Комитет для Юли

Комитет для Юли

Послепраздничная политическая неделя началась с «исторического события».

Послепраздничная политическая неделя началась с «исторического события». Так окрестил заседание инициативной группы Народного Комитета Спасения Украины Дмитрий Павлычко, руководивший собранием. Его оценку наверняка разделяет Юлия Тимошенко, «неожиданно» нагрянувшая в разгар мероприятия. «Главком», в свою очередь, поостерегся бы от того, чтобы делать касательно этого заседания столь скоропалительные выводы…

Место для сегодняшнего собрания – здание Союза писателей Украины – было выбрано явно не случайно. Во-первых, глубоко символично выглядело расположение этого особняка – на улице Банковой. Лучшее место для начала массированного наступления на Президента, кажется, и найти было сложно. Во-вторых, на протяжении собрания его участники несколько раз напоминали о том, что именно из этого дома ведет свою родословную Народный Рух Украины, роль которого в свержении советского режима трудно переоценить.

И это, как ни парадоксально, кажется, и было главной проблемой собравшихся в небольшом зале Союза писателей литераторов и общественных деятелей. Абсолютное большинство из них продолжают мыслить категориями конца 80-х – начала 90-х годов. Лексика изобличителей «антиукраинского режима», предлагаемые ими методы борьбы против «пятой колонны во главе с Януковичем», их понимание структуры и потребностей украинского общества, казалось, вышли из лент хроники событий двадцатилетней давности. Впрочем, обо всем по порядку…

Началось заседание с того, что Дмитрий Павлычко зачитал собравшимся документ с длинным названием: Відозва до українського громадянства та до всіх політичних партій, що стоять на позиції збереження Української держави.

Воззвание, составленное в лучших традициях борьбы отечетвенной интеллигенции против различного рода супостатов, констатировало плачевное состояние украинской государственности после двух месяцев правления Януковича, режим которого был назван «ликвидационной комиссией нашего государства». «Они продают Украину оптом и в розницу, – возмущенно говорил Павлычко. – Такого предательства украинский народ незнал со времен грустной славы гетьманов Ивана Брюховецкого и Ивана Самойловича. Все это происходит по кремлевскому плану превращения Украины из независимого государства в российскую губернию».

Остановить этот процесс авторы воззвания предлагали путем создания Народного Комитета Спасения Украины. Для этого всем руководителям оппозиционных политических и общественных движений предписывалось «прекратить спор за лидерство» и организовать круглый стол для обсуждения сложившейся «трагичной ситуации и принятия судьбоносных решений».

К тексту воззвания прилагался список его подписантов. «Этот список не может считаться законченным. Я прошу всех звонить в Союз писателей, Всемирный координационный совет украинцев, в «Просвиту», прошу всех передавать свои фамилии, чтобы мы их могли дописать к этому списку», – говорил Павлычко.

Обсуждение этого документа свелось в основном к тому, что присутствующие на заседании добавляли обвинений в адрес Януковича и его приспешников, а также предлагали оригинальные способы их наказания.

«Мы должны составить список предателей, проголосовавших за ратификацию антиукраинского договора – это будет начало нашей деятельности. А закончить мы должны тем, чтобы Украина была готова к акциям неповиновения – к стачкам, остановкам автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта», – говорил Левко Лукьяненко.

Богдан Горынь срывающимся голосом обширно цитировал «федеративные откровения» вице-премьера Виктора Тихонова. В доказательство своих слов он показывал собравшимся выпуск газеты «2000» разместившей резонансное интервью сторонника автономизации регионов Украины. Горыня занимал вопрос о том, что делать с прочитанным Павлычко воззванием дальше – то ли передать его на места с тем, чтобы подписи в его поддержку ставили в различных общественных и профессиональных организациях, то ли «поместить его в Интернет», чтобы люди подписывались под ним там.

Плавно перевести дискуссию в другое русло попробовал глава Союза писателей и народный депутат от БЮТ Владимир Яворивский. «В этом зале представлены золотые люди, но они – одиночки. Мы должны подтянуть к этому процессу политические силы. Без подключения политических сил с их разветвленными структурами у нас ничего не получится!» – говорил он. Как бы невзначай Яворивский упомянул о том, что в здании Союза писателей в настоящий момент присутствует Юлия Тимошенко. «Но она не заходит, ждет, когда ее пригласят», – прозрачно намекнул он.

Однако собравшимся было явно не до нее. Кто-то из сидящих за столом вдруг громко возмутился тем, что львиная доля оппозиционных политиков проигнорировали сегодняшнее заседание Оргкомитета, и предложил не созывать никаких круглых столов, а проголосовать за создание комитета прямо сейчас, не отходя от кассы.

«Я обзванивал лидеров партий. Одних сейчас нет в Украине, другие находятся не в Киеве, кто-то едет в поезде. Ведь это не так просто», – попытался оправдаться Дмитрий Павлычко.

Но решимость пенсионеров, стремящихся спасать Украину, была непоколебимой: создавать комитет и начинать борьбу они хотели прямо здесь и прямо сейчас.

«Мы должны только подтолкнуть общество и политиков к созданию этого комитета. Мы можем взять на себя функции Оргкомитета и предоставить им возможность объединиться на созданном нами фундаменте», – взывал к рацио собравшихся Павлычко.

«А когда будет проведен этот круглый стол, на котором будет создан комитет?» – выкрикнул кто-то из зала. «После выходных, наверно. Это ведь серьезное дело: Оргкомитет должен с каждым поговорить по телефону, а не просто разослать телеграммы или депеши», – объяснял Павлычко.

«Так они за полтора месяца страну сдали, а мы тут будем ждать какого-то Яценюка?» – раздался гневный выкрик. Собравшиеся недовольно зашумели. «Кто хотел, тот и пришел, а кто не пришел – начнем без того», – сказал один седовласый участник заседания своей соседке. Та активно закивала головой в знак согласия.

Видя, что атмосфера за столом накаляется, Павлычко объявил: «Решено! На 10-е число приглашаем всех сюда!» «А на который час?» – кто-то из гостей собрания уже, казалось, спешил начать отсчет до начала деятельности комитета. «Об этом будет сообщено позже», – ответил Павлычко. Эта информация, казалось, удовлетворила всех и страсти за столом улеглись так же неожиданно, как и вспыхнули.

Заседание продолжилось, и к собравшимся обратился некто Жовниренко, делегат из Донбасса. Его беспокоило, что аббревиатура еще не созданного Комитета – КПУ (Комітет порятунку України) слишком одиозна. «Предлагать всем входить в состав КПУ, я считаю, не совсем правильно, – неуверенно говорил он. – Можно придумать другое название, например, Комитет защиты Конституции – КОЗАК получается». «Или Фронт, давайте назовем Фронтом!», – крикнул кто-то с места. Собравшиеся снова зашумели. Почувствовав, что дискуссия снова может зайти в неконструктивное русло, инициативу взял на себя Владимир Яворивский:

«А давайте пригласим Юлию Владимировну. Она выступать не будет, а просто посидит!» Забыв о споре насчет названия еще не созданной структуры, зал немедленно поддержал это предложение.

Спустя две минуты лидер БЮТ уже была в зале. «Мы предлагаем вам не выступать, чтобы на нас не падала тень: мол, мы тут собрались под вашим руководством…» – оправдывающимся тоном поприветствовал ее Павлычко. Юлия Владимировна была не против: «Политики получат высказаться десятого числа – мне сказали, что вы на это число назначили заседание…»

Присутствие в зале Юлии Тимошенко, по большому счету, никоим образом не повлияло на общий тон спичей участников заседания. Один из них предложил собравшимся подписаться под еще одним воззванием, текст которого он принес с собой. Общий смысл документа состоял в призыве к отказу от антиукраинского гуманитарного курса, проводимого кремлевской агентурой руками Владимира Семиноженко и Дмитрия Табачника, цель которого – уничтожение украинской нации.

Мария Хилевич, представляющая Творческий союз учителей и разработавшая Концепцию национального образования, требовала у присутствующих: «Покажите мне сегодня хоть одну школу, на которой висела бы табличка «Украинская национальная школа» и которая была бы на основана на принципах Пантелеймона Кулиша и Тараса Шевченко». Показать такую школу никто не мог. «Это – первое доказательство того, что Украина оккупирована», – торжествующим тоном произнесла Мария Хилевич. Другие доказательства были не менее убедительными.

Галина Яблонская, представленная Дмитрием Павлычко как известная актриса, рассказала собравшимся о той лепте, которую может внести в обустройство оппозиционного движения она. «Перед референдумом мы ездили в походных политическо-творческих группах по всей Украине. Ведь до села агитация не всегда доходит. Там внимательно слушают живое слово и плачут, когда мы выезжаем… Я в те времена возглавляла это движение, и сейчас готова его продолжить!» Тимошенко улыбнулась и что-то записала в блокнот, вспомнив, наверное, о том, как ей в ходе последней президентской кампании не особо помогла походная политическо-творческая группа под названием «С Украиной в сердце!»…

А писатель Валерий Шевчук предложил провести всенародный суд над предателями украинского народа Януковичем, Азаровым и другими «разрушителями государства». «Но это – не задача Комитета. Задача комитета издавать воззвания, универсалы и собирать под ними подписи, – увлеченно говорил он. – Из них мы создадим Майдан подписей. Это будет плебисцит из подписей, с которым мы обратимся к миру!»… Это предложение было воспринято собравшимися с энтузиазмом. «Мы соберем миллионы подписей!» – воскликнул кто-то. Львиная доля присутствующих, казалось, были готовы выходить на улицу с подписными листами хоть сию минуту.

Пламенным спикером, как всегда, показал себя народный депутат Владимир Стретович, которого на этот раз беспокоила повальная апатия в среде молодежи. «Где 20-летние? Где новые герои Крут? – возмущался он. – Молодежь сейчас инфантильна, ей бы бутылку пива…» Собравшиеся начали роптать. Едва ли не активнее всех мотала головой в знак несогласия сама Юлия Тимошенко. В отличие от большинства присутствующих, в состав ее семьи входят дочь и зять, которые вполне попадают под определение молодежи, и которые, судя по реакции лидера БЮТ на слова Стретовича, и пива не пьют, и защищать государственность под Круты пошли бы хоть завтра.

За молодежь отдувался студент по имени Арсений – его фамилию услышать не удалось из-за шума в зале: присутствующие все никак не могли смириться с нелестными оценками подрастающего поколения со стороны Стретовича.

«За две недели новая власть сдала все то, что наши отцы и деды веками завоевывали своей кровью. Молодь не то, чтобы обеспокоена – мы показали, что готовы к сопротивлению», – заявил Арсений, упомянув о студенческих акциях против нынешнего министра образования.

«Мы раскрутим и более мощные акции. Приглашайте и нас на ваши заседания», – выразил готовность к действию представитель студенчества. Его речь понравилась Тимошенко значительно больше Стретовичевой – на ее протяжении она улыбалась и кивала головой в знак согласия.

А вот Дмитрий Павлычко от нее был не в восторге: «Не ждите приглашения. Приходите и ломайте дверь. Меня в УПА никто не приглашал!»

Арсений к такому повороту событий не был готов и слегка поник. Впрочем, зал уже слушал следующего выступающего, призывавшего, конечно же, к бескомпромиссной борьбе против антиукраинского режима…

Прозвучало сегодня и еще одно выступление, тоже не особо обрадовавшее Юлию Владимировну. Его автором был заместитель главы партии «Свобода» Андрей Мохнык.

«Мы принимаем участие во всех без исключения акциях против этого режима – кем бы они ни были организованы», – уверенно заявил он, отметив, что первой из таких акций стала демонстрация под стенами парламента в день ратификации флотских соглашений. Именно по ее результатам, глядя на Тимошенко, – сообщил он, – силовики пристально заинтересовались отдельными активистами «Свободы», а на завтра на допрос в связи с событиями 27 апреля вызван и сам Тягныбок.

«Сегодня перед украинцами стоит задача организации национальной революции», – перешел к концептуальному обоснованию оппозиционности в нынешних условиях Мохнык. Тимошенко, до последнего времени считавшая себя монополистом на правом фланге политикума, поникала прямо на глазах.

«Мы, «Свобода», готовы войти и в состав Оргкомитета, и в состав Комитета. Мы готовы как украинские националисты принимать участие во всех без исключения оппозиционных акциях – причем, в первых рядах», – закончил свое выступление Мохнык, вызвав бурные аплодисменты со стороны почти всех присутствующих. Почти всех – потому что Тимошенко, дослушивающая «свободовца» с каменным лицом, не хлопала.

Что не мудрено – сегодняшнее заседание Оргкомитета, невзирая на все заявления Юлии Тимошенко о том, что она готова принимать участие в работе оппозиционных структур в качестве рядового участника, слишком уж смахивало на бенефис Юлии Тимошенко, один из этапов легитимизации ее лидерской роли во вроде как создающейся ныне широкой оппозиции к властной команде Януковича–Азарова. Ведь вряд ли она откажется от роли лидера того же Комитета спасения Украины, который будет создан 10 мая, если этот пост ей будет предложен – а об этом сегодня некоторые участники заседания говорили чуть ли не открытым текстом. А признание ее главенства моральными авторитетами, – пускай даже и не особо адекватно воспринимающими всю неоднозначность ситуации, в которой сегодня вынуждена действовать оппозиция, – стало бы весомым бонусом к статусу пускай самого популярного, но все же одного среди многих оппозиционных политиков.

В этих обстоятельствах другие оппозиционные лидеры были бы вынуждены либо присоединяться к оппозиции, созданной с благословения известных писателей и общественных деятелей (читай – признавать лидерство Тимошенко), либо искать другие способы легитимизации своей отдельной оппозиционной позиции – что сегодня кажется слишком проблематичным.

А какая судьба ждет неравнодушных к настоящему и будущему Украины моральных авторитетов, которые сегодня собрались в Союзе писателей? Возможно, кто-то из них будет введен в состав Комитета, который будет оформлен в следующий понедельник, и будет выполнять там роль свадебного генерала. Возможно, их уделом станет продуцирование различного рода воззваний, обращений и универсалов, которые будут воспламенять души тех украинских национал-демократов, которые до сих пор не вышли за рамки заданной в начале 90-х системы координат. И уж наверняка пожилые писатели и общественные деятели никому не отдадут привилегию исполнения государственного гимна на заседаниях оппозиционных структур, – в конце концов, сегодня они доказали, что хоть это у них выходит очень даже неплохо…

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: