Татьяна Бахтеева: «50% приобретенных препаратов куплены без всякой потребности»

Татьяна Бахтеева: «50% приобретенных препаратов куплены без всякой потребности»

Врачи бьют тревогу: половина страны занимается самолечением, зачастую употребляя ненужные, а иногда и вовсе вредные лекарства.

Парламент не стал рассматривать законопроект, запрещающий рекламу лекарств на телевидении. Но дискуссии вокруг этой инициативы не стали менее жаркими. Так, в медиа-отрасли говорят, что такой запрет существенно ударит по и без того переживающему кризис рекламному рынку украинского телевидения. В то же время врачи бьют тревогу: мол, какие доходы, если половина страны занимается самолечением, зачастую употребляя ненужные, а иногда и вовсе вредные лекарства. Глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева принадлежит к последним.

Татьяна Дмитриевна, давайте начнем с текущих вопросов. Что, по-вашему, помешало парламенту запретить рекламу лекарственных средств на телевидении? Вернее, почему Рада отказалась этот вопрос рассматривать? Если не ошибаюсь, члены вашего комитета практически единогласно выступали за его принятие?

Начнём с того, что на прошлой пленарной неделе Верховная Рада два дня была заблокирована, и этот законопроект будет рассмотрен до конца текущего года. Напомню, что в первом чтении законопроект №7007 был принят еще 21 декабря 2010 года. Он направлен не только на запрет рекламы лекарств, так как вносит изменения сразу в 4 действующих Закона. Его цель - повысить доступность лекарственных средств, а также усилить контроль за качеством производства лекарств.

Если документ носит такую яркую социальную направленность, почему тогда его все таки отложили?

Это очень непростой законопроект, и мы хотим все сделать хирургически точно. К законопроекту поступило около 40 поправок от народных депутатов. Мы действительно долго искали компромисс перед тем, как выйти с окончательной редакцией, которую юридическое управление Верховной Рады завизировало без замечаний.

Это крайне важный и нужный законопроект для Украины, потому что такой неконтролируемой ситуации с рекламой лекарств как в Украине, нет ни в одной цивилизованной стране мира.

Что значит – неконтролируемой? У нас все лекарства получают лицензию, другое дело, что многие разрешительные органы коррумпированы?

Вы правильно назвали причину. Борьба с коррупцией – это приоритет Президента, а в медицинской отрасли – это совершенно необходимая реформа. Вот всего лишь одна цифра: по данным ВОЗ, смертность от неправильного и неконтролируемого приема лекарств занимает пятое место в мире среди причин смертности. При этом в 2009 г. населением Украины было приобретено без рецептов лекарств на сумму 8,68 млрд. грн. При этом эксперты утверждают, что около 50% приобретенных без рецептов и без назначения врачом препаратов, куплены абсолютно без всякой потребности. Вот и получается, что люди лечатся от одного, а умирают от другого.

Но все же главная причина смертности – не лекарства, а, как вы сами говорили в одном из интервью, уровень жизни. И власть, хоть и провозглашает реформы, их результаты пока незаметны.

Скажу по-украински: «Що швидко робиться, те кволим родиться». Результаты реформ, в том числе, и здравоохранения, в первую очередь в их продуманности. Ведь мы не случайно пошли экспериментальным путем, а не как наши предшественники, сначала что-то запретят, ликвидируют, потом смотрят, что не работает, и давай назад откатывать. Что касается уровня жизни, то вы правы, от этого фактора сильно зависит продолжительность жизни. Но еще раз повторю: потому мы и занимаемся реформами в комплексе, последовательно, чтобы широким фронтом решить массу сложившихся в стране проблем.

Но, возвращаясь к вопросу, отмечу, пока остается практически неизменной структура причин смерти – лидирует со значительным отрывом смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы - около 60% умирает в стране от острых инфарктов и инсультов, более 12% от онкологических заболеваний. В то же время при анализе продаж за 2009 г. в структуре первой 20-ки препаратов, продающейся на сумму более 1 млрд. грн., превалируют препараты - Эссенциале, Мезим, Милдронат, Анаферон, ЛиДа, Карсил, Линекс, Арбидол, Гепабене, Фестал, Но-шпа. Многие из названных лекарств вообще должны приниматься под строжайшим контролем врача!

Ну, в препаратах есть инструкция…

Да это не решает проблему! Кто, кроме врача, понимает совместимость препаратов, особенности организма? Такого кошмара нет ни в одной цивилизованной стране мира! В Канаде, Азербайджане реклама лекарственных средств запрещена полностью. В Швейцарии запрещено рекламировать лекарственные средства на радио и телевидении.

В Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Норвегии, Ирландии, Дании, Франции, Финляндии, Чехии существуют Кодексы по ограничению медицинской рекламы. Согласно требований этих Кодексов, в рекламе запрещено указывать информацию о том, что при применении лекарственного средства будет улучшение состояния здоровья человека, что медицинская консультация необязательна, что нет побочных явлений, ссылки на рекомендации ученых, медицинских работников, известных людей и так далее.

В законопроекте, который собираетесь принять, реклама лекарств будет запрещена полностью или ограничена?

Изначально мы в законопроекте также прописали полный и тотальный запрет рекламы лекарств, однако в ходе доработки законопроекта мы столкнулись с серьезными юридическими нюансами, которые, согласно Конституции Украины, мы не могли не учесть.

Поэтому, мы решили значительно ужесточить требования, как к телеканалам, так и к самим производителям лекарств и главное – к Министерству здравоохранения, относительно разрешения на рекламирование лекарств.

Это передовой европейский опыт. Поэтому теперь мы выдвинули очень жесткие требования к содержанию рекламы. К тому же, ни один рекламный ролик не будет допущен на телевидение без предварительного утверждения его содержания с Минздравом.

Раз мы заговорили о медпрепаратах, интересно также услышать ваше мнение относительно так называемой децентрализации закупок в сфере здравоохранения. Как известно, Кабмин в проекте бюджета на 2012 год предложил уйти от прежней традиции и выступил с инициативой, что все выделяемые из госбюджета на медицину средства будут распределяться на местах – отдельно в каждом конкретном регионе. Я так понимаю, вы эту инициативу поддерживаете?

Подобная инициатива является действительно одним из неплохих вариантов изменения прежней «системы» работы Минздрава. Пришло время избавиться от многолетних схем незаконных закупок оборудования и лекарств.

Вопрос, который касается централизованных закупок, проводимых Минздравом – один из самых сложных и больных на протяжении последних минимум 5 лет. Особенно остро этот вопрос стоял в 2008-2009 годах. Именно тогда мы получили отчет Главного Контрольно-ревизионного управления Украины, в котором выявлены кричащие факты коррупции и нерационального использования бюджетных средств. Там указывалось, что 46 единиц медицинского оборудования, закупленного в 2008 году на сумму 86,7 млн. грн. не используется по причине невозможности его установки в регионах.

А закупленный за 31 млн.грн. в феврале 2009 года радиотерапевтический комплекс «Клинак», например, больше года находился на ответственном хранении, пока в ситуацию не вмешался Василий Георгиевич Джарты. Он обратился ко мне как к Председателю парламентского Комитета с просьбой добиться финансирования строительства помещения под этот комплекс, и совместными усилиями этот вопрос был решен в течении нескольких месяцев. Я очень ему благодарна. Светлая память такому человеку.

Но децентрализация разве решит проблему коррупции? Просто она спустит ее сверху на места?

И спустит, и решит. Децентрализация очень важна в условиях проведения реформы, поскольку позволит регионам самостоятельно определять необходимые медикаменты и оборудование, а не зависеть от решений, принимаемых Минздравом. Чего скрывать? Там чиновники на протяжении многих лет навязывали ненужные лекарства и лечебно-диагностическое оборудование, которое до сих пор пылится на складах наших больниц.

Теперь каждый руководитель региона несет персональную ответственность за обеспечение учреждений здравоохранения своей области медикаментами и медицинским оборудованием в соответствии с реальными потребностями регионов.

Думаю, что это будет действенный механизм по недопущению нарушений при проведении госзакупок. Очень хорошо, что это понимает и действующий министр Анищенко. Насколько я понимаю, он тоже выступает за децентрализацию закупок.

Несколько месяцев назад в отдельных регионах стартовал эксперимент по медицинской реформе. Можно ли уже делать какие-то выводы?

Начну с того, что Программа Президента прописана до 2014 года. И оценивать результаты реформы имеет смысл как минимум в 2014 году. Поэтому пока можно говорить о тенденциях, о выводах еще рано. Также акцентирую внимание на том, что нынешняя система здравоохранения досталась нам в наследство от коммунистического прошлого. И эта система носит имя Николая Семашко, который был народным комиссаром здравоохранения РСФСР с 1918 по 1930 годы. Т.е. нашей системе здравоохранения уже более 80 лет. В то же время, 127 лет назад обязательное страхование ввел в Германии Бисмарк. Таким же путем 56 лет назад пошла Франция, потом Италия, собственно, большинство стран Европы, да и не только они, давно уже имеют медстрахование. С 1991 года страховую медицину ввела Россия, с 1996-го – Молдова и так далее. Ни в одной стране мира государство не обеспечивает все потребности медицины, а страхование – это дополнительный источник финансирования отрасли.

Но порой глядя на нынешнее так называемое здравоохранение, кажется, что во времена СССР все было не так уж и плохо.

Это была одна из лучших в мире систем, но мы уже 20 лет живем не при коммунизме, а в условиях рыночной экономики. Всем очевидно, что в этих условиях медицина также должна измениться. И она меняется! В пилотных регионах и по всей стране. Идут процессы размежевания первичного, вторичного и третичного уровней оказания медицинской помощи. В регионах, задействованных в эксперименте по реформе, созданы Центры первичной медико-санитарной помощи.

Можно конкретней?

Да. В Днепропетровской области создано 53 таких центра, в Донецкой - 71, в Винницкой – 27, в г. Киеве предполагается создание 38 таких центров.

Проводится реорганизация участковых больниц в амбулатории общей практики - семейной медицины и реорганизация учреждений вторичного уровня оказания медицинской помощи. И в результате этого уже сегодня получен значительный экономический эффект и улучшено кадровое обеспечение медицинских учреждений. В Винницкой области проведенная реорганизация участковых больниц позволила в 3 раза увеличить расходы на финансирование учреждений первичного звена. В Днепропетровской области в результате проведенной реорганизации вторичной и экстренной медицинской помощи расходы областного бюджета на здравоохранение увеличились в 2,3 раза. В Донецкой области после проведенной реорганизации в 3-5 раз улучшилась обеспеченность лечебных учреждений медикаментами.

Решаются другие вопросы. На приобретение медицинского автотранспорта и оборудования в рамках реализации пилотного проекта по реформированию системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и Киеве проектом бюджета предусмотрено выделить 327,0 млн. грн.

А в целом, бюджет предусматривает значительное увеличение средств на централизованные мероприятия в здравоохранения – около 2,8 млрд.грн. Такое увеличение позволило довести общий уровень расходов на здравоохранение до 3,9% от ВВП, а это рекорд за все годы независимой Украины.

В свое время вы жаловались, что денег на реформу нет. Нашлись?

Да. Очень важно, что проектом Бюджета предусмотрены средства для финансового обеспечения реформы здравоохранения. В начале этого года, выезжая в регионы, наш Комитет неоднократно слышал нарекания региональных руководителей на отсутствие финансовой поддержки начатых реформ. Сегодня этот вопрос практически решен.

Когда поднимется зарплата для медиков? Перед выборами?

Она растет постоянно. Будет повышаться и в следующем году. В течение года средняя заработная плата врача-хирурга высшей категории в стационаре вырастет на 861 грн.; участкового врача-терапевта высшей категории – на 704 грн.; фельдшера высшей категории – на 540 грн.

И последний вопрос. Уже почти приватного характера. В СМИ со ссылкой на Александру Кужель была растиражирована информация о том, что якобы со стороны сына Генпрокурора якобы на ваш «бизнес» оказывается давление. Вы уже опровергали эту информацию. Но все же – откуда растут ноги?

Не хотелось бы комментировать слухи. Тем более, что сама Александра Владимировна уже их же и опровергла, признав, что эта информация не соответствует действительности. Повторюсь: подобные «сенсационные заявления» я воспринимаю исключительно как технологию, рассчитанную на то, чтобы в СМИ постоянно муссировалась тема якобы внутренних конфликтов в Партии регионов. Другого объяснения я не вижу.

И хочу подчеркнуть, что как депутат Верховной Рады Украины трёх созывов, я не имею отношения ни к одной бизнес структуре. И именно это дает мне возможность иметь принципиальную позицию во многих вопросах здравоохранения, как во время оппозиционной деятельности, так и сейчас. И так будет всегда.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: