Первый тревожный звонок прозвучал весной 2014-го, когда для военных были закуплены тысячи гражданских радиостанций «Моторола»
Скандал с «экспериментом» по организации питания в воинских частях, когда чиновники Минобороны ради сомнительной экономии решили вернуть военнослужащих с занятий по боевой подготовке в наряды по кухне, обнажил глобальную проблему, связанную с некомпетентностью людей, работающих в сфере закупок Минобороны. Череда непрофессиональных решений, которые принимаются силовым ведомством с подачи экс-волотнеров, а ныне высокопоставленных чиновников, отвечающих за обеспечение войск, накладывает все более глубокий негативный отпечаток на обороноспособность нашего государства.
Первый тревожный звонок прозвучал весной 2014 года, когда для вооруженных сил, погранвойск и Нацгвардии были закуплены тысячи гражданских радиостанций «Моторола». В отличие от военных средств связи эта техника не имеет системы защиты от подавления, что делает ее уязвимой для противника. Во время боя такая связь банально «ложится» - войска оказываются беспомощными, организованное сопротивление становится невозможным.
«Средства связи «Моторола», которые покупались Минобороны, были разработаны для мирного времени: для бизнеса, для скорой помощи, для пожарных, для полиции, но именно в мирное время. Все силовые структуры прекрасно понимают, что это не военная техника. Чем отличается военная отневоенной – защищенностью, тем, что у них есть блок, который спонтанно меняет частоты от 300 раз в секунду до нескольких тысяч раз. Это дает возможность избежать подавления», - поясняет руководитель официального дистрибьютора компании «Кенвуд» Александр Дорошенко.
В Генштабе такой явно непродуманный выбор объяснили необходимостью срочно обеспечить военнослужащих средствами связи. Так как средств не было – взяли то, что подешевле. «Было проведено изучение рынка, сравнение тактико-технические характеристик, сделан ряд полевых и лабораторных испытаний. Есть заключение соответствующих специалистов. А вдобавок при проведении тендера станции «Моторола» оказались дешевле своих американских («Кенвуд») и китайских («Хайтера») аналогов», - рассказывает начальник связи Вооруженных сил Украины генерал-майор Владимир Рапко.
Однако на самом деле все было не так прозрачно, как пытался в своем интервью представить генерал. Изначально на участие в тендере подали заявки восемь компаний, среди которых были и украинские производители специальных военных средств связи, имеющей всю необходимую защиту от подавления врагом. Однако многократные изменения технических условий, которые тендерный комитет озвучивал буквально за несколько дней до того или иного этапа конкурса, отсеивали «нежелательных участников».
«Перед последними изменениями Министерство обороны устраивает натурные испытания. Было три компании: «Телекарт прибор», «Доля и Ко» (дистрибьютор «Моторолы», - ред.) и мы. Натурные испытания проводились на полигоне в 7-12 км от Киева. Приходит факс вечером, например, сегодня понедельник, о том, что в среду в 9 утра надо развернуть на полигоне оборудование. Наши инженеры не спали две ночи, а приехали и приготовили оборудование. А «Телекарт прибор» не физически успел, потому что он в Одессе. И все, минус один товарищ», - говорит Александр Дорошенко.
Оборудование же украинского производства отказались рассматривать по причине его… дороговизны. Хотя очевидно, что современный БТР не может быть дешевле китайского внедорожника. Это техника разного класса! Но это не означает, что вместо бронемашины армию из соображений экономии нужно комплектовать гражданскими легковушками.
Впрочем, по факту «Моторолы» оказались вовсе не дешевыми. Членами тендерного комитета было заявлено, что поставщик снизил цену до 20 млн. гривен. Ближайший по цене конкурент просил за свое оборудование 35 млн грн и не мог снизить стоимость предложения на 40%. Естественно, победа досталась компании «Доля и Ко». Однако в сообщении об акцепте предложения значилась сумма в… 34,9 млн грн, то есть в действительности разница с «Кенвудом» составила меньше одного процента. Еще один любопытный момент – «Доля и Ко» заявила, что готова отгрузить оборудование в течение 2-3 дней. Невольно напрашивается вывод, что договоренность о поставке радиостанций между поставщиком и чиновниками была достигнута заранее. Но тогда это не что иное как коррупционный сговор. Не так ли?
На этом взаимоотношения Минобороны с «Моторолой» не закончились. «Разовое решение проблемы» в условиях ведущихся военных действий, каким «чиновники-волонтеры» представили закупку гражданского оборудования вместе настоящих средств спецсвязи, почему-то превратилось в постоянное. «Доля и Ко» стала монопольным поставщиков радиостанций для оборонного ведомства. Кроме того, «Моторолы» оказались несовместимы ни с каким другим оборудованием. И теперь избранный волонтерами поставщик диктует оборонному ведомству свои условия, постоянно повышая цены.
«Министерство обороны после первого тендера по сегодняшний день проводит еще двенадцать. Постоянно цена растет. Если просто проанализировать, что они покупают, то цена возрастает по сравнению даже с той сфальсифицированной закупкой в долларовом эквиваленте в два раза, а на некоторые вещи, более чем в три», - подчеркивает Дорошенко. При этом он отмечает, что программное оборудование для этих радиостанций разрабатывают в… той самой России, от агрессии которой и должна нам помочь защититься военная спецсвязь.
Эксперты отмечают, что за год под эгидой Минобороны можно было бы параллельно с «временным решением» реализовать стратегический курс на модернизацию средств военной спецсвязи, которые производят отечественные оборонные предприятия.
Однако «чиновники-волонтеры» почему-то кровно заинтересованы в закупке иностранного оборудования. Разумеется, в Минобороны есть профессиональны, которые отлично видят всю катастрофическую ошибочность выбранного курса.
Но противостоять «волонтерскому десанту» не просто: самые секретные вопросы они запросто выносят публичное обсуждение. Стенограммы заседания тендерных комиссий чуть ли не в режиме онлайн публикуются в блогах «активистов». Достаточно, вспомнить интервью, которые вынудили дать Ропко в защиту «Моторолл», когда генерал выложил на всеобщее обозрение фотографии радиостанций! С таких подходом российская разведка вполне может сокращать свою агентурную сеть – Минобороны самостоятельно прекрасно справляется с задачей слива информации противнику.
К примеру, Юрий Бирюков не так давно расписал у себя в фейсбуке подробности конкурса на покупку радиостанций, сообщив, что его победителем стала американская компания Harris. «Часть этой истории еще под грифом ДСК пару-тройку дней», - пишет он в начале рассказа, после чего «иносказательно» передает историю тендера. И вроде бы ничего не нарушил, и почти ни на кого конкретно не указал. Только знающие люди поняли, на кого будут повешены все собаки, если тендерная комиссия примет решение, которое пойдет в разрез с позицией Бирюкова и его людей в Минобороны.
Бирюков считает едва ли не заслугой свои коллег тот факт, что оборонное ведомство отклонило более дорогую заявку отечественного «Телекарт прибора». При этом он умалчивает, что контракт с собственным производителем дал бы Украине дополнительные налоги, а ее гражданам рабочие места и зарплаты. Чисто «арифметически» сравнивать предложения своего, украинского производителя и зарубежного поставщика – абсурд. Обеспечивая внутри страны разработку, сборку и обслуживание собственных современных украинских радиостанций можно было бы говорить о по-настоящему защищенной спецсвязи для линии фронта.
Чрезмерная публичность «волонтеров» играет на руку врагу не хуже некачественного оборудования. Зачем прослушивать переговоры, когда человек, не ясно на каком основании допущенный к «закрытым» тендерам подробно описывает новое военное оборудование. «Будет куплено на 162 штук 20-ваттных и 7 штук 125-ваттных станций цифровой криптованной КВ-связи», - докладывает Бирюков.
Что это предательство, глупость, коррупция? Очевидно лишь то, что сферой обеспечения армии руководят совсем не те люди.
Банальный пример – на складах находится огромное количество нового обмундирования и термобелья. Но военнослужащие бегают по полигону в спортивных костюмах. Тыловики-волонтеры не учли, что в армию во время мобилизации призвали не 18-летних мальчишек, а взрослых мужиков. Вот и гниет на складах форма 48 размера, которая «дядькам» банально мала.
Впрочем, проблемы с обеспечением армии не сказываются на материальном состоянии самих «новых» чиновников Минобороны, как-то быстро и без особого сожаления променявших общественную работу на возможность занять просторный кабинет в министерстве. Новые дорогие автомобили, брендовая одежда, часы, акссесуары. Очередные «общественники» не выдержали испытания большими деньгами? Или на вершину власти изначально вынесло совсем не тех людей, которых украинцы ожидали там увидеть?
Полгода назад главный военный прокурор Анатолий Матиос выступил против допуска волонтеров к распределению финансовых потоков в Министерстве обороны.
«Что движет человеком: страх, голод, выгода и, извините, секс... Вот устоять перед этим соблазном достаточно сложно. Не хочу никого обвинять, но скажу так, что не может непрофессиональный человек только на основании патриотизма опекаться значительными финансовыми суммами", - выразил свое отношение Матиос к привлечению волонтеров к работе в силовых ведомствах.
Прокурор спрогнозировал, что в ближайшее время разразится скандал, связанный с работой чиновников Минобороны, в прошлом имевших отношение к волонтерской работе.
«Думаю, через очень недолгое время мы будем иметь грандиозный скандал с связи с этой ситуацией», - заявил Матиос.
Между тем, по-настоящему громкого скандала так и не последовало. Похоже, «сор из избы» решили не выносить из уважения к волонтерскому движению. Однако покрывая чиновников Минобороны, которые уже давно не имеют никакого отношения к волонтерству, руководство страны лишь усугубляет ситуацию.
Автор - Иван Валюшко, политолог
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов
Коментарі — 0