Представляет ли власть себе последствия таких реформ?

Представляет ли власть себе последствия таких реформ?

Война используется в качестве оправданий нежелания внедрять по-настоящему глубокие и системные преобразования

Прежде всего, необходимо сказать, что определение «реформы» вряд ли подходит к тому, что предпринимает наше правительство. На данный момент всего лишь внесен ряд несколько противоречивых изменений в налоговое законодательство, пересмотрена, так или иначе, структура правительства, еще год назад возвращена прежняя конституционная модель, сделаны некоторые вынужденные шаги по улучшению эффективности силовых органов. Тестируется, скажем так, частичная экономическая децентрализация – в частности, 13 января этому было посвящено правительственное совещание с участием премьер-министра. И – все.

Та же эпопея с формированием антикоррупционного бюро и общественного вещания уже начинает встречаться народом фразой из классического новогоднего кинофильма: «Меня терзают смутные сомненья». Однако даже если оставить эти два вопроса в покое, общая картина происходящего вырисовывается печальная.

Здесь, впрочем, стоит сделать несколько ограничивающих обсуждение замечаний.

Во-первых, такой приоритет бюджетного финансирования, как оборона и безопасность – не дискутируется в принципе. На дворе – война с преступным российским агрессором.

Во-вторых, Украина переживает тяжелый экономический спад, как в силу ее ограбления ОПГ Януковича, так и российской агрессии, но также и (а вот это – законный предмет для дискуссии) и порочных практик 10 лет. Свидетельством порочности таких практик является пятикратное увеличение валового внешнего долга между 2005 и 2015 годом. Ясно, что тяжелая ситуация требует единения и солидарности.

Но все быстрее крепнет впечатление, что война и спад используются (сознательно, или нет) в качестве оправданий для нежелания внедрять по-настоящему глубокие и системные преобразования, способные вырвать корни украинского государства из бесплодной почвы третьего мира и гангстерского постсоветизма.

Напрашивается мысль, что руководствуясь откровенно неверной логикой – которую разделял, между прочим, и Николай Азаров, а именно «наполнение бюджета любой ценой» – правительство начало «не с того конца». Казалось бы, рост инфляции (и сопряженная с ним более чем двукратная девальвация гривны), а это дополнительный налог на доходы физических лиц – вполне достаточны для того, чтобы, упрощая, «обозначить дно», с которого необходимо начинать строительство новой хозяйственной архитектуры страны.

Ведь, заметьте, общество ворчало, разумеется, но не выходило тысячами протестовать против политики правительства, Национального банка, и прочих учреждений власти. Терпело, ждало, и верило. Соглашалось с теми или иными обоснованиями, объяснениями, расчетами, не так ли?

В таком случае, обвинять народ в том, что он (чьи средние заработки упали более чем вдвое) «не желает потерпеть», «затянуть пояса» или «слишком многого желает» – выглядело бы просто неадекватным.

Еще в начале «реформ», которые – на полном серьезе – чуть ли не вовсю пытался внедрять наш разыскиваемый с недавних пор «Интерполом» бывший президент, автору этих строк приходилось писать о том, что власть в Украине вольна вытворять что угодно, кроме одного. А именно – покушаться на неформальные институты собственности и реальных, а не статистических доходов граждан. До того, как хмельной слон прошлого правительства (увы, по некоторым тропинкам, протоптанным еще «паперэдныками», таким как «единый социальный взнос») ворвался в мир маленького украинца, такими институтами служили: упрощенная система налогообложения, переводы от занятых за рубежом граждан Украины, построенные советской властью и «бесплатно» приватизированные квартиры и «огороды».

Тогдашний режим постепенно добрался до всего, кое-где притормаживая и останавливаясь, в конце концов, он дошел до обмена валюты с паспортов и заполнения формы о том, не является ли получатель перевода госслужащим (это быстро отмерло). Но, оказывается, история ничему не учит. Единственной, скажем так, условно полезной (пусть и лоббистской) реформой было освобождение на долгий срок гостиничного бизнеса от налога на прибыль. Эта норма была приурочена, разумеется, к ЕВРО-2012. И нельзя сказать, что она совсем ничего не дала – за последние годы и гостиниц стало существенно больше, и сам рынок заметно вырос, а также улучшилось качество конкуренции в отрасли.

Итак, к чему привело постоянное давление бывшей власти на предпринимательское сословие и физических лиц? К тому, что теневой сектор вырос почти вдвое, а вместе с уголовным беспределом, вассальной политикой по отношению к Москве и зажиманием гражданских свобод – к тому, что сложилась революционная ситуация.

Безусловно, сегодня Украина – страна потрясающих гражданских свобод, зашкаливающей толерантности, в которой крупнейшим медиа-холдингом может руководить сторонник сепаратистов, а крупными таблоидами знаковые украинофобы – весьма далека от революционной ситуации. И впрямь, о чем тужить, если активы собственников, граждан РФ, подчеркнуто рьяно поддерживающих режим страны-агрессора, находятся под законной защитой украинских правоохранителей? Как и всегда, маленький украинец просто обязан поделиться своими упавшими в два с лишним раза доходами, в том числе в виде процента от пенсий, цены метра от советских квартир, не говоря уже о лимузинах, на которых средний гражданин ни свет, ни заря едет в булочную.

Делиться, в том числе, и с вот этими разнообразными деятелями, которые вполне откровенно финансируют войсковую операцию Москвы против Украины – нельзя не подумать, что над подобными украинскими «реформами» российское руководство ежедневно хохочет в кулак.

Но оставим Россию и ее местных бенефициаров в покое – и с ней, и с ними давно все ясно.

Не ясно другое – представляет ли власть себе последствия своих шагов? Вне контекста пафосных заявлений о «правительстве самоубийц» и прочих театральных представлений? Перетасовка налогов и некоторое снижение и без того маловразумительного «социального взноса» – это и есть либеральные реформы?

Не удивительно, что потребовался визит Джорджа Сороса для того, в частности, чтобы прояснить туман в головах «реформаторов». Сорос де-факто предложил план спасения украинской казны, и в этот раз его готовы слушать и в Брюсселе, и в Вашингтоне. Готовы ли услышать в Киеве? Есть ли представление о том, что такое либеральные реформы, а не наполнение доходной части и без того нереального бюджета (Боже, ведь все это мы уже проходили – и в 90-е, и в конце нулевых!)?

Либеральные, или рыночные реформы – направлены на возобновление экономического роста (это корень любого дерева развития). А такого возобновления нельзя ожидать в условиях подавления частной инициативы и потребительского спроса. И – просто-таки упрямого избегания создания условий для внутренних и внешних инвестиций, подлинной бюджетной стабилизации.

Я приведу несколько показателей – только ради той самой кристальной ясности в отношении характера преобразований.

Следим за руками, потому что легко запутаться. Расчеты, стоит предупредить, округленные, грубые, отчасти условные.

Берем прошлогодний бюджет-2014, последние изменения в который вносились (!) 25 декабря прошлого года. Доходы – 377,8 млрд гривен, расходы 441,6 млрд гривен.

Вспомним, что на 1 января 2014 года курс гривны к доллару США по версии (простите!) НБУ составлял 7,99.

А значит, что в долларах США расходы бюджета изначально выглядели как 47,22 млрд и 55,2 млрд.

Возьмем теперь 2013 год. ВВП составил что-то вроде 1,475 трлн грн, или 184 млрд 375 млн по официальному курсу Нацбанка в 7.99 гривен за доллар.

Если бы курс в 7.99 соответствовал реалиям, получилось бы что доходы составили бы 25.6% ВВП, а расходы – 29.9% ВВП.

Но курс сверзился (забудем даже о том, что бюджет не был выполнен на 8-11%).

Пересчитаем ВВП 2013 и бюджет-2014 по среднему курсу Нацбанка между 1 января 2014 и 1 января 2015 года (7.99 и 15.76 грн, средний – 11.87).

Получится ВВП в размере 124,3 млрд долларов США. Доходы – 31,8 млрд, расходы – 37.2 млрд. Или 25.6% и 29.9%, соответственно.

Как видим, одно и то же.

Теперь берем ВВП-2014 (то, что о нем известно, а то выходит целый детектив) и бюджет-2015.

Если спроецировать результат первых двух кварталов в гривне получится что-то вроде 1,372 млрд гривен. Или, в долларах, по среднему курсу НБУ между 1 января 2014 и 1 января 2015 – 115,6 млрд.

Доходы бюджета на 2015 год определяются в размере 475,2 млрд гривен, а расходы — 527,2 млрд гривен. Если посчитать их по курсу гривны к доллару (минимально – 17 грн за доллар США, если грубо), заложенному в бюджет – это 27,95 млрд и 31,01 млрд.

Или 24,17% и 26.8% ВВП, соответственно.

Итак, в реальных цифрах бюджетная реформа (а это мы отталкаиваемся от ВВП 2014 года, который будет уточняться, скорее всего, в сторону ухудшения, и игнорируя то, что на 2015 год тоже прогнозируется спад!) выразилась в предполагаемом сокращении доходов на 1,43% ВВП, а расходов на 3,1% ВВП, соответственно.

А в общем выходит так: в 2014 году государство перераспределяет 55.5% ВВП, а в 2015-м намерено перераспределять 51%. Но, конечно, учитывая прогнозирумый спад ВВП и невыполнение прошлогоднего бюджета -- примерно то же самое.

В таком случае, не следует ругать Андрея Илларионова. Его анализ в экономическом разрезе вполне беспристрастен: это не есть экономика, начавшая либеральные, рыночные преобразования. Мы видим лишь попытки, а они обречены на «среднюю» неудачу, переместить бремя финансирования архаичного государственного монстра на тех, кому, как правило, некуда деться – пенсионеров, владельцев советского жилья, автомобилистов (о владельцах нового жилья нечего и говорить – им придется попросту массово объявлять банкротство, поскольку над ними нависают еще и кредиты, при этом банкам нужны не их пустые квартиры, а живые деньги). Но о банках бюджет позаботился, их жалеть нечего.

Да, к счастью Украину опять вытягивают – Германия, МВФ, США подоспели с кредитными гарантиями на 2 млрд... от дефолта мы, скорее всего, уходим.

Да вот только реформ – нет. Попытки налоговой амнистии – очень странные. Единый социальный взнос с тех, кто сам себя кормит и не рассчитывает на пенсию – это какое-то, простите, извращение. Перераспределение части налогов в регионы – неплохо, конечно, но не надо быть прогнозистом, чтобы понять – местные власти будут вынуждены задрать уровень под максимум.

Уж извините, но это далеко не Грузия середины 2000-х, и не Балтия середины 90-х. Это очередной репрессивный бюджет «выживания», в котором интересы банков, государственной бюрократии, кредиторов, да кого угодно, поставлены выше интересов тех, кто способен (да и делает это) увеличивать ВВП.

Поэтому, дорогое правительство, все те, у кого на плечах голова, а из плечей растут руки – еще со времен «глубокого Януковича» регистрирует движимую собственность, фирмы, платит налоги где угодно, только не в Украине – в Молдове, некоторых странах Кавказа, в Казахстане и в странах Балтии. Не говоря уже об оффшорах и странах ЕС – это развлечения богачей.

Но не в Украине.

Напоследок. Вы спросите, а где же взять деньги на переходной период?

Хороший вопрос.

Во-первых, я что-то не слышал ничего о национализации активов как беглых, так и здравствующих спонсоров киевских расстрелов, так и об интернировании активов граждан страны-агрессора, поддерживающих и финансирующих войну с нашей страной. А ведь это как минимум...

Во-вторых, нельзя исключить, что люди стали бы выходить из тени и начинать что-то платить государству, если бы... считали его своим, а оно вело бы себя соответственно: как были менты ментами, так и есть, как побеждали в судах те, у кого больше «зеленых аргументов», так и побеждали, как были крематории-больницы и «мельницы дипломов» местами произвола и собирания черной ренты – так и остались. Так за что платить?

Поэтому, в-третьих – никакого разочарования нет. Народ поддерживал и поддерживает свою армию, свою Национальную гвардию, своих добровольцев, свои СМИ и друг друга, по мере возможности. Поэтому вместо разочарования – это не 2005 год, нет – растет разве что гнев.

Не пора ли остановиться, подумать, может, перекреститься?

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: