Левый фланг. Брак по расчету

Левый фланг. Брак по расчету

Как Витренко решила простить «продажность» Симоненко

Пять политических партий и тринадцать общественных организаций в конце прошлой недели объявили о создании движения «Левая оппозиция». Его хедлайнерами стали Коммунистическая партия Украины (КПУ) во главе с Петром Симоненко и Прогрессивная социалистическая партия Украины (ПСПУ) во главе с Натальей Витренко. Учредительное заседание «леваков» состоялось в пятницу, 12 июня. Решено, что возглавлять движение будет не один человек, а сопредседатели, среди которых кроме лидеров КПУ и ПСП значатся академик-коммунист Георгий Крючков (член КПУ), академик, бывший директор Украинского института национальной памяти, отрицавший Голодомор как геноцид Валерий Солдатенко (член КПУ), а также рекордсмен мира по легкой атлетике Рудольф Поварницын. Во время заседания был принят манифест «Левой оппозиции», а также избран координационный совет. Цель левого движения, как утверждают его лидеры, – создание альтернативы нынешней власти.

Сегодняшняя попытка объединения левых далеко не первая в нашей стране. Самая известная из них произошла летом 1999 года. Тогда Александр Ткаченко (Селянская партия Украины), Владимир Олийнык (тогда мэр Черкасс, позже нардеп от Партии регионов), экс-премьер-министр Евгений Марчук и лидер Соцпартии Александр Мороз собрались в Каневе, на Черкасщине. Цель – согласовать кандидата в президенты, чтобы сменить на посту главы государства Леонида Кучму на грядущих выборах. Однако согласия политики так и не достигли, каждый пошел на выборы самостоятельно, хотя никто во второй тур не вышел. Наивысшее, третье место тогда занял Александр Мороз.

Второй и последней до нынешнего объединения попыткой объединить левых можно считать инициативу создать Блок левых сил перед президентскими выборами 2010 года. Одним из инициаторов объединения в 2009 была ПСПУ. Однако позже, не договорившись с КПУ «витренковцы» вышли из процесса, создав блок имени Натальи Михайловны. А вот КПУ, объединив в «Блоке левых сил» партии-карлики, выдвинул на выборах Петра Симоненко.

То, что прогрессивные социалисты не смогли договориться с коммунистами не удивительно. Наталья Витренко никогда не питала большой любви к главным конкурентам по левому политическому полю, обвиняя Симоненко то в нечеткой политической ориентации, то в сотрудничестве с большим капиталом. «Я так понимаю, что коммунисты-симоненковцы обслуживали и обслуживают сегодня олигархию, которая страшно боится, чтобы что-нибудь в стране изменилось радикально. Вот почему Симоненко опять выполнил заказ олигархии», - так комментировала лидер ПСПУ провал переговоров с КПУ.

Но вот прошло шесть лет, и сегодня Наталья Михайловна и Петр Николаевич готовы простить друг другу все: забыть взаимные обиды и обвинения в продажности. Собрав вокруг себя партии и мало кому известные организации «левые» лидеры надеются на рестарт, несмотря на то, что их личные рейтинги равны статистической погрешности.

И Петр Николаевич, и Наталья Михайловна время от времени ездят или в Россию, или в Крым, встречаясь с коллегами по левому флангу.

Примечательно, что на учредительное собрание по случаю создания движения «Левая оппозиция» не позвали представителей Соцпартии некогда влиятельного Александра Мороза. Партнеры говорят, что СПУ сейчас сама не знает, по какому вектору двигаться, поэтому предложений и инициатив от социалистов принять участие в движении не поступало.

Лидеры «Левой оппозиции» предпочитают не говорить об источниках финансирования своей реинкарнации. Вместе с тем, по мнению экспертов, деньги на проект, вероятно, поступают из России. Именно этим можно объяснить тот факт, что некогда непримиримые противники вдруг сели за один стол переговоров.

«Главкому» удалось пообщаться и с Витренко, и с Симоненко. Как главные «леваки» отвечали на одни и те же вопросы и объяснили, зачем им понадобилось вдруг объединяться.

Кто лидер?

Наталья Витренко: Одного нет. Есть пять сопредседателей. У нас работала инициативная группа, которая пришла к такому решению, предложив именно такую систему управления. И я прошу, чтобы вы запомнили, сегодня объединились субъекты, юридические лица. Я остаюсь руководителем председателем ПСПУ, у меня не руководитель Симоненко, а я руководитель партии. Я не подчиняюсь Симоненко, а он не подчиняется мне.

Петр Симоненко: На учредительном собрании мы приняли решение о том, что вводим институт сопредседателей. Потому от политических партий это я и Наталья Витренко. В сопредседателях также Георгий Крючков, известный вам рекордсмен мира Рудольф Поварницын и Валерий Солдатенко. Дело в том, что мы все организационную самостоятельность сохраняем.

Почему не позвали в объединение СПУ и Александра Мороза?

Н.В. Для того, чтобы вступить наше объединение каждая партия, или организация должна для себя принять решение. Например, мы 4 июня собрали пленум ЦК ПСПУ. Рассмотрели вопросы, нужно ли объединяться на таких то принципах. Решив, что входим в объединение, делегировали для подписания документов своих представителей… Двери были открыты, пожалуйста. Социалисты знали (об инициативе объединиться), но у них половина партии за интеграцию с Россией, а половина – за ЕС, половина за НАТО, а половина – против. Они в себе не могут разобраться.

П.С. Каждый может подавать заявку. Дело в том, что они (СПУ) до 30 июня определяются, что у них внутри партии будет. В Соцпартии сейчас три разных направления. Поэтому пусть определяются, и если посчитают нужным присоединиться к нашему движению, мы рассмотрим их предложение.

Наталья Витренко в прошлом неоднократно обвиняла «коммунистов-симоненковцев» в продажности. Сам Петр Симоненко отказывался объединяться с Прогрессивной Социалистической Партией Украины, всегда игнорируя предложения «витренковцев». Теперь вы - партнеры. Это означает, что все обвинения, звучавшие в прошлом, были ошибочными?

Н.В. Каждый имеет право, и даже обязан делать работу над ошибками. Поэтому как с их стороны, так и с нашей эта работа была сделана. Мы вышли на общий манифест. Думаю, что да, они отказались от продажности, которая была им присуща ранее. По крайней мере, хочу в это верить.

П.С. Все то, что было ранее - это уже история. Сегодня надо думать о том, как прекратить войну. Сегодня сама жизнь требует от всех нас объединяться, несмотря на прошлое.

В подписанном Манифесте левых сил говорится о том, что вы выступаете за «добрососедские, равноправные, взаимовыгодные отношения с Россией». Но ведь не секрет, ПСПУ ратует за создание единого государства с РФ. А коммунисты всего лишь о дружбе и сотрудничестве с Россией, или они тоже уже видят Украину частью РФ?

Н.В. Когда говорится об объединении, нужно, чтобы у политических сил, входящих в него были общие ориентиры, общие векторы развития. А уже детали устанавливаются по ходу. Мы от своей программы не отступим. У нас в программе написано, что мы за создание союзного государства Украины, Беларуси и России. Вот за что выступает наша партия. Все, кто разделяет интеграцию в этом направлении – наши союзники. А то, какой именно это будет интеграция, будь то вхождение в Евразийский Союз, будет ли это единой экономическое пространство… Главное, что это будет восточное направление.

П.С. В Манифесте изложена согласованная позиция. Сегодня любой здравомыслящий в экономике человек понимает, чем грозит для Украины потеря российского рынка. Объясните, что предложили украинскому производителю взамен? Не питайте никаких иллюзий, что будет европейский рынок. Его не будет никогда.

На чем основывается уверенность, что люди поддержат ваше объединение, ведь последние выборы показали крайне низкий рейтинг левых?

Н.В. …Я знаю цену опросов на Украине. Разве спрашивают, доверяют ли люди Наталье Витренко? Да мою фамилию не хотят называть (включать в опросы). И как в этом случае люди могут определиться? У меня нет собственной социологической службы, но я доверяю соцопросам Института социологии Академии наук Украины… Пока не было этого оголтелого русофобского психоза, то было 60%-63% за интеграцию Украины с Россией и Беларусью. Конечно, потом, под влиянием пропаганды процент уменьшился.

П.С. Все социологические опросы говорят о том, что людей обманывают. Во всем мире сегодня признали, что доминирующая идея не либеральная, а именно левая. На всех выборах побеждали олигархи, которые говорили, что будут создавать новые рабочие места, будут любить ветеранов. А это как раз левые идеи.

В подписанном Меморандуме значится, что Объединенная левая оппозиция будет бороться за восстановление союзнических отношений с Россией. Но ведь Россию весь мир признал агрессором, аннексировавшей Крым и развязавшей войну на Донбассе.

Н.В. Я не люблю таких штампов: Весь мир признал. Посмотрите Резолюцию ООН, посмотрите, какие страны ее продавили и как она звучит, посмотрите на объединение БРИКС, на объединение ШОС (Шанахайская организация сотрудничества), в конце концов посмотрите по сторонам и увидьте, что 42% Земного шара… Как раз мы выступаем за территориальную целостность Украины. Если бы была наша власть, Украина и сохранила бы Крым, и Севастополь, и в Донбассе не было бы братоубийственной войны.

П.С. Я бы хотел, чтобы на этот вопрос вам дал ответ Порошенко. Почему, если Россия – агрессор, Украина до сих пор не заявляет открыто, что она в состоянии войны с Россией? Почему Украина не прекращает получать газ из России? Почему не прерваны дипломатические и торгово-экономические отношения? Поэтому, этот вопрос не ко мне.

Поддерживают ли вас, в том числе финансово, ваши российские друзья-коммунисты. Как они восприняли ваше решение похоронить ПСПУ и Коммунистическую партию в рядах «Левой оппозиции»?

Н.В. Не нужно задавать глупые вопросы. Нас никогда не поддерживали никакие иностранные структуры. Сегодня нас никто, ни из России, ни из Китая не поддерживает. С Россией я вообще никаких контактов не имела, мы же только в пятницу провели учредительное собрание. Их реакцию, их оценки я не знаю.

П.С. А почему вы решили, что мы похоронили? Мы работаем как партия и дальше. Просто объединяем усилия с другими политическими партиями. Да, нас поддерживают не только в России, но и в Европе. Мы в рамках Союза коммунистических партий обмениваемся информацией, встречаемся с левыми политиками.

Между тем, эксперты признают, что сегодня «левые» в Украине - непопулярный тренд, а процесс объединения вызван необходимостью выживания. Финансирование проекта «Левая оппозиция», вероятно, будет происходить из Москвы, под эгидой которой и сошлись непримиримые ранее Симоненко и Витренкою

-- Можно предположить, что деньги пришли извне

Андрей Золотарев, политолог, руководитель Центра «Третий сектор»

{4-}

Они пошли на такой шаг ради политического самосохранения не столько Компартии, сколько левых сил как таковых. Очевидно, что сегодня в политике популярный правый тренд. И левые находятся не в самых комфортных условиях. Логика объединения в такой ситуации соответствует тому, что хочет видеть левый избиратель. Объединение левых - это признание того, что партии по одиночке не обладают ни достаточными человеческими ресурсами, ни другими, в том числе финансовыми возможностями. Даже такую задачу, как выставить более мене нормальную команду кандидатов на местных выборах сегодня ни одна партия левая не способна выполнить. Даже в регионах, не говоря уже о центральных районах. Можно предположить, что деньги пришли извне, откуда угодно.

Если уже говорить о дружеских отношениях с Россией, то сегодня Оппозиционный блок акцентирует на этом больше внимания. Просто сегодняшняя власть пытается загнать левые силы в политическую пророссийскую нишу.

Относительно того, что не дружили (КПУ и ПСПУ), а теперь вдруг стали партнерами, то внешние обстоятельства оказываются сильнее. Это всегда было в украинской политике. Возьмите хотя бы Ляшко и команду Коломойского. Вспомните, на каком уровне шла дискуссия между ними девять месяцев назад. Это вопрос политического самосохранения, и тут обстоятельства выше амбиций.

-- Хотят монополизировать всю левую нишу

Владимир Фесенко, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»

{3-}

Не забывайте, что до начала избирательной кампании времени еще много, кампания начинается в сентябре. Первая причина объединения – надо отреагировать на ограничения, связанные с законом о декоммунизации. Не может Компартия в нынешнем ее виде принимать участие в выборах. Второе связанно с тем, что есть политтехнологические планы мобилизовать большую часть избирателей с коммунистическими и социалистическими убеждениями. Чтобы они были сторонниками одной политической силы, то есть, таким образом хотят монополизировать всю левую нишу. Мы ж еще не знаем, какой будет новый закон о местных выборах, и будут ли там блоки, а речь идет о разных партиях, поэтому им надо успеть зарегистрировать политическую силу, которая бы стала носителем левого бренда и платформой для участия в выборах.

У меня очень большие подозрения, что это объединение инициировано Москвой и ориентировано на Москву. У коммунистов есть опасения, что им не хватит голосов, поэтому они монополизируют всю левую нишу, чтобы не было конкурентов. Меня больше удивляет то, что на изменения согласны в ПСПУ, ведь у них с коммунистами много разногласий по самым разным вопросам. Это наводит на мысль, что идет поддержка из Москвы. Это означает, что у нас появится не левая оппозиция, а проект «Старые левые». Потому что новых левых у нас еще нет, а всех старых левых хотят сбить в один колхоз. Объединение, думаю, не просто по совету, а при настойчивой поддержке их московских друзей.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: