По правилам Кремля. Как украинский бизнес интегрируется с Россией

По правилам Кремля. Как украинский бизнес интегрируется с Россией

Украинские компании в Крыму и РФ переориентируются на российский рынок

Украинский бизнес в России и Крыму демонстрирует примеры «живучести». Не сломила его ни война, ни блокада полуострова. Украинские предприниматели, имеющие бизнес на территориях, контролируемых Кремлем, успешно приспосабливаются к новым условиям игры.

И речь идет не только о смене «прописки» крымских предприятий. Фактически некоторые украинские компании стали частью российского рынка. Хотя еще несколько лет назад ориентировались преимущественно на Украину.

-- Ритейл сменил ассортимент

Если до аннексии Крыма многие предприятия стали российскими лишь юридически, то после блокады полуострова они стали таковыми фактически, потеряв связь с материковой Украиной. Примером тому служат продуктовые сети розничной торговли, не пожелавшие покидать крымский рынок с приходом «русского мира».

Одна из таких сетей – «Сильпо», принадлежащая Fozzy Group Владимира Костельмана. Собственно, ритейлер сразу же после аннексии Крыма дал четко понять – уходить с полуострова не собирается. Буквально спустя несколько месяцев после «липового» референдума коммерческий директор сети «Сильпо» в Крыму Светлана Диюк заявила, что компания зарегистрировала новое юридическое лицо по российскому законодательству.

«Мы не закрываемся, а, наоборот, стараемся привлекать как можно больше крымских производителей и представлять их ассортимент в полном объеме», – пояснила тогда Диюк.

Правда, крымских производителей оказалось не так много, как хотелось бы бизнесмену. И после того, как материковая Украина прекратила поставки товаров крымчанам, сети пришлось выбирать: либо закрываться, либо искать, чем заполнять полки торговых центров.

Собственник «Сильпо» решил не сдаваться и переключился на поставки товаров из России. Осенью прошлого года представители ритейлера сообщили, что компания перешла на продукцию российских производителей. «Украинской продукции процента два осталось, крымской - 15%. Все остальное – из РФ», - уверяла ранее крымских журналистов Ирина Королева, директор одного из супермаркетов «Сильпо» в Симферополе.

Аналогичная история происходит в Крыму и с другой сетью – АТБ, принадлежащая троим весьма скрытным днепропетровским бизнесменам: Геннадию Буткевичу, Евгению Ермакову и Виктору Карачуну. Правда, собственники одной из крупнейших продовольственных сетей в Украине решили пойти еще дальше, и провели ребрендинг своих крымских магазинов. Теперь они называются не АТБ, а «ПУД – продукты у дома».

Напомним, как сообщал «Главком», собственников АТБ также подозревают в спонсировании боевиков Донбасса. В связи с этим в Верховной раде даже зарегистрирован проект закона о национализации сети.

-- Пищепром подался в Россию

Если в торговые сети пошли товары из России, то крымские товары отправились в обратном направлении. Один из украинских производителей, переориентировавшихся на российский рынок, - «Крымская фруктовая компания», принадлежащая самому известному «птичнику» Украины Юрию Косюку и специализирующаяся в основном на выращивании яблок.

Бывший первый замглавы администрации Петра Порошенко и совладелец торговой марки «Наша Ряба», как и собственники торговых сетей, и не думал избавляться от активов в Крыму. В прошлом году бизнесмен начал активно налаживать связи с продуктовым ритейлом в России. В прошлом году представитель компании Светлана Кухта даже уверяла, что уже заключены первые договора с российскими магазинами.

Судя по всему, переориентировался на Россию и «Крымский содовый завод», принадлежащий Дмитрию Фирташу. До аннексии полуострова предприятие примерно половину производимой соды продавало на внутреннем рынке, то есть в Украине. Остальное отправлялось на экспорт. Как выглядит географическая структура продаж сегодня, неизвестно. В управляющей компании Фирташа – Group DF – темы, связанные с полуостровом комментировать отказываются. «Сейчас вопросы работы любых бизнесов в Крыму – избыточно политизированная тема. А политику мы не комментируем», - так ответили в группе на запрос «Главкома». Однако по данным источников издания на рынке, главные покупателями крымской соды сегодня – российские партнеры.

Еще один российский актив, который часто вспоминают в Украине, - «Липецкая кондитерская фабрика» Петра Порошенко. Сегодня предприятие, входящее в структуру «Рошена», работает с перебоями, а часть его имущества арестовано. Недавно гендиректор президентской корпорации Вячеслав Москалевский заверил, что фабрика в Липецке выставлена на продажу. Но пока покупателей «Рошену» найти не удалось. Впрочем, как показывает практика, если Петр Порошенко пообещал что-то продать, еще не значит, что он это сделает.

-- Строители «русского мира»

С Россией и Крымом тесно связан еще один бизнесмен – бывший россиянин, а ныне народный депутат Украины от «Оппозиционного блока» Вадим Новинский. Нардеп – давний партнер Рината Ахметова. Вместе они владеют крупнейшим в Украине металлургическим холдингом «Метинвест».

Активами Новинского управляет группа «Смарт Холдинг». До недавнего времени в нее входили и предприятия в Крыму – Балаклавское рудоуправление, Сакский и Евпаторийский заводы строительных материалов. В 2015 году «Смарт Холдинг» уверял: компания продала крымские активы. Но «Главкому» удалось выяснить, что никуда они из собственности семьи Новинского не ушли. Их новым владельцем стал брат депутата - Ашот Малхасян.

До аннексии Крыма основными потребителями главного крымского актива семьи Новинского – Балаклавского рудоуправления – были предприятия материковой Украины: металлургические и строительные компании. С приходом же на полуостров России, появились сообщения о том, что рудоуправление хотят привлечь к строительству керченского моста. В прошлом же году предприятие заверило, что не просто может, а даже хочет участвовать в кремлевском проекте.

«Мы участвуем в каждом тендере, касающемся строительства и благоустройства инфраструктуры Крыма и Севастополя. Соответственно мы подавали заявку на участие в тендере по строительству моста через Керченский пролив», - заявил пресс-секретарь Балаклавского рудоуправления Олег Левандовский.

Об участии Балаклавского рудоуправления в российских проектов говорил и политолог из Крыма Тарас Березовец.

Что касается партнера Новинского – Рината Ахметова – ситуация с его активами сейчас выглядит весьма печально. У донецкого бизнесмена, ставленники Москвы отобрали ключевые крымские компании. Например, Ахметов лишился контроля над телекоммуникационными «Вегой» и отделениями «Укртелекома», а также энергокомпанией «Крымэнерго».

В компании же уверяют, что крымские предприятия, которые остались под контролем группы, фактически остановили работу. В частности без заказов простаивают севастопольский стивидор «Авлита» и машиностроительный «Морской индустриальный комплекс». «Перспективы загрузки этих предприятий не ясны, поскольку с точки зрения логистики, они отрезаны от экспортных грузопотоков, для которых были созданы в начале 2000-х. Грузопотоки ушли с полуострова в континентальные украинские порты», - заверили «Главком» в пресс-службе СКМ.

На вопрос о том, собирается ли группа судиться за свои активы, представители СКМ сообщили, что готовы отстаивать свои права. И сейчас юристы разных направлений бизнеса компании проводят анализ ситуации.

-- Мировой бизнес в Крыму

Справедливости ради нужно сказать, что в Крыму продолжают работать и сети таких именитых брендов, как Metro Cash and Carry и Auchan, в которые товары также поставляются из России.

Правда, в украинском офисе «Метро» «Главком» заверили, что не ведут бизнес в Крыму, и не имеют никакого юридического отношения к двум крымским гипермаркетам. Что, конечно, не отменяет самого факта: торговые центры немецкой группы продолжили работу после аннексии полуострова. Чтобы «снять» магазины с баланса украинского офиса, METRO Group даже создала специальную компанию для управления крымскими активами – Retail Property 5.

В украинском «Ашане» на запрос «Главкома» не ответили. А информация о симферопольском гипермакете французского ритейлера на официальных сайтах компании подана весьма комично – крымский магазин отмечен, как на карте украинского «Ашана», так и российского.

Решили не обращать внимания на аннексию Крыма и некоторые автопроизводители. В частности, на полуострове есть официальные дилеры российских представительств Skoda, Audi и Volkswagen (все три бренда входят в Volkswagen Group).

Помимо «Фольксвагена» заключить дилерские соглашения с крымскими компаниями рискнуло и российское представительство французского концерна Peugeot-Citroen. У обоих брендов есть представители, как в Симферополе, так и Севастополе.

Из азиатских компаний – японских и корейских – в Крыму удалось отыскать российские представительства только двух брендов: Nissan и Hyundai.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: