Бесконечная налоговая реформа

Бесконечная налоговая реформа

Комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики уже опубликовал свой вариант налоговой реформы. Теперь мяч на стороне Минфина

Комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики текст своего законопроекта уже опубликовал. Теперь мяч на стороне Министерства финансов, которое обещало текст своего законопроекта еще в сентябре, но пока презентовало только концепцию, и получив порцию критики, отбыло в новый всеукраинский тур обсуждения. И стоит заметить, что формат такого обсуждения достаточно неоднозначен. Ведь презентации в нескольких городах Украины для малочисленных групп из представителей власти и бизнеса региона больше напоминают профанацию, нежели обсуждение. Но пусть это останется на совести чиновников ответственных за реформы, бизнесу важнее увидеть, что же ключевое предложили депутаты в своем варианте налоговой реформы.

-- Налоги на зарплату

Главной целью налоговой реформы является вывод из тени заработной платы украинцев. От этого выиграть должен был прежде всего бюджет, но для таких действий необходимо мотивировать работодателя. Именно поэтому необходимо снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Первоначально обсуждалось снижение ставки единого социального взноса до 10% с полной отменой удержания взноса с работника. Возможно, благодаря угрозам МВФ остановить кредитование Украины, ставку взноса предложено понизить пока только до 20%, что в принципе соответствует тому размеру ставки, который ранее предлагал Минфин, а вот цель полной отмены удержания взноса с работника достигнута. Но теперь сбор будет взыматься со всей заработной платы (ранее он был ограничен 17 минимальными зарплатами). Ставка налога с доходов физлиц понижена с 20% до обсуждаемых ранее – 10%. Также предусмотрена полная отмена военного налога, который сегодня составляет 1,5% от фонда оплаты труда.

Однозначно, снижение ставки единого социального взноса только до 20% существенно понижает ожидания от того, что бизнес поспешит отправиться в путь легальной уплаты всех налогов с заработной платы. Но, это лучше, чем предложения Минфина.

-- Налог на прибыль

Налог на прибыль дважды за год может претерпеть радикальные изменения. Это революционное предложение за все годы независимости Украины. Ставка налога в законопроекте уменьшена с 18% до 15%. Отменены авансовые взносы по налогу на прибыль. Отчетный период остался только один – год. Объектом налогообложения уже выступает нераспределенная прибыль, что означает, обложение налогом только начисленных дивидендов, которые выплачиваются в пользу физлиц, нерезидентов и неплательщиков данного налога. Из существующих на сегодня налоговых разниц всего несколько трансформированы в объект налогообложения. Основные из тех, которые остались – это превышение порога ограничения по процентам в пользу нерезидента связанного лица, превышение обычных цен по операциям с офшорами, низконалоговыми юрисдикциями и неплательщиками налога, превышение лимита платежей в пользу неприбыльных организаций, а также роялти выплаченные нерезидентам с теми же ограничениями, которые существуют и сегодня. Такая версия налога на прибыль для бизнеса выглядит достаточно привлекательно.

-- НДС

Реформирование в НДС порадовало снижением основной ставки с 20% до 15%, и самое главное, оставили ставку 7% для лекарств, которую предлагает упразднить Минфин. Отмена системы электронного администрирования не предлагается, но её доработали в нормативном плане: появились инструменты воздействия на продавца за нерегистрацию налоговой накладной, увеличена сумма овердрафта.

Минимизированы случаи, когда фискалы смогут не признавать право на налоговый кредит до ошибки в ИНН плательщика или формирования кредита по необлагаемым операциям. Также они не смогут аннулировать регистрацию плательщика налога, если не установлено его местонахождение.

Автоматическое возмещение НДС всем и без каких-либо критериев и ограничений. Кроме того, максимальная открытость реестров от поданных заявлений до полученных сумм возмещения, и это всё в порядке общей очереди! Это второе после налога на прибыль кардинальное изменение в сегодняшней системе налогообложения, которое может разрушить немало коррупционных схем.

Другие значимые новации – это право предприятий топливо-энергетического комплекса на кассовый метод, спецрежим по НДС останется только для животноводства, особый режим налогообложения для зерновиков отменён и теперь при экспорте они снова получат право на возмещение.

-- Администрирование

Отдельным хорошим словом следует отметить предложения по улучшению администрирования налогов и перераспределения функций государственных органов. Налоговые инспекции на местном уровне превратят в сервисные центры, минимизируют общение с налогоплательщиком и налоговой с помощью электронного кабинета, фискальной службе на центральном уровне запретят какое-либо нормотворчество, а на Минфин возложат больше ответственности за налоговую политику и даже отдадут ему функцию планирования проверок и финального административного обжалования их результатов. Налоговую милицию преобразуют в Службу финансовых расследований и подчинят Минфину.

Очень заманчиво выглядит норма по введению моратория на внесение изменений в Налоговый кодекс до 2019 года в части объекта и базы налогообложения, плательщиков налога, частично ставок.

-- Упрощенная система

Не научились еще делать реформу со снижением ставок налогов без источников компенсации возможного недополучения поступлений бюджета. При диалоге с Минфином, можно было бы обсуждать вариант сокращение расходов бюджета, но диалога нет, и потому упрощенная система налогообложения частично стала таким компенсатором.

Если первую и вторую группу «единоналожников» по сути, не тронули, правки коснулись только привязки объема дохода к минимальной зарплате, то вот третья группа переформатирована серьезно. Стоит отметить сокращение годового объема дохода с 20 млн.грн. до 4000 минимальных зарплат на начало года (это около 5 млн.грн.), поэтапное увеличение ставки налога в 2,5 раза (до 5% при уплате НДС и до 10% при работе без НДС).

Кроме того, в тексте заложен запрет работать на упрощенной системе ювелирам, ресторанному бизнесу (если он выполняет функции только структурной единицы ресторана), а также не разрешается работать с предпринимателем, если он находится в штате предприятия. Также под ограничения попали предприниматели, которые занимаются верхней одеждой из меха и натуральной кожи, отельным хозяйством (гостиницы категории 3-5 звезд). С необоснованным ограничением на право заниматься внешнеэкономической деятельностью на упрощенной системе авторы законопроекта уже согласились и обещали учесть в правках финальной версии законопроекта.

Альтернативой упрощенной системе предложена модифицированная в три категории общая система налогообложения. Но она будет актуальна только для физических лиц-предпринимателей и тех из них, которые работают в сфере торговли, низкорентабельных работ и услуг.

Стоит отметить такой нюанс, что если нововведения заработают с 1 января 2016 года, то юридические и физические лица на 3-ей группе единого налога, которые на конец года превысят оборот в 5 млн.грн., окажутся перед неизбежностью перехода на общую систему налогообложения и некоторые даже с обязательной регистрацией плательщиком НДС, поскольку закон никаких особых положений на такой случай не предусмотрел.

-- Послесловие

Необходимо чтобы бизнес увидел, что платить налоги честно выгоднее, чем не платить их и решать этот вопрос иными способами. Но вводить только принудительные меры нельзя, нужны мотивационные предложения. Были ожидания большего, но нельзя не согласиться, что это революционная версия реформы в сравнении с тем, что было ранее.

Автор - Дмитрий Сушко, член совета Палаты налоговых консультантов, управляющий партнер международной Аудиторской компании PSP Audit.

Источник рисунка: ukurier.gov.ua

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: