Языковой зуд Партии регионов

Языковой зуд Партии регионов

Власть разыгрывает избирательную карту русского языка

Власть таки решилась вытянуть из рукава последний избирательный козырь – русский язык. Глава парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов предложил уже на этой неделе проголосовать за скандальный законопроект №9073 «Об основах государственной языковой политики».

«Есть отработанный законопроект № 9073, он учитывает все замечания, которые были высказаны, в том числе Венецианской комиссией. Он учитывает предложения, которые высказали наши ведущие институты по данному вопросу для того, чтобы в нашем государстве в цивилизованном русле реализовать языковую хартию», - похвастался сегодня главный парламентский регионал.

Партия регионов взялась за старую идею узаконить региональный статус русского языка, отменить обязательный дубляж фильмов на украинский, разрешить телеканалам не вещать на государственном, а рекламистам без лишних стеснений работать только на «великом и могучем».

Похоже, что с приближением выборов и падением рейтинга Партии регионов именно языковая тема может стать спасательной соломинкой. Потому отложенная под сукно идея о тотальной регионализации русского языка вновь выплыла на поверхность. Не надо быть гением, чтобы спрогнозировать новый виток предвыборного языкового противостояния в Украине.

-- История болезни

Тема русского языка была одной из главных фишек Партии регионов и Виктора Януковича на последних парламентских и президентских выборах. Но, побеждая, сине-белые не спешили воплощать в жизнь свои обещания. Вот и после президентской гонки Янукович стал понемногу забывать о втором государственном, предпочитая эту тему лишний раз не поднимать.

Но накануне местных выборов октября 2010 года провластное большинство все-таки сделало первый шаг в языковом направлении. Когда Виктор Федорович выстраивал властную вертикаль, а Конституционный суд дописывал легендарное решение о возвращении Конституции 1996 года, Александр Ефремов с главным коммунистом Петром Симоненко и литвиновцем Сергеем Гриневецким зарегистрировали законопроект «О языках в Украине».

Главной новеллой документа было введение понятия «региональный язык». Менять Конституцию для второго государственного голосов в Раде не хватало, а вот сделать то же под соусом закона для большинства показалось приемлемым.

Согласно этому проекту, региональный язык можно было вводить, если подобную инициативу поддержат 10% населения региона. Перечень прав впечатлял: местным органам власти позволялось общаться с центром только на региональном, а также дублировать и печатать все документы на государственном и региональном. Финансовую сторону таких новаций никто не подсчитывал. Разрешалось проводить обучение в садиках, школах и вузах только на региональном, совершать правосудие и прочее. Депутаты предлагали отменить обязательный дубляж фильмов на государственный и норму об украинском языке рекламы. На право получить новый статус русский язык претендовал минимум в 13 регионах страны.

Столь жесткий проект вызвал бурю эмоций в обществе и критики со стороны оппозиции, ученых и различных европейских институций. Хотя инициатива свое дело сделала – о ней много говорили и спорили накануне местных выборов, избирателям Востока и Юга страны регионализация пришлась по душе. Но после голосования о документе стали забывать, Литвин от греха подальше заслал его в Венецианскую комиссию и до весны 2011-го о нем мало кто вспоминал.

31 марта 2011 года Венецианская комиссия выдала свой разгромный вердикт по языковому закону. Европейцы откровенно назвали вещи своими именами: проект нарушает Конституцию Украины, позволяет людям вообще не изучать и не владеть государственным, роль украинского как государственного существенно дискриминируется. Было множество замечаний технического характера. Общее заключение – такой документ принимать нельзя. На фоне резко негативного отношения к законопроекту Литвина, а также удивительных заявлений Януковича о том, что пора бы одесситам выучить украинский, казалось, что тему прикрыли.

-- Второй залп

Не долго языковая сфера оставалась без чуткого внимания правящей партии. Спустя четыре месяца регионалы снова перешли в языковое наступление. В конце лета 2011-го нардепы от Партии регионов Сергей Кивалов и Вадим Колесниченко зарегистрировали обновленный языковой проект «Об основах государственной языковой политики». Собственно, это как раз тот документ, который сегодня рекламировал Александр Ефремов. Если с реформами, экономикой и борьбой с коррупцией не получается, то решать проблемы проще старым и проверенным языковым вопросом.

За редкими исключениями, проект Кивалова-Колесниченко не слишком отличался от предыдущей версии. Местами подмарафетили, уточнили дефиниции и определения.

Первая существенная новела документа – процедура предоставления статуса регионального языка. В проекте Ефремова-Симоненко-Гриневецкого плясали от позитивного ответа 10% населения региона при всеукраинской переписи на вопрос о «преимущественном языке общения». Но вот незадача – в 2001-м такого вопроса не задавали, а потому приходилось бы ждать новой переписи. Кивалов с Колесниченко нашли выход – ввели в закон термин «родной язык». В 2001 году такой вопрос ставился, а потому регионализацию можно было начинать на следующий день после принятия закона в Раде.

Из проекта-предшественника взяли и самые одиозные нормы о рекламе, кино и телевидении. Авторы документа посчитали, что обязательный дубляж на украинском надо отменить, позволив дистрибьюторам самим решать языковой вопрос. Реклама на государственном языке также станет необязательной - телеканалы сами решат, нужен ли им украинский.

По новому проекту региональные языки будут иметь те же права, что и государственный. Язык в садике, школе, институте, суде, госучреждениях – региональный. Местные органы власти смогут работать только на региональном, а также вести на нем всю документацию и переписку с центром.

Статус регионального смогут получить русский, белорусский, болгарский, армянский, гагаузский, идиш, крымскотатарский, молдавский, немецкий, новогреческий, польский, ромский, румынский, словацкий, венгерский, русинский, караимский и кримчацкий языки.

Но на областном уровне 10% барьер в основном преодолеет лишь русский. В общей сложности, под «русский региональный» уже сейчас попадет 13 областей и регионов Украины: Крым, Донецкая, Харьковская, Луганская, Запорожская, Херсонская, Днепропетровская, Николаевская, Одесская, Сумская, Черниговская области, Киев и Севастополь. В Закарпатье с его 13% венгерского населения региональным станет венгерский, а в Черновицкой области – румынский (около 11% - родной румынский).

Русины Закарпатья утверждают, что их там проживает не менее 20%, и также претендуют на статус регионального. В этой области их будет сразу два. Впрочем, как и в Крыму - с 13% крымских татар на полуострове крымскотатарский также получит официальный статус. В некоторых областях отдельные районы также смогут провозглашать себе региональные языки, указанные в перечне. Со всеми истекающими правовыми последствиями. Где брать деньги на все это – не известно.

Примечательно, что господа регионалы, регистрируя свой новый проект, прокатили коллег по коалиции. По крайней мере, Петр Симоненко негодовал, что его прежний проект переписали слово в слово, но его авторство куда-то исчезло. Возникали логичные предположения, что законопроект – не более, чем часть избирательной кампании двух регионалов в мажоритарных округах.

-- Венецианская комиссия снова против

Хотя авторы языкового законопроекта утверждали, что учли замечания европейских экспертов, новый документ получил негативную оценку европейцев. Вокруг вердикта Венецианской комиссии даже разгорелся нешуточный скандал внутри украинской властной команды. Регионал Сергей Кивалов тогда заявил, что европейцы полностью поддержали законопроект, а какие-то дискриминационные поправки Марины Ставнийчук – советницы Президента и руководителя управления Администрации Президента по конституционно-правовой модернизации, отклонили. Марина Ставнийчук опровергла заявление Кивалова, сообщив, что проект был подвергнут жесткой критике, и как раз поправки Кивалова не были поддержаны Венецианской комиссией. Напомним, что Марина Ставнийчук – член комиссии от Украины, а Кивалов – заместитель.

В любом случае, обнародованный «Главкомом» полный текст решения Венецианской комиссии расставил все точки над «і» в этом споре.

Европейцы пришли к заключению, что новый проект закона практически идентичен с тем, который уже получал негативную оценку Венецианской комиссии, а большинство спорных положений так и не были изменены. В пунктах 19,20,43,44, 65 і 66 заключения четко указано, что языковой законопроект направлен на нивелирование прав государственного языка Украины. В пунктах 31,57 и 60 записано, что внедрение столь широких прав региональных языков потребует огромных затрат из бюджета.

Также важно обратить внимание на 18,19, и 24 пункты вердикта европейцев о том, что ряд положений закона не отвечает Конституции Украины, а в пункте 22 указано, что на большей части территории Украины русский язык вытеснит государственный. Показательный и пункт 8 решения, в котором европейские эксперты признали, что языковым вопросом слишком часто манипулируют на выборах.

Как в воду глядели – в сессионный зал языковой закон вносят за пять с половиной месяцев до дня голосования на парламентских выборах. Очевидно, что принимать в целом его будут осенью, поближе к заветной дате 28 октября. Чтобы Партия регионов смогла собрать максимальный электоральный урожай на пике русскоязычных баталий. Парадоксально, но окончательно принимать закон совсем не обязательно. Можно ведь оставить благодарную тему для развода электората до президентских выборов 2015-го.

Рисунок Валентина Дружинина

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: