объявлений в розыск.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: