Российский военный эксперт Александр Гольц: Всем нужно молиться, чтобы на Донбассе получилось Приднестровье

Российский военный эксперт Александр Гольц: Всем нужно молиться, чтобы на Донбассе получилось Приднестровье

«Россия совсем не собирается отказываться от поддержки боевиков»

Российские боевики в очередной раз активизировались на Мариупольском направлении. Террористы, в первые дни августа обстреливают из запрещенных Минских соглашениями 120 мм минометов Авдеевку, Пески, Опытное. Об этом сообщает штаб АТО.

Эскалация напряжения в подобных конфликтах, который сегодня мы наблюдаем на Донбассе, связана с невозможностью установить контроль за всеми вооруженными людьми. Такое мнение в интервью «Главкому» высказал российский военный эксперт, заместитель главного редактора «Ежедневного журнала» Александр Гольц. По его мнению, Россия не собирается отказываться от помощи боевикам на Донбассе. Эксперт также рассказал, почему Приднестровский сценарий развития конфликта – это была бы большая удача для Киева.

Из Киева кажется, что на фронте уже несколько месяцев относительное затишье: время от времени наблюдаем активизацию противостояния, но массированного наступления все же нет. Для чего боевики нарушают перемирие, в том числе с помощью запрещенного Минскими соглашениями оружия?

В таких конфликтах очевидным образом стороны не могут контролировать полувоенные формирования, которые действуют как с той, так и с другой стороны. Для таких вот конфликтов очень характерно постоянное нарушение перемирия, которое не приводит к началу боевых действий. Такие вспышки характерны в условиях, когда нет силы, которая контролировала бы линию разделения, это нужно признать, ведь нет никаких миротворцев. Поэтому - это лучший из сценариев (который может складываться при нынешних условиях) из всех возможных.

Ранее вы говорили о том, что возможности военной поддержки «ДНР» и «ЛНР» исчерпываются. Но ведь обстрелы продолжаются. Москва передумала сворачиваться на Донбассе?

Я говорил о том, что силы истощены для активных боевых действий. Для того чтобы перебросить сепаратистам два, три, четыре, двадцать пять грузовиков с боеприпасами – нет никаких проблем. Более или менее очевидна российская поддержка, более или менее очевидно, что Россия совсем не собирается отказываться от такой поддержки.

Какова вероятность большой войны, о которой эксперты постоянно говорят уже больше года?

Вариантов развития событий, на самом деле, великое множество. Но, в общем-то, продолжает действовать фактор ядерного оружия. Как ни крути, ядерное оружие последние 70 лет играло роль фактора сдерживания любых конфликтов. То, что Россия и США обладают этим оружием в огромном количестве, является более-менее эффективной гарантией того, что глобальный конфликт не произойдет. Когда каждая из сторон обладает возможностью уничтожить все живое на планете в случае конфликта, когда ни одна из сторон не имеет гарантированной возможности подавить ядерные силы другой стороны, и не будет иметь такой возможности в обозримой перспективе, очевидно, что такая война сегодня невозможна.

Подготовка сепаратистов на Донбассе к выборам, запланированных на ноябрь означает, что Москва сознательно деактивирует Минские соглашения? Почему?

Понятно, что сепаратисты нуждаются в какой-то легитимизации. А любые выборы этому способствуют.

Легитимности сепаратисты хотят добиться, в том числе, на переговорах так называемой контактной группы, проходящих в Минске. По последней информации, консенсус на них так и не достигнут. Это означает, что политические механизмы разрешения конфликта исчерпаны?

Понятно то, что в политической сфере согласие достигнуто быть не может. Да, действительно, на сегодняшний день подходы сторон прямо противоположные. Можно достичь более-менее устойчивого перемирия в военной сфере. Я думаю, что здесь как раз вполне реально отвести вооружение на расстояние 30 км, включая оружие калибром менее 100 мм. Если это будет соблюдаться, то прекратятся обстрелы. Ведь вооружение калибра более 100 мм уже якобы отведено.

Но ведь сейчас, и об этом говорят очевидцы, и та, и другая сторона, не смотря на отвод тяжелого вооружения, продолжают обстреливать друг друга. Получается, это тоже не выход из ситуации?

Украина ведь не первое государство на планете, где подобный конфликт происходит. Такие конфликты, как у вас, обязательно сопровождаются многократными нарушениями, многократно достигаемыми договоренностями. К этому нужно привыкнуть. Все это можно было видеть и в Приднестровье, в Югославии, во всех войнах...

Вы привели пример Приднестровья, где мы наблюдаем так называемый замороженный конфликт. На Донбассе мы наблюдаем начало подобного?

Всем нужно молиться, чтобы в итоге (на Донбассе) получился замороженный конфликт. Ведь мы сегодня не говорим о возможности начала боевых действий в Приднестровье, например. Поэтому Украине расти и расти до состояния реально замороженного конфликта. К сожалению.

Какие последствия могут быть у такого «перманентного перемирия» на Донбасса?

Если не будут стрелять, то людей убивать не будут. Будет долгое-долгое стояние (на одном месте). А дальше все зависит от того, что будет происходить в России, что будет происходить в Украине. Представьте себе ситуацию, что, к примеру, за десять лет Украина проведет блестящие реформы, уничтожит коррупцию, никто не вспоминает об украинских олигархах, будет работать неподкупная полиция и эффективная медицина. Всю эту шантрапу Донбасса сам народ выметет в течение двух суток. Украина должна стать витриной для жителей Донбасса. В другом случае, если таких успехов у Украины не будет, то это гниение, которое мы наблюдаем сегодня, и будет продолжаться. Каждый украинский политик, который будет бороться за власть, равно как и всякий донбасский деятель, атаман, первым делом будет развязывать маленькую, микро войну.

В СБУ на днях заявили, что со стороны Кремля поступали предложения обменять Надежду Савченко на «коридор в Крым». Насколько адекватны такие обмены?

По-моему, это не более чем слухи. Я не могу себе представить ситуацию, в каком положении окажется любой украинский лидер, который поменяет территорию пусть на важного, но человека. Так не бывает.

Тогда где искать почву для политических договоренностей между Москвой и Киевом?

Тупик заключается в том, что Россия решительно отвергает факт своего участия в конфликте, поэтому никакие политические договоренности на бумаге невозможны.

Украинская сторона заявляет о невыполнении, следовательно, о неэффективности Минских соглашений. Если ли альтернатива этому формату?

Минские соглашения недостаточно эффективны. Но свидетельством того, что это правильные договоренности говорит то, что ими недовольны все.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: