Оппозиция сдала «мову»

Оппозиция сдала «мову»

В рядах оппозиционеров ищут предателя

Второй раунд языкового сражения в парламенте завершился стремительным блицкригом Партии регионов и принятием языкового законопроекта Колесниченко-Кивалова в первом чтении. Фактически счет перед решительным боем сравнялся, но оппозиционеры уже начали искать в своих рядах крысу, которая сегодня подыграла большинству.

Две недели назад рассмотрение закона об основах языковой политики, предоставляющего русскому статус официального в двух третях регионов страны, закончилось кровавым побоищем и срывом голосования. Можно было по-разному оценивать те события, искать глубинный заговор между оппозицией и коалицией, но больше баллов все равно набрали противники языкового закона. Со стороны казалось, что чуть ли не впервые в истории президентства Януковича оппозиционеры силой смогли что-либо отстоять в парламенте.

Потому казалось, что перед сегодняшним заседанием, на котором должна была решиться судьба языкового закона, обе стороны подойдут в полной боевой готовности. Верилось, что у оппозиционеров вызрел некий план, чтобы таки сорвать голосование. С другой стороны, всю прошлую неделю появлялась различная информация: и что голосов не хватает, и что регионалы будут сливать свой законопроект, и что сами регионалы-«западноукраинцы» взбунтуются против русского языка.

-- Регионалы подвезли «биомассу»

О серьезности планов «регионалов» стало понятно из появившихся накануне сообщений о том, что к столице из регионов стали стягиваться колонны сторонников законопроекта, традиционно разместившихся в Мариинском парке. В Интернете появились и соответствующие объявления о наборе массовки. Улица Грушевского под это дело была перекрыта еще ночью, а правоохранительные органы, по свидетельствам очевидцев, приезжим всячески способствовали. Даже были слухи, что на предприятиях Ахметова набирают «боевиков» для поездки в Киев на языковые разборки.

Ближе к утру прямо на Грушевского была сколочена «бело-голубая» сцена с лозунгом «Два языка – одна страна», а «партийные кульки» (накидки от дождя очень пригодились) заняли периметр вокруг Рады, который обвешали плакатами с привычными лозунгами. Правда, на этот раз штампованные русскоязычные призывы были разбавлены лозунгами на других «региональных» языках. Среди общего уныния выделялся разве что парадоксальная самоделка с обликом Тараса Шевченко и надписью «Я не украинец, я русский».

Также сторонники законопроекта Колесниченко – Кивалова разместились на куске улицы Шелковичной (между Институтской и Грушевского), проезд по которому был заблокирован. Здесь наиболее прилично выглядящие барышни в накидках ПР раздавали интервью в камеры.

«Жить ведь сейчас стало лучше, правда?» – задавалась риторическим вопросом (причем на украинском языке) бойкая, но добродушно настроенная дама бальзаковского возраста в компании двух подружек. – И все же понимают, что нельзя на старости в 60–70 лет заставлять людей разговаривать на украинском, садики и школы делать только на мове. Мы уважаем интересы тех, кто на ней разговаривает, но надо уважать и наши».

У молодых людей, расположившихся под зданиями на Шелковичной, были более приземленные проблемы.

«Пацаны, знали бы вы какие там цены!» – делился с оставшимися на страже флагов товарищами «гонец», вернувшийся с кульком из супермаркета «Столичный». Гонорар за мероприятие, судя по его выражению лица, действительно мог не окупить карманных расходов.

Собравшихся защитников украинского языка к Верховной Раде не пустили. По периметру все подходы закрыли заграждениями и сотнями спецназовцов, создав некую резервацию для бело-голубых. Со стороны Мариинского дворца раду от свободовцев защитили ограждением из десятка автобусов милиции. Так что из парламента могло создаться впечатление, что защищать украинский язык вообще некому.

-- «Кидок» Литвина

В кулуарах парламента за час до заседания было нервозно. Пока оппозиционеры только сходились на заседание, регионалы еще с ночи заблокировали парламентскую трибуну и президиум. Поговаривали, их туда пустили по указанию Литвину загодя. Оппозиционерам, пришедшим часам к 9, не оставалось иного выхода, как занять проходы в зале.

По состоянию на 9.50 диспозиция сторон выглядела следующим образом – Партия регионов контролирует трибуну, а оппозиция затянула баннерами два своих сектора, чтобы у тушек не было возможности проголосовать со своих мест. Ситуация напоминала «расклад» перед голосованием за «Харьковские соглашения». Да и план, судя по всему, был тот же – не дать проголосовать карточками тушек.

Ситуация накалялась, возвращающиеся с согласительного совета лидеры фракций ничего не смогли сказать журналистам, лишь один глава фракции Литвина Шаров бросил, пробегая: «Пока ничего не ясно».

Развязка всей этой истории наступила настолько быстро, что большинство оппозиционеров вообще ничего не поняли. Итак, Литвин открыл заседание и провел регистрацию. Тут же две оппозиционные фракции запросили получасовой перерыв. Спикер согласился с требованием, но так, между прочим, сообщил, что надо некий вопросик уладить. Неожиданно поставил на голосование законопроект о языке в детских садиках Вячеслава Кириленко. Его успешно отправили на доработку. И вот тут спикер сделал главный финт дня – за две секунды огласил голосование по некому законопроекту № 9073. То, что произошло через десять секунд, не поняли ни депутаты от оппозиции, ни журналисты. На табло засветились 234 голоса «за». И только в этот момент до людей начало доходить, что это и было голосование за языковый законопроект в первом чтении. Оппозиция вообще никак не отреагировала, депутаты стояли, открыв рты, пытаясь понять, что происходит. Очевидно, из рядовых оппозиционеров лишь Парубий хоть что-то понял, при голосовании развязав драку возле сектора «группы Рыбакова», пытаясь не дать проголосовать кому-то из тушек. Но это вообще мало кто в зале заметил.

Пока никто не опомнился, Литвин привел к присяге новоизбранного депутата от НУНС Владимира Ланового и объявил получасовой перерыв.

Надо было видеть кислые физиономии оппозиционеров, выходящих из сессионного зала. Первым пробежал бютовец Владимир Филенко. «У вас был план?» – поинтересовался «Главком». «Какой-то план был, я так думал. А оказалось, что ни хрена у нас не было», - нервно ответил Филенко.

Оппозиционеры сбивались в группки и пытались осмыслить произошедшее. «Литвин нас кинул, продался. Он вроде бы вывел свою фракцию из зала, но освободил гнезда для голосования для тушек. Это решило исход голосования. Договоренность на согласительном совете была не такой, он всех обвел вокруг пальцев», - сетовал один из бютовцев своему коллеге.

«За что они проголосовали, как это произошло?», - все пыталась выведать Ирина Геращенко. «Знал ли о таком сценарии Яценюк?», - пыталась узнать у коллег Лилия Григорович.

Пока оппозиционеры нервно размышляли о том, как же их кинули, прояснить картину взялся Тарас Стецькив.

«Литвин – политическая проститутка. На согласительном совете мы о таком не договаривались», - говорил Стецькив. «План был таков – заблокировать карточки тушек, ведь именно их голоса должны были стать решающими. Мы уже знали, что Рыбакова «поломали», и его люди будут голосовать за закон. Готовились к этому. Проблема заключалась в том, чтобы обезвредить 12 тушек, которые, по нашим данным, планировали проголосовать «за». Языковой закон не должны были ставить так быстро, на согласительном Литвин пообещал, что этот проект поставят во втором десятке документов. Мы планировали быстро найти места, где те собирались голосовать, и пресечь это. Но Литвин поломал все наши планы. Он сыграл на их стороне, отобрав у нас время», - сетовал оппозиционер, рассказывая о причинах провала.

-- Мову «сдали» свои?

Другие его коллеги не на диктофон говорили об откровенном предательстве, но не Литвина, а … руководства фракции БЮТ и НУНС. Намекая, что могла быть некая договоренность между тем же Кожемякиным и регионалами, чтобы позволить в первом чтении принять закон. По этой же договоренности, по словам источника, второго чтения уже и не будет. Мол, маленькую языковую победу регионалы получили перед выборами, а больше пока Виктору Януковичу не нужно.

«Две недели назад мы действовали экспромтом, а тут был некий план, мы должны были слушаться руководителей фракций, Кожемякина. Но они никаких команд в самый ответственный момент не дали. Мы готовы были драться. Теперь можно выдумывать самые различные версии», - намекал на предательство Кожемякина еще один депутат, напоминая об уголовном преследовании его родственника, вокруг чего и мог состояться торг.

Кстати говоря, в кулуарах снова появилась информация, что проводить разъяснительную работу с депутатами с утра снова принимал глава СНБО и руководитель избирательной кампании Партии регионов Андрей Клюев.

Некоторые нунсовцы вообще не понимали, что же на самом деле произошло, и кого в этом всем винить. «Мы все провалили. Есть две версии - руководство фракции или договорилось, или оказалось неспособным на что-либо. Оба объяснения печальны», - сетовал один из депутатов. «Две недели назад, после побоища и срыва голосования, к нам подбежал регионал и кричал, что же мы натворили, у нас же голосов не хватало, мы эту муть Кивалова бы не проголосовали, а вы все испортили», - делился поучительной историей оппозиционер. При чем, он утверждал, что никакого плана противодействия на сегодня у них вообще не было.

Честно говоря, глядя в растерянные глаза Арсения Яценюка, слабо верилось, что он был в «схеме с регионалами». Позже он скажет, что оппозиция сегодня проиграла бой, но выиграет войну при голосовании за второе чтение. Но при такой организации «сопротивления» или даже открытого саботажа, слова Арсения Петровича звучали далеко не убедительно. Как и объяснение Турчинова, что депутаты просто не сориентировались.

Пока тот же Стецькив уверял, что второго чтения вообще не будет, а Яценюк обещал решительный бой, многие адекватные регионалы с горечью в голосе признавали журналистам, что принятия закона в целом теперь не избежать. «К сожалению, партия решила его продавить. Не вижу ни одной причины, почему они от этого откажутся. Бунт внутри не созреет. Сегодня против закона проголосовало пять депутатов от ПР с принципиальной позицией. Больше нас точно не станет», - делился с «Главкомом» своими эмоциями регионал из Западной Украины.

Посмотрим, чем же таки закончится языковая эпопея в парламенте. Вадим Колесниченко пообещал, что закон ко второму чтению будут готовить не спеша, после общественных слушаний. По такой логике, его принимать будут уже осенью накануне выборов. До того времени может много чего измениться, но если у регионалов будет желание его принять, то его таки примут. И в этом не сомневается ни власть, ни оппозиция. Ведь слабо верится, что оппозиционеры выдумают что-то эдакое и в очередной раз не станут жертвой то ли сговора своих же руководителей, то ли обмана Литвина или чего-то подобного.

-- Плебс под дождем

А на улице шел проливной дождь, спецназ гонял защитников украинского языка, охраняя свезенных сторонников Партии регионов. Молодые люди ПТУшного вида с флагами ПР кучковались под деревьями, не отставая своих сотников в надежде получить заработанное. Вокруг стояли автобусы с надписями «Мы готовимся к Евро» и эмблемами Евро, на которых защитников русского языка и свезли на митинг.

В это время колонна защитников украинского заняла позиции с другой стороны Институтской возле Кабмина. К идеологическим противникам ее не пускал живой щит «Беркута». Не обошлось, правда, без давки, когда «беркутовцы» начали оттеснять оппозиционеров назад. В толпе оппозиционеров особо выделялся Виталий Кличко, который находился в толпе крепких, хоть и не доходящих ему до шеи молодых людей, умелыми движениями расчищавших пространство для VIP-гостя. Стычки стали происходить уже после того, как стало понятно, что законопроект принят в первом чтении.

В лагере «бело-голубых» тем временем царило сдержанное ликование, а на сцене бился в экстазе главный заводила Олег Калашников.

«Нас 16 миллионов и мы говорим по-русски!» – кричал Калашников. – И нужно поддержать Партию регионов на выборах, чтобы было конституционное большинство!»

На сцену стали выходить представители Партии регионов – от рядовых партийцев до нардепов. Все, словно следуя озвученным в последнем прославляющем власть телеролике месседжам, плевались в адрес «попередників» и рассказывали, что «теперь-то заживем». То, как будут технологически использовать на выборах этот проект «регионалы», стало хорошо понятно из пламенного выступления Василия Киселева. Кто знает, может быть, смерть Василия Джарты и позволит не закатиться его политической звезде в Крыму.

«Первое, что начали делать «помаранчевые» – это запретили нам разговаривать на родном языке!» – напомнил присутствующим Киселев и вспомнил опыт полпреда в Крыму Анатолия Матвиенко, который вздумал переводить крымские школы на украинский языке. – Я с этим не смирюсь, и хорошо, что украинцы с этим не смирились. Сегодня мы пошли по региональному принципу, но в программе Партии регионов – два государственных языка! Нельзя запретить нам думать и говорить на русском. И никогда не допускайте националистов к власти!»

После этого Калашников объявил, что закон о языке принят и завопил: «Мы победили! Ура! Ура! Ура! Вы – герои, вы формируете историю и вписываете в нее свои имена золотыми буквами! Да здравствует Партия регионов, Украина и народно избранная власть!»

Кому-то такая последовательность могла показаться некорректной, но только не «регионалам», которые в этот победный для себя день несли со сцены удивительные речевые конструкции, составленные с помощью их родного языка.

«Мы победим не только на выборах, но и в жизни!» – лишь одна из таких загадочных фраз, напомнивших легендарный афоризм о «козлах, которые мешают нам жить».

Пока на «бело-голубую» сцену взбирались даже такие редкие ораторы как Алексей Журавко, у оппозиции была своя сцена на кордоне с «Беркутом». Правда, открытая, и выступающие под проливным ливнем очень быстро приходили в «искупавшееся» состояние.

А пока защитники и противники двуязычия под ливнем слушали своих лидеров, около половины двенадцатого дня по Институтской «пролетел» кортеж Президента. Ему было тепло и уютно, и чихать он хотел на весь этот плебс…

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: