Мажоритарка в деньгах

Мажоритарка в деньгах

Насколько похудеют кошельки кандидатов?

Возрождение мажоритарки очень позитивно скажется на целом ряде украинских граждан – политтехнологах, медийщиках, артистах, социологах и представителях прочих профессий, к услугам которых вынуждены прибегнуть амбициозные кандидаты. По сравнению с последними скучными парламентскими кампаниями по спискам это – безусловное оживление и драйв. 225 округов и на каждом не по одному кандидату – развернуться обслуживающему персоналу есть где. Да и избирателю что-то да перепадет от пытающихся понравиться ему кандидатов всех мастей: ведь в ход полным ходом пойдет (уже пошла) так называемая «социальная коррупция» – от раздачи пайков и ремонта подъездов и детских площадок до прямой скупки голосов. Другими словами, в экономику страны вольется куча денег, причем преимущественно теневых. Во сколько же обойдется кандидатам мажоритарная кампания с приличными шансами на успех?

-- Куда занести чемоданчик?

Конечно, очень многое зависит от нюансов: текущей известности кандидата, его деятельности в регионе, месторасположения округа, наличия сильных конкурентов и еще массы факторов. К тому же, условные Олег Тягнибок, Ирина Фарион и другие оппозиционные деятели на западе страны могут выиграть выборы только за счет пассионарного электората, не особо потратившись. Равно как представители «регионалов» в своих базовых областях и лояльные к власти самовыдвиженцы одержат победы, опираясь на админресурс и часто бюджетные средства, что также «размоет» стоимость кампании. Тем не менее, попробуем проследить определенные тенденции уже сейчас, когда официальная кампания не стартовала, а штабы затаились в ожидании окончательных правил игры.

Опрошенные «Главкомом» эксперты называют различные суммы, необходимые для вложения в победу на округе – от сотен тысяч до нескольких миллионов долларов.

«У кандидата есть нематериальные активы и ценности – это его административные, организационные возможности: привлечение на свою сторону власти, выстроение команды подчиненных в свою поддержку, – рассуждает политтехнолог Андрей Золотарев. – Если кандидат неизвестен, но у него в загашнике есть 2–3 миллиона, он имеет стопроцентную поддержку губернатора и ему везде дают зеленый свет, то легко можно стать депутатом, вложившись в эти деньги. Причем большая часть средств уйдет не на саму кампанию, потому что организация концертного тура по районам легко укладывается в 250–300 тысяч долларов, конечно, если команда не ворует и не занимается приписками. Зато очень дорого стал стоить админресурс – сейчас это не просто занос чемоданчика в кабинет губернатора, но и участие в различных социальных, благотворительных и прочих проектах власти. Когда от тебя просят скинуться «на круг».

Но в обмен на это кандидат от власти или лояльный самовыдвиженец получит посильную помощь государственной машины – «нагибание» бюджетников, лояльность местных СМИ или даже снятие конкурентов с выборов. Правда, власть как истинный хозяин слова может его как дать, так и забрать. Не секрет, что многие кандидаты, имевшие ранее определенные предвыборные договоренности с Андреем Клюевым, который по всем раскладам должен был стать главой регионального штаба, сейчас оказались на раздорожье.

«Один из трендов нынешнего политсезона – агитация за счет самих агитируемых, – говорит Золотарев. – Те же социальные инициативы Президента будут оплачены простыми украинцами, что мы видим по нынешней ситуации на таможне. По этому пути идут и регионалы калибром помельче. Например, в Днепропетровске есть такой г-н Иван Ступак (замгубернатора Днепропетровской области), который организовал службу коммунальной скорой помощи и на ее фоне активно пиарится. Но как вы догадываетесь, она существует за счет платы жильцов домов за жилищно-коммунальное обслуживание. И все больше денег из предвыборного бюджета закладывается на социальную коррупцию, то есть на подкуп избирателей – пайки, аптечки, концертные программы».

Хотя официально кампания еще не стартовала, уже широко известны случаи, когда от имени того же Ступака будущим избирателям раздавали валидол и анальгин, а в Киеве регионал Максим Луцкий наклеивал на упаковки лекарств и даже бутылки шампанского свою физиономию, чтобы избиратель точно не забыл, за чей счет банкет. Один из законодателей моды на «гречкосейство» Олесь Довгий из «молодой команды» столичного феномена Леонида Черновецкого вынырнул в Днепровском районе столицы с привычной раздачей продпайков. То есть старая добрая кормежка непривередливого электората до сих пор в цене. Посчитаем примерную стоимость такой нехитрой технологии: предыдущие мажоритарные выборы показали, что гарантированную победу обеспечивают примерно 30 тысяч голосов. Хотя были зафиксированы случаи, когда победу одерживали и с вполовину меньшим результатом либо же наоборот – при очень жесткой конкурентной борьбе между двумя равными кандидатами для победы не хватало даже 40 тысяч, но это, скорее, исключения. Один типичный продпаек с учетом раздачи обойдется гривен в 80. Если раздать хотя бы 15 тысяч пайков и повторить этот процедуру минимум три раза, то только на пайки придется потратить 3,6 млн. гривен или $450 тыс. Сколько будет стоить «подкормка» большего числа почитателей, можете посчитать сами. Понятно, что контингент потребления таких пайков очень ограниченный, то есть эффективно охватить «гречневой атакой» можно будет только малообеспеченные слои населения. К тому же, понятно, что не каждый, кто возьмет подарок, гарантированно за тебя проголосует.

Поэтому технологию скрытого подкупа многие кандидаты заменят прямым стимулированием – деньги в обмен на галочку. Эксперты до сих пор вспоминают, как один нынешний олигарх-регионал в 2002-м году всего за пару месяцев активности на округе прикупил себе 40 % голосов. По наблюдениям главы Комитета избирателей Украины Александра Черненко, на еще докризисных выборах в Киеве цена голоса доходила до 200 гривен. При этом отнюдь не факт, что именно такая сумма была списана из бюджета кандидата.

«Он может выделить и $100, но до избирателя столько просто не дойдет – разберут по дороге, – смеется Черненко. – Вот и считайте: если для победы надо 30–40 тысяч голосов, то при первоначальной ставке в $100 – это 3–4 миллиона долларов». Хотя, конечно, платят не всем поголовно, тем более, в глухих селах в ходу гораздо меньшие суммы, поэтому реально скупка обойдется дешевле.

Глава КИУ отмечает, что кризис сделал кандидатов более прижимистыми и бережно относящимся к своим средствам. Но если «налево» уйдет всего 10 % бюджета, то это традиционно можно считать хорошим результатом.

-- Деньги против идей

«Вы же понимаете, что где-то со всем подкупом нельзя будет выиграть у какого-нибудь юного «свободовца», – говорит политтехнолог Сергей Гайдай. – То есть кто-то может пойти и без денег, а за него проголосуют только по факту его присутствия и проведения 20 митингов. Это, конечно, тоже деньги, но меньше. Если же по-настоящему работать, и тратиться на полновесную избирательную кампанию, решать проблемы района, ремонтировать мосты и дороги, взаимодействовать со СМИ, строить сеть сторонников – то вложить нужно будет от миллиона до трех долларов. Эта сумма варьируется в зависимости от известности кандидата – менее известным придется для раскрутки имени вложиться в газеты, телепередачи и так далее. С раздачей пайков и прямым подкупом кампания обойдется дороже».

Проведший не одну кампанию Гайдай уверен, что в избирательном деле нет никаких шаблонов и единых алгоритмов. Согласен с ним и Вадим Карасев, который считает, что каждый конкретный случай следует рассматривать отдельно:

«Посчитать сложно, потому что многие кандидаты работали на округе по году и более, а многие возвращаются в свои округа, которые они не оставляли. Нужно учитывать и возможности админресурса, который какую-то часть финансовых затрат возьмет на себя. И даже на мажоритарных округах люди будут голосовать за бренды – в зависимости от того, от оппозиции кандидат или от власти. Это поможет оппозиционерам в тех округах, где традиционно сильны их позиции. А провластным кандидатам придется или заливать округа деньгами, или маскировать бренд. Но лавочками уже, как на местных выборах, людей не купить – они ждут большего. На этих выборах столкнутся коммунально-хозяйственный и общеполитический подходы, но частичными благами купить избирателя все сложнее».

Многое опять же зависит от расположения округа. Андрей Золотарев считает, что на сельских округах работать проще и дешевле, потому что люди там доведены до такого состояния, когда и малому рады: «В городе протестные настроения более осмысленны, и там на банке тушенки и килограмме гречки выехать гораздо сложнее. Пожалуй, наиболее протестная категория – жители «одноэтажной Украины», то есть райцентров, депрессивных городов. Там, возможно, регионалы будут дистанцироваться от партии власти, путем баллотирования как независимые кандидаты и мимикрируя под оппозицию».

С другой стороны, если на одном сельском округе сойдутся несколько амбициозных и денежных кандидатов, то цена голоса на нем может подскочить больше, чем в ином округе в «миллионнике».

По прикидкам Карасева, затраты на мажоритарку будут примерно соответствовать затратам на покупку места в серьезно ужавшихся списках: «Может, чуть меньше, поскольку в списке все-таки есть гарантии, а на мажоритарке – нет. 4–5 миллионов – это если брать в среднем. Основной подкуп пойдет на комиссии».

В среднем, работа «своего» члена комиссии обойдется кандидату в 500 гривен в день голосования плюс на протяжении кампании он может рассчитывать на небольшую зарплату в тысячу гривен в месяц. Но такие прайсы подходят не для всех регионов – скажем, в Киеве или Донецке вряд ли кто согласится работать за такие деньги. К тому же, на «минималку» можно нанять только рядовых членов комиссий, от которых мало что зависит. Члены окружных и главы участковых комиссий могут рассчитывать на куда больший гонорар – $300–1000. Если же на участке назревает скандал, то доплата «за преданность» может вырасти.

-- На щите

В минимально необходимые расходы для кандидатов входит и оперативная деятельность штабов.

«Оплата юристов, машин, коммуналки и прочей текучки обойдется минимум в $10 тысяч в месяц, – говорит Алексанндр Черненко. – Услуги политтехнолога – в $5 тысяч в месяц, некоторые могут позволять себе консультантов, которые будут брать за это десятки тысяч. Рядовые агитаторы обойдутся в $30 в сутки, то есть за 8 часов».

Основную же часть бюджета, по словам Черненко, занимает реклама – размещение «джинсы», телеэфиры, бигборды… Но несмотря на то, что чуть ли не каждый кандидат считает нужным разместить по округу опостылевшие «бигморды», исполнительный директор Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко уверяет, что «наружка» для победы на мажоритарном округе не играет особой роли.

«На округ для узнаваемости кандидата достаточно 10–20 щитов, – прикидывает Биденко. – За пределами Киева они стоят, в среднем, 2500 гривен, то есть получаем 50 тысяч гривен в месяц, что составляет 150 – 200 тысяч на всю кампанию. Это максимум. Например, у нас есть клиент по Борщаговке – мы три щита ему на округ повесили, и он доволен. Основная же работа – полевая, встречи с избирателями и так далее. Административные, операционные затраты начинаются с $300 тысяч долларов и доходят до полутора миллионов. Можно, конечно, и больше платить, но полутора миллионов, в принципе, достаточно для победы».

Александр Черненко не столь оптимистичен в цифрах: «Вначале все рассчитывают обойтись миллионом-полутора, но если на округе несколько сильных кандидатов, то ближе к финишу оказывается, что все эфирное время выкуплено, рекламные площади заняты… И стоимость кампании увеличивается до 2,5 – 3 миллионов. Да уже на сегодняшний день есть персонажи, которые вложили по миллиону».

Конечно, стесненным в средствах кандидатам придется проявить куда больше смекалки, чем тем, кто привык брать преграды денежными цунами. При бесспорном спросе на протестную риторику тем же выдвиженцам КОДа в их электоральных вотчинах нужно будет постараться, чтобы доказать, что именно они являются настоящей оппозицией, а все остальные участники выборов с оппозиционными лозунгами – потенциальные «тушки». И наверняка по итогам выборов мы увидим массу результатов, подтверждающих, что финансовый ресурс хоть и важен, но не всегда имеет определяющую роль. Правда, и обратных примеров будет хватать.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: