«Правый сектор»: есть ли жизнь без Яроша

«Правый сектор»: есть ли жизнь без Яроша

Из «радикального» крыла будут делать украинский ИГИЛ?

Раскол в Правом секторе на этой неделе затмил даже парламентские гей-баталии, но понимания, как же дальше будет развиваться ситуация в легендарном движении, до сих пор нет. Члены ПС на местах дезориентированы и сами не до конца понимают, что же произошло в Киеве.

Напомним, что в среду, 11 ноября, на официальном сайте «Правого сектора» и «фейсбуке» Дмитрия Яроша появилось его заявление, что он слагает с себя полномочия Провидныка этой военно-политической силы. Ссылаясь на конференцию руководящего состава партии, прошедшую еще 8 ноября, Ярош отметил, что участники конференции (в его отсутствие) взяли на себя нелегитимные функции по определению стратегического направления развития ПС и выборы еще одного Провода (Андрей Стемпицкий, Андрей Тарасенко, Юрий Палий, Арсений Билодуб и Василий Лабайчук), где бессменному лидеру по умолчанию был выделен пост Провидныка. Аргументируя отказ от этого поста, Ярош написал, что за период лечения после ранения некоторые направления управления ПС он вынужденно доверил ближайшим единомышленникам, с которыми у него теперь не во всем совпадает позиция. Быть «свадебным генералом» в «Правом секторе» он не хочет, потому и уходит из своего детища, оставаясь «националистом, державником и революционером».

В общем, это шокировавшее многих заявление оставило больше вопросов, чем ответов, – по горячим следам многие «правосеки» даже отказывались/не решались его комментировать. Соцсети заполнились шутками про «полупроводника» и «ненужные теперь визитки», а от имени «Правого сектора» появилось сообщение, что все структуры движения работают в штатном режиме, и в ближайшие дни состоится заседание Провода движения, на которое будет приглашен Ярош и где будут окончательно решены все вопросы и разработаны детали стратегии. Также в сообщении было сказано, что назрела необходимость очистить Правый сектор от «агентуры врага и лиц, чрезвычайно далеких от националистического способа мышления и действия», которые своими интригами якобы настроили Яроша не признавать решения конференции и революционную стратегию.

Главными провайдерами «радикальных» изменений, которые так не понравились Провидныку, стали Андрей Тарасенко и командир ДУК Андрей Стемпицкий. Тарасенко в блиц-интервью «Фокусу» был немногословен: заявил, что раскола в партии нет, поскольку за Ярошем никто не последовал, а также признал, что раскол мировоззренческий – часть ПС решила работать в революционном русле, а часть считает это преждевременным. Фамилии «агентуры врага» Тарасенко так и не озвучил.

Подтвердили раскол по линии «умеренные – радикалы» избранный в октябре руководителем партии вместо Тарасенко Андрей Шараскин и близкая к ПС блогерша Елена Белозерская.

«Наверное, пришло время, когда часть членов, в силу разных обстоятельств, не может постичь всех государственных планов и способа достижения нашей цели – украинской самостоятельной соборной державы, и поэтому требует немедленной радикализации, – рассказал Шараскин «Гордону». – Что, по мнению Провидныка и большей части членов ПС, как раз абсолютно не ко времени и опасно. По нашему мнению, крайняя радикализация может привести к утрате государства. Нынешний режим в Украине мы продолжаем называть режимом внутренней оккупации, но согласиться с тем, что президент нелегитимен, о чем говорится в обращении наших радикальных побратимов, мы не можем, потому что за Порошенко проголосовала половина населения страны».

Всплыли в этой истории и упоминания о криминале, в участии в котором были замечены активисты «революционной» части «Правого сектора».

«Революционная» часть нашего Провода подвержена толерантности деятельности, близкой к криминалу, которая помогает решать сиюминутные проблемы, но вредит репутации движения в целом, – написала Белозерская в соцсети. – Эти события, по моему мнению, и вызвали заявление Дмитрия Яроша о сложении с себя полномочий проводника НОД ПС. Считаю, что он просто не хочет ни на кого давить, хочет, чтобы люди определялись сами».

-- Ушел на дистанцию

Эти заявления можно трактовать так, что Ярош просто потерял контроль над «Правым сектором» – этот раскрученный, не в последнюю очередь силами российской пропаганды, бренд стали лепить на себя все подряд и он зажил своей не всегда приглядной жизнью. При этом все шишки за бесчинства отдельных «правосеков» все равно летели в Яроша, который из-за ранения не всегда мог оперативно реагировать на обстоятельства. В той же истории со стрельбой в Мукачево Проводник выглядел не слишком убедительно. Конечно, благодаря его переговорам с властью стрелявшим дали «потеряться» в закарпатских лесах, но эта ситуация стала серьезным ударом по имиджу одной из главных «майдановских» сил и по Ярошу лично.

«Правый сектор» по инерции провел вече на Майдане, на котором было принято странное решение об инициировании референдума о недоверии действующей власти, после чего Ярош… пропал. Более того, «ПС» даже отказался от участия в местных выборах, что вызвало массу вопросов к руководству движения. Одной из причин бойкота выборов также можно считать нежелание Яроша брать ответственность за неподконтрольных «побратимов» и тех, кто таковыми себя называет.

Представители «ПС» в частных беседах признавали, что находились в последнее время на распутье. С одной стороны, они понимали, что дальнейшее бездействие приведет к стагнации движения, с другой – не видели, как можно активно бороться с действующей властью, не ставя при этом под угрозу саму государственность. Условно говоря, не было и нет понимания, что делать после того, как нынешняя власть будет снесена революционным путем. И главное – как это воспримет большинство граждан Украины. Тот же Майдан все-таки не был «ультраправым» протестом. И хотя поддержка «Правого сектора» в последнее время выросла, рейтинги националистов в целом по стране достаточно скромны, чтобы выступать от имени всего народа, особенно когда сосед потирает ладошки в предвкушении хаоса в Украине. «Западные партнеры» также относятся к националистическим организациям без особого пиетета – во всяком случае, денег им точно не дадут.

Судя по всему, понимает это и сам Ярош, риторика которого в последнее время была показательно умеренной. Так месседжи из его последних интервью были предельно миролюбивы – мы за мирные способы протестов; преступные группировки под нашим флагом ликвидируем совместно с СБУ и МВД; во власть не хочу. И никакого намека на проблемы внутри «Правого сектора».

Тем более неожиданным стал его демарш. Причем в «Правом секторе» туманно намекают, что за нынешним расколом могут стоять некие третьи силы, заинтересованные в ослаблении националистического движения. Под таковыми у нас, как правило, подразумевают два варианта – Кремль и Банковая.

«Непонятно, что именно стало катализатором всех этих событий, к которым не было никаких внутренних предпосылок, – рассказывает «Главкому» источник в руководстве ПС из «умеренных». – Честно говоря, все эти претензии о нашей типа слишком умеренной позиции звучали давно, и никто на них особо не обращал внимания. Ведь шаги, которые они (Тарасенко, Стемпицкий и Ко) предлагают, – это подписаться под кучей статей Уголовного кодекса и завершить борьбу, фактически ее не начав. И если мы говорим, что используем оружие для свержения власти, то должны будем направить его против тех же десантников и силовиков, которые являются украинцами».

-- От Коломойского к Наливайченко?

Представители «радикального» крыла пока сами не могут озвучить внятных «революционных» планов, кроме заявленной позиции, что они считают нынешнюю власть нелегитимной. Стемпицкий прояснил, что никто не призывает прямо сейчас штурмовать Администрацию «барыги» президента или Верховную Раду, а революцию надо начинать с пропаганды, формирования структур и ориентации на себя всех потенциальных «революционеров».

Один из нардепов-комбатов высказывает «Главкому» свое мнение об истинных целях «раскольников»: «Это однозначно игра Москвы. Из «радикального» крыла сейчас будут делать украинский ИГИЛ. Ярош же просто понял, что уже не контролирует ситуацию и всех своих «птенцов», и решил тихо «слиться».

Неважно сейчас идут дела и у «приватовской» команды, которая длительное время патронировала «Правый сектор» и, похоже, Ярош также дистанцируется и от нее. После ареста Геннадия Корбана прозвучало нашумевшее заявление Яроша о «чистке оружия», но буквально в следующем посте на «фейсбуке» он уже призвал украинских граждан не стрелять друг в друга, поскольку внутреннее противостояние может стать причиной для провокаций российско-террористических войск. А затем и вовсе написал обращение к Порошенко с приятным для власти в Киеве предложением… перенести на 2017-й год выборы в Мариуполе.

Еще одна возможная причина «спрыгивания» Яроша может быть связана со слухами о новом правом проекте Валентина Наливайченко, который в последнее время активизировался в медиа-пространстве. Ярош называет Наливайченко своим другом и числился его помощником-консультантом, когда тот был нардепом. Не секрет также, что украинские правые курировались СБУ в бытность Наливайченко главой этого ведомства, поэтому объединение старых друзей под новой партийной вывеской никого не удивит.

И, наконец, самая крамольная, хотя и выглядящая близкой к реальности, версия исхода Яроша – упомянутый в посте Белозерской криминал и деньги. В сети всплыла переписка близкого к Ярошу народного депутата Андрея Денисенко с активисткой днепропетровского Майдана Лилей Белопуховой, в которой обсуждаются мародерство в рядах движения и финансовые злоупотребления его руководства, включая как «раскольников» Тарасенко, Стемпицкого и Палия, так и Яроша с Шараскиным.

Как бы то ни было, всех интересует, что же теперь будет с легендарным брендом. Авторитет Яроша среди рядовых «правосеков» куда выше, чем остальных лидеров вместе взятых, и без него «Правый сектор» представить просто нереально. Многие региональные организации ПС, боевые и медицинский батальоны, штаб ДУКа уже заявили, что признают только приказы Яроша. Более того, в заявлении ДУКа Ярошу предлагается лично возглавить корпус (надо понимать, вместо Стемпицкого).

Шараскин обращает внимание, что высказывания Яроша о сложении полномочий – это всего лишь меседж, который он пытался донести до побратимов, а все решения о смене главы ПС может принимать только съезд. Развод Провидныка с «Правым сектором» еще надо будет закрепить, поэтому говорить об окончательном сжигании мостов пока не приходится. Но переполох побратимы устроили нешуточный.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: