Коррупция на рельсах. Куда на всех парах несется «Укрзализныця»?

Коррупция на рельсах. Куда на всех парах несется «Укрзализныця»?

Один из крупнейших госмонополистов, несмотря на дефолт, расплачивается со «Сбербанком России»?

Примерно год назад Максим Бланк, исполняющий обязанности руководителя «Укрзализныци», получил беспрецедентные полномочия для управления компанией. Однако реформы провести не удалось, обвинения в контрабанде и непрозрачных тарифах нарастают, подвижной состав и путевое хозяйство деградируют. При том, что госкомпания объявила дефолт, есть основания предполагать, что отдельным кредиторам она платит вполне исправно.

Очередной скандал вокруг «Укрзализныци» выплеснулся в украинский телеэфир в пятницу, 19 июня. Из уст народного депутата Семена Семенченка стало известно о виртуозно выстроенной схеме контроля над перевозками и логистикой в зоне линии разграничения территории Украины и оккупированной территории. Так создаются тепличные условия контрабанды в промышленных масштабах. Вот что говорит Семен Семенченко: «…где должен по-правильному находиться пункт Антитеррористического центра? Он должен находиться на станции Светланово, потому что, находясь в Красном Лимане, нужного контроля над деятельностью железной дороги осуществить невозможно. Что я увидел: на станции Нырково находится, точнее должна находиться фискальная служба (я ее не увидел, но они мне рассказали) и пограничники. Это последняя станция, где проверяются вагоны. После этого идут еще две станции. На станции Светланово есть техническая возможность как цеплять цистерны, так и цеплять вагоны, чего никто не контролирует. Это подтвердили и начальники станций, и железнодорожники. То есть, к сожалению, в результате плохой логистики, или целенаправленно (это должно следствие разбираться), созданы условия для того, чтобы эту контрабанду возить. Ее можно подцеплять вагонами и цистернами как из Лисичанска, так и из Попасной. По этому поводу я тоже написал заявление в прокуратуру».

Цитата длинная, но она ценна именно тем, что позволяет понять, как работает механизм контрабанды. Рассказанное расставляет по местам те истории, когда добровольческие батальоны, не повязанные в схемах, задерживали составы с качественным лесом в направлении «ДНР-ЛНР» и с полуфабрикатами для черной металлургии – в обратном. Эти истории подтверждают: системная контрабанда существует. Причем, «в особо крупных». Могли ли повлиять на ситуацию приказы главного босса «Укразализныци»? Однозначно – да. Мог ли он не знать о происходящем? Конечно – нет.

Всякий, кто хотя бы поверхностно знаком с принципами управления железной дорогой, прекрасно понимает, что следование и диспетчирование «хитрых эшелонов» невозможно без соответствующих команд сверху. Это точно не самодеятельность стрелочников и диспетчеров.

Более того, «Укрзализныця» и ее шеф на удивление вяло реализуют принятое еще 29 декабря 2014 года распоряжение Кабмина N 1284 «Некоторые вопросы функционирования государственного предприятия «Донецкая железная дорога»», которым была предусмотрена реорганизация и передача находящихся на подконтрольной Украине территории активов ДЖД другим железным дорогам – Южной и Приднепровской. Это, вроде бы, формальное прегрешение создает серьезные препятствия и для организации «антиконтрабандной» логистики, и для защиты украинских активов от разворовывания, и для снижения финансовых потерь. Но, судя по происходящему, поставленная Кабмином задача отодвинута в угол.

Проблема контрабанды по железной дороге будет быстро нарастать в ближайшие недели потому, что СБУ с 16 июня изменила порядок пересечения линии разделения товарами и грузами. Фактически, для перевозки коммерческих грузов оставлен только один легальный канал – железная дорога. Этот же канал, ввиду его масштабов и специфики может оказаться широкой дорогой для той контрабанды, которая до сих пор катилась по автодорогам. В общем, надежда только на то, что новые руководители СБУ пристально посмотрят на те схемы, что комфортно угнездились в зоне ответственности «Укрзалызници».

Еще один вопрос, который больно бьёт по государственным финансам – «кривые» тарифы на перевозки в обход оккупированной территории. Фактически – и это можно выяснить довольно легко – тарифы на грузоперевозки в обход «серой зоны» формируются так, будто на дворе – чудесные довоенные времена и давать объездные петли в 200-300 км вовсе не нужно. Спонсировать грузоперевозки – странная идея для госкомпании, которая по итогам 2014 года получила многомиллиардные убытки. Да-да, у нас нет возможности назвать точные размеры убытков по итогам 2014 года, хотя на дворе уже конец июня 2015 года.

Странно видеть такую финансовую непрозрачность в госкомпании, которую возглавляет сейчас Максим Бланк - бывший инвестиционный банкир. Видимо, все дело в том, что 12 мая Укрзализныця объявила дефолт – ради того, чтобы провести реструктуризацию долгов. Сумма там висит изрядная – более 37 млрд грн в эквиваленте по курсу НБУ, из которых 32 млрд подлежат реструктуризации.

«Не под запись» осведомленные сотрудники финансовых департаментов самой Укрзализници признаются, что многие кредиты продолжают выплачиваться. Например, ведут речь о выплате 1,3 млрд гривен в адрес Сбербанка РФ, но нет выплат в адрес украинских банков. Что выглядит очень странно, ведь это серьезный урон для репутации государственной компании. «Главком» отправил запрос в «Укрзализницю» относительно того, какие выплаты и когда производит предприятие. Реакции пока нет.

Таинственность в вопросе о финансовой отчетности особенно пикантно смотрится на фоне очередных увеличений тарифов и ликвидации льгот, которые имели место в течение последнего календарного месяца. То есть получается, ведомство получило карт-бланш на переписывание ценников без оглашения реального финансового состояния железной дороги.

Ну и напоследок: как-то очень тихо и на тормозах спущено дело о найденном во время обыска, который был в октябре 2014 года проведен в квартире Максима Бланка. Напомним, из интересного было найдено около 7 млн грн и 1 млн долларов наличными некоторое количество вещества, напоминающего марихуану .

Ну, как говорят в таких случаях – «вишенка на торте»: вскоре после обысков на квартире Максима Бланка Госфининспекция завершила проверку «Укрзализницы» и в начале ноября 2014 года издала по ее итогам акт. Там много интересного. Например, о нарушениях в период с 1 января до 30 сентября 2014 года на сумму около 296 млн грн. Информация об этом имеется в опубликованном «Главкомом» Отчете рабочей группы Верховной Рады по проверке обнародованных Госфининспекцией сведениях о финансовых нарушениях и других фактах злоупотреблений в государственном секторе экономики. Вот среди тех самых «других фактах» имеется не менее интересное – указание на то, Максим Бланк… назначил главой «Укразализныци» сам себя. Да, так и пишут: «12.01.2015 року заступник генерального директора Державної адміністрації залізничного транспорту України («Укрзалізниця» - Ред.) Бланк М.І. підписав наказ N 8/ос про покладання на себе обов’язків генерального директора «Укрзалізниці».

Нажмите на картинку для увеличения

Нажмите на картинку для увеличения

Такое самоназначение – довольно внятное свидетельство того, что Кабмин Арсения Яценюка фактически не контролирует одну из крупнейших госкомпаний. Причем, госкомпанию, по поводу которой уже прозвучало множество обвинений в коррумпированности.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: