Богдан Данилишин Професор Київського національного економічного університету ім. Вадима Гетьмана

Виден ли свет в конце тоннеля

Согласны ли граждане Украины стать добровольными участниками приближения краха экономики

Согласны ли граждане Украины стать добровольными участниками приближения краха экономики

12 марта Кабмин отчитался о первых 100 днях работы. Министры цитировали Адама Смита, Уоррена Баффетта и Рональда Рейгана, так что позволю себе цитату и я. Франклин Рузвельт, с которого началась политическая традиция давать отчет по результатам первых 100 дней работы, сказал: «Найди нужный метод и действуй согласно ему. Если что-то не получается – пойди другим путем. Но обязательно действуй, делай что-нибудь!».

Наверное, поэтому за 100 дней Рузвельта Америка увидела свет в конце тоннеля. Украина пока такого света не увидела, а ведь дорога предстоит долгая, на что прозрачно намекнул премьер-министр: «Давайте думать не о себе, а о будущих поколениях». К сожалению, это похоже на обещания коммунистов, которые так и не воплотились в реальность.

Посмотрим на утвержденную Верховной Радой программу деятельности. В ней есть 13 пунктов, для которых установлен срок выполнения – I квартал 2015 года. Чего удалось достичь?

1. «Разработка и содействие принятию годовой национальной программы сотрудничества Украина – НАТО». 18 февраля нынешнего года утверждена указом президента. Вопрос в том, какова роль Кабмина в подготовке данного документа.

2. «Создание Государственного агентства по обустройству границы». Эта структура должна заниматься реализацией проекта «Европейский вал» - хорошо укрепленной границы между Украиной и Россией. Поскольку на данный момент ситуация с этим валом совершенно непонятна, нет и агентства.

3. «Содействие принятию в новой редакции Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»». Проект закона с таким названием был принят в целом 2 марта нынешнего года и отправлен на подпись президенту. Вот только документ этот внесли в Верховную Раду еще в апреле 2014 года, и нынешний Кабмин к нему не имеет никакого отношения.

4. «Содействие принятию в новой редакции Закона Украины «О технических регламентах и процедурах оценки соответствия»». До сих пор действует закон, принятый в декабре 2005 года, новый же в Верховную Раду до сих пор не внесен.

5. «Разработка и содействие принятию изменений в Бюджетный кодекс Украины и Налогового кодекса Украины относительно передачи органам местного самоуправления дополнительных бюджетных полномочий и стабильных источников доходов для их реализации». Соответствующие изменения действительно приняты. В Кабмине утверждают, что на местный уровень переданы и полномочия, и ресурсы. Полагаю, что очень скоро станет ясно, соответствует ли это действительности.

6. «Разработка и содействие принятию закона о децентрализации полномочий в сфере архитектурно-строительного контроля». Проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно децентрализации полномочий в сфере архитектурно-строительного контроля и усовершенствовании градостроительного законодательства» был внесен в Верховную Раду 22 декабря прошлого года, 13 января нынешнего принят в первом чтении за основу.

7. «Разработка и содействие принятию в новой редакции закона «О государственной службе»». До сих пор действует закон от декабря 1993 года. Никакого нового проекта в Верховной Раде не зарегистрировано.

8. «Разработка и содействие принятию изменений в Бюджетный кодекс Украины: сокращение количества налогов с 22 до 9». Обещанное Кабмином снижение налогового бремени так и осталось разговорами. Изменения в перечне налогов сугубо формальны. Например, рентная плата теперь включает в себя 6 платежей, плата за землю заменена земельным налогом, куда входит фиксированный сельскохозяйственный налог. Такое объединение нескольких налогов под одним названием вряд ли можно назвать реформой. Более того, вместе с сохранением прежних налогов появились и новые: например, 5-процентный акцизный сбор. Для электроэнергии установлен акциз в размере 3,2%.

9. «Легализация заработной платы путем уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда: разработка и содействие принятию закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»» (поэтапное уменьшение размера единого взноса с 41% – до 15%). Был принят парламентом 2 марта, вступил в силу 13 марта и являлся одним из условий предоставления Украине очередного кредита МВФ, т.е. скорее это заслуга Фонда. Для снижения размера единого социального взноса (ЕСВ) компания-плательщик будет использовать понижающие коэффициенты: в 2015 году – 0,4 к ставке ЕСВ, в 2016 году – 0,6. Но для применения коэффициента в нынешнем году работодатель вынужден выполнить несколько условий: средняя заработная плата на предприятии должна увеличиться минимум на 30%, по сравнению с 2014 годом; общая база начисления ЕСВ за месяц должна не менее чем в 2,5 раза превышать среднемесячную базу начисления ЕСВ в прошлом году; средний взнос по ЕСВ на одно застрахованное лицо после применения коэффициента не может быть менее 700 гривен. Осталось подождать, чтобы увидеть, сколько компаний в условиях нынешнего экономического кризиса готовы платить всю зарплату своим сотрудникам легально, а не “в конвертах”, да еще и увеличить ее размер.

10. «Принятие Министерством финансов вместе с Национальным банком Украины нормативно-правовых актов, направленных на уменьшение теневого обращения денежной наличности». Ни одного такого документа принято не было.

11. «Снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, в частности двукратное уменьшение ставки единого налога». Пока что произошло двукратное сокращение групп плательщиков единого налога (с 6-ти – до 3-х), с отнесением сельхозпроизводителей в отдельную группу.

12. «Внедрение новой системы администрирования налога на добавленную стоимость». Электронное администрирование налоговых накладных на НДС начало действовать с 1 февраля этого года. Но, поскольку речь идет об оформлении очень большого количества документов в достаточно ограниченные сроки, система оказалась элементарно не в состоянии справиться с такой задачей. Первый же отчетный период завершился тем, что 17 февраля она «рухнула», не выдержав массива информации.

13. «Разработка и содействие принятию в новой редакции закона «О перечне объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации»» (речь шла об исключении из данного перечня 1251 объектов). Проект закона был внесен Кабмином в Верховную Раду 22 декабря прошлого года, 15 января года депутаты вернули его на доработку.

Если проанализировать степень выполнения принятых обязательств, не уверен, что работа правительства заслуживает бурных продолжительных аплодисментов.

Можно долго заниматься латанием дыр в государственном бюджете, отнимая деньги у госслужащих и передавая их пенсионерам, изымая доходы у экономически благополучных областей, перераспределяя их в пользу областей депрессивных, дотировать низкие цены на электроэнергию и газ для населения за счет высоких цен для промышленных предприятий. Но эти действия не способны увеличить объем средств, которыми страна может оперировать и не заменят качественную трансформацию экономики. А самое главное, дать шанс на вхождение Украины в число государств, уверенно ставших на путь инновационного развития, альтернативы которому, если стремиться вырваться из списка беднейших стран, нет.

Недавно я подготовил несколько колонок, в которых детально и подробно изложил видение сути, стратегии и тактики проведения реформ в нашей стране.

Не тешу себя иллюзиями относительно того, что правительство стало бы в срочном порядке реализовывать предложенное. Однако в плане перспективного развития экономики, похоже, вообще не делается ничего. Поэтому складывается стойкое впечатление, что проблемы будущего экономики занимают в иерархии приоритетов Кабмина не самые высокие места. Консервация глубокой идеологической и технологической отсталости экономики Украины продолжается, причем ускоренными темпами.

Постараюсь кратко и доходчиво объяснить, к чему это приведет. Горно-металлургический комплекс и химическая промышленность и дальше будут утрачивать конкурентоспособность из-за технико-технологической отсталости, высокой себестоимости производимой продукции, низкого ее качества и неуклонного снижения спроса на продукты ГМК и химпрома.

В недавние времена Украина старалась превзойти страны третьего мира по производству аммиака и карбамида, выплавке чугуна и стали. Порочность этого пути не вызывала сомнений у специалистов, для которых термин «третья промышленная революция» не был пустым звуком. Сосредоточенность на сырьевой экономике была пусть и не простительна, но хотя бы объяснима для руководителей старой советской закалки. Но нежелание осознать направление развития ведущих стран мира и проводить соответствующую экономическую политику, демонстрируемое молодыми членами нынешнего Кабмина, с трудом укладывается в голове.

Все реформы подменяются необходимостью справиться с военными проблемами и покорным дрейфом в фарватере требований крупнейшего кредитора Украины – МВФ. Это прямой путь к окончательному скатыванию на уровень беднейших стран.

Тем, кто не желает думать о будущем, не стоит и обижаться на него. Если верить премьер-министру, правительство «камикадзе» добровольно выбрало свою незавидную судьбу. Кстати, термин «камикадзе» является частью более широкого японского термина «токкотай», которым называли всех добровольцев-смертников, а не только летчиков. Согласны ли граждане Украины стать добровольными участниками приближения краха экономики?

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: