Тарифная удавка: на чем могут сэкономить граждане и государство

Тарифная удавка: на чем могут сэкономить граждане и государство

Ежегодно газовые монополисты зарабатывают миллиарды на накрутке цен, а тарифы для населения только растут

Решение Кабмина относительно продолжения отопительного сезона призвано помочь потребителям тепла и газа. Согласно решению правительства, с апреля украинцы будут платить по новым тарифам за газ и тепло, а сам отопительный сезон будет продлен на месяц. По словам бывшего министра ЖКХ Алексея Кучеренко, такой шаг поможет тем, кто не исчерпал свой лимит газа – 200 кубометров. В апреле люди смогут использовать оставшийся газ по старому тарифу, то есть, в два раза дешевле. Вопрос лишь в том, будет ли исполняться это решение правительства, так как начало и окончание отопительного сезона находятся в компетенции органов местного самоуправления.

Перспективы новых тарифов в Украине достаточно туманны. По предварительным оценкам, около трети граждан будут вынуждены получать субсидии. Но можно обратить внимание на простой пример – разницу в стоимости тепла в домах со счетчиками и без них. Всего в столице 10 300 жилых домов. Из них около 30% оснащены домовыми счетчиками. Алексей Кучеренко рассказывает об эксперименте, в ходе которого сравнили два десятка одинаковых домов столицы, на половине из которых были установлены домовые счетчики, а на другой половине – нет. В итоге, стоимость отопления на квадратный метр по счетчику колебалась в рамках 6-6,5 гривен, а в домах без счетчиков – 9,22 гривен. Сейчас же тарифы на тепло вырастут на 70%. Это означает, что в доме без счетчика отопление квартиры метражом 60 кв.м. обойдется в 900 гривен в месяц. По данным рекрутингового ресурса Work.ua, средняя зарплата по Киеву за март месяц составляет 5 795 гривен. То есть, на оплату одного только отопления уйдет шестая часть дохода, а от минимальной заработной платы – половина.

Разница в стоимости отопления по счетчику и без свидетельствует о лишних миллиардах гривен, которые ежегодно перетекают на счета поставщика услуг. Однако, никто не спешит привлекать их к ответственности. Государство создало для монополистов максимально комфортные условия: отсутствие мониторинга, расследований относительно реальных объемов поставок, представителей интересов граждан. В прошлом году были ликвидированы региональные управления Госэнергоэффективности, а альтернативный новосозданный орган Госэнергонадзор так и не получил финансирования. Более того, оставлены дополнительные лазейки, которые позволяют «накручивать» цены. Одной из таких является утрата тепла. В цену на тариф поставщик вкладывает и расходы по утрате тепла из-за физической изношенности систем. К примеру, в 2009 году допустимая утрата тепла была в размере 13% в особо сложных районах, где трубы едва не дырявые. В 2012 году Комиссия по электроэнергетике сдвинула ставку до 19%. Лишних 6% - это 400-500 млн. гривен в год, которые вынимаются из карманов потребителей. Сейчас эта норма не только не упразднена, а продлена на 2015 год. Почему монополисты не занимаются модернизацией систем – вопрос, который эксперты адресуют собственникам компаний.

Существенно экономить на потреблении тепла позволяет индивидуальный счетчик. Однако тут встает вопрос о том, кто должен его устанавливать. Стоимость такого прибора вместе с установкой потянет не меньше 5 тыс. гривен, что может позволить себе далеко не каждый. Кроме того, это потребует бумажной волокиты и времени в очередях для регистрации. В результате, можно контролировать отопление с помощью регуляторов на батареях и производить личный расчет по количеству индивидуально потраченного тепла. Обычно, это уменьшает сумму счета в два раза.

Алексей Кучеренко убежден, что устанавливать счетчики, если не в квартирах, то в домах, обязан поставщик услуг. Иначе, это все равно, что приходить в магазин со своими весами или на заправку с собственной лейкой. «Киевэнерго» должно быть благодарным, что ему позволили монопольно поставлять тепло и самостоятельно устанавливать счетчики для ведения учета. «Заявления некоторых чиновников КМДА, что устанавливать счетчики – дело киевлян или киевской власти – следствие мошеннического сговора с «Киевэнерго», - подчеркнул Кучеренко.

К тому же, каждый киевлянин может судиться с коммунальщиками из-за начисления платы за содержание придомовых территорий. Все земли принадлежат муниципалитету, а не гражданам. Если же город хочет переложить обязанность за содержание этих территорий, должны быть разработаны тарифы и заключены контракты, где было бы прописано, на каких условиях Киев сдает в аренду или отдает в постоянное пользование эти земли.

Отдельные вопросы вызывает и цена на электроэнергию, которая выросли вдогонку за ценой на газ. Коммунальщики заявляют, что мы платим 21% от реальной стоимости электроэнергии, хотя совсем недавно они же заявляли о 40%. Такая непоследовательность ставит ребром главный вопрос в сфере тарифов: принципы их образования. Априори существует два принципиальных типа ценообразования. Первый из них, наиболее удобоваримый – рыночная цена. Однако, в Украине нет рынка газа, а верификация поставок начата совсем недавно. Потому единственным возможным остается второй вариант – жесткий контроль со стороны государства, в том числе, Антимонопольного комитета.

Согласно европейским стандартам, к которым так стремиться Украина, цена на тариф должна быть компромиссом между желанием поставщика и возможностями потребителя. К образованию цен и тарифов, по которым будут потребляться необходимые для жилищного фонда ресурсы, привлекаются все заинтересованные стороны: поставщик, государство как арбитр и, что немаловажно, общественность. По словам председателя «Экспертной платформы по энергоэффективности» Игоря Черкашина, на данный момент интересы граждан в профильной по этому вопросу Национальной комиссии по регулированию вопросов электроэнергетики нет. Более того, государство никоим образом не мониторит деятельность монополистов. Даже представители киевской власти не могут получить доступ к счетчику центрального теплового пункта, который контролируется «Киевэнерго».

Повышение энергоэффективности – также одно из требований Евросоюза. Вместе с тем, никаких шагов, кроме деклараций государство пока не предпринимает. Не создается даже необходимая законодательная база по энергосбережению. Хотя, одна уступка все же предусмотрена. По словам Игоря Черкашина, около 400 млн. долларов, из европейского транша государство перенаправит на тепломодеирнизацию. Поскольку для Украины эта сумма достаточно небольшая, уже сейчас нужно запустить процесс подготовки соответствующей документации ЖЭКами, управляющими компаниями и ОСББ. Для последних, кстати, в бюджете 2015 года предусмотрена новая палка в колеса – ОСББ утратила статус неприбыльной организации, соответственно, все средства, проходящие через нее, будут дополнительно облагаться налогом.

За установленные государством тарифы граждане проголосуют кошельком, однако уже сейчас очевидно не только неплатежеспособность многих граждан, но и растущее недоверие. Алексей Кучеренко припоминает, как несколько лет назад нынешний премьер-министр Арсений Яценюк заявлял, что реальная стоимость газа украинской добычи равна 70 долларам. «?0 долларов на скважине, это 100 долларов у покупателя, - резюмировал экс-министр. – Остальное – накрутка поставщика. И я тогда этому верил. Что же изменилось сейчас?». Что касается российского газа, тут тоже есть вопросы, однако, они бесперспективны. По словам Игоря Черкашина в 2009 году было проанализировано формирование цены на газ в Российской Федерации. Тогда наткнулись на газовую биржу в Санкт-Петербурге, которая провела свободные торги не более двух раз и была закрыта, так сломала рынок. Цена, которую давала эта биржа, от прямых производителей – 75 долларов с доставкой в европейскую часть РФ, на западную границу. А уже пересекая границу, в Украине в 2009 году газ стоил 228 долларов. Но если цена на газ из России абсолютно политическая, то цена на украинский газ должна быть вопросом консенсуса. «Люди будут готовы платить политическую цену на украинский газ только в том случае, если власть им объяснит на что пойдет разница. К примеру, если проведут нужные калькуляции и направят деньги на термомодернизацию, думаю, многие не будут увиливать от оплаты», - говорит Черкашин.

Европейский опыт предлагает целую палитру всевозможных поощрений и компенсаций за высокие тарифы. Субсидии Игорь Черкашин называет подачкой со стороны государства и отмечает, что далеко не все согласны признать, что они скатились за черту бедности и оформить льготы. В странах Балтии, например, вместе с резким повышением тарифов были предложены кредиты на 10 лет под 2-4% на термомодернизацию частных домов и квартир. А в Латвии даже предусмотрена компенсация в размере 40% от тела кредита или непосредственно счета за покупку необходимой техники. Кроме того, существуют программы для экономного энергопотребления. В некоторых странах дешевле расходовать электроэнергию ночью, когда линия не перегружена из-за работы заводов, предприятий, офисов.

Такие стимулы способствовали бы не только сокращению расходов граждан, но и могли бы послужить на пользу экономике страны. В Германии в тяжелые времена экономический взрыв обеспечивали путем строительства дорог, у нас же взрыв экономики мог бы обеспечить рынок тепломодернизации. На рынке немало предложений, от украинских компаний-производителей, но пока ставку на них никто не делает.

Для того, чтобы уберечь инициативу по повышению тарифов от краха государству нужно, как минимум, создать прозрачные условия для работы монополистов, дать возможность общественности представлять свои интересы, а так же закрыть старые дела, к примеру, разобраться с «вышками Бойка». Все украденные на этой схеме средства также компенсируются через стоимость тарифа.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: