Повторится ли завтра 9 мая?
Завтра во Львове будет новое 9 мая. Те события, как бы сложно в это ни было поверить, заставили власть призадуматься: слишком уж много выводов по их следам можно было сделать.
С одной стороны, День Победы показал, что «зажечь» Львов, резко взвинтить ситуацию в нем можно, притом довольно легко и с минимальными материальными и человеческими затратами. Телевизионная картинка, отснятая в этот день в столице Галичины, оказалась вполне пригодной для того, чтобы напугать угрозой «звериного оскала национализма» не только жителей соседней России (им вообще для испуга по этому поводу нужно мало), но и наших земляков, казалось бы, привыкших к методам работы отечественной и кремлевской пропагандистских машин.
С другой стороны, поставив во Львове своеобразный медийно-социальный эксперимент, власть столкнулась и с негативными для себя его последствиями. Во-первых, столкновения, порой доходящие до перестрелок, слишком уж входили в контраст с ежечасно повторяемыми властью мантрами о том, что именно сейчас в Украине наконец-то установилась тотальная стабильность, а «руководящая и направляющая» Партия регионов целиком и полностью взвалила на себя бремя ответственности на ситуацию в стране. Извините, но если львовские события – это стабильность, то такой стабильности нам не нужно, – вполне могли бы подумать тысячи украинцев, критично относящихся к окружающей их действительности. Да и словосочетание «контроль над ситуацией» в исполнении Виктора Януковича и Партии регионов в ключе этих событий тоже как-то теряет свой первоначальный смысл…
Во-вторых, оказалось, что партия «Свобода», которой в первоначальном плане авторов «львовского сценария» отводилась роль ведомых, не собирается останавливаться в моменте, определенном в этом самом сценарии. Допустим, то, что «свободовцы» будут активно препятствовать разворачиванию в городе красных флагов, – читалось. Что будут болезненно реагировать на оскорбительные речевки – тоже. Но что боевой дух «тягнибоковцев» не исчезнет с выключением телекамер, что на следующее утро они так испугают губернатора Цимбалюка (генерала милиции, между прочим), что он напишет заявление об отставке, – не прогнозировал никто. Контролировать «Свободу», натравливать ее только на красные тряпки и исключительно по команде «фас» оказалось значительно сложнее, чем думалось. Если вообще возможно.
Одним словом, у власти было более чем достаточно поводов для раздумий о том, какую формальную и неформальную позицию ей стоит занять по отношению к заново придуманной, никогда и никем ранее столь пафосно не отмечавшуюся дате 22 июня – дню нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. Слишком уж часто в СМИ проскальзывала мысль о том, что именно этот день может стать «вторым Днем Победы», и слишком уж много внимания сегодня приковано к готовящемуся отметить эту дату Львову…
По всей видимости, именно нежелание власти лишний раз рисковать, «подставляться» подвигло Партию регионов на полное самоустранение от любых массовых акций, которые завтра пройдут во Львове. Особо горячие головы – например, Михаила Добкина, сначала
обязавшегося 22 июня приехать на Западную Украину в компании восточноукраинских ветеранов, а затем
отказавшегося от своей затеи под довольно невнятным поводом, – были остужены. Ныне официальную позицию «бело-синих» по этому вопросу лучше всего, кажется, выражает сегодняшнее заявление лидера местной облорганизации Петра Писарчука: мол, в этот день все нормальные люди должны были бы молча помолиться, а не устраивать походы и митинги…
О стремлении официальной власти отмежеваться от возможных провокаций свидетельствует и намного более предметное, ответственное ее отношение к подготовке города ко «дню Х». Во всяком случае, Михаил Цимбалюк (на которого возлагалась немалая доля вины за выход ситуации 9 мая из-под контроля) уже анонсировал создание специального координационного штаба, в состав которого войдут представители местной власти, общественных организаций и правоохранительных органов.
Опять же, по информации «Главкома», крайне серьезно озабочена перипетиями завтрашнего дня «Свобода», получившая зримую возможность поучиться на собственных ошибках, допущенных полтора месяца назад, и продемонстрировать, что этот урок пошел ей впрок.
Впрочем, говорить, что власть полностью отказалась от сценария использования Львова как площадки для дестабилизации ситуации если не в стране, то, по крайней мере, в ее медиа-пространстве, не приходится. По всей видимости, загребать жар будут руки сателлита Партии регионов – Коммунистической партии Украины.
Обратим внимание на события, в которых «засветилась» эта политсила на протяжении последней недели. Сначала ее представители крайне резко отреагировали на отмену Конституционным судом «закона о красном флаге». Затем критика именно этого решения КС становится одним из главных сюжетов состоявшегося в минувшие выходные съезда Компартии (и в самом деле, это – значительно более благодарная тема, чем обсуждение активнейшего участия «симоненковцев» в работе вполне себе буржуазного парламентского большинства). Наконец, сам Петр Николаевич, кажется, единственный из числа, с позволения сказать, столичных топ-политиков, анонсировавших свой приезд во Львов в день начала Великой Отечественной…
-- Что завтра будет во Львове?
В любом случае, прогнозируя завтрашние события в столице Галичины, просто знакомясь с планом мероприятий, запланированных различными партиями и общественными организациями на 22 июня, приходится констатировать: по всей видимости, на улицы Львова выйдут люди, изначально враждебно настроенные друг к другу, изначально преследующие различные цели. А если учесть, что в число этих целей по-прежнему входит формирование наперед запрограммированной телевизионной картинки, то предсказать, что завтра во Львове будет неспокойно, можно практически с полной уверенностью.
Итак, по меньшей мере, к двум львовским медиа-событиям будет причастна Коммунистическая партия Украины. Во-первых, это выставка детских рисунков на антивоенную тематику (соответствующий конкурс у себя в области инициировали луганские коммунисты, а работы победителей завтра будут выставляться во Львове). Во-вторых – проведение форума «Интеллигенция против фашизма» при участии лично Петра Симоненко и представителей братских зарубежных компартий. Наши источники в КПУ не смогли сообщить «Главкому» детали проведения сего мероприятия. Посему сказать, ограничится ли этот форум мирными посиделками в каком-нибудь конференц-зале или внезапно перерастет в шествие по улицам города – разумеется, под раздражающими львовян красными флагами, сегодня не представляется возможным.
Новая сюжетная линия во львовском да и вообще в украинском политикуме – «еврейская». Речь идет о намерении одесских общественных организаций «Евреи против антисемитизма» и «Евреи против Гурвица» провести возле Холма Славы во Львове антифашистский митинг «в память жертв советского народа и всего прогрессивного человечества, в память евреев, погибших в еврейских гетто, концлагерях от рук нелюдей – украинских националистов, шухевичей, бандеровцев и прочих фашистских отбросов».
Несмотря на то, что во время написания этой статьи продолжается заседание суда, по итогам которого, скорее всего, проведение любых массовых акций, кроме поминальных, в городе будет запрещено, евреи настроены более чем серьезно.
«Налицо правовая коллизия. С одной стороны, решение суда подлежит немедленному исполнению. С другой – оно должно вступить в законную силу по истечению срока на апелляционное обжалование, то есть, через 10 дней. Поэтому это судебное решение никак не сможет повлиять на наше решение о проведении акции. Мы, естественно, подадим апелляционную жалобу, которая приостановит выполнение этого решения», – рассказал «Главкому» ответственный секретарь комитета «Евреем против антисемитизма» Александр Еременко.
Организатор завтрашнего митинга осведомлен, что участники мероприятия вряд ли смогут чувствовать себя комфортно во Львове во время акции, направленной против «бандеровцев и прочих фашистских отбросов».
«Существует опасность, что представители Гитлерюгенда и последователи коллаборационалистов не дремлют. Мы надеемся, что органы внутренних дел обеспечат нам необходимую безопасность, но рассчитываем и на те пассивные средства безопасности индивидуального пользования, которые будут находиться на поверхности участников акции. Учитывая, что обстановка может быть приближенной к боевым действиям, участники акции будут иметь с собой каски и бронежилеты. Ничего другого мы не можем себе позволить с точки зрения закона, – говорит Еременко. – Но люди настроены решительно, самоотверженно. Они осознают, что могут пострадать, стать жертвой противоправных действий со стороны злоумышленников. Но для того, чтобы изменить что-то в обществе, они согласны жертвовать собой».
Заявления Еременко симптоматичны: они в принципе превращают в неуместную дискуссию о том, на самом ли деле эти еврейские организации являются еврейскими (от них успели отмежеваться целый ряд признанных в Украине и мире организаций) и правда ли то, что их связывают то ли с одиозной партией «Родина», то ли с одесским мэром Алексеем Костусевым (эти слухи, ширящиеся в Интернете, Алексей Еременко гневно опровергает). И даже не в том, что в заявке о митинге, направленной в адрес львовского горсовета, слово «холокост» написано с маленькой буквы («Нам это не ведомо…Пишется как с большой, так и с маленькой», – говорит по этому поводу Еременко). Факт состоит в том, что завтра во Львове в несанкционированном митинге будут принимать участие несколько десятков человек в касках и бронежилетах, и слоганы их митинга будут, мягко говоря, неприемлемыми для большинства рядовых львовян.
Которые, скорее всего, будут принимать участие в траурных и поминальных мероприятиях, организованных городским советом (читай – при активном участии партии «Свобода»). «Эти мероприятия будут призваны почтить память десятков тысяч украинцев, расстрелянных на протяжении последних десяти дней июня 1941 года на Западной Украине, и, в частности, во Львове, а также противостоять реваншистским силам, стремящимся реабилитировать сталинизм», – объясняет «Главкому» один из лидеров львовской «Свободы» Юрий Михальчишин.
«А если представители провокативных антиукраинских организаций заявляют о намерениях приехать во Львов в касках, то думаю, что им прежде нужно будет купить бронированные памперсы, чтобы доехать до города, а потом – добраться домой живыми и невредимыми», – комментирует он намерения «Евреев против антисемитизма» таки провести свою акцию, невзирая на запретительное решение суда.
Можно ли в такой обстановке быть уверенным в том, что провокаций в ходе завтрашних мероприятий можно будет избежать? Отнюдь. И очень показательной в этом отношении является еще одна фраза Михальчишина, до нельзя более исчерпывающе описывающая (пускай и с поправкой на политическую заангажированность ее автора) настрои накрученных еще с начала мая среднестатистических львовян.
«События, которые реально могут произойти во Львове завтра, являются абсолютно непрогнозируемыми. Информационная напряженность вокруг этих событий настолько велика, что ни местная власть как на уровне местной администрации, так и местных советов, ни органы правопорядка, ни политические партии, ни общественные организации не могут отвечать за действия отдельных граждан, которые ощущают, что их город находится под ударом, под прицелом внешней угрозы, которые чувствуют, что их пытаются унизить, ими пытаются манипулировать, их пытаются выставить в каком-то идиотском свете перед их согражданами и перед всем миром. Ответственность за действия граждан, которые могут самостоятельно предпринимать меры для того, чтобы остановить провокации, сегодня не может взять никто. И я бы, честно говоря, не советовал бы разным залетным туристам рассчитывать на толерантность и терпимость львовян. Она уже в принципе закончилась», – говорит Михальчишин.
-- Кому все это выгодно?
Как бы цинично это не звучало, но независимо от того, тихо или (что более вероятно) не очень пройдет завтрашний день во Львове, события в этом городе возымеют самое непосредственное влияние на политическую ситуацию в Украине, на позиционирование тех или иных сил – участниц завтрашних событий.
Коммунисты, например, выигрывают при любом исходе. Пройдут их выставка да форум спокойно – им будет достаточно того, что они просто «отметились» в насквозь «бандеровском» Львове. Побьют ленинцев – тоже неплохо: у нас избиратель гонимых любит. Плюс присутствие товарищей из других стран свою службу сослужит: об утеснениях украинских коммунистов таким образом узнают за рубежом нашей Родины, и это тоже играет на руку «симоненковцам».
Не предвидится в этой ситуации политических потерь и для «Свободы». Если все пройдет мирно – они поделят с регионалами лавры миротворцев: мол, роль местной власти в обеспечении спокойствия в городе никак не меньшая, чем центральной. Будут столкновения – их можно будет списать на специально подготовленные властью провокации, стремление «поставить Львов на колени», и, можно не сомневаться, эта риторика будет услышана потенциальным избирателем Тягнибока. В ситуации, когда национал-демократические силы во Львове (да и, в принципе, в Украине в целом) находятся в полнейшем упадке, столь активная позиция «Свободы» в столь актуальном (в основном, силами СМИ) вопросе, как этот, только еще больше подчеркивает исключительную роль «тягнибоковцев» на этом фланге отечественного политикума. Отмалчивающиеся или «примазывающиеся» к «Свободе» бютовцы, «нашеукраинцы», «яценюковцы» в этой ситуации выглядят попросту представителями другой лиги, неспособными вести с той же властью настолько же равный диалог, как это делают Тягнибок и его команда…
В любом случае, казалось бы, в выигрыше от этих событий останется власть в лице Партии регионов. Пройдет 22 июня во Львове спокойно – «бело-синие» запишут себе это в актив: мол, это наш губернатор, наша милиция «не допустили, предотвратили, обеспечили». Будет на улицах шумно – «Регионы» тут же вспомнят, что они от любых массовых акций демонстративно отстранились, посетуют на политическую незрелость доморощенных радикалов, возможно, заикнутся об угрозе фашизма – тем более, что в роли главных потерпевших от «разгула «свободовцев» могут оказаться самые настоящие евреи. Если совсем прижмет, Президент снимет с должности львовского губернатора – в конце концов, он даже не член партии, его не очень-то и жалко. Ну, а еще Виктор Федорович получит лишний повод задуматься о том, чтобы начать «закручивать гайки»: ведь население страны, напуганное, как всегда, идеологически выверенной телекартинкой, это начинание безапелляционно поддержит.
Впрочем, в этой, казалось бы, стройной схеме актуальным остается вопрос: осознает ли власть, что неспокойный завтрашний день во Львове ударит по ней, невзирая на все политтехнологические конструкции, которые сейчас подробно расписываются на Банковой? Увидев новые волнения во Львове, среднестатистический украинец вспомнит: после 9 мая власть активно оправдывала свое бессилие – мол, она к этому просто не была готова. Сегодня все возможности для того, чтобы предотвратить кровопролитие, у власти есть. И если власть этого не сделает, вариантов может быть только два: либо власти это банально не выгодно (и тогда «Регионы», по сути, во всеуслышание заявят, что они заинтересованы в искусственной дестабилизации в стране), и это – очень плохо; либо власть банально не справляется со своими обязанностями – она в силу своего непрофессионализма не может контролировать ситуацию в стране. Что тоже, признаться, нехорошо.
А еще за этими циничными размышлениями политическим актерам не хватает времени и желания подумать о том, насколько выгоднее для Львова, его жителей и Украины в целом было бы, чтобы день 22 июня по искусственному накалу страстей ничем не отличался от дня сегодняшнего, вчерашнего, позавчерашнего, да и, правду говоря, послезавтрашнего. Но выгодное исключительно политикам (причем практически всем без исключения) представление длиной в один день настолько важно для этих героев, что рассчитывать на то, что они все вместе вдруг соберутся в какой-нибудь львовской кофейне и, глубоко вдохнув тамошний неповторимый аромат, возьмут и решат жить дружно, совершенно невозможно. А жаль.
Фото: Василь Трухан (ukranews.com)
Коментарі — 0