Расход поставят на контроль

Расход поставят на контроль

В Раде придумали странную налоговую амнистию

Эксперименты по выворачиванию карманов рядовых граждан продолжаются. Очередным шагом в этом направлении является законопроект о так называемой нулевой налоговой декларации, а также планы по всеобщему декларированию и проверке доходов и расходов граждан. Делается это под заезженными лозунгами о борьбе с коррупцией, теневой экономикой и уклонением от уплаты налогов.

Авторами законопроекта «О нулевой декларации» являются депутат из Блока Порошенко Юрий Луценко и «народофронтовец» Александр Кирш. Последний к слову, раньше занимался консультированием по вопросам минимизации налогов и, надо отдать ему должное, часто давал весьма дельные советы.

-- Краткое содержание

Согласно законопроекту, подача нулевой декларации представляет собой режим освобождения физических лиц-резидентов от юридической ответственности за нарушение налогового, валютного законодательства, законодательства о едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование, сборы на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций за любой период времени до дня вступления в силу закона.

Нулевая декларация подается относительно средств в национальной и иностранной валюте в наличной и безналичной форме, банковские металлы и другие валютные ценности, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, доли в имуществе юридических лиц, другие имущественные и неимущественные права, которые могут быть объектами коммерческих операций, другие доходы и имущество, в том числе невозвращенных (выданных, полученных) займов (кредитов) или других долговых обязательств лица по заключенному им гражданско-правовому договору, с которых не были уплаченные выше налоги, взносы и сборы.

В нулевой декларации не указываются доходы, имущество, имущественные права, с которых уплачены налоги, взносы, сборы и обязательные платежи, установленные в Украине.

Режим подачи нулевой декларации не распространяется на доходы, имущество и имущественные права, полученные в результате правонарушений, отличных от указанных выше. Иными словами, подача нулевой декларации является не более чем налоговой амнистией и не освобождает от ответственности за другие деяния.

Также режим подачи нулевой декларации не является официальным признанием или подтверждением государством фактов возникновения, перехода или прекращения прав на объекты, относительно которых подается декларация.

Субъект подачи нулевой декларации освобождается от необходимости сообщать в декларации источники происхождения средств, имущества и имущественных прав, указываемых в декларации. Эта норма не распространяется на лиц, которые занимают или ранее занимали должности, связанные с выполнением функций государства или местного самоуправления; эти лица должны сообщать источники происхождения декларируемого имущества, средств, имущественных прав.

Подача нулевой декларации начинается со дня вступления в силу закона и длится в течение двенадцати месяцев.

Каждый совершеннолетний гражданин должен будет собственноручно заполнить нулевую декларацию и предоставить ее в фискальные органы лично или по почте.

Для освобождения от ответственности физические лица обязаны не только задекларировать доходы, имущество, имущественные права, которые получены (оформлены) с нарушениями указанного законодательства. Они также должны оплатить налог на декларирование доходов, имущества и имущественных прав согласно пункту 162 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины. Таким образом, речь идет об уплате своего рода налога на легализацию или на амнистию собственности.

-- Что дальше?

Нулевая декларация послужит точкой отсчета для того, чтобы фискальные органы могли вести дальнейший контроль над ежегодными доходами, а главное над расходами граждан. Контроль расходов планируется ввести на следующий год после подачи нулевой декларации.

Если расходы в сумме превысят поступления от продажи задекларированных в нулевой декларации активов, заработной платы, доходов от бизнеса, дивидендов, процентов по вкладам и прочих доходов с учетом обязательных налогов, взносов и других обязательных платежей, но фискальные органы потребуют заплатить налоги от суммы разницы. Предполагается, что они составят 21% собственно налога и 22% единого социального взноса.

«Все граждане Украины, независимо от доходов, должны будут заполнять декларацию на все имущество, которым человек владеет, и все доходы, которые у него есть. Если эти средства на банковском счету, их нужно показать. Таким образом, уже никто не сможет сказать, что он одолжил деньги у тещи», — заявил один из авторов законопроекта Юрий Луценко. Он уверяет, что реализация закона позволит привлечь в экономику теневые средства, пополнит бюджет дополнительные доходами и, что самое спорное, улучшит инвестиционный климат. Трудно сказать, на чем основана уверенность Луценко в том, что указанные меры повлекут за собой приток инвестиций, особенно если учесть, что львиная доля так называемых инвестиций поступает из низконалоговых зон, являясь возвращением в Украину части ранее вывезенных олигархами капиталов.

Законопроект уже внесен в повестку дня. Порошенко уже заявил, что надеется на рассмотрение законопроекта в ближайшее время, и на его поддержку депутатским корпусом.

На фоне скандала вокруг так называемых электронных деклараций для так называемой элиты маневры вокруг «поголовного декларирования» выглядят не просто цинизмом, но и аферой, поскольку является невыполнимой чисто технически, по крайней мере, в настоящий момент. К тому же, вбрасывание вопроса о всеобщем декларировании всеми и всего, включая пенсионеров и безработных, а также их расходов на хлеб и спички, является неплохим отвлечением внимания от грандиозной коррупции в верхах. Один скандал, инициированный Абромавичусом, чего стоит!

Но как будет показано далее, пиар и дымовая завеса для сокрытия коррупции во властно-олигархическом синдикате – это далеко не единственное и даже не самое главное.

Тем более что в нынешнем виде документ едва ли будет принят. Вместо него готовится нечто худшее. Как заявила глава профильного парламентского комитета Нина Южанина, предложенный Луценко и Киршем документ слишком декларативен, не предусматривает четких сроков его выполнения, а также жесткой ответственности за неподачу или утаивание доходов от фискальных органов. По словам Южаниной, закон очень важный и должен быть четко выписан, а предложенный проект проще написать заново, чем доработать, поэтому сейчас ее комитет, в сотрудничестве с Министерством финансов, готовит новый вариант законопроекта, в котором обязательно будут предусмотрены использовать косвенные методы определения доходов.

По мнению Южаниной, этот правительственно-парламентский вариант законопроекта будет рассмотрен во второй половине года после обсуждения с общественностью. Внедряться закон же будет в несколько этапов: сначала декларирование пройдут государственные служащие, потом представители бизнеса, лишь в последнюю очередь — граждане, а неработающих пенсионеров из числа декларантов исключат вообще.

В заявлении Южаниной важнейшим, как нынче модно говорить, «мессиджем» является «косвенный метод определения расходов». Эта давняя мечта налоговиков является крайне сомнительной даже в так называемых развитых странах. Даже там она далеко не всегда и не везде используется. В нашей же ситуации она неминуемо превратится в средство шантажа, вымогательства и коррупции. Собственно, само понятие «косвенных методов определения расходов» является красивой, но мутной и неконкретной фразой ни о чем, по крайней мере, до тех пор, пока не станет понятным ее реальное наполнение.

К тому же, наивно верить, что в условиях вопиющего социального и политического неравенства в Украине от введения этой меры значительно пострадают представители так называемой элиты, за исключением разве только отдельных случаев избирательного применения закона для политических и бизнесовых разборок. Итоги так называемой люстрации, скандалы вокруг «бриллиантовых прокуроров» и прочее это подтверждают.

Зато от введения косвенных методов неизбежно пострадают рядовые граждане, сумевшие в нынешних тяжелейших условиях заработать на жизнь и на семью. Иными пострадают те, кто не может откупиться и/или не имеет необходимых коррупционных связей и влияния. Наконец, пострадать могут даже те, кто вообще не смог ничего заработать. Например, есть версия, что не имеющие дохода должны будут уплатить налоги хотя бы с минимальной зарплаты, то есть налогом будет облагаться сам факт существования на земле гражданина имярек! Для справки: подоходный налог и ЕСВ с нынешней минимальной зарплаты в 1378 гривен при нынешних налоговых ставках и алгоритме исчисления составляют более 400 гривен.

-- К чему это ведет?

Но прежде всего, вся эта затея сильно смахивает на аферу. С технической точки зрения тотальное декларирование в Украине едва ли является приемлемым в обозримом будущем, поскольку к этому не готовы налогоплательщики, прежде всего, значительная часть финансово неграмотных обывателей. Минимум четверть населения страны — это пенсионеры, очень старые люди, которым тяжело заполнить обычную декларацию, не говоря уже о декларации расходов. К подобным новациям не готовы и налоговые органы. Расходы на администрирование подобной затеи никто не оценивал, но представляется, что они могут превзойти те дополнительные поступления, о которых рассказывал соавтор законопроекта Юрий Луценко.

Кроме рядовых граждан, фискальные службы будут «трясти» кустарей, мелких лавочников, малый бизнес вообще, выясняя, откуда у них взялись «лишние деньги». Едва ли крупный, прежде всего, олигархический бизнес после введения подобных мер станет честно платить налоги, особенно если речь идет о капитале, имеющем политическую «крышу». Олигархи владеют крупной собственностью опосредованно через большое количество чаще всего оффшорных фирм-«прокладок», бенефициары которых надежно скрыты. Средства выводятся по разного рода оффшорным схемам, а законодательство о трансфертном ценообразовании (ТЦО), призванное бороться с выводом средств, «успешно» не работает еще со времен Януковича.

Кстати, существует легенда о том, что иные олигархи достаточно активно поддержали последнюю революцию на майдане, выступив против Януковича, именно потому, что окружение последнего намеревалось всерьез внедрить ТЦО. Естественно, делалось это не для наполнения бюджета, а чтобы обеспечить преференции для бизнеса, близкого к так называемой Семье Януковича, на которую меры по ТЦО предположительно не должны были распространяться.

Словом, меньше всего, повторим, от подобного нововведения пострадает крупный капитал, хотя именно он и должен нести главные расходы по налогообложению.

Что касается объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и так далее, то эти объекты собственности регистрируются теми или иными органами. Их декларирование особого смысла не имеет, поскольку достаточно навести порядок в многочисленных государственных реестрах. Причем тотальное декларирование таких объектов совершенно не мешает оформлять их на подставных лиц, включая иностранные юридические лица со скрытыми реальными собственниками.

Информация о банковских вкладах имеется непосредственно в банках. Кстати, требование декларировать вклады в значительной мере противоречит самому понятию банковской тайны.

Но наиболее неадекватным выглядит требование задекларировать наличные денежные средства. Одно дело – декларирование средств, находящихся в банке, и совершенно другое дело – письменно заявлять о том, что у тебя в кармане или под матрацем имеется энная сумма денег! Это сильно напоминает знаменитую фразу Остапа Бендер о «ключе от квартиры, где деньги лежат». Законодательные нормы о том, что фискальные органы и их чиновники будут свято хранить служебную тайну, выглядят более чем неубедительно, да еще с учетом нынешнего всплеска преступности.

Известно, что львиная доля сбережений граждан хранится у них дома, образно говоря, под подушкой. Класть средства в банк после массового «банкопада» последних двух лет едва ли найдется много желающих. К тому же, подавляющее большинство сбережений хранятся в твердой валюте. Класть их в банк в валюте – занятие неблагодарное, опять-таки, если учесть печальный опыт «банкопада». В случае банкротства банка, частное лицо-вкладчик получит свои кровные когда-нибудь потом, причем в гривнах по курсу на момент захода в банк ликвидационной комиссии. А за время, пока будет решаться вопрос возврата фондом гарантирования, курс может очень сильно «уйти», причем явно не в сторону снижения.

К тому же, обвальная девальвация гривны привела к тому, что весьма скромные сбережения в размере, условно говоря, 10 000 долларов по нынешнему курсу составляют огромную сумму в гривнах, которая «выскакивает» за пределы, установленные государством для возврата физическим лицам через фонд гарантирования.

Возникает вопрос двойного налогообложения, например, средств пересылаемых заробитчанами, а эта сумма, по некоторым данным, превосходит экспортную выручку.

Еще раз повторим, что теневая экономика и коррупция на низовом уровне сохраняют остатки социальной стабильности в стране, и если их убрать, ситуация станет непредсказуемой

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: