Белорусский синдром: сможет ли Янукович повторить «успехи» Лукашенко

Белорусский синдром: сможет ли Янукович повторить «успехи» Лукашенко

С воцарением нынешнего президента Украины три славянские республики бывшего Союза образовали своеобразную «смычку», сродни «профсоюзу диктаторов» в Латинской Америке 1970-х.

С воцарением нынешнего президента Украины три славянские республики бывшего Союза образовали своеобразную «смычку», сродни «профсоюзу диктаторов» в Латинской Америке 1970-х. Каждый на свой лад, три режима – украинский, российский и белорусский – демонстрируют авторитарный и одновременно манипулятивный стиль обращения властей и первых лиц с народом.

Ситуация в нашей стране – безусловно, самая сложная, при этом единственная, потенциально имеющая шанс на «отыгрывание» назад. Но до этого «отыгрывания» нам предстоит пережить годы становления авторитарного режима – время болезненное в экономическом, политическом и моральном смысле.

-- Назад к марксизму

Главный вызов, который нынешняя украинская власть бросает обществу, и который бумерангом возвращается к ней самой - это классовое, социальное переформатирование страны. Задача для начала ХХІ столетия достаточно сложная. В наших широтах она осложнятся спецификой перехода от социализма к капитализму. Карл Маркс очень бы удивился, узнав, что такое возможно. Тем не менее, если былые европейские сателлиты СССР перешли к цивилизованной форме современного капитализма в достаточно быстрый срок, на сугубо советском пространстве процесс этот затянулся, а в Беларуси был вообще сознательно приторможен.

Исторические, экономические особенности и различия России, Украины и Беларуси, равно как психологические качества лидеров этих стран обусловили выстраивание трех моделей авторитарных режимов. Конечно, по сравнению с Россией, где для консолидации общества вокруг вертикали власти и лично верховного вождя использовались и используются методы раздувания гражданской войны (Чечня) и перманентное воспроизведение угрозы терроризма, Украина выглядит образцом спокойствия и демократизма. Но у нас есть свои опасные особенности, связанные со сроками слома постсоветской системы общественных отношений, и с общим мировоззрением тех, кто этот слом взялся осуществлять.

Нынешняя донецкая команда имеет видение цели, но не задумывается о средствах и издержках при ее осуществлении. Собственно, цель эта существует отчасти неосознанно – как инстинктивное, хватательное, исконное стремление «выигравших», «первых», «лучших», обособиться, подчеркнуть свое превосходство, кастовую неприкосновенность, безусловное право распоряжаться жизнью «черни». С другой стороны, историческая диалектика (привет Марксу!) в этом случае как раз права: процесс первоначального накопления капитала входит в завершающую фазу, когда победивший класс начинает задумываться об увековечивании своего господства всеми средствами. В Украине начинает реализовываться модель, схожая с той, которая была характерна для Европы середины ХІХ столетия, а Восточной Азии и в Латинской Америке существует и до сих пор. Это - модель максимального обособления крупной буржуазии и союзного с ней слоя высшей бюрократии, опирающихся на силовые структуры. При этом одна часть общества (зависимые слои – пролетариат, бюджетники, пенсионеры) – может прикармливаться, а другая часть этого же общества (средний касс, менеджерское сословие, интеллигенция, студенчество, отчасти крестьянство) будет либо сознательно маргинализироваться, либо подавляться.

-- Тень МВФ над Украиной и Беларусью

Вспомним, в чем состояла суть диктаторских режимов Латинской Америки и Азии, которые приходили к власти в угоду США и мировым финансовым структурам. Они приходили к власти тогда, когда в той или иной стране возникала угроза позициям крупной буржуазии. И далеко не всегда за этой угрозой стояла «рука Москвы» (Москва часто пыталась оседлать события уже по ходу, и обычно неуклюже), и тем более далеко не всегда речь шла о построении социализма, как в Чили при Альенде. Но во всех случаях общим для переворотов, проведенных и в интересах крупных собственников, было одно – угроза монопольному положению местной олигархии. Хрестоматийный случай Чили здесь, конечно, самый показательный пример. «Чикагские мальчики» и МВФ, которые начали внедрять свои идеи в залитой кровью стране уже в первые дни после переворота, не могли получить от впавшего в шок общества никакого отпора. И то – пиночетовская эпоха длилась 17 лет, из которых пресловутое чилийское процветание пришлось лишь на последние 7-8. В предшествующие годы страну беспрерывно «зачищали», ломали, расстреливали и заключали в концлагеря. Советская пропаганда в этом случае была, как не хочется признавать поклонникам Пиночета, права: от постоянного террора в сочетании с шоковой терапией и свертыванием социальных гарантий чилийцам стало жить только хуже. Пока страну не «зачистили», пока симпатия к самостоятельности и свободе не была искоренена из сознания жителей, или под страхом физической расправы загнана в глубины их сознания - до тех пор реформы от МВФ не имели успеха. «Чикагские мальчики» всегда должны действовать в атмосфере напряженности, насилия, шока. Ту или иную страну вначале нужно ввести в состояние ступора, страха, невозможности сопротивляться, и только потом переламывать в целях закрепления господства крупной буржуазии.

-- Что планирует Лукашенко

В стремлении запугать общество, погрузить страну в «шок и трепет» в преддверии болезненных реформ и ради сохранения полноты власти и заключается сходство ситуации в нынешних Украине и Беларуси. Лукашенко недаром снова подставил свой имидж под удар международных защитников демократии. Ему не привыкать. Его ставка – больше. Он готовит свою страну к реформам по капиталистическому образцу. Осторожным, последовательным, но реформам, которые могут для застойного белорусского общества быть очень болезненными. Под его чутким руководством Беларусь в течение нынешней пятилетней каденции Бацьки должна перейти от неосоциализма к госкапитализму. Причем даже не российского образца. В России олигархов пришлось «ломать» показательно - кого-то сажая. И только после этого они превратились в фактически наемных топ-менеджеров государства, которым на откуп отданы целые отрасли, но которые обязаны с государством делиться, и ни в коем случае не покушаться на властную смычку силовиков и бюрократов во главе с сумрачным полковником КГБ.

В Беларуси же Лукашенко сейчас начинает эксперимент по выращиванию собственных големов - искусственных капиталистов под своим тотальным персональным контролем. Вступившие в силу указы об упрощении предпринимательства открывают дорогу формированию среднего класса. Естественно, в перспективе этот класс, если он начнет активно формироваться, уже к следующим президентским выборам может стать объективной угрозой Лукашенко, но так как выращиваться он будет в инкубаторских условиях, и при первых признаках самосознания снова придушиваться, то Бацьке еще не скоро грозит революция сродни оранжевой. К тому же, у Лукашенко всегда будет возможность стравить высшие и средние слои формируемой им буржуазии, оставляя себя арбитром в разрешении их споров. Равно как и постоянно играть на противопоставлении нового класса «шкуродеров» остальному народу – его главной электоральной базе. Опираясь на которую, он может править еще не один срок.

Почему Лукашенко принял решение начать отход от неосоциалистической модели, что ставит под удар его авторитет у той значительной части белорусского населения, которая восприимчива к ностальгическим понятиям советских времен? В первую очередь, это понимание того, что газовая дружба с Россией закончилась, и обманывать Москву имитацией интеграционных процессов более не выйдет. Потенциально возвращение Путина в 2012 году также ничем хорошим Лукашенко не грозит. Цены на энергоносители растут, и «транзитное счастье» Беларуси - под угрозой. Нужно искать внутренние резервы для пополнения казны и содержания режима. Для этого следует пойти навстречу вызовам времени - и начать создавать контролируемый средний класс, а равно формировать из высшего чиновничества некую аналогию олигархам. Лукашенко вправе считать, что новые социальные слои будут ему благодарны за предоставление им возможности обогащаться, и станут его дополнительной опорой. В дальнейшем более капитализированную Беларусь можно будет начать разворачивать в сторону Европы – но это произойдет, вероятнее всего лишь при преемнике Лукашенко. Примерно лет через десять.

Заметим, что приглашение специалистов МВФ в Беларусь пока не планируется. Слишком демонизирован образ этой организации у жителей советской Беларуси. Однако показательное избиение демократии было проведено Лукашенко еще и с расчетом на возможный будущий ропот населения в связи с реформированием экономики. Бацька вполне может опираться на советы «чикагской школы» или получать небольшие пробные транши от мировых банковских структур, без заключения прямых соглашений с Фондом. Однако даже в случае привлечения МВФ к реформам напрямую и открыто, любой протест в Беларуси будет сразу же жестко подавлен. Реформы такого рода нужно и можно осуществлять либо при согласии общества «затягивать пояса», либо при жестком силовом контроле. И уж Лукашенко-то таким контролем обладает сполна. Что и показал всему миру.

Он успешно выстроил классическое полицейское государство, которое теперь хочет модернизировать сверху. Это примерно то же, что проводили Петр Первый и Франсиско Франко. И первый, и второй ради этого повернулись лицом к Европе. На что готов пойти Лукашенко – пока неясно. Закрыв все каналы для общественного недовольства, он рискует закончить свою нынешнюю каденцию в обстановке действительно массовой ненависти. Реформами воспользуются все его недоброжелатели, как в Москве, так и в Европе. Ему нужно спешить – если через пять лет не передать власть преемнику, его могут попытаться устранить физически. Легитимным путем это сделать вряд ли возможно.

Продолжение следует

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: