Что происходит с гривной?

Что происходит с гривной?

С такими темпами сокращения золотовалютных резервов уже осенью Украина может пойти по белорусскому сценарию резкой девальвации национальной валюты.

С такими темпами сокращения золотовалютных резервов уже осенью Украина может пойти по белорусскому сценарию резкой девальвации национальной валюты. Но без притока прямых иностранных инвестиций, без улучшения сальдо торгового баланса осенью предстоит выбор – либо девальвировать гривну, либо искать какие-то альтернативные МВФ источники ресурсов, например, продавать ГТС.

На ближайшие полгода ситуация с гривной будет более-менее стабильной, а потом могут появиться вопросы. Если же увеличение монетарной базы по итогам 2012 года составит 16%, то однозначно в следующем году мы будем видеть 10 гривен за доллар.

Об этом в пресс-центре «Главкома» говорили финансовый аналитик Эрик Найман и финансовый эксперт, экс-министр экономики Виктор Суслов.

Эрик Найман: «Критическим уровнем валютных резервов будет район 25-26 миллиардов долларов, которого Национальный банк может достичь уже к сентябрю-октябрю этого года»

На днях Национальный банк погасил первый транш кредита МВФ в суме почти 600 миллионов долларов. Всего на 2012 год предстоит погасить, включая проценты, около 3,7 миллиарда долларов. Сумма выглядит некритической, однако без структурных экономических реформ, либо без введения жестких административных ограничений второе полугодие 2012 года для Национального банка будет достаточно проблематичным и сложным, будет необходимость принятия определенных мер. Шансы на возобновление сотрудничества с МВФ и получение кредита крайне малы, их можно сегодня оценить в 5%.

При этом остается и дефицит торгового баланса, и сложности перед выборами в парламент с привлечением прямых иностранных инвестиций. Многие иностранные инвесторы выжидают и не вкладывают деньги в Украину сегодня, в том числе это украинские инвесторы, которые ранее вывели деньги.

Поэтому тенденция уменьшения валютных резервов Национального банка, которая началась осенью прошлого года, продолжится и, может, даже ускорится. Сейчас валютные резервы Национального банка составляют порядка 31 миллиардов долларов, по итогам февраля будут близки к 30 миллиардам. Критическим уровнем будет являться район 25-26 миллиардов долларов, которого Национальный банк может достичь уже к сентябрю-октябрю этого года. Соответственно, на этот период каких-то больших курсовых изменений, наверное, не произойдет.

Но без притока прямых иностранных инвестиций, без улучшения сальдо торгового баланса осенью предстоит выбор – либо девальвировать гривну, либо искать какие-то альтернативные МВФ источники ресурсов. В первую очередь, я говорю о кредите со стороны Российской Федерации. Есть еще альтернатива: к августу должна появиться оценка украинской газотранспортной системы. Если она пройдет успешно, если будет понятно, что есть потенциальные инвесторы и покупатели на некоторую часть украинской ГТС, тогда деньги, которые Украина получит за ее продажу, позволят спокойно пережить 2012 год.

Поэтому до августа-сентября паниковать не стоит и каких-то больших курсовых колебаний не ожидают ни иностранные инвесторы, ни на внутреннем финансовом рынке. Но что будет после сентября… К сожалению, руку приходится держать на пульсе. Поэтому если вы, например, делаете депозитный вклад на 6 месяцев в гривне, то можете быть достаточно спокойны, а по 12-тимесячным депозитам сегодня есть вопросы. На международном финансовом рынке сейчас гривна с оплатой и поставкой через 12 месяцев стоит в среднем на 18% выше, чем сегодняшний курс. То есть, она котируется ближе к 9,50-10 гривен за доллар.

Отрадно, что сейчас появляется некоторый диалог между экономистами и правительством, между Национальным банком и правительством. Они понимают, что без оживления экономики, кредитного оживления в том числе, достичь высоких темпов роста не удастся. Однако если произойдет то, о чем заявил Национальный банк, что возможно увеличение монетарной базы на 16% по итогам 2012 года, (а монетарная база – это прямая денежная эмиссия гривны), то однозначно в следующем году мы будем видеть 10 гривен за доллар.

Поэтому сейчас очень сложная ситуация, как в украинской экономике, так и на внешнем рынке. Если удастся пройти по такому лезвию ножа, не включая избыточный печатный станок по гривне, но и не допуская денежного голода и остановки экономики, то все будет достаточно спокойно, и 8-8,5 гривен за доллар не является проблемой.

Виктор Суслов: «За год дефицит текущего счета увеличился более чем в три раза и составил 9,3 миллиарда долларов»

Глава Национального банка Сергей Арбузов 24 февраля этого года сделал заявление о том, что поскольку в январе достигнут позитивный результат текущего счета платежного баланса в суме 395 миллионов долларов, то теперь гривне ничего не угрожает. Таким образом, Национальный банк официально заявил о достижении определенной стабильности и преодолении, с его точки зрения, проблем. Но этот позитивный результат за один месяц январь ничего не характеризует. Тем более, что Национальный банк при этом не опубликовал результатов платежного баланса за январь и не показал всей картины.

Между тем, по данным Таможенной службы за январь 2012 года, действительно достигнуто превышение экспорта над импортом в суме 750 миллионов долларов. Притом, что объем внешней торговли составил 10 миллиардов долларов, а за весь 2011 год он был 153 миллиарда долларов, то естественно, что январь непоказательный месяц, потому что это первый месяц года и объемы торговли оказываются меньше, чем в среднем за прошлый год. Могут быть разные причины, влияющие на состояние торгового баланса, в том числе и временное уменьшение импорта.

Поэтому надо смотреть на состояние внешней торговли в динамике. За прошлый год, по данным Государственного комитета по статистике, отрицательное сальдо внешней торговли составило 6,747 миллиарда долларов, в то время как в 2010 году – 3 миллиарда 25 миллионов долларов. То есть, это сальдо ухудшилось более чем в два раза. Безусловно, это результат курсовой политики, потому что она скорее стимулирует импорт, чем экспорт. НБУ, искусственно удерживая курс гривны, вместе с правительством проводил политику поощрения импорта и достиг переделенных успехов в этом деле.

Если брать данные Национального банка за 2011 год по состоянию платежного баланса, то в целом за год дефицит текущего счета увеличился более чем в три раза и составил 9,3 миллиарда долларов, а годом ранее он был 3 миллиарда долларов. Дефицит текущего счета обычно покрывается новыми внешними заимствованиями, притоком иностранных инвестиций либо кредитов и, таким образом, позитивный результат по финансовому счету должен перекрыть негативный по текущему счету.

Официальных данных о росте валового долга за 2011 год пока не было опубликовано, но за 9 месяцев 2011-го валовой внешний долг Украины увеличился на 5,8 миллиарда долларов и составил 123,1 миллиардов долларов. Это свидетельствует о том, что эта политика, которая привела к дефициту текущего счета, вызвала политику увеличения внешнего долга. При этом темпы роста внешнего долга в Украине одни из самых высоких в мире. За время работы правительства с 1 апреля 2010 года до конца сентября 2011-го валовой внешний долг Украины вырос с 102,92 миллиардов до более 123 миллиардов долларов.

Самое сложное и плохое в этом то, что внешними заимствованиями в 2011 году Национальный банк и правительство не смогли сбалансировать дефицит платежного баланса. Пришлось воспользоваться последним источником для самых кризисных случаев – это золотовалютные резервы Национального банка. В итоге с января 2011 года по январь 2012-го золотовалютные резервы НБУ сократились на 3,774 миллиарда - с 35,138 миллиарда долларов до 31,364 миллиарда.

В настоящее время в высоколиквидной форме, то есть в форме валюты на счетах и депозитах, НБУ имеет только 12,546 миллиарда долларов и 17,165 миллиарда в форме ценных бумаг. Ликвидность средств, вложенных в ценные бумаги, может быть различна, и вероятно, что многие из них не так просто продать. Достаточно быстрые темпы утраты золотовалютных резервов и сокращение объемов резервов в высоколиквидной форме является крайне тревожным индикатором.

В этой связи представляются абсолютно ошибочными заявления представителей власти, которые мы слышали на протяжении 2011 года о том, что мы легко обойдемся без кредитов МВФ. По программе stand-by Украина в результате не выбрала около 12 миллиардов долларов, а почти все они были предназначены для пополнения золотовалютных резервов и под очень даже благоприятную ставку в 3,5% годовых, под какие больше нигде и никогда Украина внешних заимствований не получала.

Сейчас поставлен вопрос о возможном аннулировании этой программы – это очень тяжелый удар по экономической политике правительства и Национального банка. Создана рабочая группа, чтобы разобраться, а Президент Украины на прошлой неделе официально признал, что кредиты МВФ вообще-то Украине нужны. Но, похоже, что это сделано с очень большим опозданием. Рейтинговые агентства снова заговорили о повышении вероятности дефолта в Украине, нас уже начали рассматривать вслед за Грецией.

Такая политика привела к резкому увеличению нагрузки на государственные финансы. Общая величина государственного и гарантированного государством долга на 1 января 2012 года, по данным Министерства финансов, достигла 473,12 миллиарда гривен, прирост за год составил 40,235 миллиарда.

Нельзя не обратить внимания на цену обслуживания государственного долга. Очень высоки ставки по государственным облигациям Украины. По облигациям в национальной валюте по последним торгам они составляли в среднем 13,5%, был случай, когда они достигли 15%. По облигациям в иностранной валюте - ставка в среднем 9,3%, и тоже является очень высокой.

Ясно, что более высокие ставки по облигациям в национальной валюте как раз отражают девальвационные ожидания инвесторов. То есть, все ждут, потому что по всем признакам гривна должна была бы девальвировать. Девальвация не происходит, но правительству и государству такая политика тоже дорого обходится, потому что приходится платить очень высокие ставки при заимствованиях в гривне. Это еще один пункт, который ставит под сомнение целесообразность искусственного удержания курса гривны.

В виду этого, заявление Национального банка о достигнутой стабильности представляется, скорее, политическим заявлением, чем обоснованным конкретными данными и цифрами. Современная макроэкономическая политика все-таки должна пересматриваться, как и вообще экономическая политика правительства.

Если МВФ не даст нам транш, негде будет заимствовать на внешних рынках, хватит ли Украине своих внутренних банковских денег, чтобы продержаться на плаву? Как вы оцениваете возможность принудительной покупки банками ОВГЗ?

Виктор Суслов: Было объявлено, что банковское сообщество очень одобрительно отнеслось к назначению нового министра финансов. Многие считают, что будет увеличен объем операций, в частности, связанных с покупкой бумаг правительства коммерческими банками. Но здесь получается тоже не совсем нормальный бизнес. Я посмотрел последние данные аукциона по продаже кредитных ресурсов НБУ коммерческим банкам, ставка 8,5% в гривне. На чем банкиры рассчитывают сделать хороший бизнес? Да, очевидно, в Нацбанке можно будет приобретать ресурсы под 8,5%, облигации легко можно купить под 13,5%, разница 5%, вроде бы пока надежна. Такой вид бизнеса, связанный с перекачкой средств коммерческих банков для финансирования бюджета (такое уже происходит предыдущие два года и в больших объемах) наносит ущерб кредитованию экономики. Объемы кредитования экономики при этом сокращаются. Одна из последних цифр, опубликованных Нацбанком, по итогам января в расчете на год темпы роста нашей экономики упали с 5% до 2%. Очевидно, это замедление экономики будет продолжаться дальше. Это тоже результат политики перераспределения ресурсов.

Конечно, есть определенный эффект от наших государственных расходов. Аналитики отмечают, что подготовка к «Евро-2012», где потрачено порядка 20 миллиардов гривен стимулировала определенные строительное отрасли, кое-какие закупки, но это не имеет большой перспективы для развития экономики. Если бы средства вкладывались в приоритетные отрасли, где может серьезно быть увеличен объем украинского экспорта, либо проведена политика импортозамещения, было бы намного эффективней.

Эрик Найман: У банков нет гривны. Источником гривны для покупки ОВГЗ сегодня может стать только сам Национальный банк. Если НБУ сейчас напечатает гривну и отдаст ее коммерческим банкам, чтобы они купили ОВГЗ, какая-то часть этой гривны неизбежно окажется на валютном рынке и тут же произойдет девальвация. Это тоже будет эмиссия гривны.

Сейчас выстроена вертикаль власти, и появилась зависимость от успешности ее политики. Если они не совершат ошибки, все будет отлично, мы проскочим и 2012, и 2013 год, когда ситуация будет еще сложнее. Если же совершат ошибку, будет больнее, чем в 2008 году.

К сожалению, сейчас внешняя ситуация мировой экономики настолько тяжелая, что она придавливает Украину. Украинские власти стоят перед выбором. Либо все-таки пойти на валютную финансовую либерализацию, но это целая революция, тут нужно изменять подходы, нормативную документацию и в Минфине, и в НБУ, и других ведомствах. Либо ввести административные ограничения и административное давление. К сожалению, тут показательно, что в прошлом году ввели паспортизацию наличных валюто-обменных операций. Скорее всего, Украина выберет второй вариант как более привычный и кажущийся более легким.

В Украине существуют одновременно две экономики – свободная рыночная капиталистическая и советская. В условиях тяжелого внешнего макроэкономического окружения это все грозит взорваться по примеру Беларуси, когда произошла троекратная девальвация и административный рычаг оказался довлеющим над реалиями рынка. Поэтому надо готовится к тому, что ситуация будет какое-то время стабильной, но ровно столько, насколько хватит сил и желания властей.

Есть шанс: если начать готовиться к переходу от одной экономической модели к более либеральной, то можно избежать этого взрыва. Но это надо делать уже сегодня, потому что через три месяца будет поздно.

Сейчас в обменниках доллар «просел». Чем это вызвано и надолго ли?

Виктор Суслов: Такие незначительные колебания периодически бывают под влиянием тех или иных причин. Поскольку они не представляют пока устойчивой тенденции, я бы выводов пока никаких не делал. Но удержание курса грозит в дальнейшем катастрофической девальвацией. Правильнее было бы девальвацию проводить управляемую и плавную, но НБУ пока отказывается от этого варианта.

Эрик Найман: Сейчас курс доллара снижается потому, что проводится политика денежного голода. Реально эмиссия гривны сейчас минимальна чуть ли не за все время существования независимой Украины. Темпы прироста наличных в обращении, монетарная база составляет 4-5% в годовом исчислении, отсюда и инфляция 4-5%. То есть, Национальный банк печатает мало гривны. Когда ее мало, то она более-менее стабильна. Опасность в том, что если НБУ перейдет от политики 4-5% к 16%.

Какой была монетарная база в предыдущие годы?

Эрик Найман: В 2010 году монетарная база выросла почти на 16%, в 2011-м – на 6%. До этого наблюдались и 20%, и 30%. Не всегда была прямая зависимость между темпами эмиссии гривны и валютным курсом. Сегодня она сложилась из-за негативного сальдо торгового баланса и невозможности привлечения иностранных кредитов. Когда притока денег нет, валютные резервы сокращаются, и вы эмитируете гривну, это реализуется в дальнейшем в ослаблении курса гривны. Просто перед этим был накоплен большой запас и сейчас объективный курс гривны 7,8-8 к доллару.

Прокомментируйте то, что у банков сейчас короткая валютная позиция и при девальвации даже в 1% они могут потерять от 80 и выше миллионов.

Эрик Найман: Короткая валютная позиция была накоплена осенью 2008 года. Этому способствует в том числе позиция НБУ, который запрешщает банкам выдавать кредиты в иностранной валюте физическим лицам и неэкспортерам. Получается, что население несет в банки доллары (где каждый второй депозит это доллар), а банки их не могут никуда разместить. Поэтому банки с европейским капиталом их просто отправляют материнским структурам, погашая кредиты, взятые в 2008-2009 годах. По сути, они начинают риск девальвации брать на себя. Таким образом появляется валютная позиция. Если произойдет девальвация гривны, автоматически практически вся банковская система получит убытки. Они не критичны, при 10% девальвации это 800 миллионов или миллиард с небольшим долларов.

Говорить об угрозе для устойчивости банковской системы в случае девальвации нельзя. Но плюс политики Нацбанка в том, что фактически он посадил в один тазик вместе со своим видением состоянии валютного рынка и украинские банки, в том числе с иностранным капиталом. Они сейчас все не заинтересованы в девальвации, и в этом отличие от ситуации 2008 года, потому что тогда банки сыграли на спекуляциях. Сегодня им невыгодна девальвация и спекуляция, не выгодна она и Нацбанку. Однако не все от них зависит. Если Нацбанк включит печатный станок и начнет печатать гривну, вариантов не будет.

Когда центральный банк подчиняется Президенту и он говорит, что ему нужно, чтобы экономика начала жить, чтобы у людей была зарплата, а у предприятий кредиты, идет указание НБУ напечатать гривну. Это будет ошибкой, политический интерес станет выше экономической логики. Это Беларусь, где перед президентскими выборами 2010 года Президент дал ценное указание, которое никто не может осмелиться ослушаться, насытить экономику рублем, они это сделали, выборы прошли, уничтожили валютные резервы и потом девальвация в 3 раза… Я надеюсь, мы учимся на чужих ошибках.

Говоря о запуске печатного станка, вы имеете в виду, что ОВГЗ будут выпущены свыше нормы того, что предусмотрено в бюджете?

Эрик Найман: В бюджете этих рисков нет, там заложена минимальная эмиссия гривны. В государственном бюджете на 2012 год не предусмотрено погашение иностранных долгов, а в МВФ нужно отдать почти 4 миллиарда долларов. Значит, мы должны взять либо другой валютный займ на эту сумму, либо напечатать гривну и заместить внешний госдолг внутренним. Грубо речь идет о 30 миллиардах гривен и это будет эмиссия. Поэтому важно возобновление сотрудничества с МВФ.

Виктор Суслов: Либо платить резервами.

Кроме того, у нас будут новые сложности. Три месяца подряд сокращается экспорт металла, а это основная статья. Значит, поступления валюты будут падать, оценки на перспективу тоже не очень хорошие, итак, все эти проблемы будут усугубляться. Тогда совершенно не обоснован оптимизм в НБУ.

За полтора года работы правительства прирост валового внешнего долга больше чем на 20 миллиардов долларов – это чрезвычайно высокие темпы. В конечном счете, у нас и долги коммерческих организаций часто превращаются в обязательства государства, как это случилось после начала кризиса.

Недавно были серьезные кадровые перестановки, экономический блок в Кабмине практически заменен. Имели ли смысл эти перестановки, и был ли для них серьезный повод? Поменяется ли экономическая политика с новым руководством или нет?

Эрик Найман: Я пока вижу, что подбор кадров происходит больше по принципу близости, чем профессионализма. Нечто похожее было сразу после Оранжевой революции в 2005 году, когда каждому нужно было дать какой-то пост. Потом через год всех поменяли.

Виктор Суслов: Сейчас очень сложно оценить эти перестановки. По системе построения правительства реальные полномочия всегда находятся у руководителей ведомств – министров и руководителей центральных органов исполнительной власти. Все вице-премьеры, которые не возглавляют министерства, получают или не получают определенные полномочия от премьера. Поэтому многие вице-премьеры фактически выполняют функцию помощников премьера. Иногда они не решают вообще никаких вопросов, включая первого вице-премьера.

Я рассматриваю перемещение Хорошковского с поста министра финансов на пост первого вице-премьера, скорее всего, как понижение. Если бы он был первым вице-премьером и министром финансов, тогда да, а сейчас ему подчинен его собственный аппарат, который не превышает 15-20 человек. Он может выполнять отдельные поручения премьер-министра или постоянные, которые за ним будут закреплены, но в его распоряжении нет особых функций, нет ведомства.

То, что он очень недолго пробыл министром финансов, отражает очень глубокую борьбу в самой системе власти, потому что все понимают, что министр финансов – ключевая должность в правительстве. Николай Янович в свое время, будучи первым вице-премьером, был и министров финансов одновременно, потому что без министерства финансов премьер-министру тяжело.

Перераспределили полномочия и власть, сегодня образовался блок Министерства финансов и Национального банка, который будет играть абсолютно решающую роль в состоянии экономики Украины. Такого не было никогда, всегда были противоречия между правительством и Нацбанком. Достаточно нечасто удавалось скоординировать политику, потому что НБУ, особенно при Ющенко, обладал очень высокой степенью независимости, устойчивости и колоссальным влиянием на экономику.

Это переформатирование власти создает совершенно новые модели управления. Пока все, что происходит, демонстрирует наличие глубоких противоречий в самой системе власти и наличие борьбы. Валерий Иванович же не шел работать министром финансов на две недели, как и многие другие перемещения последнего времени. Это значит, что внутренне эта система тоже является неустойчивой, возможны дальнейшие перестановки и перемещения.

На финансовую ситуацию это, конечно, будет влиять. Если пойдет реализация значительных объемов кредитов рефинансирования банков под те же 8,5%, а правительство пока на сегодня вынуждено продавать облигации под 13,5%, не уверен, что будут допущены все банки, не уверен в полной открытости процесса, но возможно создание такого уникального бизнеса. Здесь на простом получении кредита и покупке облигаций можно достаточно много зарабатывать в виду большой разницы в процентных ставках. Поэтому весь этот процесс должен быть под контролем и Президента, и власти и, безусловно, общественности.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: