Капиталы легализируют?

Капиталы легализируют?

Правительство готовит законопроект о легализации теневых капиталов

По данным источников «Главкома» в правительстве, Кабмин начал разработку законопроекта о легализации теневых капиталов. Пока известно, что соответствующее поручение уже расписано по исполнителям в Минфине и Минэкономики, а появление готового документа можно ожидать к концу года.

Главной идеей правительственного законопроекта будет проведение так называемой «налоговой амнистии» - добровольного разового декларирования доходов, с которых не уплачены налоги. Под действие закона будут подпадать не все средства, а только те, которые были получены без нарушения Конвенции об отмывании денег.

Оно и понятно, ведь десятки миллиардов теневых долларов и оффшорные миллиарды не дают покоя Азарову и сотоварищам, пытающихся по максимуму наполнить бюджет. По самим скромным оценкам, не менее 50% украинской экономики находится в тени. Олигархи без лишних угрызений совести выводят на тот же Кипр львиную долю прибыли, «прокручивая» экспорт через свои кипрские компании по заниженным ценам.

-- Как это делали за границей?

Как показывает практика стран со стабильной законодательной базой, терпимым уровнем коррупцией и доверием граждан к власти, легализация капиталов и разовая налоговая амнистия может дать позитивные результаты.

Один из самых удачных примеров - Ирландия, которая в 1998 году через амнистию смогла привлечь в бюджет 1,5 миллиарда долларов (2,5% ВВП).

Классический пример налоговой амнистии - Италия. Там в 2001-2002 годах было легализировано 73 миллиарда Евро, а ВВП страны вырос на 7%. Прибалтийские страны перед вступлением в ЕС также проводили налоговую амнистию, и она также считается успешной.

В России впервые попробовали этот инструмент в 1993 году, и он провалился, в 2007 там была еще одна попытка, но результат был практически тот же. Даже в Грузии в 2005 году легализация капиталов фактически не удалась.

Одним из позитивных примером на постсоветском пространстве, конечно же, не учитывая страны Балтии, стал Казахстан. Назарбаеву удалось навести кое-какой порядок в стране, провести ряд реформ, немного обуздать коррупцию. В 2001 году казахам удалось легализировать 480 миллионов долларов. В 2005-2007 годах, когда пошла декларация имущества, из тени вывели еще около шести миллиардов долларов.

-- А в Украине…

Правительство Азарова в своих попытках провести легализацию капиталов не первопроходец. Еще в 1993 году перед внедрением процедуры декларирования валютных средств, предпринимателям было предложено безнаказанно заявить о своих сбережениях за границей. Но этим никто не воспользовался. Тогда чиновники получили первый урок – что при отсутствия каких-либо гарантий законности об амнистии и думать нечего.

Президент Леонид Кучма не раз пытался провести легализацию капиталов. Во времена премьерства Виктора Ющенко Кучма лично подал соответствующий законопроект. Согласно документу, для легализации теневых доходов надо было заплатить единый 10% налог. Срок проведения легализации – год. Причем, в законе декларировалось, что вся предоставленная гражданами информация останется конфиденциальной.

Документ так и остался лишь декларацией намерений. Как раз накануне увольнения Ющенко, его заслушали и сняли с рассмотрения. Та же участь постигла и аналогичный законопроект нардепов Омельченко и Ермака.

Спустя два года за легализацию капитала взялся премьер Янукович. 18 июня 2003 года его правительство подало новый законопроект, с тем же названием, что и у Президента Кучмы. Чуть переделанный документ имел аналогичные положения о 10% сборе с суммы легализованного дохода, а период легализации устанавливался с 1 января по 31 декабря 2004 года.

Схожий законопроект подавал тогда еще народный депутат, а ныне глава исполкома «Нашей Украины» Сергей Бондарчук. Накануне президентских выборов 2004 года всем было явно не до налоговой амнистии, и эти законопроекты постигла участь своих предшественников.

Хотя дискуссии в парламенте и в экспертном сообществе точились более чем острые. Вспоминали и опыт Ирландии, и итальянский прецедент, говорили о неком успехе Казахстана. Но экономические эксперты прямо заявляли, что одной только налоговой амнистией ничего не добиться. Это только один из инструментов более широкого пакета налоговых реформ, создания благоприятного бизнес-климата и действенной борьбы с коррупцией. Тогда большинство скептиков предрекало, что с таким уровнем коррупции легализация капитала не даст ощутимого эффекта.

Хотя Леонид Кучме в марте 2004 года все же зарегистрировал свой второй законопроект о легализации доходов. Даже посвятил этому часть своего обращения к парламенту. Но ничего из этого всего так и не вышло.

Вторе премьерство Януковича ознаменовалось очередной попыткой провести легализации капитала. В конце 2006-го в начале 2007 года в Раде зарегистрировали сразу несколько законопроектов. Свой документ подал тогда еще БЮТовец Валерий Писаренко, а также группа нардепов Зварич, Смитюх, Радзиевский и Макеенко.

В последние дни существования правительства, подал очередной проект о легализации и премьер-министр Виктор Янукович. Закон был похож на документ 2003 года, но имел целый ряд существенных новел. К примеру, ставку единого сбора с легализированного капитала предлагали сделать диверсифицированным. В первый месяц амнистии – 4%, на втором и третьем месяце 6%, и в последние три – 8%. Но спустя пару недель после регистрации сам Янукович свой документ и отозвал.

Кабмин Тимошенко также пыталось взяться за легализацию теневых капиталов. В недрах ее правительства и законопроект соответствующий вызрел. Главные его положения совпадали с проектом Януковича, теми же была и схема изымания сбора с теневого капитала – 4%, 6% и 8%. Но шансов пройти через парламент в разгар президентской гонки у документа практически не было.

Стоит вспомнить о проекте нардепа регионала Григория Смитюха. Он трижды дорабатывал свой законопроект, и в феврале 2011 года его даже включили в повестку дня сессии, был даже одобрен в первом чтении, но потом его снова отправили на доработку. Регионал предлагал объявить налоговую амнистию на год, и изымать всего 1% из задекларированной суммы для легализации.

-- Кабмин амнистирует миллиарды олигархов под продажу земли?

Похоже, Янукович вновь дал команду вновь готовить проект легализации теневых капиталов. По утверждению близкого к Минэкономики нардепа от Партии регионов Алексея Плотникова, разработка нового плана налоговой амнистии уже запущена.

«Я знаю, что работа по разработке законопроекта о налоговой амнистии ведется. Могу сообщить, что на Кабмин возложено задание разработать соответствующий закон, но на кого точно расписали документ – мне не известно», - сообщил «Главкому» регионал.

Раскрывать детали правительственных планов он не стал, лишь отметил, что залогом успеха этой затеи может стать только доверие бизнеса к власти. «Любая легализация – это вопрос доверия к власти. Должно быть понимание, что власть будет работать долго, будет ответственность и преемственность. Если же человек боится, что через месяц-два к нему придут из органов, что легализация вряд ли сработает», - заявил Плотников.

Известный экономист, директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский также сообщил «Главкому», что разработкой закона о налоговой амнистии уже занимаются.

«Я слышал об идеях разработки законопроекта, но о каких-то подробностях мне не известно. Меня к этому процессу не привлекали», - сообщил нам эксперт.

Бураковский считает, что идея легализации капитала через налоговую амнистию или другие инструменты достаточно реалистичная. Но традиционно возникает два вопроса: какие будут условия амнистии и, что будет после нее: «Ведь, если мы радикально не меняем бизнес-среду и проводим амнистию, тогда будет проблема доверия бизнеса к власти. А это может даже важнее механизмов самой амнистии».

О необходимости легализации капитала и налоговой амнистии говорят и в оппозиции. К примеру, депутат от НУНС Ксения Ляпина и комитета по промполитике и предпринимательству обеими руками «за».

«Налоговую амнистию надо проводить. С 90-х у нас накопилось столько «недоразумений» с капиталами и просто так эти деньги в Украину не вернутся», - считает оппозиционерка.

Но, по ее словам, как и все предыдущие попытки, новая инициатива Кабмина обречена на провал.

«В Украине неоднократно поднималась идея налоговой амнистии, но каждый раз все проваливалось. Дьявол же кроется в деталях. Как только начинают писать нюансы проведения амнистии, сразу же возникают противоречия. Легализировать можно только капиталы не уголовного происхождения. Но как их отличать? Кто это будет делать, кто судьи? Что делать с FATF и другими международными обязательствами по противодействию отмывания денег? Через подобные вопросы ни разу так и не удавалось пройти от идеи к реализации налоговой амнистии на практике», - заявила она «Главкому».

Проверка происхождения капитала – это обязательное условия проведения любой налоговой амнистии. Но кто будет решать, не заработаны ли миллионы от торговли оружием, людьми или наркотиков? Если это поручат нашим чиновникам, то кто убедит не приближенных к власти бизнесменов, что им не устроят «темную»? Если сейчас неугодных штурмует налоговая и против них возбуждаются уголовные дела, то чего ожидать во время легализации? Не получится ли, что амнистию затеют только для близкого круга проверенных олигархов?

Возможно, очередная инициатива проводить налоговую амнистию связана с планами по продаже земли? А что, неплохо получается – под приближенных к власти людей огласят легализацию, они заведут свои миллиарды и начнут массово скупать землю. И иностранцев не пустят к нашему «сокровенному», и окружение останется довольным…

«Мне не известно, что именно вкладывают в идею легализации нынешние чиновники. Они говорят правильные вещи, а потом мы получаем совсем неправильные действия. Можно надеяться, что правительство предложит действенный и прозрачный механизм, который поставит всех в равные условия, а не создаст преференций только для своих. Но я в это, честно говоря, не верю», - считает Ксения Ляпина.

С другой стороны, а что в Украине такого случилось за последние годы, чтобы бизнес захотел возвращать свои деньги на Родину? Разве чиновники, налоговая и суды стали менее коррумпированы? Или в Украине кто-то теперь дает гарантию, что твою собственность не отберут близкие к власти олигархи?

Если же кто и хочет завести свои капиталы в Украину, то без проблем проворачивают это, как стратегическую инвестицию с оффшорного Кипра. Потому и получается, что Кипр всегда в лидерах по инвестициям в Украину. Да и признавать, что ты вор, по такой схеме олигарху не нужно. Может, потому в парламенте и не спешат отменять оффшорный договор против двойного налогообложения с Кипром?

В любом случае, четыре предыдущие попытки провести легализацию капитала в Украине провалились. Посмотрим, чем закончится правительственная попытка номер пять.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: