Качественного бензина в Украине не будет

Качественного бензина в Украине не будет

Нефтеперерабатывающие заводы не смогут перейти с нового года на производство бензина улучшенного качества, которое соответствует стандартам Евро-4 и Евро-5.

Нефтеперерабатывающие заводы не смогут перейти с нового года на производство бензина улучшенного качества, которое соответствует стандартам Евро-4 и Евро-5. Заводы так и не провели модернизацию своих мощностей. Одним не хватало денег, другим — желания. Поэтому, очевидно, действие нынешних требований к топливу, которые соответствуют стандартам Евро-2 и 3, продолжат.

-- Украинские заводы не спешат обновляться

В начале нынешнего лета Госстандарт уже продлевал действие устаревших стандартов качества

топлива. Мотивация была простой — НПЗ не успели провести обновление своих технологических линий. Владельцы заводов подписали меморандум с правительством Украины, в котором есть четкое условие, что они готовы проводить модернизацию только после введения пошлин на импортное топливо.

Просто взять и закрыть все заводы, продукция которых не соответствует современным стандартам — нельзя. Тогда аграрии и военные, которые работают на устаревшей технике, останутся вообще с пустыми баками. А устаревшую технику устраивает и нынешнее качество топливо. Поэтому платить за улучшенные бензин или дизель им просто нет резона.

Удручающее положение вещей в нефтеперерабатывающей промышленности признал и вице-премьер-министр по вопросам инфраструктуры Борис Колесников. Мало того, что действующие НПЗ продают нам топливо не лучшего качества, так еще рынок наводняют «бодягой» полулегальные производители. «В Украине, я вам скажу, около 100 заводов вообще «левых», которые делают бензин дедовским методом и, естественно, не платят налоги», — сказал министр. Из-за такой ситуации водители страдают дважды: они вынуждены покупать некачественное топливо, и ездить по некачественным дорогам. По оценке Колесникова половина объемов акцизного сбора недоплачивается из-за «серой» переработки нефти. Как известно, правительство пошло на отмену дорожного сбора. А вместо него в каждом литре бензина или дизельного топлива заложено несколько гривен акциза. Он то и идет на строительство и ремонт дорог.

По прогнозам экспертов, ситуация не изменится в ближайшее время. А ближе к новому году правительство продлит действие устаревших стандартов. Сейчас модернизацию провел лишь Лисичанский НПЗ (контролируется компанией ТНК-ВР). Но до того времени, пока правительство не выполнит свою часть обязательств по меморандуму, ТНК-ВР будет вывозить это топливо на зарубежные рынки, а не продавать украинским водителям. «Выполняя меморандум с правительством, Лисичанский НПЗ полностью перешел на производство бензина Евро-4 с 1 июля. Более того, в сентябре мы осуществили производство пробной партии дизельного топлива Евро-5. Компания готова и далее инвестировать в украинскую нефтепереработку. Однако нам необходимо понимать позицию государства относительно того, нужны ли ему модернизированные украинские НПЗ, которые обеспечат рынок качественными нефтепродуктами», - отмечает вице-президент «ТНК-BP Коммерс» по продажам, трейдингу и логистике Елена Алексеева. Еще один завод — Кременчугский, также может выпускать бензин улучшенного стандарта. Одесский НПЗ, который также может производить топливо современных стандартов (контролируется компанией Лукойл), не работает с октября минувшего года. В последние дни даже поползли слухи о его возможной продаже. Таким образом, бензин и дизель Евро-5 мы сейчас получаем только импортный, а бензина стандарта Евро-4 украинского производства очень мало.

Не готовы к работе по новым стандартам Шебелинский газоперерабатывающий завод (контролирует НАК «Нафтогаз»), а также Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ. Фактически, остановка действия старого стандарта на топливо будет означать остановку этих НПЗ.

Позиция правительства по вопросу введения пошлин на импортное топливо до сих пор не определена. Еще 20 октября должно было состояться специальное заседание Межведомственной комиссии по международной торговле. От него ожидали решения по итогам расследования — вредит ли импорт отечественным НПЗ. Но вынесение вердикта отсрочили на два месяца. Соответственно, и введение пошлин, которое активно лоббируют владельцы украинских НПЗ, также отодвигается.

-- Старые новые стандарты

Фактически, пошлины — двойная проблема для правительства. С одной стороны их введение — ключевое условие модернизации украинских НПЗ, которое выдвигают их владельцы. С другой, пошлины могут подорвать ценовую стабильность на рынке топлива, которая царит последние пару месяцев. Цены не снижаются, но и ежедневно не растут. Как уже писали «Известия в Украине», введение пошлин приведет к подорожанию каждого литра бензина на 1,3 грн, дизеля — на 0,8 грн.

Сергей Куюн, директор консалтинговой группы «А-95» уверен, что действие старых стандартов могут снова продлить, как это делалось до сих пор многие годы. «С даты последнего переноса на наших НПЗ ничего не изменилось. Поэтому вероятность сохранения старых стандартов очень высока. Но мне кажется, что в правительстве сейчас понимают, что эти бесконечные переносы и отсрочки уже выглядят просто абсурдно. Те заводы, которые не успели перейти на выпуск более качественного топлива, и в старые стандарты вписывались с натяжкой», — пояснил эксперт в беседе с «Известиями в Украине». В то же время он говорит, что отмена старых стандартов, например, на дизель, могла бы стать хорошим компромиссом между правительством и НПЗ: «Владельцы заводов требуют введения пошлин на импорт. Но отмена старых стандартов могла бы убрать с рынка, например, российский низкокачественный дизель, доля которого на нашем рынке около 25%. В таком случае украинские НПЗ получат хорошую освободившуюся долю рынка, на которой смогут зарабатывать, а не добиваться введения пошлин», — поясняет Куюн.

Владимир Сапрыкин, независимый эксперт по энергетическим вопросам, полагает, что действие старых стандартов, скорее всего, продолжат. «Я как потребитель, конечно, за то, чтобы мы шли к высоким стандартам топлива, как в Европе. Но ряд НПЗ сейчас технически не готовы к переходу на повышенные стандарты, равно как не будут готовы и к январю следующего года. Для правительства это будет сложным решением», — сказал он «Известиям в Украине».

В то же время эксперты полагают, что сейчас у правительства есть и кнут и пряник, чтобы удерживать цены топлива на внутреннем рынке. Импортеров «держат в узде», чтобы они не повышали цены, благодаря дамокловому мечу в виде введения пошлин. Внутренних производителей не давят повышенными стандартами качества, и обещают ввести в случае надобности пошлины на зарубежное топливо. «Никакие стандарты не смогут решить проблему наличия «бодяги» на топливном рынке, — подчеркивает Куюн, — и правительству нужно думать не только о повышении стандартов качества, но и бороться с бодяжниками. Иначе как бы мы ни боролись за качество бензина, без контроля, рынок в целом лучше не станет».

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів