Новый проект трудового кодекса позволяет увольнять наемного работника за что угодно?
Правительство Яценюка снова совершает те действия, от которых удержались даже Янукович с Азаровым. Очередным примером служит Трудовой Кодекс (ТК). В 2013 году прошлая «антинародная власть» уже предпринимала попытку отправить в небытие действующий по сей день советский Кодекс Законов о Труде (КЗоТ) образца 1971 года. В нем много правок, но, вместе с тем, он содержит серьезные гарантии для трудящихся. Вместо КЗоТа «януковичи» пытались протащить свою версию ТК, содержащего кабальные условия для наемных работников. Но тогда норматив не был принят из-за резонанса в СМИ, негативных оценок экспертов, профсоюзов. Теперь же эту попытку повторяют «реформаторы» из правительства Яценюка.
Следует отметить, что изменение трудового законодательства является, мягко говоря, далеко не самой важной задачей сейчас, когда в стране идет война, галопируют инфляция и безработица, катастрофически не хватает средств на оборону и социальные программы.
Зачем в этих условиях затевать «реформу» трудового законодательства, ухудшающую положение трудящихся? Внятного ответа на этот вопрос правительство не дает.
Зато министр социальной политики Павел Розенко полон энтузиазма «реализовать реформы в сфере трудоустройства граждан» до конца 2015 года. Очевидно, других проблем профильное ведомство не видит. Например, власть ничего не говорит о давно перезревшей реформе оплаты труда. В итоге, Украина остается страной с нижайшей долей заработной платы в ВВП, наряду, например, с беднейшими странами Африки. Хотя именно низкие доходы граждан убивают внутренний платежеспособный спрос, а значит производство и экономику в целом, а также ведет к углубляющейся нехватке средств на социальные выплаты, включая пенсии.
В свою очередь, Яценюк призывает депутатов срочно принять новый ТК, который – оказывается! – не только уже втихаря внесен в Верховную Раду, но и одобрен профильным парламентским комитетом. Хотя документ резко раскритиковали профсоюзы как несоответствующий Конституции и ряду международных конвенций по защите трудовых прав, ратифицированных Украиной, о чем далее.
Более всего возмущает тот вопиющий факт, что подготовка и внесение в парламент проекта ТК были проведены без обязательного в таких случаях широкого общественного обсуждения.
Вводя общественность в заблуждение, авторы проекта попытались придать документу внешний лоск. В отличие от действующего КЗоТ, содержащего 18 глав и 265 статей, проект ТК 398 статей, объединенных в книги, хотя не понятно, чем в данном случае «книга» лучше «главы», кроме более звучного названия. Увеличение количества страниц и статей едва ли можно рассматривать как благо в отрыве от их содержания.
По мнению экс-министра социальной политики Людмилы Денисовой, являющейся одним из соавторов документа, проект определяет все основные принципы правового регулирования трудовых отношений: «Увеличена продолжительность ежегодного основного отпуска с 24 до 28 дней, в обновленном проекте выписано понятие трудовых отношений, установлен порядок принятия работника на работу по решению суда».
Звучит красиво и правильно, но в реальности все это декларации. Понятие трудовых отношений – это не более чем общие дефиниции. Что касается «порядка принятия на работу по решению суда», то есть масса примеров, когда работник имеет вступившее в законную силу решение суда, вплоть до апелляционной инстанции, например, о восстановлении после незаконного увольнения, но работодатель нагло игнорирует судебные вердикты, пользуясь полнейшим беспределом в стране. Государственные органы, а часто и официальные профсоюзы, призванные стоять на страже соблюдение прав граждан проблемой особо не заморачиваются. Что же касается увеличения продолжительности отпуска до 28 дней, то серьезно к этой норме и вовсе не следует относиться. В условиях галопирующей безработицы, работники вынуждены соглашаться на любые, даже кабальные неформальные условия, и очень часто не имеют даже установленного сейчас, согласно нормам действующего советского КЗоТа, 24-дневного отпуска, опять-таки при попустительстве государства и профсоюзов.
-- Позитивы трудовой реформы…
Справедливости ради следует отметить, что проект ТК содержит ряд норм, которые следует оценить положительно. Например, в документе прописаны вопросы правопреемственности в случае слияния или разделения юридического лица, прописано право на репатриацию, например, если работодатель обязан вернуть моряков домой. Также предусмотрены дополнительные гарантии для беременных женщин, например, за ними сохраняется средний заработок за время прохождения медицинского наблюдения связанного с беременностью. Более четко прописаны условия труда на вредных и опасных производствах, легкого труда несовершеннолетних.
Но реализуемость этих красивых норм на практике в условиях повсеместного правового нигилизма вызывает очень большие сомнения. А норма о прекращении трудовых отношений при условии наступления чрезвычайных обстоятельств, например, стихийного бедствия, военных действий и так далее, заставляет задаться вопросом: не будет ли эта норма использоваться работодателями, чтобы одним махом избавляться от персонала и ответственностью перед ним, прикрываясь форс-мажором, как это сейчас повсеместно уже происходит и без указанных изменений в трудовом законодательстве, когда все списывается на войну?
-- … и ее опасность
Целый ряд норм проекта ТК противоречат требованиям ратифицированных Украиной международных конвенций по труду и обязательствам в сфере трудовых отношений, взятым при подписании соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Также проект ТК нарушает требование Конституции Украины, гласящее, что при принятии новых законов запрещается сужение прав и свобод, гарантированных Основным Законом.
В этом смысле обращает на себя внимание положение проекта, которое позволяет работодателю не заключать коллективные договоры с профсоюзами, а договорной основой трудовых отношений сделать индивидуальные соглашения с работниками. Кроме того, что в условиях неуклонно нарастающей безработицы это дает работодателю возможность заставить работника подписать все что угодно, подобная норма грубо нарушает конституционное право граждан на профессиональные объединения, в данном случае, с целью защиты своих прав и законных интересов в сфере трудовых отношений.
В этом же ряду стоят следующие новации проекта ТК. Несмотря на то, что трудовые отношения регулируются Конституцией, международными конвенциями, КЗоТом, другими законами, нормативными документами, изданными президентом и органами исполнительной власти в пределах их полномочий, проект ТК предоставляет работодателю право принимать собственные нормативные акты в случае, если не составлен коллективный договор с первичной профсоюзной организацией. Например, проект ТК позволяет работодателю устанавливать шестидневную рабочую неделю. Подобная норма позволяет работодателю уклоняться от коллективных переговоров и вообще противодействовать существованию и деятельности профсоюзов на предприятии.
Проект ТК дает работодателю слишком широкие возможности устанавливать по своему усмотрению содержание трудового договора с наемным работником. Это касается условий труда, испытательного срока, обязательств о неразглашении коммерческой тайны, профессиональной подготовки и так далее, вплоть до совершенно неоправданных требований.
Ситуация осложняется, как сказано выше, отсутствием коллективного договора с профсоюзом. Наемный работник будет вынужден подписать, по сути, договор, составленный работодателем в одностороннем порядке, на любых условиях, вплоть до кабальных, нарушающих базовые гражданские права.
Согласно проекту ТК, работодатель обретает право возложить на работника дополнительные неоплачиваемые обязанности, на неопределенный срок перевести работника к другому работодателю (что вообще попахивает рабовладельческим строем!). Также работодатель получает право без согласования с профсоюзом привлекать работника к сверхурочным работам, в том числе в ночное время, в выходные и праздничные дни, якобы на основании согласия последнего, а реально под давлением. Кроме того, проект ТК предусматривает возможность предоставления работнику неоплачиваемого отпуска по семейным и иным обстоятельствам сроком до 3 месяцев, что позволит работодателю законно не платить работнику зарплату, причем в нынешнем КЗоТ такой срок ограничен всего 15 днями. Проект ТК резко расширяет основания для полной материальной ответственности работника, включая ответственность за ущерб, якобы нанесенный в результате разглашения пресловутой «коммерческой тайны», что позволяет работодателю «повесить» на работника расходы, даже заработать на нем. На этом фоне, норма ТК о праве работодателя вести технический контроль за работой работника, в частности, видеосъемку не выглядит таким уж самодурством, хотя чревата злоупотреблениями из-за нечеткости законодательной нормы.
Также проект ТК существенно расширяет применение временных трудовых отношений, что стимулирует сокращение постоянного трудоустройства. Проект ТК существенно сужает ответственность работодателя за невыплату или задержку заработной платы в случае задержки выдачи трудовой книжки по вине работодателя, хотя действующий КЗоТ предусматривает выплату работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
Особое внимание следует обратить на заложенные в проекте ТК новации в вопросе об увольнении работников. Основания для увольнения в документе изложены слишком не четко и односторонне.
Согласно нормативу, увольнение работника по инициативе работодателя возможно в связи с сокращением, обусловленным причинами экономического, технологического, структурного, организационного характера, а также в случае слияния, разделения, преобразования и перепрофилирования предприятия. Перечисленные основания и их формулировка не соответствуют ратифицированным Украиной нормативам Международной организации труда (МОТ), поскольку не учитывают наличие реальной производственной потребности как критерия обоснованности увольнения. Проще говоря, предлагаемые проектом ТК нормы позволяют работодателю увольнять работника без достаточных на то оснований, не неся за это никакой ответственности.
Размытая формулировка проекта ТК об увольнении за разглашение коммерческой тайны, информации технического, организационного, коммерческого, производственного и иного характера вообще провоцирует работодателя, поскольку позволяет уволить работника даже за то, что тот озвучил, например, родственникам размер своей зарплаты или местоположение предприятия, на котором работает. Кроме того, что это банальное нарушение базовых прав и свобод, но это также способствует теневым трудовым отношениям. Как можно не разглашать размер зарплаты, если эти данные нужно указывать, например, в декларации на субсидию, в заявлении на получение кредита в банке и т.д.?!
Много вопросов вызывает норма проекта ТК об увольнении работника в связи с недостаточной квалификацией, что подтверждается результатами аттестации и «другими доказательствами». Сама формулировка «другие доказательства» позволяет увольнять за что угодно. Отсутствие четких критериев и процедуры аттестации стимулирует предвзятость, самодурство и безответственность работодателя при увольнении.
Размытость критериев увольнения усугубляется отсутствием реальных механизмов защиты от незаконного увольнения. Нормы советского КЗоТ о трудовым спорах, пусть даже не всегда действующая и сейчас, окончательно устраняется. Кроме того, согласно проекту ТК, не требуется согласие профсоюза на увольнение работников на таких основаниях, как невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей, несоответствие занимаемой должности, неявка на работу по причине временной нетрудоспособности. Подобные новации являются следствием политики исключения профсоюзов из трудовых отношений, что лишает работников возможности коллективной защиты прав и законных интересов посредством профессиональных объединений, как это делается во всем цивилизованном мире.
-- Советский КЗоТ: главная проблема
Попытки отменить действующий КЗоТ и заменить это «трудовым кодексом капиталистического бесправия» предпринимаются еще со времен Ющенко. На сей раз, как и ранее, это делается под красивыми лозунгами о том, что советский КЗоТ, который, впрочем, уже далеко не советский, дескать, безнадежно устарел. При этом не приводится сколько-нибудь серьезных аргументов в пользу его «устарелости». Впрочем, главный аргумент очевиден: он дает слишком большие гарантии наемным работникам, что крайне невыгодно капиталу, даже при условии, что нормы КЗоТ выполняются, мягко говоря, далеко не всегда и не полностью. В то же время, далеко не во всех постсоветских странах, даже продвинувшихся далеко по пути «европеизации», трудовое законодательство заменено новым. По этому поводу высказался глава Конфедерации независимых профсоюзов Михаил Волынец: «Старый советский кодекс 1971 года неоднократно пересматривался и дополнялся, он более социально направленный, чем новый, например, в нем есть норма, что мать-одиночка не может работать в выходные и по ночам. КЗоТ можно было бы просто дополнить необходимыми статьями, и не принимать новый документ. Такой же кодекс сейчас действует, к примеру, в Польше, профсоюзы не дают принять новый».
Характеризуя попытки правительства Яценюка в спешном порядке протолкнуть проект ТК, Волынец отметил: «Яценюк поступает просто бессовестно. По этому поводу не проведены консультации должным образом». По словам Волынца, конфедерация обратилась в Международную организацию труда с просьбой не допустить принятия нового кодекса.
Коментарі — 0