Богдан Данилишин Професор Київського національного економічного університету ім. Вадима Гетьмана

Удастся ли украинскому бизнесу прорваться на рынки Европы

Украинские фирмы должны добиваться преимуществ в торговле с Западом не за счет ценовой конкуренции, а за счет инноваций

Украинские фирмы должны добиваться преимуществ в торговле с Западом не за счет ценовой конкуренции, а за счет инноваций

Как следует из доклада делегации ЕС, опубликованного на сайте Еврокомиссии, после введения Евросоюзом в одностороннем порядке преференций для украинских товаров и существенного снижения пошлин на всю сельскохозяйственную продукцию и 95% экспортируемых в ЕС отечественных промышленных товаров, украинским поставщикам удалось перенаправить в страны Евросоюза товары, ранее продаваемые в Россию. Экспорт украинских товаров в ЕС мае-июне текущего года вырос на 25%, по сравнению с тем же периодом 2013 года. В то же время экспорт товаров в Россию снизился с января по июнь на 23,1% в годовом выражении. Таким образом, можно говорить уже о реально начавшемся процессе интеграции Украины в экономическое пространство ЕС.

В связи с этим хотелось бы сделать несколько замечаний относительно экономической ситуации, сложившейся в мире в настоящее время, ее оценки авторитетными экономистами и вытекающих из этого возможностях, а также рисках для Украины и ее способности конкурировать на мировом рынке.

Недавно ушедший в отставку руководитель крупнейшего международного фонда облигаций PIMCO Билл Гросс и его партнер Мухаммед Эль-Эриан (с декабря 2012-го Эль-Эриан состоит в созданном Бараком Обамой Совете глобального развития) в 2009 году сформулировали экономическую концепцию, которая получила название - «новая норма». Концепция новой нормы представляет собой правила, по которым уже живет и будет жить в ближайшем будущем мировая экономика. В концепции отражены изменения в экономической картине мира, сложившиеся после мирового кризиса 2007-2009 годов.

Согласно этой концепции, теперь развивающиеся страны становятся ведущим фактором не только производства (как это было до кризиса), но и потребления. Именно в развивающиеся страны будут перетекать основные финансовые инвестиции, кадры, технологии и инновации. Страны Запада же ожидает стабильно низкий прирост ВВП, относительно высокая безработица, рост сырьевых цен, застой на рынке ценных бумаг и стагфляция, вызванная всеми вышеперечисленными факторами. Данная концепция разделяется не всеми ведущими экономистами, есть и противники. Один из них - влиятельный член «Группы тридцати», Лоуренс Саммерс, считает, что страны Запада еще не растеряли свой потенциал и о показателях низкого роста их ВВП говорить преждевременно.

Однако при разработке стратегии экономического развития Украины полезнее быть умеренным пессимистом в отношении роста экономик Запада, чем безудержным оптимистом. Поскольку от этого будет зависеть, насколько мы сможем отыграть потери, вызванные падением украинской торговли с Россией, в торговле на западных рынках, которые в долгосрочной перспективе, вероятно, будут снижаться с точки зрения их потенциальных объемов. Об этих рисках украинское правительство предупреждают аналитики Morgan Stanley, а также Нобелевский лауреат по экономике Роберт Шиллер в статье «Экономические параллели между 1937 и 2014 годами».

Какой же бизнес-философией должны руководствоваться украинские предприятия и профильные органы государства? Положа руку на сердце, отмечу, что украинскому бизнесу будет сложно в больших объемах пробиваться на рынки ЕС, на которых существует достаточно серьезная конкуренция не только европейских фирм, но и фирм остального мира. Нам нужно быть очень креативными, чтобы отвоевать на этих рынках необходимую для успеха нишу. Но именно на креативность отечественных бизнесменов есть смысл возлагать серьезную надежду. Полагаю, что главная идея может состоять в том, что украинские фирмы должны добиваться преимуществ в торговле с Западом не за счет ценовой конкуренции, а за счет инноваций. Под инновациями я подразумеваю как создание новых товаров, так и новых подходов в организации бизнеса.

Почему это важно? В первую очередь именно новые товары позволяют иметь при торговле высокую норму прибыли. А на депрессивных рынках Запада (какими, согласно концепции «новой нормы» они уже являются) это критично для выживания. Например, при продаже автомобиля Porsche Cayenne фирма Volkswagen получает $17 000 прибыли (по некоторым данным - самый высокий показатель в мировой автоиндустрии). В то время как при продаже малолитражных легковых автомобилей средняя прибыль на одну машину составляет $400-600 Porsche достигает фактически локальной товарной монополии при продаже своего высокотехнологического автомобиля, который к тому же является образцом технического дизайна. Есть и немало других подобных примеров.

Вероятно, это – наиболее эффективная стратегия для украинских компаний. Отечественные предприниматели должны искать на рынках высокомаржинальные ниши, где смогут найти приложение своих сил в создании инновационных товаров, используя креативные способности. В конце концов, создатель самого популярного в мире мессенджера WhatsApp (буквально несколько дней назад Facebook закрыла сделку по приобретению WhatsApp за $19 млрд) миллиардер Ян Кум выходец из Украины.

Причем необходимо понимать, что не следует ожидать огромного объема инвестиций в Украину. Китай и страны Юго-Восточной Азии - по-прежнему привлекательные площадки для международных инвестиций. Кроме того, сланцевая революция вызвала обвал внутренних цен в США на энергоносители и все больше американских фирм заявляет о планах возвращения на родину. Причем не только из сырьевого сектора - например, в конце 2013 года Apple объявила о планах постройки крупнейшего завода в Аризоне.

Инвестиции из-за отсутствия их необходимого объема украинским фирмам придется заменять инновациями, как делала Италия в период после Второй мировой войны.

Украинское правительство, исходя их новых геополитических условий развития мировой системы хозяйствования, в ближайшее время должно разработать программу «Конкурентная Украина», определить, какие именно промышленные сектора нашей страны привлекательны для инноваций, какие новые подходы в организации бизнеса следует внедрять. Без этого мы потеряем десятилетия. Кроме того, будущее для Украины – налаживание более тесных отношений с развивающимися странами.

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: