Финал олигархического консенсуса

Финал олигархического консенсуса

Как «дело Корбана» перекроит олигархическую карту Украины

Задержание Геннадия Корбана – знаковое событие для Украины. Правая рука Игоря Коломойского, лидер партии «Укроп», бывший кандидат в мэры Киева, в народные депутаты. А еще топ-фигурант большинства крупных рейдерских схем последних 10 лет. Все это о нем.

Корбана обвиняют, по большому счету, в том, что он финансировал и снаряжал частные охранные предприятия за счет волонтерской помощи из «Фонда обороны Украины». То есть, с одной стороны, давал деньги на армию, а с другой – якобы брал оттуда же на свои нужды, чтобы потом заниматься рейдерством и прочими нехорошими вещами. За собой Корбан может «потянуть» руководство фонда – если, конечно, их вина будет доказана. Это будет большим ударом по волонтерскому движению в Украине.

Еще два эпизода - похищения людей. Солидный такой «пакет» только за последний год. А если поднимут еще рейдерские схемы…

Но это дело затрагивает не столько и не только Корбана или волонтеров, сколько общую ситуацию в стране. Речь идет об олигархах, сферах их влияния и большой политике. Нельзя отрывать Корбана от «Привата» и наоборот. И даже если брать только контекст выборов, скажем, в Днепропетровске, то тут просматриваются два последствия. Первое из них – задержав Корбана, власть мобилизовала избирателей его соратника Бориса Филатова. И тем самым однозначно вынуждена отказаться от скрытой поддержки Александра Вилкула. Второе – Филатова, тем не менее, можно будет легко контролировать, возбуждая уголовные дела против его окружения. В частности, по «делу Корбана» уже арестован на два месяца помощник Филатова Михаил Кошляк, который курировал те самые частные охранные предприятия, связанные с «Приватом», и их взаимодействие с местными правоохранителями. Что такое, например, «Безопасность. Охрана. Гарантия» (БОГ) и «Леон», и чем эти фирмы занимаются, кроме охраны, вам расскажет почти каждый днепропетровский предприниматель.

Вопреки запущенной волне вбросов, не следует говорить о каком-то явном реванше «регионалов» и «если не Коломойский, то Ахметов». Потому что, в принципе, «Привату» неплохо жилось и при Януковиче. Именно тогда МАУ стали монополистом на рынке авиаперевозок в Украине, а «Укрнафта» окончательно перешла под контроль людей Коломойского. Условно говоря, при «позднем Ющенко» и «раннем Януковиче» сложился так называемый «олигархический консенсус» - ниши, отрасли и места в структурах власти были распределены между этими самыми олигархами. Условно контрольные пакеты в металлургии, угольной отрасли, телекоме, грузовых железнодорожных перевозках - у Рината Ахметова; нефть, банковский сектор и авиаперевозки – Игорь Коломойский, газ и химия – Дмитрий Фирташ. На металлургии также спокойно зарабатывали Сергей Тарута, Виктор Пинчук, Вадим Новинский…

Потом уже и Александр Янукович стал входить на все рынки сразу – и к Фирташу с Коломойским (через Сергея Курченко в газовом и нефтяном направлениях), и к Ахметову в грузоперевозки (через долю Антона Пригодского) и уголь («копанки» и довольно сложная схема их «обналичивания» через фирмы Юрия Иванющенко). Естественно, каждый из олигархов первого эшелона имел в своем распоряжении крупные медиа, своих депутатов в Верховной Раде, и определенное влияние на силовиков - как на местах, так и на центральном уровне. Уже перед Майданом «семья» Януковича стала ломать этот консенсус в свою пользу, что привело к определенным демаршам со стороны, например, группы Фирташа-Левочкина... Но в целом каждый продолжал оставаться в своей нише.

После Майдана и последующих событий ситуация изменилась. У Фирташа появились проблемы с ФБР, в результате чего он оказался в австрийском плене. Кроме того, его бизнес переживает не лучшие времена - «Стирол» закрылся из-за военных действий, «Крымский титан» переоформлен на российскую компанию и в любой момент может попасть под санкции.

Ахметов «догуделся» - рассчитывая с помощью своих людей среди сепаратистов стать единственным хозяином Донбасса, он явно недооценил там российское влияние. Теперь его «Метинвест» несет убытки и вынужден платить «дань» за возможность работы своих предприятий на оккупированной части Донбасса.

На этом фоне усиливались позиции Коломойского. Он вырвался вперед не только за счет объективного ослабления остальных групп влияния, но и за счет благоприятных раскладов в новой власти. Напомним, Коломойский в начале войны занял пост губернатора Днепропетровщины, сразу же заработав имидж патриота. Игорь Валерьевич прославился, помогая военным и обуздав сепаратизм во вверенной ему области.

Поэтому, когда во власти решили лишить его монополии на «нефтянку» - мол, хватит пользоваться госпредприятиями в своих целях, или ты их выкупаешь на открытом конкурсе, или мы меняем руководство. Дальше следуют события под офисом «Укртранснафти» - «Кофе идешь пить?», непонятные автоматчики, называющие себя солдатами одного из добровольческих батальонов, но таковыми не являющиеся, «Альфа», готовая штурмовать здание. Потом отставка Коломойского с должности губернатора, показательная смена менеджмента в «Укрнафте» и… Прибыль этой госкомпании возрастает за полгода в 6 раз, но дивиденды так никто в госбюджет не перечисляет.

Коломойский все еще позиционирует себя как патриота и, нужно признать, он за последний год приумножил свой политический капитал. Помимо «Укропа», он имеет влияние на две фракции в парламенте – Радикальной партии и «Відродження». Одна из них, как минимум, нужна президенту для конституционного большинства (чтоб принять изменения в Конституцию, касающиеся местного самоуправления и таким образом выполнить свою часть Минских соглашений). В ином случае придется пользоваться голосами Оппозиционного блока, что крайне негативно воспринимается электоратом Порошенко. И этим хорошо пользуется тот же Коломойский через подконтрольные ему СМИ, давя на президента и правительство. Но это палка о двух концах. «Відродження» тоже состоит из бывших «регионалов», а значит – и против Коломойского тоже можно организовать кампанию, основанную на фактах его сотрудничества с режимом Януковича. Но пока Порошенко нуждается в стабильном большинстве - у Коломойского есть шансы договариваться о взаимных уступках.

С другой стороны, у Порошенко кроме СБУ с Генпрокуратурой, есть еще одно оружие. Это возможность обратиться к спецслужбам США. Как правило, ФБР и подразделения финансовой разведки АНБ знают «где что лежит» у каждого олигарха. И на Западе в таком содействии никто не откажет. Во время «нефтяного бунта» главной причиной поспешного отступления Коломойского, как полагают инсайдеры, стала переданная ему информация о том, что США готовы вмешаться в конфликт на стороне государства и отключить структуры «Привата» от международной банковской системы, параллельно «засветив» все его оффшоры и арестовав счета. Поэтому Коломойскому, скорее всего, придется снова отступить.

И он уже, по сути, готовится к такому отступлению. Судя по его комментариям в «деле Корбана». Коломойский выразил сожаление, но никаких угроз власти, задержавшей ближайшего соратника, не озвучил. СМИ также распостранили инсайдерскую информацию о том, что перед тем как "брать" Корбана состоялась встреча совладельца «Привата» Геннадия Боголюбова с Порошенко, Турчиновым (СНБО), Грицаком (СБУ) и Аваковым (МВД). Если это правда, то, скорее всего, «Приват» ожидает переформатирование и переход на более легальные методы ведения бизнеса. Корбаном пожертвуют как весьма одиозной фигурой, а Коломойский получит шанс сохранить свои позиции.

Но ждать усиления других олигархов из-за ослабления Коломойского не стоит. По объективным причинам - ресурсная модель экономики в Украине дает сбои, цены на сырье падают, а масса крупных промпредприятий оказалась на оккупированных территориях. Например, даже если Россия передаст контроль над оккупированным Донбассом людям Ахметова, сам Ринат Леонидович вряд ли восстановит былое влияние. Ему поможет только бюджетная «капельница», от которой его могут отключить в любую минуту. То же самое будет и с Дмитрием Фирташем, если он вернется в Украину. Использовать мощности предприятий типа Одесского припортового завода практически бесплатно ему уже никто не даст, как и организовать новое «Росукрэнерго». А «Интерпайп» Виктора Пинчука уже год как висит на волоске от банкротства.

Так что деолигархизация идет – в основном по естественным причинам, а не благодаря потугам власти. Ну а то, что не свершит мировая экономика, оккупация Крыма и война на Донбассе, неплохо было бы доделать украинскому государству, ликвидируя монополии.

Максим Побокин, политтехнолог, специально для «Главкома»

Фото: korrespondent.net

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: