Греция сказала свое слово. Последствия для ЕС и Украины

Греция сказала свое слово. Последствия для ЕС и Украины

Сработает ли «козырь», который греки вручили в руки своего правительства

Ситуация в Греции станет главной темой завтрашнего экстренного саммита еврозоны в Брюсселе. Итоги референдума, проведенного в стране, подтвердили отказ греков от условий кредиторов – 61,31% проголосовали против подписания соглашения о предоставлении финансовой помощи с основными кредиторами (Еврокомиссией, Европейским центральным банком и Международным валютным фондом).

Такой результат трудно было предугадать. Согласно данным исследовательского института Greek publik opinion (GPO), которые были опубликовано накануне, «противников» и «сторонников» отказа от соглашения было примерно поровну. Теперь на кону – судьба не только самой Греции, но и всей еврозоны.

-- Кредит и точки разногласия

Греция ведет переговоры с международными кредиторами об урегулировании долга в размере более чем 240 миллиардов евро.

Под международными программами макрофинансовой помощи со стороны МВФ, ЕК и ЕЦБ Греция находится уже пять лет – с начала кризиса суверенной задолженности в 2010 году. Долги придется отдавать после 2020 года, а пока нужно выплачивать проценты.

30 июня, как известно, Греция просрочила свой первый платеж по обслуживанию кредитов только одного МВФ на сумму в размере 1,6 миллиардов евро. И, по сути, стала первой страной с развитой экономикой, допустившей дефолт.

Предварительные попытки Греции и кредиторов договориться о продлении программы финпомощи (срок которой и истек в конце прошлого месяца) оказались неудачными.

Согласно документу о ходе переговоров, опубликованному на сайте Еврокомиссии 26 июня, ЕС настаивал на принятии Грецией восьми первоочередных мер для размораживания кредитной линии:

- бездефицитный бюджет (в бюджете Греции на 2015 год заложен дефицит в 2,1% от ВВП, к 2018 году этот показатель должен смениться профицитом в 3,5%);

- реформа системы налога на добавленную стоимость (требование ЕС – отмена льгот по НДС для островов в Эгейском море);

- реформа структуры налогообложения и сокращение расходов бюджета (Евросоюз требует увеличить налоги и уменьшить расходы на армию);

- пенсионная реформа (ЕС требует ужесточить порядок раннего выхода на пенсию, заморозить пенсионные выплаты и увеличить отчисления на медицинское обслуживание);

- борьба с коррупцией, уменьшение премий и дополнительных выплат госслужащим;

- создание нового независимого учреждения для сбора налогов, которое будет эффективнее бороться с недоимками, объем которых в настоящее время оценивается в 15% ВВП страны;

- приведение национального законодательства о банкротстве в соответствие с законодательством ЕС;

- начать консультации по уменьшению минимальной заработной платы.

Консенсус был достигнут только по двум пунктам – вопросу о дефиците бюджета и увеличению налогов. Чтобы не допустить финансового коллапса, с 29 июня власти Греции приостановили работу местных банков, ввели лимит на снятие наличных в 60 евро и запретили переводы средств за рубеж. Также правительство страны решило провести референдум, на котором грекам самим предлагалось решить, соглашаться ли на режим жесткой экономии, требуемой кредиторами, или нет.

Вопрос, вынесенный на референдум, звучал так: «Должен ли быть принят план соглашения (порядок выплаты долга, новое кредитование и комплекс мер экономии), представленный Европейской комиссией, европейским Центробанком и Международным валютным фондом?». Греки выбирали один из двух вариантов ответа: «не одобрено/нет» или «одобрено/да».

Ряд зарубежных СМИ обратили внимание на то, что «негативный» ответ стоял первым.

Также накануне, премьер-министр Греции Алексис Ципрас, который имеет немалый кредит доверия у населения, призывал греков голосовать против предложений кредиторов и даже обещал уйти в отставку в случае положительного результата. Министр финансов Янис Варуфакис также «апеллировал» тем, что, если что, покинет пост. Однако выступал с противоречивыми заявлениями в СМИ. Например, в интервью испанской газете El Mundo обвинил кредиторов в «терроризме», а в беседе с немецкой Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung заявил, что вне зависимости от исхода референдума ожидает, что 6 июля будет достигнута договоренность с кредиторами. Он выражал уверенность, что большинство греков проголосуют против и после этого действующее правительство останется у власти. Тем не менее, несмотря на результаты референдума, уже сегодня Варуфакис подал в отставку. По словам экстравантного главы Минфина, он «принес себя в жертву» ради достижения соглашения с кредиторами.

-- Чем аукнется референдум?

Собственно, такие прогнозы итогов референдума оправдались и стали победой левого правительства и премьера Ципраса, которую, правда, некоторые эксперты уже назвали «пирровой» - предрекая греческой экономике риски вплоть до дефолта и выхода из зоны евро.

Глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум назвал итоги референдума «очень печальными» для будущего страны. «Я принимаю к сведению результаты греческого референдума. Эти результаты очень печальны для будущего Греции. Для восстановления греческой экономики тяжелые меры и реформы неизбежны. Теперь мы будем ждать инициатив греческих властей», - отметил он.

Схожие оценки дают и ведущие украинские экономические эксперты. «Греции будет очень плохо, - высказал свое мнение в разговоре с «Главкомом» президент Центра экономического развития Александр Пасхавер. - Но руководители страны должны это понимать. Поэтому они будут отвечать перед народом. Если вы тратите больше, чем вы можете, и к тому же потом утверждаете, что только так и хотите жить, то будет плохо. Если я не ошибаюсь, у них уже ВВП сократилось на душу населения. А будет еще хуже, потому что долг увеличивается, и никто им денег не даст». Хотя, как считает эксперт, до такой критической ситуации дело не дойдет. «Это правительство пойдет в отставку, а следующее будет делать вид, что никакого референдума нет, будут опять вести переговоры, опять будут дожимать. Но плохо им все равно будет. Это может продолжаться десятки лет», - отметил Пасхавер.

Последствия для Греции вследствие референдума и возможного выхода из еврозоны спрогнозировал и директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. «Валюта ее слишком слаба (в случае выхода из еврозоны Греция вернет национальную валюту – драхму, - «Главком»), следует ожидать девальвации, а затем инфляции и оттока капиталов, - объясняет экономист. – Греки уже снимают деньги с депозитов, уже вводятся ограничения на снятие. Покупательную способность евро понимают все. Но какой будет покупательная способность новой валюты?». Как правило, напоминает эксперт, кризисные процессы приводят именно к обесцениванию национальной валюты. «Тех активов, которые у Греции есть, недостаточно, чтобы обеспечить валюту. В случае отказа платить долги, доверие к стране и ее валюте будет слабым. И мы сразу увидим в Греции девальвацию, потерю банковской системы, отток капиталов, ухудшение благосостояния. Не будет ресурсов, за счет которых можно будет повышать зарплаты и удерживать пенсионный возраст. Долг, который не выплачивается, плохо повлияет на настроения новых инвесторов. И греческая экономика может быть законсервирована на много лет – пока развитие промышленности и туризм не смогут хотя бы частично вернуть доверие к стране и ее финансовой системе», - считает Юрчишин.

{6-}

«Греки точно не выиграли от того, что так проголосовали, - согласен с ним исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко. – Греция будет восприниматься как страна, не ведущая ответственную экономику. Это сильно ударит по ним. Греки могли бы гораздо больше выиграть, если бы голосовали за выполнение требований кредиторов. Но при этом можно было параллельно смягчить требования. В данном случае они пошли на прямой отказ, но при этом все равно инициировали процесс по пересмотру того спасательного пакета».

-- Шанс на реструктуризацию

Однако, по данным дипломатическим источников, об автоматическом выходе страны из зоны евро речи пока не идет. По сути, даже не существует такой юридической процедуры. Да и власти Греции на такой исход развития событий, кажется, не настроены.

Ципрас, по мнению ряда экспертов и политиков, хотел использовать референдум, чтобы заработать больше очков во время переговоров с кредиторами.

Сразу после объявления итогов референдума он выступил с обращением к нации, в котором поприветствовал «храбрый выбор» граждан и заверил, что «полученный от народа мандат» направлен «не на разрыв с Европой, а на усиление позиций Афин на переговорах». Их правительство Греции готово возобновить хоть сегодня. Как отметил премьер, немедленным приоритетом на них будет восстановление банковской системы, а также, встанет и проблема реструктуризации долга страны.

Ранее кредиторы Греции полностью исключали саму возможность реструктуризации долга.

Но в правительстве Греции надеются, что результат референдума будет веским доводом в защиту позиций греческой стороны.

«Это был не референдум, а плебисцит, который не имеет обязательного статуса для правительства, - говорит экс-министр экономики Украины Владимир Лановой. – Правительство Греции, которое ведет достаточно популистскую политику в интересах широких масс, не выполняет своих финансовых обязательств. Плебисцит проводили, чтобы иметь поддержку народа на переговорах. Это дополнительный аргумент, сильный козырь в их руках. Но я не думаю, что решение этого плебисцита будет определяющим фактором для действий правительства. Для правительства Греции это просто дополнительный аргумент, чтобы ЕС не требовал уменьшения пенсий, зарплат и т.п.».

«Греки будут настаивать на том, чтобы им списали дополнительные долги, - считает Олег Устенко. – Но им уже списали 75% долга в момент, когда начался процесс финансового спасения Греции».

По мнению эксперта, греки останутся в ЕС, хотя, действительно, есть риск, что выйдут из еврозоны. Но это не попадает в «логику спекуляций Греции», потому что для них выгодней оставаться в еврозоне и пытаться играть на сантиментах, которые есть по отношению к еврозоне у других участников ЕС.

К итогам референдума в Греции отнеслись «с уважением» в Кремле. Так, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков пожелал Греции – «партнерам» России – как можно быстрее достичь компромисса с кредиторами и принять решения, «которые в лучшей степени будут способствовать экономической и социальной стабильности в этой стране». Он также подчеркнул, что пока вопрос о возможной финансовой помощи Греции со стороны России не стоит. Однако не исключил, что тема будет обсуждаться.

-- Риски для еврозоны и ЕС

В Евросоюзе за результатами референдума в Греции следили очень пристально. Лидеры ЕС также заявили о необходимости «уважать результаты», но своего неодобрения таким решением греков скрыть не смогли.

Вчера поздно вечером в телефонном разговоре канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд договорились о проведении 7 июля чрезвычайного саммита глав государств и правительств стран еврозоны. «Я созвал саммит зоны евро во вторник, чтобы обсудить ситуацию в Греции», - позже подтвердил эту информацию председатель Европейского совета Дональд Туск.

Эксперты сходятся на том, что, несмотря на технический дефолт Греции, переговоры продолжатся. Однако не факт, что «козырь» в руках у Греции сработает.

Еще накануне референдума министр иностранных дел ФРГ Франк-Валтер Штайнмайер предупреждал, что в случае, если греки скажут «нет», «прийти к компромиссу» легче не будет – наоборот. Он также отмечал, что Афинам надо искать выход из тяжелого положения вместе с партнерами, а не «напрягать» Европу и членов зоны евро.

Штайнмайер высказал мысль, что выход Греции из еврозоны не будет иметь фатальных последствий для экономики ЕС, однако ударит по имиджу.

«Эта явно безответственная политика Греции будет раздражать других членов ЕС, - считает Олег Устенко. – Все выполняют требования. Например, кроме греков, плохое состояние есть в других странах периферийной Европы – в Португалии, Испании, Италии, но почему скидка дается только Греции». «Европа боится, что если с Грецией договорится, то другие страны начнут требовать того же, - высказал свое мнение в комментарии «Главкому» финансовый эксперт Николай Ивченко. - Если страна выйдет из еврозоны, это тоже будет сильный удар по Европе. Будет обвал евро». Как известно, в ночь проведения референдума, на фоне опасений инвесторов выхода Греции из еврозоны, евро уже значительно сдал позиции по отношению к доллару.

Также данная ситуация может поставить под угрозу саму эффективность существования еврозоны. «Это может увеличить протестные настроения на Кипре, в Испании, повысит шансы выхода Великобритании из ЕС. Поэтому Евросоюз будет пытаться удержать Грецию до последнего. Думаю, что в августе, ближе к осени все станет ясно», - отметил Ивченко.

-- Предостережение Украине

«Результаты референдума в Греции – это тест на прочность самого ЕС, - считает экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко. - Речь идет о способности ЕС решать проблемы, которые возникают. Евросоюзу надо переосмысливать многие вещи, которые сегодня происходят внутри. Надо думать над евроинтеграцией и не записывать всех, кому захотелось попасть в этот «клуб». Возможно, это не популярно, но надо переосмысливать вопрос открытия границ только для тех, кто реально привносит что-то, а не только берет. Например, сейчас большинство сербов хочет интеграции с Россией, а не с ЕС. Вместе с тем, Евросоюз ведет переговоры о вступлении Сербии в Европу. Возникает вопрос: ЕС целенаправленно себе создает внутренние проблемы или это просто инерция мышления? Должны быть жесткие требования к странам, которые хотят вступить. И должны быть жесткие условия для тех, кто стал членом, но не выполняет внутренние процедуры».

С тем, что позиция ЕС теперь будет гораздо жестче по отношению к странам, которые хотят вступить в союз, соглашаются и другие эксперты. «Некоторые страны ЕС в период 2008-09 годов нарушали правило дефицить бюджета не выше 3%, и сама Европа закрыла на это глаза. Греция также не учитывала эти нормы, и решила, что так будет всегда», - напоминает Владимир Лановой. «Это урок для Украины, - добавляет Василий Юрчишин. - Потому что мы только создаем видимость каких-то изменений…».

«Европа держится за Грецию, потому что это политические, юридические и гуманитарные важные моменты. Сама идея единой Европы может быть подвергнута большому давлению. Целый ряд стран не были готовы к высокой конкурентной среде Западной Европы, - говорит Юрчишин. - Любая страна действительно должна входить в ЕС и понимать, что вхождение происходит не ради какой-то выгоды. В дальнейшем, возможно, стоит искать другие варианты интеграции. Не только полное вхождение в состав ЕС стран, которые не готовы, но и другие способы».

Уже новому руководству Греции, как считают эксперты, нужно будет прилагать максимальные усилия, чтобы наладить диалог как с гражданским обществом, так и с кредиторами. И для других стран эта ситуация должна стать предостережением: когда нужно принимать решения, не стоит делать популистские шаги.

«Греки ведут себя так, как будто им кто-то все время что-то должен. Греки водили МВФ за нос длительный период времени, не выполняя то, о чем раньше договорились, - отмечает Олег Устенко. - Это значит, что усилится контроль, не только по отношению к нам, но и ко всем странам, которые сотрудничают и получают кредиты от МВФ и Центробанка. Лозунг «Сначала реформы, потом деньги» будет действовать более жестко». Но это, по словам эксперта, не так уж плохо для украинских налогоплательщиков. «То есть сначала будут реформы, а потом кредиты – это уверенность в том, что они не просто проедаются», - говорит он.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: