Зачем прокуратура взяла под контроль Министерство иностранных дел
Направлением так называемой «евроинтеграции дела Тимошенко» первый заместитель Генпрокурора Ренат Кузьмин озаботился уже давненько. «Любимым» занятием человека, некогда обвинявшего адвокатов ЮВТ в «разъездах» по Европе вместо организации грамотной юридической защиты, в последнее время, как ни странно, были поездки в те же края и озвучивание всевозможных обвинений против Тимошенко: от газовых соглашений до причастности в убийстве Щербаня.
Однако только лишь возможностью выступления в Европарламенте и поездками по Европе «в рамках служебных командировок» деятельность своего зама Генпрокурор Виктор Пшонка решил не ограничивать. Кузьмин еще будет отвечать за международное сотрудничество и осуществлять надзор за Министерством иностранных дел. Невинное, на первый взгляд, расширение его полномочий вполне может «аукнуться» как сотрудникам МИДа, так и стране в целом.
-- Чрезмерное внимание
О том, как к обязанностям первого заместителя Генпрокурора добавили еще и международную деятельность, Ренат Кузьмин сам рассказал в интервью: «Это было решение Генпрокурора – распределить обязанности таким образом. В круг моих обязанностей теперь входят международное сотрудничество, правовая помощь и непосредственно надзор за МИДом». Такое заявление удивило и представителей МИДа и экспертов-международников.
С одной стороны, «прокуратура имеет определенные полномочия в плане контроля за соблюдением органами исполнительной власти законодательства Украины. В этом смысле МИД не имеет никакого особого статуса, - отметил в разговоре с «Главкомом» член общественного совета при МИД Украины, директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко. – Какие-то законодательные нарушения органов власти могут стать предметом интереса Генпрокуратуры».
С другой стороны, не понятно, зачем было выделять МИД в отдельную «сферу контроля» и почему понадобилось поручать этот контроль именно Кузьмину. «Возможно, так осуществляется какое-то распределение между заместителями определенных сфер. Но меня очень удивил тот факт, что Кузьмин отдельно обозначил функцию контроля за МИДом», - возмущенно добавил Александр Сушко.
Не понятым такое расширение обязанностей Кузьмина осталось для заместителя генерального директора Центра Разумкова Валерия Чалого: «Что такое прокурорский надзор – понятно. Но что значит надзор Кузьмина?». С удивлением ознакомился с данной информацией и экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко: «Я когда сам был министром, и не думал, что у такой структуры, как МИД, должен быть специальный надсмотрщик. Прокуратура, в принципе, осуществляет надзор за исполнением законов – это правильно. Но, зачем было очерчивать это на уровне первого зама Генпрокурора, я понять не могу. Такая постановка кажется мне неожиданной и не совсем адекватной».
Не смогла дать четкой оценки словам Рената Кузьмина и пояснить, чем именно он будет заниматься в рамках «надзора за МИД» и пресс-секретарь Генпрокурора Маргарита Велькова. «Как я могу комментировать слова одного из своих руководителей?», - спросила она. Официальный же ответ в пресс-службе Генпрокуратуры пообещали дать не раньше следующей недели.
-- Контроль выборов
Одной из причин, по которой Кузьмину могли поручить контроль за деятельностью МИДа, Владимир Огрызко называет «новый подход за тратой бюджетных средств». «Но на МИД традиционно выдают копейки – для того, чтобы работников содержать. Это вряд ли может быть каким-то чрезвычайно важным заданием», - развенчивает он позже свою теорию.
Также, по мнению экс-министра иностранных дел, такая «расстановка обязанностей, возможно, была сделана для контроля над тем, как будут голосовать люди на избирательных участках за границей».
Шансы у МИДа «повлиять» на украинские выборы на заграничном избирательном округе есть. Соответствующее желание у действующей власти – тоже. Это признают многие эксперты. Но вот в эффективности влияния голосования украинцев за рубежом на общий результат сомневаются.
«Думаю, что попытки как-то повлиять на выборы на заграничном округе будут, - отмечает один из дипломатов. – Вопрос только в том, насколько это возможно. Думаю, что этой теме в Украине уделяется слишком большое внимание, даже с точки зрения возможного влияния результатов голосования в этом округе на результаты выборов. Из общего числа зарегистрированных избирателей во время голосования появится процента два-три, хотя, в принципе, это тоже какое-никакое «блюдо».
«Понятно, что у МИДа есть определенные возможности повлиять на результаты выборов, - подтверждает версию Владимира Огрызко Александр Сушко. – Но если эти выборы будут проходить так же, как и раньше, не стоит переоценивать их значимость. Из тех, кто находится на консульском учете, голосуют не больше десяти-пятнадцати процентов. К тому же, Конституционный суд отменил мажоритарные выборы на заграничном округе, оставив только возможность голосовать за тех, кто проходит по пропорциональной части списка. То есть, там получается совсем небольшая группа в общем массиве избирателей, и начинать давление на МИД уже июне в этом контексте рановато».
-- У руководства МИД разногласия с властью
Усиленное внимание к Министерству иностранных дел, по мнению собеседника «Главкома» из дипломатических кругов, обусловлено, в первую очередь, «системой». «Советская система управления была своеобразной, - отмечает он. – В ней негласно, в высшем руководстве каждого министерства, как правило, работали представители нескольких ведомств: обязательно КГБ (у нас – СБУ), Министерства внутренних дел, разведка и прокуратура. Люди по специальности принадлежали к ведомству, но занимались фактически тем, что «стучали» на руководителей».
Эту же систему унаследовала и нынешняя Украина. «С точки зрения принципов управления в демократическом обществе, это не просто зло, это вещи, которые парализуют деятельность всего ведомства. Это механизм стимулирования взяточничества в ведомстве, корпоративных сговоров, построения системы «зарабатывания» денег. Такие люди, группируясь в одном ведомстве, начинают кидать мостики и в другие. Вот, например, когда на таможне работает и СБУ и МВД и сама Таможня, можно говорить о контрабанде. То же относится и к МИДу», - отмечает один из экс-послов. Все перечисленное, по его мнению, теперь войдет «под контроль» первого зама Генпрокурора Кузьмина: «Вот что в системе координат дипломатов делать прокурорскому работнику? Гласно или негласно, но результатом его работы будет именно контроль того, о чем я говорил. Найти грамотные, цивилизованные слова, чтобы это объяснить, невозможно. Это глупость, свидетельство ущербности административной модели в Украине».
Украинский эксперт-международник Виктор Замятин добавляет: «Кузьмин уже зарекомендовал себя как механизатор широкого профиля в прокуратуре. Запомнился безапелляционными заявлениями, которые не всегда выдерживают проверку доказательствами. Представил себя старательным исполнителем. И вполне возможно, некоторым дипломатам, которые еще не «числятся» по линии Генпрокурора, придется уйти. Хотя, возможно, ничего серьезного нет».
Александр Сушко, однако, подозревает, что все дело в разногласиях руководства МИДа с правящей верхушкой: «Учитывая наши политические реалии, скорее, это свидетельство того, что у руководства этого министерства наметились какие-то проблемы с политическим руководством». Осталось только следить за тем, как действующая власть использует такой «рычажок» давления на дипломатов в лице Кузьмина.
Коментарі — 0