Макаренко, Диденко, Иващенко, Луценко, Корнийчук… Это далеко не полный список тех ...
Подарок под елку для Юрия Луценко стал, наверное, самым резонансным из ранее происшедших задержаний, но, по сути, логично завершил «посадочный» год. Луценко, в отличие от многих своих собратьев по несчастью, личность наиболее публичная, и именно в задержании столь известной персоны многие увидели особый нахрап власти.
Но Юрий Витальевич, как уже намекнули в ПР, – не лидер оппозиции, с маленьким рейтингом, поэтому нечего с ним церемониться. Тем более, чего уж было церемониться с остальными.
Пришедшая в начале 2010-го власть – не первая, которая обещала разобраться с безобразиями предшественников. Ющенко и его команда даже выиграли знаменитые выборы под незабвенным лозунгом «Бандитам – тюрьмы». Другое дело, что своего воплощения он так и не получил. Хотя тот же Луценко, когда разругался с Ющенко, жаловался, что рад был обеспечить его выполнение, но загвоздка была в Президенте да в Генпрокуратуре, без которой МВД ничего не могло сделать. С подачи Луценко стала широко известна фраза, сказанная ему Виктором Андреевичем: «Запомни: каждого, кто ко мне заходит в галстуке, ты никогда не посадишь».
«Регионалы» не такие формалисты, и теперь сам бывший глава МВД составил компанию целой когорте экс-чиновников, а еще несколько пока скрываются от справедливого и беспощадного украинского правосудия. Казус Лозинского выносим за скобки ввиду его исключительности.
{1-}
Анатолий Макаренко. Экс-глава Гостаможслужбы стал, по сути, пробным камнем для новой власти, пытающейся разобраться с делами предшественников. Макаренко был задержан 23 июня 2010-го года после допроса в СБУ о сделке по отчуждению у компании «Росукрэнерго» 11 миллиардов кубометров газа. И хотя Юлия Тимошенко не скрывала, что Макаренко и другие чиновники лишь выполняли ее указания, он до сих пор находится в СИЗО. Причем сроки пребывания под стражей постоянно продлеваются, а статью обвинения успели поменять с халатности на злоупотребление служебным положением. Абсурдность обвинений и неадекватность меры пресечения констатируют даже многие соратники нынешней власти. Тем не менее, Новый год Макаренко встретил за решеткой, а в начале года срок его пребывания под стражей был продлен еще на два месяца.
{2-}
Игорь Диденко, Тарас Шепитько, Мария Кушнир.
Первые двое также задержаны в рамках расследования давнишней схемы передачи газа, принадлежавшего «Росукрэнерго», в собственность «Нафтогаза». Диденко занимал в то время пост первого заместителя главы «Нафтогаза», а Шепитько – заместителя начальника отдела Энергетической региональной таможни. Срок ареста Диденко недавно был продлен на месяц.
Бывший же главбух «Нафтогаза» Мария Кушнир, пропавшая из вида, как только стали заводиться уголовные дела, была задержана в России и сейчас ожидает экстрадиции.
{5-}
Богдан Данилишин.
Бывший министр экономики в правительстве Тимошенко пока тоже не в украинском СИЗО. Данилишин был объявлен в международный розыск, когда новая власть выявила махинации в сфере госзакупок на общую сумму в 13,9 миллионов гривен, и был задержан в Чехии. Украинская Генпрокуратура заявляет, что экс-министр также проходит процедуру экстрадиции, но сам он в конце ноября уже подал заявку о получении в Чехии политического убежища. Вопрос должен быть решен в течение трех месяцев. С просьбой предоставить Данилишину политическое убежище к чешским властям обратилась и Юлия Тимошенко, считающая преследование ее бывших подчиненных явным политическим заказом. Недавно Пражский горсуд в очередной раз отказал Данилишину в освобождении под залог – велик риск, что министр скроется.
Николай Синьковский
Бывший заместитель главы Госкомрезерва пережил в этом хлебном ведомстве нескольких начальников, но тучи над его головой начали сгущаться еще при Тимошенко. В апреле же обладателя впечатляющего автопарка задержали за хищение в особо крупных размерах.
{7-}
Валерий Иващенко
Бывшему и.о. министра обороны вменяют в вину незаконное принятие решения о реализации имущества Феодосийского судомеханического завода. Якобы после проведенной санации имущество завода перешло к депутату от БЮТ Андрею Сенченко. Иващенко был взят под стражу, а такую суровую меру пресечения в Генпрокуратуре объяснили тяжестью преступления, в котором его подозревают. С августа срок пребывания Иващенко в СИЗО неоднократно продлевался, сам же подозреваемый в письменном интервью «Главкому» отметил, что его «продолжение содержания под стражей, и ранее, и сейчас обосновывается следствием с использованием абсолютно надуманных аргументов», а сложившуюся ситуацию он воспринимает как намерение «деморализовать меня, сломать психологически».
{8-}
Татьяна Грицун
Бывший первый замглавы Госказначейства была задержана за злоупотребление служебным положением по известному делу о невозвращении залогов участникам конкурса по приватизации Одесского припортового завода. Тогдашний премьер Юлия Тимошенко, в общем-то, не скрывала, что структуры Игоря Коломойского и Константина Григоришина должны будут неопределенное время подождать, прежде чем получат внесенные средства (800 млн. грн.) назад. Затем премьер пообещала возврат залогов со средств, полученных от повторной приватизации ОПЗ. Крайней же стала именно Грицун, которая, по материалам следствия, препятствовала возвращению средств вопреки платежному поручению ФГИ. А буквально перед Новым годом Генпрокуратура объявила в розыск занимавшую в то время должность председателя Госказначейства Татьяну Слюз, нарушившую, по словам Виктора Пшонки, подписку о невыезде.
{9-}
Георгий Филипчук
Экс–министр экологии в Кабмине Тимошенко был задержан по подозрению в злоупотреблении служебным положением, повлекшим тяжкие последствия. Бывший шеф Филипчука объяснила его задержание двумя причинами. «Первое – это то, что за счет экологических денег мы выплатили пенсии, и второе обвинение... – это то, что мы вернули Украине шельф Черного моря», – пояснила Тимошенко. Имеется в виду дело по растрате «киотских» средств, по которому в Генпрокуратуру ходит сама Тимошенко, и дело, связанное с расторжением соглашения между правительством Украины и компанией Vanco в 2008 году.
{10-}
Евгений Корнийчук
Бывшего первого зама министра юстиции обвиняют в том, что он подписал письмо, которым позволил проведение конкурса на юридическое обслуживание «Нафтогаза» у одного исполнителя – не чуждой ему юридической фирмы Magisters. Надо отметить, что партия Корнийчука – УСДП, хоть и входит в БЮТ, давно отдалилась от Тимошенко. Есть предположение, что через Корнийчука, задержанного в день рождения дочери, власть пытается воздействовать на его зятя – главу Верховного Суда Василия Онопенко.
Виктор Бондарь
О задержании бывшего министра транспорта и связи и днепропетровского губернатора, а уже при новой власти зампредседателя Гостаможслужбы журналисты узнали раньше, чем он сам. Пока Виктор Пшонка на пресс-конференции говорил об этом как о свершившемся факте, Бондарь, находившийся на допросе, с удивлением узнал о своем готовящемся задержании от тех же позвонивших ему журналистов.
Против Бондаря возбуждено уголовное дело по статье «пособничество в умышленном уничтожении чужого имущества, причинившее имущественный ущерб в особо крупных размерах, сопряженное с самовольным присвоением властных полномочий». Впрочем, вскоре задержанного отпустили под подписку о невыезде.
Кстати, именно Бондаря Пшонка привел в пример в качестве неизбирательного поведения прокуратуры: мол, всех выводим на чистую воду – и своих, и чужих. Никаких политических репрессий! И нынешним министрам, мол, тоже будут живые примеры стоять перед глазами. Хотя к «своим» Бондаря, поддержавшего во втором туре президентских выборов Тимошенко, можно отнести с большой натяжкой, но предположим.
Николай Петренко
Последний из задержанных – директор ДП «Укрмедпостач» Николай Петренко. Он задержан в рамках расследования по уголовному делу по факту нарушения законодательства должностными лицами Кабмина в 2009 году во время закупки тысячи грузопассажирских автомобилей Оpel Combo под видом автомобилей скорой помощи по завышенной цене. Заключена эта сделка была это как раз во время президентской кампании.
Что интересно, уголовное дело за «скорые» заведено и на саму Юлию Тимошенко. Но на допросы в Генпрокуратуру Тимошенко ходит по другому делу – за нецелевое использование средств, полученных от продажи «киотских» квот на выброс газов. Последнее дело – наиболее удобно для ЮВТ, поскольку позволяет ей повторять, что власть ничего не может «пришить», кроме того, что в кризис она временно пустила деньги, предназначенные для других целей, на выплату пенсий.
Но, несмотря на натянутость обвинений, следователи уже предлагали взять ЮВТ под стражу. Об этом страна узнала от… Виктора Януковича. Но потом все же было принято решение ограничиться подпиской о невыезде. Прозвучало это снова-таки как жест доброй воли со стороны Генпрокурора и самого Президента. Также Янукович выразил сомнение, что дело Тимошенко вряд ли дойдет до суда. Но если взятый темп будет поддерживаться, скоро из «разоблаченных» новой властью можно будет собирать целое оппозиционное правительство за решеткой.
Коментарі — 0