Последняя неделя Тигипко?

Последняя неделя Тигипко?

Рассмотрение пенсионного законопроекта является для Сергея Леонидовича своеобразным распутьем

Пенсионная реформа, рассмотрение которой обещает стать главной «фишкой» парламентской недели, окажет непосредственное влияние на жизнь не только 13 миллионов украинских пенсионеров и еще нескольких миллионов наших сограждан предпенсионного возраста. От результатов голосования в сессионном зале напрямую зависит судьба как минимум еще одного человека – «архитектора» этой реформы, вице-премьера по социальным вопросам Сергея Тигипко.

Ведь и правда, рассмотрение пенсионного законопроекта является для Сергея Леонидовича своеобразным распутьем. Если реформа будет принята в парламенте, ему, судя по всему, придется искать новое поле для приложения своих усилий. Если же Рада, следуя вполне понятным мотивам (будем откровенными, все, кому очень надо, уже давно живут в режиме избирательной кампании), «завалит» реформу… Что ж, напомним, что Тигипко, напрямую ответственный за подготовку и продвижение пенсионного законопроекта, неоднократно заявлял, что в таком случае он незамедлительно объявит о своей отставке.

«Главком» при помощи известных украинских политологов постарался смоделировать, как сложится судьба Сергея Леонидовича в обоих этих случаях…

-- Если 226 не будет…

Опрошенные «Главкомом» эксперты довольно скептично относятся к самой возможности того, что Верховная Рада в столь принципиальном для Кабмина и Банковой вопросе вдруг проявит некую строптивость и не даст необходимого количества голосов.

Если пенсионная реформа не пройдет второго голосования в Раде, то это станет, прежде всего, ударом не по Тигипко, а по власти как таковой. Если реформа провалится, это станет знаком того, что власть не так сильна, какой хотела бы казаться, это может стать первым индикатором существенного ослабления политической состоятельности нынешней власти, – говорит «Главкому» глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. – Но мне кажется, пока что ситуация не настолько драматична. Думаю, что, скорее всего, эту реформу проголосуют». Следовательно, утверждает политолог, возможность того, что в политикуме сформируются условия, при которых Тигипко нужно будет задумываться о реализации своего обещания уйти в отставку, является маловероятной.

Не верит в отставку вице-премьера и глава Института глобальных стратегий Вадим Карасев. «Конечно, если реформу не примут, Тигипко может заявить об отставке, подать соответствующее прошение. Но решение ведь все равно остается за Президентом. Думаю, отставки не будет…» – говорит он.

А вот директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, напротив, уверен, что если реформа не будет поддержана сессионным залом, у Сергея Леонидовича просто не будет другого выхода, кроме как сдержать свое обещание. «Разве что, если примут ее в каком-то измененном варианте, который даст ему возможность сохранить лицо. То есть, что-то примут, что-то нет, и он сможет сказать: все равно, шаг сделан, поэтому я не ухожу...» – замечает он.

В любом случае, ключевым моментом, который будет влиять на действия Тигипко в случае, если его детище не встретит одобрения парламентариев, станет его личная готовность покинуть власть и осознание им лично перспектив своей дальнейшей политической деятельности в принципиально новых условиях. Ведь, посмотрим правде в глаза, за время, прошедшее с триумфальных для Тигипко президентских выборов и его похода во власть он попросту слился в имиджевом плане с доминирующими во властных кабинетах представителями Партией регионов. Именно этим эксперты объясняли и фактический провал «Сильной Украины» на прошлогодних местных выборах – избиратель просто не видел смысла голосовать за партию, даже не пытающуюся избавиться от имиджа «младшего брата» регионалов.

Отставка Тигипко могла бы положить решительный конец такому положению вещей: она обозначала бы реальный выход из тени огромной Партии регионов и как минимум возможность начать серьезнейшую подготовку к парламентским выборам, то есть, по сути, к бою против «бело-синих».

Но Готов ли к такому развитию событий сам Тигипко? Стоит ли ему вообще это делать? Тут мнения политологов разделились.

Например, Вадим Карасев убежден, что выходить из тени Партии регионов для Тигипко попросту не имеет смысла.

«Шансов на более-менее серьезный результат у него намного больше, если он будет идти на выборы в качестве партии власти. Обездоленные и обиженные на Партию регионов скорее не пойдут на выборы или проголосуют за коммунистов, но уж точно не за Тигипко, – говорит политолог. – Электората как такового у него нет, а для того, чтобы стать интересным бизнесменам средней руки, у которых, например, нет выходов на руководство Партии регионов, ему нужно быть партией власти, предоставлять им возможность решать какие-то свои проблемы. А в оппозиции Тигипко тоже не ждут: там ему сразу напомнят о той же пенсионной реформе…» Одним словом, говорит Карасев, Сергею Леонидовичу необходимо по максимуму использовать свои шансы набрать свои 4-5% или сколько там будет составлять проходной барьер в качестве провластной политической силы – на большее «Сильной Украине» пока рассчитывать нечего…

В корне не согласен с ним Михаил Погребинский. По его словам, Тигипко все еще сохраняет шансы вернуть себе тот электорат, который голосовал за него в ходе президентских выборов: речь идет преимущественно о городском, молодом, либерально настроенном избирателе. «Эта ниша составляет порядка 10-15% от общего количества избирателей, это очень много. И она до сих пор не занята!» – говорит политолог.

Чтобы использовать этот шанс, Тигипко, очевидно, необходимо будет заявить о переходе в некую мягкую форму конструктивной оппозиции к сегодняшним соратникам и вплотную заняться обустройством своей партии. При этом, считает Погребинский, вовсе не факт, что эта деятельность будет сталкиваться с ожесточенным сопротивлением власти: Тигипко-оппозиционер вполне может договориться с властью о взаимовыгодном сосуществовании: получить единоличное большинство в следующем парламенте регионалам будет довольно тяжело, а вот сформировать коалицию с конструктивным оппозиционером Тигипко – почему нет? В конце концов, вон даже в России Президент Медведев встречается со свежеиспеченным «оппозиционером» Михаилом Прохоровым, создавшим вроде как либеральную партию «Правое дело», а мы чем хуже?

«Неясно только, захочет ли Тигико заниматься партстроительством и борьбой за возвращение своего прежнего электората. Это ведь сопряжено с миллионом забот, а он не похож на очень практичного человека, который взвалит на себя эту ношу. Тем не менее, теоретически такая возможность у него есть», – резюмирует Погребинский.

«Мне кажется, сам Тигипко не готов к переходу в оппозицию, он не хочет рвать с властью, вступать с ней в конфликт. Ему комфортнее быть во власти, чем в оппозиции. Браться пускай даже за очень сложные экономические задачи ему проще и понятнее, чем использовать оппозиционную риторику, проводить какие-то оппозиционные акции», – согласен с ним Владимир Фесенко.

-- Если 226 будет…

Принятие пенсионной реформы на сегодня и вправду выглядит самым вероятным вариантом развития событий в парламенте: слишком много факторов свидетельствует в пользу этого. Речь идет и о принципиальной позиции Президента по этому вопросу (в последний раз он выразил уверенность в принятии законопроекта буквально на днях, на украинско-армянском бизнес-форуме), и о степени влияния Банковой на парламент, и, наконец, о незримой тени Международного валютного фонда, поставившего реформу непременным условием выделения Украине следующего транша огромного кредита…

То есть, вполне вероятно, что с необходимостью писать заявление об отставке Тигипко таки не столкнется. Тем не менее, в таком случае перед Сергеем Леонидовичем встанут другие вопросы. И действительно, чем должен будет заниматься человек, который на протяжении последних полугода ассоциировался в медиа-пространстве главным образом с подготовкой и продвижением изменений в пенсионное законодательство? Как конвертировать наработанный им какой-никакой политический и имиджевый капитал в реально осязаемый капитал электоральный – ведь в преддверии парламентских выборов об этом тоже нужно думать не в последнюю очередь?

Итак, по словам экспертов, опрошенных «Главкомом», первая сфера, которой мог бы заняться Тигипко после принятия пенсионной реформы – это… пенсионная реформа. Нет, речь не идет о личном пиаре вице-премьера на этой реформе: там, в один голос утверждают политологи, пиариться не на чем. А вот заниматься ее коррекцией на ходу, обеспечивать создание оговоренных в законопроекте пенсионных фондов, бороться с саботажем реформы на нижних уровнях и тушить вполне возможные очаги социального недовольство – все эти обязанности, скорее всего, лягут именно на плечи Сергея Леонидовича…

Наконец, вице-премьер по социальным вопросам после принятия первой социальной реформы мог бы взвалить на себя проведение других социальных реформ: то ли реформы трудового законодательства, как прогнозирует Карасев, то ли реформы системы здравоохранения, о которой говорил с «Главкомом» Погребинский, то ли тотальным пересмотром системы предоставления государством льгот, о которой вспомнил Фесенко.

В любом случае, подытожил Михаил Погребинский, Тигипко должен будет стать вице-премьером по непопулярным реформам, – даже невзирая на приближающиеся парламентские выборы, в ходе которых ассоциироваться с непопулярными шагами власти, казалось бы, было бы совершенно невыгодно.

«Либеральная ниша все равно свободна. Тем, кто не хочет голосовать ни за Партию регионов, ни за националистов, сегодня просто не за кого голосовать, и эта молодежь вполне может проголосовать за человека, ассоциирующегося с непопулярными реформами», – говорит политолог.

Рецепт успеха Тигипко от Погребинского все тот же, и он предельно прост: выходить из тени регионалов, брать на себя ответственность за реформы, критиковать за инертность в реформировании того же Азарова. Немаловажный факт: происходить все это должно при поддержке Президента, заинтересованного в том, чтобы лояльные к нему Партия регионов и «Сильная Украина» в следующем парламенте сформировали стабильной провластное большинство. «Я не знаю, пойдет ли на это Президент, но я бы ему это советовал. Шансов получить единоличное большинство в парламенте у «Регионов» практически нет», – говорит Погребинский.

Заметим, что сегодня на распутье стоит не только политическая карьера Сергея Леонидовича – в такой же точке бифуркации находится и его личный электоральный рейтинг. Человек, который еще полтора года назад был третьим по популярности политиком страны, сегодня со своей партией балансирует на грани проходного барьера в парламент. Посмотрим правде в глаза: Тигипко уже давно перестали называть фактором в большой политической игре, он – скорее декорация в той партии, которую ведут соперничающие группировки на Банковой, а по степени влиятельности на народные массы его, пожалуй, может обскакать даже «правильный» оппозиционер Яценюк.

Пенсионный законопроект реально имеет все шансы стать первой реформой, которую за больше года своего пребывания в правительстве может записать в свой актив человек, назвавшийся в прошлом году главным реформатором Кабмина. Но поможет ли ему это в новом обретении политической субъектности? Сдвинется ли с мертвой точки его рейтинг, стабилизировавшийся на 4-5-процентном уровне? И, если сдвинется, то в какую сторону? Как Тигипко будет сочетать свои никуда не девшиеся политические амбиции и выполнение той «грязной» работы, которую отвели в его ведение коллеги по Кабмину? От ответов на эти вопросы и будет зависеть дальнейшая политическая судьба Сергея Тигипко.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: