Колесников ответит?

Колесников ответит?

После окончания Евро-2012 власть назначит «козла отпущения» за все скандалы, связанные с подготовкой к Чемпионату

Уже всем понятно, что по окончании Евро-2012 в Украине начнется тендер на звание «козла отпущения» за все скандалы, связанные с подготовкой к Чемпионату. Такое мнение все чаще звучит из уст экспертов и журналистов. «По итогам проведения Евро-2012 некоторые чиновники понесут наказание», - отмечает директор Центра «Пента» Владимир Фесенко. Кто будет этими пока не названными чиновниками? Мэры городов? Руководители отдельно взятых проектов? Или вице-премьер, который имел два года возможность пиариться на благодатной теме (и не только пиариться)?

Если разобраться, то Украина действительно потеряла шикарный шанс разрекламировать себя в мире. Из-за непрофессионализма нынешней власти, вечной критики оппозиции и в буквальном смысле «запугивания» иностранных болельщиков долгожданное спортивное мероприятие превратилось в площадку для создания негативного имиджа нашей стране. Даже если вы не укладывали асфальт, не строили стадионы, и не изучали впопыхах английский, знайте, вы также приложили руку к этому событию. Каким боком? – спросите.

Ответ прост: весь этот праздник за ваши деньги. Обещание власти привлечь к подготовке этого события инвесторов оказалось пустым звуком. Ни украинские, ни тем более иностранные бизнесмены не поверили ни слову украинских чиновников. Поэтому вся европодготовка легла тяжелым бременем на госбюджет.

По данным министра оппозиционного правительства по вопросам Евро-2012 Остапа Семерака, каждый украинец заплатил минимум 2000 гривен за подготовку к чемпионату по футболу. Что еще более пугающе, минимум 50% этих средств, утверждает депутат, были тупо украдены. Поскольку ключевым моментов для возможности коррупционных схем стало решение Кабмина, принятое с подачи профильного вице-премьера Бориса Колесникова, проводить все процедуры для Евро на безтендерной основе, то первый, в чей огород летят слова обвинений – именно Колесников.

Сам же Колесников винит во всем прошлую власть, которая из-за решетки толком и оправдаться не может. Но Борису Викторовичу не стоит забывать, что из пяти лет подготовки к Евро за последние, самые важные, два с половиной в ответе именно он. И именно за этот период страна пережила самые коварные удары по ее международному имиджу.

«Главком» выбрал 10 главных фактов, о которых трезвонила вся мировая пресса, сообщая об Украине в контексте Евро-2012.

1. Евро-2012 – коррупционное поле чудес

Ответственные за это мероприятие чиновники сделали все, чтобы Чемпионат вошел в историю, как один из самых убыточных. Эксперты уже подсчитали, что Украина и Польша в общем потратили на Евро в 40 раз больше, чем, например, Австрия и Швейцария, которые принимали чемпионат четыре года назад.

Стала ли Украина после этого похожей на европейскую страну? Вице-премьер Колесников уверен, что да (Украина, по его мнению, продвинулась лет на 25 вперед). Чиновник подсчитал, что чисто футбольные расходы – это всего лишь два стадиона (киевский «Олимпийский» и «Львов-Арена»). На них было потрачено около 750 млн. долларов. «Все остальное - не подготовка к Евро-2012, а развитие национальной инфраструктуры», - говорит Борис Колесников, отмечая, что дорогами, взлетными полосами и аэропортами жители Украины будут пользоваться и после завершения Евро-2012.

Да, это правда. Но правда и то, что власть позволила себе тратить бюджетные деньги втемную. Она не постыдилась отказаться от тендеров. В итоге, самые «жирные» подряды получали таинственные компании. Не потому ли иностранные инвесторы проигнорировали наш чемпионат? В итоге, сегодня Евро-2012 в глазах международной общественности - это гигантская кормушка, к которой подпустили лишь своих.

«Коррупция расцвела пышным цветом при подготовке к турниру», - написал в своем блоге на сайте Financial Times эксперт Эндрю Уилсон. По его подсчетам, на Евро-2012 в Украине потрачено больше, чем британцами на Олимпиаду в Лондоне. «По слухам, откаты на большинстве проектов составляют до 40%», - отмечается в статье. Есть еще один не менее яркий пример. Например, два стадиона – в Донецке и Киеве. Они похожи по вместимости и другим техническим параметрам. Первый строил частный инвестор Ринат Ахметов, второй – за счет государственного бюджета. Разница в стоимости стадионов – в пять раз в пользу Ахметова. То есть, своих денег жалко, народных, то бишь, наших с вами – нет.

2. Политический бойкот

Грандиозным провалом украинского Евро-2012 можно также считать политический фон, на котором проходит чемпионат. Большинство лидеров стран ЕС отказались ехать на Евро в Украину из-за судебных процессов над лидерами украинской оппозиции. В результате вместо триумфа на международной арене от проведения столь важного спортивного события, Украина получила дырку от бублика.

Последние несколько месяцев в информационном пространстве только и сообщений об очередном высокопоставленном европейце, бойкотирующем Евро из-за заключения Тимошенко. Во всех сюжетах из Украины обязательно показывают униженную и несчастную Юлю и роскошные виды президентского Межигорья.

Ситуация с Германией, которая является локомотивом ЕС, вообще катастрофична. Канцлер Ангела Меркель, как утверждают эксперты, получала лично от Януковича обещание выпустить Тимошенко. После того, как лидер оппозиции на свободе не оказалась, отношения между странами начали напоминать времена «холодной войны». Хотя Германия и будет играть свои матчи в Украине, руководство этой страны украинскую часть чемпионата полностью игнорирует.

3. Дорогие дороги

Одним из столпов подготовки к Еврочемпионату было строительство дорог. Вице-премьер и министр инфраструктуры Колесников подсчитал: на их улучшение было истрачено $2 млрд. Буквально, это означает, что 40% всех денег, направленных на Евро, были закатаны в асфальт.

Заметили ли это улучшение украинцы? Ответ могут дать те, кто часто путешествует автотранспортом. Но даже ответственные чиновники не могут скрыть реальное положение дел. Председатель комиссии по реорганизации ”Укравтодора” Евгений Прусенко признался, что за последние четыре года подготовки на маршрутах Евро-2012 реконструировано или построено 1,6 тыс. км дорог. Много это или мало? Прусенко дает ответ - это примерно 2% от общей протяженности дорог (170 тыс. км) в Украине. То есть остальные 98% никто особо не трогал. Столичные водители не дадут соврать, что даже проспект Победы, на котором расположено министерство инфраструктуры, возглавляемое Колесниковым, к Евро так и не отремонтировали. Остается надеяться, что две главные евротрасы Киев-Харьков и Киев-Чоп, в которые вложены огромные средства и которыми так гордится власть, послужат хотя бы пару лет без ремонта.

4. «Хюндайский» прокол

Одна из любимейших тем, с которой носился вице-премьер Борис Колесников, – уже легендарные скоростные поезда Hyundai. Всего у корейцев было куплено 10 поездов, шесть из которых пустили до Евро, остальные четыре должны запустить до конца лета. Общая сумма контракта была названа в размере 300 миллионов долларов.

Анонсировалось, что скоростные поезда соединят города, принимающие чемпионат, и время в пути для пассажиров значительно сократится. Но реальность оказалась не столь радужной. Сразу же выяснилось, что быстро ездить по украинскому полотну «корейцы» не могут. Автоматика принимала резкие повороты за аварийные ситуации, активируя аварийное торможение. Были проблемы с несовместимостью поездов с платформами на станциях, сообщалось и о других технических проблемах. Апогеем истории с поездами Hyundai стала отмена рейса из Харькова в Киев «из-за технической поломки». Поезд, курсирующий по маршруту Киев-Львов, из-за поломки прибыл на станцию назначения с двухчасовым опозданием.

Стоит также отметить, что такой тип составов в Западной Европе обычно используется при пригородном сообщении. Например, Deutsche Bahn отправляет составы DB Regio с подобным уровнем комфорта в пределах агломераций крупных городов. У нас же по факту обычную европейскую электричку отправили в рейс дальнего следования и громко окрестили «интерсити».

Кроме того, все громче звучат упреки в том, что правительство почему-то не закупило аналогичные скоростные поезда отечественного производства, которые стоят в три раза дешевле. Рядовые же пассажиры, которым придется пользоваться этим транспортом и после Евро, жалуются на крайне неудобный график и дороговизну билетов на этот «чудо-поезд».

5. «Аэроэкспресс» - призрак

То, что обещанный Колесниковым инфраструктурный прорыв, так и не произошел, подтверждает история с «Аэроэкспрессом». Новый современный поезд должен был связать столицу с главным аэропортом страны «Борисполь». Но слова и дела команды, готовившейся к чемпионату, кардинально разошлись. Сначала вице-премьер утверждал, что без такой железнодорожной ветки, строительство новых терминалов в «Борисполе» будет необоснованным. С этим было сложно не согласиться. Действительно, все крупные европейские аэровокзалы связаны с мегаполисами железной дорогой. Но Украина и Киев – особый случай. Обещания до сих пор остаются обещаниями. Хотя объявление о том, что строительство ветки будет вестись за счет китайского кредита в размере $1 млрд, чиновники успели сделать.

6. Палаточное гостеприимство

Одной из немногих сборных, которая согласилась базироваться в Украине, стала команда Швеции. Да и больше всего туристов, приедет в Киев именно из этой страны – около 20 тысяч. Чтобы поселить всех желающих киевские власти пообещали построить за шведские деньги прекрасный кемпинг на Трухановом острове. Шведские миллионы коммунальное предприятие «Плесо» освоило, но обещанного кемпинга в нормальном виде так и не построили. Дошло до того, что шведское посольство было вынуждено за несколько дней до начала чемпионата обращаться лично к главе столичной администрации Александру Попову. В день открытия Евро-2012 посол Швеции лично ездил в кемпинг, пытаясь заставить строителей довести палаточный лагерь до ума. И только после вмешательства Попова работы были срочным образом завершены, и шведский посол высказал удовлетворение их качеством.

Не лучше была ситуация и в аналогичном лагере для болельщиков в Харькове. Там фанатов селят в военные палатки без дна, просто расставив внутри пляжные лежаки.

Испытания, которые уготовила зарубежным фанатам власть, усугубляются экстремальными погодными условиями. Начало чемпионата сопровождалось проливными дождями. Выдержат ли иностранцы такие спартанские условия?

7. Жадность – порок

Более зажиточных европейских фанатов, готовых было поселиться в наших гостиницах, распугали сообщения о том, во сколько им обойдется пребывание в Украине. Вице-премьер-министр Колесников убеждал всех, что проблема обязательно решится. Но чемпионат приближался, а западные газеты поражались, почему коцко-место в украинской палатке предлагается по цене, европейского трехзвездочного отеля. Авторитета Колесникова так и не хватило, чтобы обуздать аппетиты отечественных отельеров. В итоге вице-премьер не сдержался, заявив, что «владельцы отелей, очевидно, решили, что за время чемпионата должны заработать на всю жизнь».

Поняв, что уговоры не подействует, изобретательный Колесников зашел с другой стороны. Он начал пугать операторов отельного бизнеса тем, что запустит на украинский рынок бюджетную авиакомпанию Ryanair и все болельщики смогут дешево летать на матчи в Украине, не пользуясь услугами местных ночлежек. Решение оригинальное, и, возможно, полезное. Но самолеты европейского лоукостера к нам так и не долетели. Власть в очередной раз доказала свою беспомощность, а туриндустрия снова продемонстрировала свою неконкурентоспособность.

8. Проституция и дешевое пиво

По словам одного из общественных деятелей Дмитрия Капранова, очень парадоксально вышло: «студентов из городов, принимающих Евро, вывезли, а проституток и бомжей оставили». Действительно опять же, с подачи Бориса Колесникова, власть пошла на беспрецедентный шаг, сократив, точнее, сорвав, учебный процесс в школах и вузах. Наспех сданные экзамены и врученные дипломы позволили освободить общежития, где планировалось размещать болельщиков. Однако отремонтировать толком их так и не успели.

И здесь важно сказать о том, о чем молчат во власти: болельщиков привлекает в Украине дешевый круглосуточный алкоголь и недорогие по европейским меркам проститутки. Один из шведов в фанзоне, увидев пиво по цене менее двух евро за поллитра, во всю орал: «Это рай!». И если сюда и захотят вернуться, то разве не за этим самым раем, невозможным ни в одной другой европейской стране?

9. Жизнь собачья

Будоражила умы европейцев и тема, к которой в Украине, кажется, никто так серьезно и не отнесся. Последним доказательство нецивилизованности нашей страны стали сообщения об убийствах бродячих собак накануне Евро-2012. Факты якобы массового истребления животных повергли в шок иностранцев, спровоцировав целую бурю протестов. Дело дошло до того, что известные в мире деятели искусств напрямую обращались к президенту Януковича с требованием остановить убийц животных. В итоге, имидж страны испорчен, бродячие собаки продолжают бегать по улицам украинских городов, а деньги, которые выделялись на решение этой проблемы, испарились.

10. Рабский труд

Коррупция, дорогие отели, травля собак и оппозиции это не весь букет проблем, который собрала Украина к Евро. Стартовавший чемпионат может завершиться еще одним скандалом. Власть, отрапортовавшая об идеальной подготовке к чемпионату, забыла об одной мелочи. Она не рассчиталась со строителями, которые круглосуточно в авральном порядке пахали ради спортивного праздника. Накормленные обещаниями работники готовы всему миру рассказать, какой кровью обошлось им Евро: жизнь в бараках, где нет ни отопления, ни канализации, особо опасные условия труда, а в финале невыплаченная зарплата.

Чтобы понять, что это не вымыслы, достаточно вспомнить: только строительство «Олимпийского» стадиона, который примет финальный матч Евро-2012, забрало, по официальной информации, пять жизней. По неофициальной, жертв было восемь. Тех, кто трудился на стройке без официального оформления, в траурный список якобы не включили.

Чтобы вернуть заработанное, строители, которые сейчас снова гуляют без работы, решили воспользоваться последней возможностью. Они намерены блокировать финал чемпионата. Он пройдет в Киеве 1 июля на «Олимпийском».

Теперь лишь остается лишь надеяться, что имидж страны будут спасать сами украинцы, проявляя дружелюбие, гостеприимство и толерантность. А наша сборная, которой спасибо за вчерашнюю победу над шведами, и дальше будет делать все, чтобы и те, за чей счет устроен этот праздник, ощущали его.

А сразу после окончания Евро важно выяснить, кто все-таки ответит за провалы Евро? Горстка начальников коммунальных предприятий, меры принимающих городов, в чьих руках не было ни денег, ни полномочий, или все-таки люди, рассказывавшие два года о том, что именно они являются локомотивами Евро? И вместо того, чтобы призывать СМИ не критиковать Евро, как это делает Директор турнира УЕФА Евро-2012 в Украине Маркиян Лубкивский, лучше бы ему вместе с Борисом Колесниковым попытаться ответить на все эти вопросы.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: