Femen, украинские воительницы с голой грудью

Femen, украинские воительницы с голой грудью

Почему организацию, вдохновившую Pussy Riot на скандальный «панк-молебен», трудно остановить

Киев, Украина – Стоя солнечным июльским днем на летном поле киевского аэропорта Борисполь, 24-летняя Яна Жданова напряглась, увидев, как патриарх Русской православной церкви Кирилл спускается по трапу только что совершившего посадку самолета.

«Во мне бушевал адреналин», - сказала она, сжимая в кулаки свои ухоженные пальцы. Мы сидели и беседовали в офисе Femen в центре Киева. Жданова работала журналисткой, имея университетский диплом, а сейчас трудится танцовщицей в стриптиз-клубе. В тот день она, получив аккредитацию от организовавших визит Кирилла церковных органов, стояла в толпе журналистов, освещавших это событие. «Они отгородили нас веревкой, и я знала, что мне надо добраться до Кирилла быстро, пока никто этого не ждет».

Когда патриарх в сопровождении дьяконов в черных рясах шествовал по красному ковру, улыбаясь и важно жестикулируя, Жданова сорвала с себя майку, перепрыгнула через канат и стремительно побежала в его сторону, подняв кулаки и пронзительно крича «Изыди вон!» Это заклинание русские православные священники произносят, когда изгоняют дьявола из одержимых. За секунду до того, как Жданова добралась до цели, шедший рядом с патриархом дьякон перегородил ей дорогу и толкнул девушку в руки подбежавшего телохранителя, который схватил ее и увел прочь. На спине у нее черной краской были выведены слова «Убить Кирилла».

Вопреки написанному Яна утверждала, что не собиралась убивать патриарха. Она объяснила свои действия так: «Я надеялась толкнуть его, чтобы он упал, схватить его за бороду и ритуально развенчать. Он был бы унижен». Она делает паузу, ее большие карие глаза излучают не гнев, а спокойную уверенность. «Он олицетворяет собой репрессивность Русской православной церкви по отношению к женщинам. Религия и свобода не идут бок о бок. Религия - это моральное преследование, направленное на порабощение женщин».

Так говорит исполнительница одной из самых дерзких акций и член одной из самых дерзких (и неортодоксальных) протестных групп на Украине под названием Femen. Это движение было основано в 2008 году в Киеве в знак протеста против процветающей на Украине секс-индустрии («Украина - не бордель!» - таков был лозунг их первой демонстрации, когда девушки - еще не раздевшиеся – пытались убедить иностранцев не посещать проституток столицы). Сейчас эта организация превратилась в авангард воинственных активисток, называющих себя сторожевыми суками демократии и современными амазонками. Некоторые из них устраивают свои акции топлесс. Как говорится на сайте Femen, делают они это для того, чтобы «грудью отстаивать сексуальное и гражданское равенство во всем мире». Организация очень сильно разрослась. Если вначале в ее составе было всего несколько студенток вузов восточной Украины, то сейчас у нее 150000 членов со всего мира. В Киеве на постоянной основе работают четыре штатные сотрудницы. В основном это народ образованный, у 60 процентов участниц есть дипломы о высшем образовании. Из примерно трехсот украинских участниц движения раздеваются во время акций только единицы. Femen заявляет, что традиционный феминизма мертв, и провозглашает себя знаменосцем «новой волны феминизма третьего тысячелетия», обещая бороться с «патриархальным обществом во всех его проявлениях – с диктатурой, с церковью и с секс-индустрией». Тактика движения - это «секстремизм» и «секс-диверсии». По сути дела, это означает протестные акции с голой грудью для привлечения внимания СМИ.

Атака на патриарха вполне соответствовала целям Femen. Кирилл придерживается консервативных позиций в отношении женщин и семьи. Кроме того, его подозревают в сотрудничестве с КГБ в советское время, и он открыто выражает поддержку авторитарному российскому президенту Владимиру Путину. Но это был далеко не первых случай, когда Femen выступила против церкви. После отмеченных подтасовками выборов в российскую Государственную Думу в декабре 2012 года три активистки с обнаженной грудью и с венками на головах (это один из фирменных знаков организации) устроили демонстрацию перед храмом Христа Спасителя в Москве. Они секли себя и скандировали: «Боже, царя гони!» Своей акцией они вдохновили на «панк-молебен» Pussy Riot, который состоялся уже внутри храма и начинался с просьбы к богородице прогнать Путина.

«Диктатор Путин лишает свободы снаружи, а патриарх Кирилл изнутри, маскируясь под божьего человека в высоком звании и говоря божьими словами, - заявила Жданова. – А с Богом кто поспорит?» Она добавила с презрительной ухмылкой: «Кирилл учился в КГБ на шпиона. Но служить священниками КГБ посылал только третьесортных своих учеников».

Как Жданова объясняет то, что работает стриптизершей и выступает с протестами от имени Femen, называя это самым важным делом в своей жизни? По ее словам, она никогда не испытывала смущения, когда раздевалась, поэтому данный вопрос считает неуместным. «За деньги раздеваться можно, а за идею нельзя? На своей работе я вижу двуличие мужского менталитета. Некоторые посетители нашего клуба, узнав, что я состою в Femen, критикуют меня за демонстрацию груди посреди бела дня, а вечером за то же самое платят мне деньги». Важно, говорит Жданова, что я борюсь за то, во что верю: у женщин на Украине (а это очень шовинистическое общество, где главные посты в государственном и частном секторе обычно принадлежат мужчинам) должны быть равные права с мужчинами. Она хотела принять участие в массовых протестах, но потом передумала: «Они неэффективны. Мне нужно нечто более радикальное» В Femen она явно нашла то, что искала. Отсюда и нападение на Кирилла, которое могло дать ей возможность «ударить по самой уязвимой и болезненной части людских убеждений, вогнав кол в самое их сердце».

Утром того же дня я беседовал в штаб-квартире Femen с основательницей и директором Femen Анной Гуцол. (У членов этой организации определенно есть чувство юмора: на стальных дверях у входа в ее штаб-квартиру висят груди из металла желтого и синего цвета с напрягшимися сосками.) 28-летняя Гуцол со своей прической морковно-оранжевого цвета и тихим нравом совсем не похожа на амазонку – ни на современную, ни на древнюю. Она со своим спокойными манерами, ясностью формулировок и частыми ссылками на работы французской основоположницы феминизма Симоны де Бовуар (Simone de Beauvoir) развенчивает представление о девушках Femen как о людях несерьезных, взбалмошных и крикливых, хотя именно такими их чаще всего считают мужчины и женщины на Украине (и в России). В любом случае, Гуцол принимает такую критику в штыки. «Наше общество не привыкло к протестам и забастовкам, и не понимает, что эти акции – способ давления на власть. Но мы должны протестовать. Иначе никто из людей во власти ничего нам не даст».

Традиционные отношения полов и дискриминация женщин - это одна из главных мишеней, на которую направляют свой гнев девушки Femen. «Мы не сумели искоренить свой арабский менталитет в отношении женщин, - говорит она мне, имея в виду широко распространенное на Украине мнение, что женщина должна выходить замуж, растить детей и держаться в стороне от политики. – Мы - против патриархального общества, в котором мужчины пытаются сдерживать женскую сексуальность, дабы быть уверенными в том, кто отец их ребенка». Вместе с тем, она подчеркивает, что украинские женщины тоже отчасти виновны в такой ситуации. «Они просто не понимают. Они идут в клуб, демонстрируют свои титьки, потом какой-нибудь мужик покупает им коктейль, и все великолепно. Но мы говорим - нет. Они не должны нацеливать свою жизнь на поиски мужчины».

Борьба с «патриархальным обществом» также означает действия по подрыву всего мужского в подавляющем большинстве политического порядка. На самом деле, «обнажиться и начать жестки действия», говорит Гуцол, Femen заставила напряженная, вызвавшая огромные споры и противоречия президентская избирательная кампания 2010 года, в ходе которой кандидат Юлия Тимошенко (сидящая сегодня в тюрьме по политически мотивированным, как кажется, обвинениям) выступала против пророссийского кандидата и бывшего заключенного Виктора Януковича. Решение раздеться далось активисткам непросто, но они руководствовались одной мыслью: «Никто не обращал на нас внимания, пока мы не стали выступать топлесс». Гуцол со своей командой явилась на избирательный участок, где собирался голосовать Янукович, девушки скинули одежду по пояс и начали скандировать: «Хватит насиловать Украину!»

«Милиция послала пять патрульных машин, чтобы справиться с нами, - говорит Гуцол. – Ее сотрудники спросили, кто мы такие и чего добиваемся». Их арестовали, но быстро отпустили. Своей цели девушки добились: они привлекли к себе внимание своим внешним видом. Всегда скандальное движение Femen больше не допустит, чтобы его игнорировали. Однако порой они получают поддержку совсем уж с неожиданной стороны. Когда организация устроила протест против планов правительства по повышению пенсионного возраста, говорит Анна, «маленькие старушки вышли и реально нас поддержали, а потом даже сказали – давайте, снимайте и трусики!»

Но общемировую известность в СМИ Femen принесла демонстрация в поддержку Pussy Riot. 17 августа этого года, когда московский суд приговорил трех участниц панк-группы к двум годам лишения свободы за «хулиганство на почве религиозной ненависти», активистка Femen Инна Шевченко разделась и прямо перед камерой при помощи бензопилы спилила крест, установленный в центре Киева. Янукович, который прежде относился к Femen пренебрежительно, отзываясь о нем как о «дешевом коммерческом проекте», и который, подобно Путину, регулярно заискивает перед самой консервативной частью общества, назвал данную акцию «очень тревожным сигналом и опасным проявлением». Он потребовал, чтобы правоохранительные органы «самым суровым образом отреагировали на эту варварскую акцию». Гуцол вызвали на допрос, а против Femen возбудили уголовное дело (по обвинению в хулиганстве). Эту группу преследуют украинские казаки, которые наклеили на ее дверях надпись: «Путь женщины – от двери к плите». Негативное отношение к Femen, говорит Гуцол, помогли создать средства массовой информации своими сообщениями о том, будто бы Шевченко уничтожила крест в память о жертвах сталинских репрессий (она говорит, что это неправда). «На самом деле, мы спилили крест, воздвигнутый последователями Греко-католической церкви на Украине».

Из тюрьмы одна из участниц Pussy Riot выступила против надругательства над крестом. Гуцол с сочувствием отнеслась к этому выступлению, сказав мне, что она понимает, какое давление оказывается на девушек из Pussy Riot в тюрьме. В любом случае, новообретенная слава Femen породила массу слухов по поводу их непорядочности и недобросовестности. В основном это обвинения в том, что девушкам щедро платят невидимые спонсоры, стремящиеся подорвать национальную самобытность Украины.

«Тимошенко и Янукович, действительно, платили людям за протесты, и поэтому многие думают, что деньги получают все демонстранты. Мы слышали, что нам платят все – от патриарха до Госдепартамента и Путина. В прессе так много слухов, и никто за это не несет никакой ответственности». Один американский бизнесмен вначале оказывал им скромную финансовую помощь, но потом дистанцировался от этой организации. Сейчас средства поступают в виде пожертвований через сайт Femen и от интернет-магазина организации, где в онлайне продаются футболки и прочая атрибутика с ее логотипом.

Что же ждет Femen? Гуцол говорит, что они подумывали о создании политической партии, однако потом отказались от этой идеи. Их главная сила - это по-прежнему уличные протесты. В ноябре 2011 года полиция Ватикана арестовала Гуцол на площади Святого Петра, когда папа выступал со своей воскресной проповедью, и это помешало ей выразить протест против отношения католической церкви к женщинам. Однако жажда заграничной деятельности у нее лишь усилилась. (Другой активистке Femen в тот день все же удалось оголиться и развернуть плакат с надписью «Свободу женщинам».) Прошлой осенью движение открыло отделение в Париже, и не где-нибудь, а в мусульманском квартале. Там они обучают европейских активисток и планируют проведение демонстраций по всему континенту. Члены организации есть и в Бразилии, которая также прославилась своим секс-туризмом. Россию они пока в качестве поля боя не рассматривают. Российские власти недавно задержали Гуцол во время поездки в Санкт-Петербург, объявили ее персоной нон-грата и депортировали.

«Мы хотим, - заявляет Гуцол, - стать штурмовым отрядом нового феминизма – и греховным прошлым будущих женщин-политиков».

Спорным остается вопрос о том, насколько методы протестов Femen приживутся в других странах, где отношения между полами более справедливые. Я спросил Гуцол, не суровость ли жизни на Украине и бедность ее граждан подтолкнули ее к разработке шоковой тактики для своей организации. «Жизнь здесь закаляет, - ответила она. – Родись я в Париже, я, наверное, ограничилась бы чтением Симоны де Бовуар и не стала создавать Femen».

Перевод: inoСМИ.ru

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: