Успехи и поражения энергетики Украины

Успехи и поражения энергетики Украины

Прошедший год стал во многом знаковым для украинского топливно-энергетического комплекса.

Прошедший год стал во многом знаковым для украинского топливно-энергетического комплекса. Сложные газовые переговоры с Россией, «газовое дело» Юлии Тимошенко, списание долгов предприятиям ТЭК, приватизация оставшейся части энергетики, реформирование газового монополиста «Нафтогаз Украины», попытки начать реализацию планов по диверсификации энергоносителей – это только верхушка айсберга всех процессов, которые происходили в течение 2011 года.

И уже сейчас не вызывает сомнения то, что часть этих событий будут иметь большое влияние на будущее украинской энергетической независимости или зависимости. По итогам года можно выделить небольшой ряд успешных событий и, к сожалению, очень длинный список поражений на поле отечественной энергетики. Учитывая жизненную важность вопросов энергетики для Украины, начнем с успехов и позитивных тенденций, хотя их и совсем мало.

-- Успехи ТЭК

1. Чернобыльский денежный дождь

Весной Украина отмечала 25 годовщину аварии на Чернобыльской АЭС. Тогда еще Виктор Янукович не совсем испортил отношения с ЕС и умело воспользовался антиядерными настроениями, которые царили в мире после аварии на японской атомной станции. Во время Донорской конференции по сбору средств на финансирование чернобыльских проектов Украине удалось получить от разных стран мира 550 млн. евро.

Землетрясение и цунами в Японии, которые повлекли за собой аварию и выброс радиации на АЭС в Фукусиме, сделали участников Донорской конференции более сговорчивым в вопросе поддержки Украины. До этого подобные мероприятия по сбору средств позволяли собрать не больше 200 млн. евро. Конечно, важным фактором является и то, что сама по себе Донорская конференция была больше политическим событием, чем экономическим.

2. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Газовые препирания Украины и России во многом способствовали тому, что весь прошедший год внимание как СМИ, так и общественности привлекали темы альтернативной энергетики.

К этому еще добавился важный факт – государство поддержало потенциальных инвесторов в альтернативную энергетику. С конца 2010 года вступили в действие «зеленые» тарифы на произведенную электроэнергию из возобновляемых источников. Также правительство утвердило налоговые льготы производителям энергоэффективной и энергосберегающей продукции, материалов и оборудования для возобновляемой энергетики. К тому же 80% прибыли от продажи энергоэффективной продукции будет освобождено от уплаты налогов.

Стоит отметить, что это не первая попытка Украины пойти путем развитых стран и уменьшать потребление природного газа. Но в середине 90-х программы развития альтернативной энергетики потерпели фиаско.

Для примера, к 2010 г. Украина уже должна была вырабатывать 2000 МВт энергии на ветровых станциях (по факту 180 МВт) и получать 5 млрд. кубометров в год биогаза (4,8 млн. куб. м.). И это были одни из самых амбициозных проектов. Солнечные станции, малые ГЭС или переработка биомассы практически не вызывали интереса.

Теперь Украина поступает более рационально: смотрит, как развивают альтернативную энергетику в мире, и идет уже проторенным путем. Соответственно интерес у инвесторов вызывают больше всего ветровая и солнечная энергетика. Но если в мире самыми крупными проектами является ветровые электростанции, то в Украине 2011 год стал успешным для солнечной энергетики. В течение 2011 г. компания Activ Solar оперативно построила ряд солнечных электростанций в Крыму – «Родниковое», «Охотниково» и «Перово». Дальше в планах Activ Solar продолжить строительство СЭС в Крыму и в Одесской области.

Хотя и ветровая энергетика в 2011 г. развивалась медленнее, чем солнечная, но зато на «ветровые» проекты обратила внимание одна из самых крупных отечественных корпораций «СКМ», принадлежащая Ринату Ахметову. ДТЭК, входящий в структуру «СКМ», начал разрабатывать проект строительства Ботиевской ветроэлетростанций мощностью 500 МВт в Запорожской области. Всего на реализацию ветропарков «Приазовский» и «Мангуш» компания Ахметова планирует вложить 1,85 млрд. евро. Также в ветроэнергетике была начата реализация одного крупного проекта в Донецкой области «Ветровой парк Новоазовский», где будет установлено 43 генератора мощностью 107,5 МВт.

Одним из показательных итогов 2011 года можно считать решение аудиторской компании Ernst&Young включить Украину в ежеквартальный отчет «Индексы привлекательности стран с точки зрения инвестиций в возобновляемую энергетику» (Renewable Energy Country Attractiveness Index). Украина стала одной из 40 стран, где выгодно инвестировать в альтернативную энергетику.

3. «Нафтогаз Украины» растает

Для нефтегазовой отрасли весь 2011 год прошел под знаком реформы. И если в первом полугодие вопрос ликвидации «Нафтогаза Украины» был не очень актуальным, то после летних «заморозков» в украино-российских переговорах тема реформы газового рынка получила второе дыхание. Первый раз об этом говорили еще в 2009 году. Именно во время газового кризиса в январе 2009 г. Украина и Евросоюз достигли договоренностей относительно реформы «Нафтогаза Украины».

Время разрушать монопольное положения «Нафтогаза» наступило уже давно. Компания не выполнила свою миссию увеличения добычи нефти и газа и не удержала оперативный контроль над предприятиями по газификации и газопоставок (облгази). Конечно, в основном проблема была в сохранение дотаций на газ для населения и ТКЭ, а группы интересов фактически отобрали у «Нафтогаза» право влиять на облгазы. В любом случае такая тенденция наблюдалась с 2002-2004 гг. и уже тогда нужно было пересмотреть роль и место «Нафтогаза» на газовом рынке Украины.

Наконец-то летом 2011 года реформа «Нафтогаза Украины» была официально объявлена августовским постановлением Кабмина и дополнена сентябрьским решением президента. Это стало началом процесса раздела компании на три отдельные виды деятельности - добыча, транспортировка и продажа.

Дробление «Нафтогаза» должно также приблизить Украину к стандартам ЕС, так как реформа является следствием присоединения Украины к условиям «второго» и «третьего» энергопакетов. И хотя уже сейчас понятно, что к 1 января 2012 г. «Нафтогаз» еще будет оставаться единым целым, но можно считать успехом уже сам факт начала реформ в нефтегазовой отрасли. И скорее всего к весне 2012 г. «Нафтогаз Украины» окончательно «растает» и на его месте будут работать другие компании.

4. ГТС нуждается в деньгах

На грани между успехом и поражением находится вопрос модернизации газотранспортной системы Украины. Аудиторская компания Deloitt и Mott MacDonald провели анализ состояния ГТС и пришли к выводу, что модернизация требует вложений размером 5-6 млрд. долл. Летом 2011 г. Украина приступила к реконструкции магистрального газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» и назвала это первым шагом к модернизации ГТС. К сожалению, к проекту модернизации не присоединился ни Евросоюз, ни Россия, хотя Украина обращалась к ним с предложениями выделить средства.

Не вселял оптимизм и факт отсутствия на мероприятиях начала модернизации еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера, который ранее высказывал готовность приехать в Украину. Успехом можно считать меморандум Украины с ЕБРР и Европейским инвестиционным банком о выделении 308 млн. долл. на модернизацию.

-- Поражения ТЭК

1. Сизифовые газовые переговоры

Целый год страна жила ожиданиями, что Украина и Россия вот-вот «родят» новые газовые договоренности. Иногда официальная позиция менялась по несколько раз на месяц. А обещания чиновников подписать договор до 31 августа, 1 октября, 1 ноября и 1 декабря оказались лишь пустым звуком.

И если в 2011 год Украина вступала в роли уверенного переговорщика по газу, то уже со второй половины проходящего года наша страна утратила темп и перед 31 декабря оказалась на грани очередной если не войны, то газового конфликта.

Итогом года стало отсутствие ожидаемого «итога» как такового. А ждали как минимум снижения цены на газ с нынешних 400 долл. за 1000 куб. м. до уровня в 200-250 долл. Но компромисса с Россией по условиям снижения цены не было достигнуто. Главной темой переговоров уже с лета стала ГТС Украины. До сегодня остается открытым вопрос, войдут ли европейские компании в предполагаемый газовый консорциум или «Нафтогаз» и «Газпром» поделят «трубу» пополам.

И хотя Украина пыталась информационно противостоять России, но все равно этого оказалось недостаточно. Заявления Украины обратиться в Стокгольмский арбитраж для разрешения газового вопроса, газовое дело Тимошенко, обещания начать добывать сланцевый газ и осваивать черноморский шельф, пробуксовующие попытки строительства LNG-терминала – все это не произвело должного впечатления на России.

В результате не очень успешные переговоры, которые превратились в «сизифов труд» для Украины, вынудили правительство принять так называемый «жесткий вариант» госбюджета-2012, предполагающего цену российского газа на уровне 416 долл. за 1000 куб. м.

2. Big sale в энергетике

Масштабная приватизация в украинской энергетике – это капитуляция украинской власти перед олигархическими группами. Продажа остатков энергопоставляющих предприятий (облэнерго), генерирующих компаний и облгазов, передача в концессию угледобывающих предприятий, подготовка к приватизации части угольных шахт и предприятий теплокоммунэнерго и теплоэлектроцентралей – масштабы этого процесса вскружили голову всем олигархам.

При этом сейчас на мировых рынках, в том числе и в Украине, не самые благоприятные условия для проведения приватизации. Ведь нынешняя низкая рыночная цена на энергоактивы – это следствие плохого состояния экономики. Если бы государство продавало пакеты акций облэнерго или облгазов через два-три года, то можно было бы выручить как минимум в 2-3 раза больше.

А сейчас же, для примера, цена 25% акций столичной компании «Киевэнерго» в 432 млн. грн. – это просто унизительно для такого объекта. Ведь только электрический профиль «Киевэнерго» оценивают в 1 млрд. долл. Это же касается и 45% «Западэнерго», которые обошлись компании Рината Ахметова ДТЭК в 1,9 млрд. грн. И никто даже не обмолвился, что «Западэнерго» является ключевым предприятием для организации поставок электроэнергии за границу, в чем так сильно заинтересован ДТЭК.

На самом деле мы видим, как бизнес-группы оформляют контроль над остальными частями пакетов акций энергетических компаний. А это, соответственно сводит к нулю шансы прихода иностранного инвестора в украинскую энергетику.

3. Бензиновая турбулентность

С начала 2011 года Украина вошла в зону бензиновой турбулентности и фактически от января до декабря прожила в режиме перманентного кризиса на рынке нефтепродуктов. Новый Налоговый кодекс в начале года предопределил рост акциза на бензин на 38% (до 182 евро за т.), на дизтопливо – на 40% (42-90 евро за т.). Это дало повод топливным компаниям незамедлительно повысить цены на бензин и практически не снижать вплоть до сегодняшнего дня.

В этом году «отличилось» и Минэнерго, которое первое полугодие вело «боевые» действия с компаниями импортерами топлива, лоббируя введение пошлин на импорт нефтепродуктов. Следствием этого стало бы банкротство некоторых сетей АЗС или это заставило бы их продать свой бизнес. При этом Минэнерго преследовало и прикрывалось якобы благородными целями – увеличить переработку нефти отечественными НПЗ.

Пытаясь как-то повлиять на бензиновые цены правительство инициировало проект покупки нефти «Нафтогазом Украины» и переработки ее на Лисичанском НПЗ. Но обещанный дешевый бензин так и не «залил» АЗС Украины. Оказалось, что «Нафтогаз» использовал посредника при закупке нефти, что повлияло на конечную цену бензина. В итоге топливо «Нафтогаза» стоило дороже и компания до сих пор не может продать свой бензин.

Под конец года очередная инициатива Минэнерго опять взбудоражила рынок нефтепродуктов. На это раз общественность услышала предложение отменить НДС на импорт нефти для «Нафтогаза Украины» и при последующей реализации нефтепродуктов. Убытки от такой схемы составят 20-25 млрд. грн. В результате хаотичной и необдуманной политике в сфере бензина ценовая ситуация продолжает быть нестабильной, а это грозит новыми кризисами и ценовыми скачками уже в 2012 году.

4. Опасное падение

Украина собирается тратить силы и деньги на добычу сланцевого газа, строительство LNG-терминала и развитие дорогостоящего нефтегазового шельфа Черного моря. В то же время власть забывает о традиционных нефти и газе, запасы которых в Украине еще очень велики. Конечно, Украина находится в глубокой зависимости от российского газа и это вынуждает искать пути решения проблемы. И на этом фоне удивляет, что самый дешевый метод «исцеления» от болезни энергозависимости наша нефтегазовая власть или не замечает, или не видит «выгоды» в этом. В связи с этим за последние два года наметилась опасная тенденция падения добычи отечественного газа и нефти.

Согласно оптимистическим прогнозам по итогам 2011 года добыча природного газа составит 19,5-19,8 млрд. куб. м, что на 2% хуже, чем в 2010 г. (20,05 млрд. куб. м.). А в 2009 году Украина вообще добывала 21,1 млрд. куб. м газа. На лицо деградация отрасли, что рано или поздно приведет к увеличению закупки импортного газа. Добыча нефти по итогам 2011 г. также опуститься на 5-6% - до 2,3 млн. т. (2010 г. – 2,5 млн. т). Наиболее серьезный урон нефтегазовой отрасли наносит компания «Укрнафта», которую контролирует группа «Приват» Игоря Коломойского. Именно эта наполовину государственная компания является рекордсменом по снижению добычи как газа, так и нефти.

На этом фоне бодрые заявления правительства увеличить добычу газа за десять лет в два раза – до 40 млрд. куб. м в год, не вызывают доверия. Так, как и обещания Минэнерго инвестировать в течении двух лет в добычу газа 2,4 млрд. грн. Хотя бы потому, что даже для очень скромной программы стабилизации добычи газа самой крупной госкомпании по добыче газа «Укргаздобыче» нужно на два года как минимум 6 млрд. грн.

5. Красивые мифы сланцевого газа

Эхо успеха добычи нетрадиционного газа в США докатилось и до Украины. На волне интереса к сланцевому газу в нашу страну потянулись очереди из иностранных компаний, которые готовы «помочь» Украине добывать газ. Но, как известно феномен сланцевого газа в США был следствием десятилетних экспериментов и работ в нескольких американских штатах. И не всегда эти эксперименты были удачными или безвредными. Не даром Франция вообще запретила работы по разведке запасов сланцевого газа, поскольку экологические последствия от таких работ еще не до конца изучены. Хотя Польша уже даже пробурила первые поисковые скважины и готовиться через 2-3 года начать промышленную добычу.

Украина пока что идет путем подписания меморандумов и предварительных соглашений с зарубежными компаниями. О готовности исследовать сланцевый газ заявила американская ExxonMobil и даже подписала об этом договор с «Нафтогазом». Компания Shell уже готова финансировать проекты по добыче сланцевого газа на сумму в 600 млн. долл. Итальянская Eni и Cadogan Petroleum намерены вложить в разведку сланцевого газа 55 млн. долл. Эффект от всех этих проектов – это добыча 4-5 млрд. куб. м. сланцевого газа к 2020 году.

Но главная проблема состоит в том, что себестоимость добычи сланцевого газа в США составляет 210-280 долл. за 1000 куб. м, а польский опыт показал более высокую цену – 350 долл. Проблема №2 – это отсутствие технологий для добычи такого газа, а также их дороговизна. Наконец, третья проблема – желание Украины получить скидку на газ от России и покупать газ по цене максимум 250 долл. может сыграть злую шутку с лоббистами сланцевого газа. Ведь добытый газ просто будет не выгодно покупать. Поэтому пока что сланцевый газ остается далекой перспективой или даже может никогда не выйти за рамки красивого мифа.

6. Деньги под воду

Желание Украины снизить зависимость от российского газа Украина рано или поздно вынудит нашу страну серьезно заниматься развитием черноморского шельфа для добычи нефти и газа. Частично наша страна уже начала этот процесс и даже отдала часть шельфа российским компаниям – «Газпрому», «Лукойлу» и «Венко Прикерченская» (25% принадлежит также «Лукойлу»). Но пока «инвесторы» не спешат выкладывать миллиарды долларов на исследование глубоководного шельфа, на покупку современных технологий и закупку дорогого оборудования. Вместо них это успешно сделала государственная компания «Чернорморнафтогаз», дочернее предприятие «Нафтогаза Украины».

Так были куплены две самоподъемные буровые установки общей стоимость 800 млн. долл. В условиях когда «Нафтогаз» не может осилить очередной платеж перед «Газпромом» за потребленный газ покупка «буровых» кажется несвоевременным шагом. К тому же расследование СМИ показало, что заплатив 800 млн. долл. за две буровые установи «Нафтогаз» переплатил ровно в два раза. А это уже наталкивает на мысль, что часть денег осела в широких чиновничьих карманах.

Безусловно, что оборудование является обязательной частью добычи нефти и газа на шельфе. Но параллельно с этим нужно вкладывать огромные средства в геологические исследования и бурение разведочных скважин. А «Черноморнафтогаз» неоднократно заявлял о том, что именно на это выделяется недостаточно финансовых средств.

7. Кручу, верчу, получить 12 миллиардов хочу…

В начале 2011 года Украина сделала приятное Дмитрию Фирташу и «Газпрому». В мае «Нафтогаз» досрочно и полностью завершил процедуру возвращения 12,1 млрд. куб. м газа швейцарскому оффшору «РосУкрЭнерго», который принадлежит на 50% Фирташу и «Газпрому».

В конце года «Нафтогаз», наверное, пожалел, что вообще отдал газ «РосУкрЭнерго». В декабре государственная компания не смогла оплатить потребленный газ в ноябре, а для того, чтобы купить газа меньше у «Газпрома» вынуждена была поднимать с подземных хранилищ дополнительные объемы топлива. Если бы в первом полугодие Украина не спешила и не отдавала так быстро газ Дмитрию Фирташу, то у «Нафтогаза» были бы деньги, чтобы закачать больше газа в ПХГ в мае-сентябре по более низкой цене.

Но даже не это является главным поражением «Нафтогаза». Вслед за потерей 12 млрд. куб. м компания потеряла крупных клиентов – химзаводы Фирташа. Его компания Ostchem AG начала импортировать и поставлять газ в Украину. А в дополнение к этому в октябре суд «выбросил» «Нафтогаз Украины» с числа учредителей компании «УкрГаз-Энерго». Мало того, что «Нафтогаз» не получит 2 млрд. грн. дивидендов от деятельности «УкрГаз-Энерго» в 2006-2007 гг., так и теперь «УкрГаз-Энерго» может потеснить госкомпанию на рынке поставок газа промышленным предприятиям.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: