Как Украина помогала «Газпрому», когда кипел Иловайский котел

Как Украина помогала «Газпрому», когда кипел Иловайский котел

В отличие от западных стран Украина не стала усложнять бизнес Кремлю даже на пике военной агрессии

Пока в августе 2014-года Россия замыкала Иловайский котел и шантажировала Киев ценами на газ, государственное предприятие «Зоря-Машпроект» помогало агрессору строить инфраструктуру одного из крупнейших газовых месторождений

С августа 2014 года Евросоюз запретил поставки высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в российской Арктике. Очередная санкция стала реакцией европейцев на усиление агрессии России на Донбассе.

В отличие от западных стран Украина не стала усложнять бизнес Кремля, построенный на добыче и продаже углеводородов даже на пике военной агрессии и газового шантажа со стороны Кремля.

Как выяснил «Главком», в период, когда российские войска в августе прошлого года начали массовое вторжение на Донбассе, а московские чиновники навязывали Киеву газ по завышенным ценам, гигант украинского машиностроения ГП «Заря-Машпроект» подписал договор с российской компанией об установке газотурбинных двигателей для транспортировки топлива с одного из крупнейших газовых месторождений в РФ.

Информация об этом всплыла благодаря судебному разбирательству, проходящему в РФ, в котором украинцы требуют от заказчика оплатить полную стоимость своих услуг. Скорее всего, это лишь верхушка айсберга, а основная часть договорённостей касалась поставки из нашей страны необходимого русским оборудования, которое впоследствии устанавливалось также украинцами.

Выяснилось, что контракт был подписан 6 августа 2014 года между украинским ГП «Зоря- Машпроект» и российским ООО «Заполярпромгражданстрой» (заказчик). Украинцы обязались оказать инженерные услуги и консультации при монтаже пяти газотурбинных двигателей ДУ80Л1 (одна из последних разработок николаевских инженеров) на объекте строительства: «Дожимная компрессорная станция (1-я очередь) Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения».

Это наиболее значительное по запасам газа месторождением на полуострове Ямал (4,9 трлн куб. м.). В будущем россияне планируют ежегодно здесь добывать до 140 млрд куб м. газа ежегодно. Первый пусковой комплекс Бованенковского месторождения был введен в эксплуатацию три года назад.. На сегодня Ямале открыто 32 месторождения. Вот какую роль отводят в «Газпроме» этому проекту: «выход на Ямал имеет принципиальное значение для обеспечения роста добычи газа… в ближайшие десятилетия во многом именно за счет ямальского газа будет удовлетворяться рост потребления в России и за рубежом».

Как теперь видно, не последнюю роль в реализации этих планов сыграют украинские технологии и оборудование, предоставленные для Российской Федерации в разгар агрессии против Украины.

Условия контракта, согласно данным из судебной тяжбы, были полностью выполнены к концу прошлого года. Стоимость услуг составляет 3,9 млн рублей.

На сайте Научно-производственного комплекса газотурбостроения «Зоря-Машпроект» об этой сделке нет ни слова. Хотя, еще в ноября 2013 года подобная работа была предметом гордости украинских инженеров: тогда на интернет-страничке «Зори-Машпроект» сообщалось, что специалисты из Николаева запустили в эксплуатацию четыре своих двигателя на Тазовском полуострове России за северным Полярным кругом.

Стремление николаевского предприятия не афишировать контракты с Россией в 2014 году, объяснимо. Во-первых, речь идет о сделке со страной-агрессором при участии госпредприятия, во-вторых, газ в руках кремлевских чиновников стал разновидностью оружия в конфликте с Украиной. При чем это на себе ощутили уже далеко за ее пределами. Как известно, в апреле Евросоюз официально обвинил «Газпром» в монополии на энергетическом рынке, которую, по утверждению западной прессы, использовал для политического шантажа.

Стоит отметить, что контракт с Россией вряд ли мог пройти мимо внимания президента Петра Порошенко. Он посетил предприятие в августе прошлого года через две недели после заключения сделки николаевцев с россиянами. Как потом сообщалось, в ходе визита Порошенко ознакомился с производственными мощностями комплекса газотурбостроения, посетил цех по производству роторов и сборочное производство, а на встрече с коллективом заверил в господдержке, совместной работе над поиском новых рынков.

В СМИ неоднократно писали о том, что владелец группы «Энергетический стандарт» российский бизнесмен Константин Григорищин еще в середине нулевых завел своих людей в топ-менеджмент предприятия «Зоря-машпроект».

Летом прошлого года состав руководства обновился, пополнившись людьми, которых можно непосредственно связывать и с президентом Украины. К примеру, в июле гендиректором предприятия был назначен Константин Картошкин, возглавлявший до этого «Севастопольский морской завод». Как известно, крымское предприятие принадлежало Петру Порошенко.

О том, что у Григоришина и президента Порошенко налаженные и давние отношения – не секрет.

К примеру, как писала Лига, в 2007 году Константин Григоришин начал передачу акций принадлежащего ему Севастопольского морского завода Петру Порошенко. Тогда пакет акций Севморзавода, принадлежащий компании Malter Enterprises Ltd, аффилированной с группой "Энергетический стандарт" Константина Григоришина, сократился с 61,6% до 31,93%. А 29,36% акций приобрела Vernon Holdings Ltd - оффшор, владевший до 2007 года 98,71% Липецкой кондитерской фабрики, которая входит в состав кондитерской корпорации Roshen. Тогда Порошенко не подтвердил, но и не опроверг информацию о покупке Севморзавода, но уже в 2010 году его фонд официально оформил контроль над более чем 50% предприятия.

По данным СМИ, в 2005 году Порошенко и Григоришин вместе боролись с группой Юлии Тимошенко за Никопольский завод ферросплавов, который хотел купить российский бизнесмен Виктор Вексельберг. Позже, по данным газеты Коммерсант, они попытались купить контрольный пакет акций (61%) канала «Интер» у Игоря Плужникова. Правда, безуспешно.

Ради справедливости стоит отметить, что поставки для армии РФ украинское предприятие все же заморозило. Как рассказал главный конструктор Коломенского завода (РФ) в опубликованном вчера интервью, строительство новейших фрегатов проекта для Военно-морского флота России задерживается из-за прекращения поставок турбин с Украины. «Второй корабль (фрегат, - ред.) «завис» в связи с прекращением поставок из Николаева, связь с ними прервалась. Мы тоже были задействованы с ними, но Украина наотрез отказалась поставлять турбины и комплектующие. Отказали, в том числе, и нам, хотя деньги уже были заплачены».

Справка:

Крупнейшими покупателями продукции «Зоря-Машпроект» являются Россия, Ближний Восток, Китай и Индия. Свыше трети поставленного оборудования предназначено для газотранспортных магистралей, столько же составляет продукция морского применения.

Источник рисунка: РБК

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: