Как Яценюк и Тимошенко считали на калькуляторе одно и то же, а получилось разное
Последние дни четко показали: нет более благодарной темы для выяснения отношений политических оппонентов во власти, чем кошельки граждан. На прошлой неделе с новой силой разразился тарифный скандал. Публично поссорились два премьера – бывший и нынешний. После заявлений Арсения Яценюка, который с калькулятором в руках доказывал правильность расчетов тарифов на газ для населения, не поленилась взять в руки калькулятор и Юлия Тимошенко. Только доказывала она обратное – реальная цена газа для населения намного ниже той, о которой говорит Яценюк. На политических ток-шоу договорились до того, что действующего премьера следует посадить за коррупцию, будь расчеты Тимошенко верны. В общем, страсти разгорелись нешуточные. Впрочем, первичные расчеты сделали не премьеры, а журналисты, пришедшие к выводу о том, что, несмотря на все трудности, которые свалились на головы чиновников «Нафтогаза Украины», текущая деятельность этой госкомпании приносит отнюдь не убытки, а вполне солидную прибыль. «Нафтогаз» стал неубедительно оправдываться, к делу подключились Яценюк и Тимошенко. Завертелось.
О чем, собственно, речь? В конце июня правильность расчета тарифов на газ подтвердили представители «большой четверки» аудиторов. Сотрудники KPMG, Ernst&Young , Deloitte и PWC после недолгих изысканий сообщили: математически тарифы посчитаны правильно. Однако не преминули сделать оговорку: входящие данные, предоставленные Нацкомиссией регулирования электроэнергетики и комуслуг, не проверяли, а оттого глобальных выводов о справедливости тарифов сделать не могут. В общем, прикрыться авторитетом аудиторов правительству не очень-то и удалось.
Оттолкнемся от цены газа для населения, озвученной Арсением Яценюком, и записанной в решениях НКРЭКУ, а именно 7188 грн за тыс. кубометров. Чтобы подтвердить правильность этой цены Яценюк поступил просто. Взял стоимость импортного газа в $100, добавил расходы на транспортировку, НДС и спецнадбавку в 4% и получил искомый результат. Казалось бы, все ясно как божий день. Но, воспользовавшись данными самой НКРЭКУ, получил несколько иной результат. Итак, стоимость газа для населения, согласно тарифам регулятора, составляет 5041 грн за 1000 куб. м. Это стоимость газа как товара, без налогов и транспортировки. Именно ее нужно сравнивать с закупочной ценой, чтобы получить корректный расчет.
Проблема в том, что закупочная цена газа – это не выдуманные Яценюком$100. Эта цена записана в документах НКРЭКУ и составляет 1590 грн/тыс. м3. Разница в 3451 грн говорит о рентабельности поставок в 300%. Такой мог бы позавидовать любой бизнес, в особенности бизнес, работающий в стране, чья экономика стремительно летит в пропасть. При такой марже прибыль «Нафтогаза» за полгода – с апреля (рост цен) по сентябрь с учетом средним объемов потребления газа в каждом месяце и колебания курса доллара, составит не менее $400 млн. С ростом объема потребления в отопительный сезон заработок кратно вырастет. Юлия Тимошенко по этому поводу выразилась неожиданно корректно, заявив, что «население немножечко обманывают».
В «Нафтогазе» на «провокацию» отреагировали молниеносно: на странице «Нафтогаза» в социальных сетях появились данные о расходах НАКа, связанных с поставкой газа населению и теплокоммунэнерго. Согласно этим данным, «Нафтогаз» действительно зарабатывает на украинском газе, в целом – 22,1 млрд. грн. Но при этом крайне убыточны поставки, связанные с закупкой импортного газа – компания здесь уходит в минус аж на 28,2 млрд. грн. Разницу в 6,1 млрдгрн, по данным «Нафтогаза», покрывает бюджет. Общие цифры без какой-либо детализации не позволяют предметно спорить с руководством госкомпании. Но это всегда было фирменным стилем монополии. Тогда разберемся сами.
-- Фокус №1
Собственно, спорных моментов два. Первый – потребляет ли население и ТКЭ импортный газ. Второй – являются ли поставки импортного газа убыточными для «Нафтогаза».
Юлия Тимошенко уверена: для потребностей населения украинского газа более чем достаточно. Население без учета Крыма и оккупированных территорий Донбасса потребляет 16,2 млрд. кубов, тогда как украинская добыча составляет 19,5 млрд. Мол, хватает и даже остается. Здесь Юлия Владимировна палку, конечно, перегнула. Часть газа добывается частными компаниями и они отнюдь не обязаны поставлять его населению посредством продажи «Нафтогазу». Такая обязанность закреплена за «Укргаздобычей», которая добывает порядка 12 млрд. кубов газа в год. А вот история с ценой поставок импортного газа населению действительно интересна. Казалось бы, где уж точно невозможно заработать, так это поставляя импортное топливо, которое покупается за валюту. Действительно убытки?
Щелчок! Вы просыпаетесь - возможно все. Проделываем тот же трюк, сравнивая закупочную цену газа и стоимость газа как товара для конечного потребителя. Предложение «Газпрома» и цена на европейских спотовых рынках – около $248 за 1000 куб. м, цена газа для предприятия (без НДС и транспортных расходов, которые досчитываются отдельно) 6600 грн. По курсу межбанка 22,1 грн/$ получаем $298. Разница $51 на каждой тысяче кубометров. Не плохой заработок поставщика на данных Европейского банка реконструкции и развития, прогнозирующего 7,5% падения ВВП Украины и почти 20% проседание промышленности. В целом с апреля по сентябрь заработок монополии на коммерческом рынке превысит $300 млн. Повторимся, все то же справедливо и для реверсного газа: цены на российский и реверсный газа практически сравнялись и вопрос предпочтений – сугубо политический.
Убыточным для «Нафтогаза» является только коммунальный сектор. Но цены и объемы потребления им газа свидетельствует: «минус» на таких поставках едва превысит $100 млн. Кроме того, правительство уже анонсировало повышение тарифов на газ для ТКЭ ближе к осени, что компенсирует убытки. Так или иначе, суммировав все три сегмента поставок газа потребителям выходим на более чем $600 млн прибыли за полгода. И это до начала отопительного сезона при относительно небольших объемах потребления.
-- Фокус №2
Вы скажете, как так, учли не все - есть же еще льготная цена газа для населения. Все верно: для домохозяйств, потребляющих, менее 200 кубов газа в месяц, цена ровно в два раза ниже. Но, во-первых, поставка газа таким потребителям почти не влияет на финансовой состояние «Нафтогаза» по одной простой причине – таких домохозяйств очень мало. Установленные нормативы потребления газа намного ниже средних объемов потребления. Это касается и газа (до 200 кубов) и электроэнергии (до 100 кВт/ч). Вписаться в них практически невозможно. Впрочем, одним из лоббистов снижения норм потребления была как раз Юлия Тимошенко. По ее словам, благодаря снижению нормативов, удалось в два раза снизить цену на газ для домохозяйств, потребляющих газа без приборов учета, а это, по данным Тимошенко, более 8 млн семей.
Что ж, от популизма как способа заработать политические дивиденды, экс-премьер, наверное, уже не откажется никогда. Чтобы лимит был стимулирующим, он должен балансировать на уровне средних объемов потребления. Более того, нынешние нормативы потребления вредны – так как не стимулируют установку счетчиков, а наоборот – люди от них отказываются или даже выводят из строя. Зачем счетчики, если в лимиты все равно не вписаться и газ стоит дорого. Лучше как раньше – платишь по среднему и потребляешь столько, сколько и раньше.
Здесь Тимошенко лишь подыгрывает дельцам из «Нафтогаза», ведь компании экономия не интересна, потому что, чем больше объем поставок – тем выше прибыль. Подыгрывает Тимошенко и оптимизаторам от Минсоцполитики. Мы знаем, что тем, кто умудряется вписаться в новый лимит, разницу в цене гасит государства за счет субсидий, то есть за счет бюджета. А значит, на марже «Нафтогаза» поставка газа таким потребителям никак не сказывается на прибыльности сегмента. А как же субсидии, спросите вы? Субсидии есть, но распространяются они все на те же мизерные нормы потребления, все объемы, превышающие лимит, оплачиваются по полной программе.
-- Партийная касса
Представим себе описанную ситуацию в виде математической задачки. Дано: неэффективная государственная монополия, чей основной источник заработка – дотации из государственного бюджета. Решение – реорганизация компании, ликвидация монополии, создание конкурентного рынка газа. Но, как это часто бывает в математике, у задачи может быть два и более решений. В нашем альтерантивное решение выглядит следующим образом: реформа «Нафтогаза» откладывается, риск банкротства устраняется за счет стремительного роста тарифов. Но выйти «в ноль» недостаточно – впереди выборы и хотелось бы что-то да заработать. Тарифы растут опережающими темпами, появляется прибыль.
Вместе с возросшими тарифами появляется недовольство. Новая вводная – субсидии. Пока граждане увлечены оформлением субсидий, появляется еще одна вводная – новые лимиты потребления, имеющие мало общего с реальностью. То есть субсидироваться будет лишь малая часть потребления. Пока народ разберется в хитросплетениях пройдут местные выборы, волна разочарования накроет страну, но будет слишком поздно.
Коментарі — 0