Фарм-олигархи пошли войной на Азарова и губернаторов

Фарм-олигархи пошли войной на Азарова и губернаторов

На подходе – четвертый министр?

Если фармацевтический бизнес хорошо вписан в действующие схемы, которые щупальцами укоренились во власть, его рентабельность может достигать сотен процентов. Быстро стареющая и часто болеющая нация все больше нуждается во все более дорогостоящих препаратах. Вот почему сегодня для людей, «держащих» медицинский рынок, очень важно сохранить наработанные схемы, которые уже много лет приносят миллионные прибыли. Самое парадоксальное, что «зайти» в МОЗ и на месте решать все свои вопросы, им удается всегда: как при предыдущей власти, так и при нынешней.

$5 млрд., выделенных на закупки лекарств и медицинского оборудования за все годы независимости, гривна за гривней оседают в карманах по сути одних и тех же игроков рынка. Меняя «крыши» в МОЗе и правительстве, как шнурки на ботинках, поставщики медпрепаратов и оборудования доводят ситуацию в отечественной медицине до критической точки. Создается впечатление, что в этой отрасли – самый настоящий сговор операторов рынка, готовых зарубить на корню любые, даже самые прогрессивные, идеи. Почему так происходит? Попытаемся разобраться.

-- На подходе – четвертый министр?

С приходом Президента Януковича в Министерстве здравоохранения уже третий министр. У каждого из них – свои отношения как с медицинским лобби в руководстве правительства и парламенте, так и с крупными игроками рынка (В следующем материале мы детально остановимся на схемах, которые работали в последние годы в министерстве).

Зиновий Мытнык занимал должность министра здравоохранения с марта по декабрь 2010 года. Скажем лишь, что на момент пребывания Мытника на должности, около 90% государственных закупок медицинских препаратов контролировалось структурами, говорят, не чужими Петру Багрию (ЗАТ «Ганза», ТОВ «Фармацевтические препараты регионов» и др.). При правительстве Тимошенко Мытник работал заместителем министра здравоохранения и возглавлял тендерный Комитет Минздрава. Именно он отвечал за закупки «Тамифлю», «Пентаксим», автомобилей Опель Комбо.

По всем этим закупкам сегодня открыты уголовные дела, многие участники тех схем сегодня прибывают под следствием, некоторые даже находятся в местах не столь отдалённых. А сам Зиновий Мытник, тем временем, по словам источников в Минздраве, завершает строительство частной больницы в родном Ивано-Франковске. Также поговаривают, что нечужие ему структуры занимаются скупкой аптек по всей области.

На место уволенного в декабре 2010 года Зиновия Мытника пришел новый министр - Илья Емец. До того Емец работал директором Научно-практического центра детской кардиологии и кардиохирургии Министерства здравоохранения. Как писали во многих СМИ, его назначение лоббировали крупные игроки на медицинском рынке – Борис Литовский и поставщик медицинской техники Николай Кузьма, желающие потеснить АТ «Ганза» Петра Багрия. Им это удалось. Правда, ненадолго.

После достаточно показательного освобождения Ильи Емца с должности министра и назначения донецкого кадра Александра Анищенко, главные поставщики попытались удержаться на рынке и вступили в некий сговор против нового министра, который заявил о намерениях потеснить «медицинскую мафию».

Однако в результате таких действий были остановлены все тендера на поставки препаратов для проведения прививок (БЦЖ), для лечения онкологии, туберкулеза, ВИЧ, рассеянного склероза, других опасных заболеваний. Страна осталась без медикаментов. В больницах не осталось запасов, лечить стало нечем. Самый яркий пример – с обеспечением больниц вакциной БЦЖ (производства России). Минздрав заключил договор, но на изготовление вакцины требуется 4 месяца, следовательно, она поступит в Украину только в 2012 году.

Такая я же ситуация образовалась и с закупками по программам туберкулеза, ВИЧ, онкологии, рассеянного склероза и др. Больные вынуждены самостоятельно покупать лекарства, которые государство обязано им обеспечить. Представьте себе ситуацию, когда семья, имеющая больного, не получает гарантированных государством лекарств? Люди продают квартиры, машины, сдают золото в ломбарды, берут деньги в долг. Человеческая трагедия натыкается на бездушность государственной машины, и от этого становится только хуже. Ситуация, сложившаяся с обеспечением лекарствами сегодня, катастрофична, такого не было с выполнением госпрограмм за все 20 лет независимости. Об этом говорят уже не только СМИ и больные, но и врачи, и начальники облздравов.

Почему сложилась такая ситуация? Как говорят наши источники в Министерстве, поставщики отказались работать по новым «правилам», которые установлены нынешними гласными и негласными руководителями Минздрава. По этим правилам, поставщикам, поговаривают злые языки, предлагается всего 2% отката, в дележе остатка они не участвуют.

Но если руководство МОЗ так хотело остановить коррупцию в поставках медпрепаратов, почему оно не начало заранее договариваться с производителями продукции до того, как разорвать уже существующие договора? Или этот маневр – лишь случай, чтобы допустить на рынок новых игроков и собственноручно вырастить новых фармолигархов?

В итоге Минздрав заключил в авральном порядке договора с небезызвестной компанией «Людмила-фарм» (единоличный хозяин компании Елена Миронова) на беспрецедентную сумму 700 млн.грн. По состоянию на конец октября, эта компания поставила лекарств лишь на сумму 50 млн.грн. и, очевидно, что в полном объеме она выполнить такой заказ не в состоянии. Как эта ситуация разрешится, не знает никто.

К слову, «Людмила-фарм» известна как многолетний победитель тендеров, проводимых Академией медицинских наук, когда последнюю возглавлял Александр Возианов. Именно на поставках Академии Елена Миронова «отшлифовала» схемы работы с МОЗ. Пресса не раз писала о так называемой «тендерной мафии» и о тендерах, когда победитель тендера становится известным еще на этапе написания технико-экономического обоснования. То, что в течении нескольких лет компания Мироновой была победителем всех торгов, проводимых Академией меднаук, наводит на неприятные размышления.

Но вернемся к ситуации с закупками Минздрава. Фактический срыв выполнения основных государственных программ в медицине вынудил премьер-министра Азарова еще в августе пойти на беспрецедентный шаг и передать решение вопроса по закупке медикаментов Министерству чрезвычайных ситуаций. Но и это особо не помогло.

12 октября Президент Виктор Янукович специальным указом объявил выговор руководству Минздрава — «за ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, невыполнение государственных целевых программ и комплексных мер по здравоохранению». Взыскания получили министр Александр Анищенко и замы Раиса Моисеенко, Александр Толстанов, Галина Калишенко. А контроль поставками лекарств поручили вести первому вице-премьеру Андрею Клюеву, который возглавил Совет по вопросам функционирования системы здравоохранения.

Последствия недопоставок лекарств в Украину таковы: быстрыми темпами заработал «черный рынок» лекарств (контролируемый теми же поставщиками), прививки БЦЖ только начали поступать в больницы, а МОЗ по-прежнему не имеет плана дальнейших закупок лекарственных средств. Не исключено, что именно набор критических факторов может стать поводом для отставки очередного министра…

Тем более, что в кулуарах уже даже называют возможного преемника. Вернее, преемниц. Чаще всех всплывает фамилия Раисы Богатыревой, которая явно засиделась на должности секретаря Совбеза, и которая сама заинтересована второй раз возглавить Минздрав. Министром может стать и Татьяна Бахтеева, глава профильного парламентского комитета по здравоохранению. Однако вряд ли она променяет свой нынешний статус на шаткую должность министра. Во всяком случае, Бахтеева не делала серьезных попыток возглавить министерство, а ее коллега Владимир Карпук заявил, что Бахтеева «на своем месте».

-- Децентрализация здравоохранения: лучше так, чем как было

Полный провал процедур централизованных закупок в этом году, заставил Кабинет министров быстро искать решения. Началось все с… увеличения субвенций на выполнение государственных программ в сфере здравоохранения с 1 млрд. 300 млн. гривен в 2011 году до 2 млрд. 700 млн. в проекте Госбюджета на 2012 год. Этот факт, подозреваем, несказанно порадовал представителей «медицинской мафии».

Но маленькая деталь. Чтобы разорвать порочный круг «Министерство здравоохранения – приближенные поставщики», Кабмин в проекте бюджета на 2012 год предусмотрел полную децентрализацию закупок в сфере здравоохранения. Это означает, что все средства, выделяемые из госбюджета на медицину, отныне будут распределяться на местах – отдельно в каждом конкретном регионе.

При таком подходе у Минздрава из почти 3 миллиардов гривен останется всего 100 миллионов. Основные же средства будут переданы в виде субвенций в областные бюджеты, под личную ответственность глав обладминистраций.

По логике вещей, такая ситуация должна сломать налаженные годами схемы, когда ключевые игроки фармрынка договориваются с одним министром и проверяющими органами на уровне Киева. Так можно работать в привычных раскладах, при которых, по оценкам операторов рынка, из 400 миллионов, потраченных на одну закупку, более половины наверняка оседало в конкретных карманах через разветвленную сеть фирм-однодневок, оффшоров и посредников.

Понимая всю опасность сложившейся ситуации и невозможность на нее повлиять (решение о децентрализации закупок принималось на самом высоком государственном уровне), основные игроки рынка – Николай Кузьма, Петр Багрий, Борис Литовский и другие, по словам наших источников в тендерном комитете Минздрава, находятся в состоянии близком к агонии.

Поговаривают также, что министр Анищенко, который изначально хотел снять с себя груз ответственности закупок, понимая, что устоять между фарммафией с одной стороны и проверками КРУ, Прокуратуры, МВД и СБУ с другой, ему не под силу, также выступает за децентрализацию. Наши собеседники в правительстве говорят, что премьер-министр Николай Азаров, устав от постоянных скандалов в Минздраве, а также понимая возможные политические дивиденды в преддверии парламентских выборов, поддержал министра в этом вопросе.

Это оказалось полной неожиданностью для указанных выше игроков рынка и заставило их объединить свои усилия в борьбе за возврат к накатанной схеме «зарабатывания» на тендерах в Минздраве. Непримиримые соперники в торгах сегодня объединились и первым делом устроили массированную информационную атаку, в красках описывая «неподкупную, честную и справедливую» систему госзакупок в Министерстве здравоохранения.

Но учитывая количество скандалов, связанных с закупками в Минздраве, вряд ли найдется хоть один здравомыслящий человек, который поверит в прозрачность и честность этой системы.

Единственное преимущество централизованных закупок, которое в Украине так и не нашло своего применения, заключается в возможности получить скидку за счет бОльшего объема закупки. Но при существующей в нашей стране схеме, закупка производилась не у производителя и даже не у дистрибьютора, а через сеть оффшоров и посредников, поэтому при откатах минимум в 40-60%, скидка в 5-10% просто теряла всякий смысл («Главком» уже детально описывал схемы закупок лекарств в период 2007-2009 гг. – смотри «Глава Минздрава в шаге от отставки»)

Коротко схема с «честными и прозрачными» торгами в Минздраве выглядела таким образом, что коммерческие фирмы навязывали перечень планируемых закупок без учета реальных потребностей регионов, Минздрав искусственно «подгонял» под этот перечень потребность и в итоге регионы получали ненужные товары, а бюджет терял государственные деньги, поскольку все товары закупались по завышенной цене. В случае отказа от работы по такой схеме регионы не получали ничего.

Согласно данных ГлавКРУ, только на протяжении 2008-2009 гг. Минздрав подписал контракты на 46 единиц медицинского оборудования на сумму 86,7 млн. грн., которое не используется по причине невозможности его установки в регионах.

Децентрализация не только закупок, но и управленческих функций – один из элементов реформирования систем здравоохранения во многих европейских странах. Сегодня эта система прорабатывается на уровне «пилотных» Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областей и Киева, где стартовала медицинская реформа.

Впрочем, не будем тешить себя иллюзиями: ведь только слепой не заметит и выгод от децентрализации, которые получит правящая партия сегодня. В ситуации, когда руководители областей накануне парламентских выборов 2012 года будут головой отвечать перед Президентом рейтинг партии, то бишь, за социальную составляющую вверенных им территорий, в том числе и за обеспечение больниц лекарствами, они вряд ли решатся идти на сговор с поставщиками медапаратуры и препаратов.

Публичная сторона шага по децентрализации медпоставок согласуется с обещаниями Президента о передаче не только большинства управленческих функций с центра на места, но и соответствующих финансовых ресурсов и права самостоятельного ими распоряжаться. Действительно, отвечать за ситуацию в регионе, не имея полномочий и возможности распоряжаться деньгами, практически невозможно.

Де факто, правящая партия заинтересована в том, чтобы дать каждому губернатору (по сути, ставленнику Президента) возможность показать населению своего региона, что он здесь хозяин, и что именно он обеспечил больницы лекарствами и купил современное оборудование. Имиджевые бонусы для ПР очевидны.

Хотя централизация сама по себе и не новое решение. В Украине уже есть удачные примеры «частичной» децентрализации поставок медикаментов. Самое интересное, что этот метод внедрил… премьер-министр Янукович в 2007 году. Тогда правительство приняло решение об отказе от централизованной закупки инсулина. За три года эта схема показала свою эффективность. Несмотря на то, что цена закупок незначительно возросла, зато номенклатура поставок, качество инсулина во многом стали отвечать потребностям каждого отдельно взятого региона, и с тех пор не было ни одной публичной акции больных сахарным диабетом.

Очевидно, что поставщиков, «пасущихся» в Минздраве, такая ситуация в корне не устраивает и ломает устоявшуюся коррупционную систему закупок. Договориться одновременно с 24 губернаторами, премьер-министром Крыма, мэрами Севастополя и Киева просто невозможно. Таким образом, на «26 бакинских комиссаров» будет возложена миссия по перекрытию сомнительных схем. Только действительно хотят ли этого в Министерстве, которое привыкло к постоянным «откатам» - вопрос риторический.

Нериторическим выглядит следующий вопрос: удастся ли Президенту и его команде выполнить свои предвыборные обещания и навести порядок в системе здравоохранения?

Для бизнес-групп, подсевших на иглу госзакупок, сфера здравоохранения – это в первую очередь способ обогатиться за счет бюджетных денег, при этом здоровье нации, по всей видимости, их не интересует.

-- 12 «друзей Оушена». Кто играет на рынке по-крупному?

На сегодняшний день наиболее серьезными игроками на рынке поставки медикаментов и оборудования остаются:

Медоборудование:

1. Николай Кузьма («Укрмед»)

2. Герман Фисталь («Горал»)

3. Валерий Видасов («Ксенко»)

4. Владимир Курило («Сименс»)

5. Константин Гаевский («Тошиба»)

6. Владимир Семиноженко («Диапрофмед»)

7. Елена Кучерук («Дженерал Электрик»)

Медикаменты:

1. Борис Литовский («Здоровье»)

2. Петр Багрий («Ганза»)

3. Елена Миронова (Людмила-фарм)

4. Владимир Бабий – (вакцины)

5. Владимир Радченко – (вакцины)

(Во второй части расследования читайте, как бывшие министры «вступали в сговор» с представителями «медицинской мафии»).

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: