Богдан Данилишин Професор Київського національного економічного університету ім. Вадима Гетьмана

Как Украине избежать экономического коллапса

Очень важно заставить работать деньги населения, перенаправив их из сферы потребления

Способ, который позволит предотвратить скатывание украинской экономики до уровня беднейших стран мира и начать наконец реформы

Мне уже надоело наблюдать, что делают с экономикой молодые реформаторы и «камикадзе», поэтому, как старый профессор (1997 года) и «попередник попередников», позволю себе провести некоторый лекторий для тех, кто хочет что-то реформировать.

Один удачливый политический авантюрист по имени Владимир Ленин любил повторять: для того, чтобы решить любую проблему, необходимо найти самое важное звено в цепи вероятных действий, которые ведут к решению этой проблемы, и, взявшись за это звено, вытянуть всю цепь.

Какое же самое главное звено в цепи вероятных действий для того, чтобы украинские реформы состоялись? В предыдущей статье, где я писал о стратегических и секторальных направлениях развития украинской экономики, внимание было акцентировано на исключительной важности технологических инноваций. Технологические инновации - альфа и омега всех успешных экономических реформ, в какой бы стране они не проводились. Без них невозможно восстановление и дальнейшее развитие промышленного производства Украины, а, следовательно, и всей экономики. Объясню – почему.

Дело в том, что после обретения независимости развитие украинской экономики носило инерционный характер. Фактически, проедался промышленный потенциал, доставшийся в наследство от СССР. Данный фактор развития сейчас уже практически исчерпан. Если продолжать действовать в такой парадигме, нас ждет экономический коллапс. Боюсь, уже не в среднесрочной, а краткосрочной перспективе. Это приведет страну к падению до уровня беднейших стран мира (собственного говоря, мы уже сейчас близки к ним).

Просто восстановление работы морально устаревшего промышленного производства ничего не даст. Необходимо создание новейших образцов украинского промышленного производства. Другую продукцию мы просто не сможем продать на мировых рынках. Поэтому технологические инновации - это не блажь, а жестокая необходимость для выживания на сверхконкурентных мировых рынках.

На мировых рынках работает следующий принцип: отсутствие технологических инноваций позволяет конкурентам перехватывать инициативу, что ведет к потерям продаж. Потеря продаж, в свою очередь, влечет за собой утрату прибыли, которая необходима для продолжения инноваций и поддержания конкурентоспособности. Потеря конкурентоспособности приводит к уходу с рынка, и, как следствие, банкротству промышленных предприятий.

Поэтому успешные компании занимаются постоянными технологическими инновациями. Нередко они даже вынуждены прекращать выпуск продукции, которая еще успешно продается, и заменять ее на более технологически совершенную, иначе это за них сделают конкуренты. Этот процесс называется «каннибализацией» собственной продукции. Как гласит поговорка инженеров-новаторов, «съешь свой обед, пока его не съели другие».

Взлет и падение финского технологического гиганта Nokia является, пожалуй, самым ярким примером отказа от радикальных технологических инноваций. Руководство Nokia не поняло, в чем сила того переворота, который совершил Стив Джобс с iPhone, и компания была вынуждена уйти с рынка навсегда.

Украинская экономика не может существовать как автаркия, мы часть мировой экономики и успех украинских экономических реформ зависит от нее, поэтому вышеуказанные рецепты выживания - для нас.

Что же нужно для запуска технологических инноваций в национальной промышленности?

- Желание и способность их осуществлять украинскими специалистами (не иностранными): инженерами, технологами, программистами;

- Наличие денежных средств, которые будут направлены на финансирование инноваций.

С первым фактором у нас все в порядке. Надеюсь, никто не будет этого оспаривать. Но где и как инноваторы должны находить деньги? Мировой опыт говорит, что большие корпорации не всегда являются инициаторами технологических инноваций: усилия их руководителей концентрируются на нынешних технологиях и потребителях, в ущерб зарождающимся массовым рынкам. Одержимость настоящим ведет к потере будущих возможностей. Управленческая бюрократия крупных фирм зачастую душит инновационный процесс.

Поэтому, как правило, инновации зарождаются в малых и средних фирмах, которые не имеют такой зависимости от ранее осуществленных инвестиций в технологическое оборудование.

После того, как технологические инноваторы добились первого успеха и к ним пришли первые потребители, они нуждаются в расширении бизнеса и в дальнейших инвестициях. Своих денег, обычно первоначально состоящих из личных средств и средств родственников, уже явно недостаточно. В мире эта проблема решается финансированием из следующих источников:

- от «бизнес-ангелов»;

- в бизнес-акселераторах;

- от венчурных (рисковых) капиталистов;

- от современных краудфандинговых платформ.

Ведущие мировые аналитики утверждают, что создание американской венчурной системы является таким же значимым явлением, как высадка астронавтов на Луну. Именно благодаря венчурной системе американская экономика на протяжении многих десятилетий стабильно занимает лидирующие позиции в мире. Именно поэтому она имеет способность к постоянному обновлению своей технологической продукции, и совершает это, как правило, в рамках радикальных технологических революций, которые обеспечивают инноваторы-инженеры, работающие преимущественно в малых и средних компаниях.

Вот мы и пришли к пониманию того главного необходимого звена, потянув за которое, сможем вытянуть всю цепь украинских экономических реформ. Украине необходимо создать свою отрасль рискового, венчурного финансирования национальных технологических промышленных инноваций. И роль правительства в этом процессе трудно переоценить. Украинское научное и технологическое сообщество уже существует. Правительство же должно простимулировать создание всей экосистемы технологических инноваций.

Правительство должно начать с разработки ряда законов, регулирующих деятельность фирм, которые осуществляли бы финансирование технологических инноваций, опираясь на самые передовые мировые образцы. На мой взгляд, надо опираться на законодательство лидеров этого процесса - США и Израиля. Со своей стороны, возьму смелость заявить о готовности стать участником общественных экспертных комиссий при правительстве по разработке данного законодательства.

Деньги иностранных инвесторов обязательно придут, но только после того, как мы сами начнем вкладывать в технологическое переоснащение украинского промышленного производства. А это смогут сделать только квалифицированные, признанные государством и национальным финансовым сектором, украинские «бизнес-ангелы», инновационные технологические акселераторы, венчурные капиталисты, национальные краудфандинговые площадки.

Регулирование деятельности рискового капитала в законодательном поле и есть то необходимое и крайне важное звено для успеха украинских реформ. Потому что это, во-первых, повысит статус представителей рискового капитала в среде крупных банкиров и финансистов, необходимый для успешного ведения своей профильной деятельности, а во-вторых, повысит доверие к ним со стороны украинских частных инвесторов.

Также считаю, что очень важно заставить работать деньги населения, перенаправив их из сферы потребления. А это смогут сделать только гарантии правительства, выраженные в принятии соответствующих законодательных актов, охраняющих и защищающих имущественные интересы частных инвесторов.

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: